Разговор о формировании массового серийного сегмента электрических тракторов на мировой арене сельхозмашиностроения идет уже давно. Оно и не удивительно, ведь большинство крупнейших игроков отрасли по-прежнему имеют большие планы по созданию действенной топливной и энергетической альтернативы традиционному в сельском хозяйстве дизельному топливу.
Электрическая энергия, в этом вопросе, в реальности может стать практическим адаптивным решением, способным заставить сельскохозяйственную технику и машины двигаться и выполнять технологические операции, обеспечивая при этом ресурсосбережение, функциональность, экономичность и экологичность.
При этом электроэнергией в самоходной технике уже давно никого не удивишь. Не секрет, что в настоящее время Tesla уже создает уникальные и инновационные электрокары с литий-ионными батареями и асинхронными двигателями, а в космос запускают космические корабли с электрореактивными силовыми установками. При таком стремительном развитии тотальная электрификация неизбежна и не могла обойти стороной сельское хозяйство, а также сферу АПК.
Именно поэтому «ГлавПахарь» подготовил для Вас небольшой рейтинг готовых решений и ТОП-5 новых электрических тракторов, которые уже можно купить на мировом рынке.
Электрическая энергия является вторым по популярности после газомоторного топлива и метана альтернативным видом топлива по объему разработок, емкости рынка и степени информационной осведомленности участников отрасли.
По сути, электричество — это даже не вид топлива, а инновационный источник энергии, который долгое время недооценивали и считали, что ресурс машин с электродвигателями не позволяет им в должной мере реализовать себя в отрасли АПК.
При этом основными положительными аргументами электромашин выступают экономическая эффективность, ресурсосбережение, безопасность (если сравнивать с агрегатами на газу) и экологичность, негативными — необходимость частой подзарядки и недоступность технологий в открытом доступе. Стоимость приобретения электротракторов с последующей интеграцией модулей и решений в парк агрохозяйств, хоть и дороже, чем более традиционные технологии, однако такой подход — это «игра вдолгую». На выходе фермер или аграрий получает существенную экономию, без разительной потери в производительности и временном факторе.
Любая подобная электротехнология в АПК, как правило, основана на преобразовании электрической энергии в механическую, а в основу работы подавляющего числа электрических машин положен принцип электромагнитной индукции.
Начнем наш рейтинг с разработки от американского производителя Monarch Tractor, который создал полностью электрическую компактную платформу для тракторов с искусственным интеллектом.
Фактически Monarch Tractor — это первый в мире полностью автономный электрический трактор с технологией Smart. Недаром в компанию еще на стадии стартапа вложились такие гиганты, как Trimble и CNH Industrial.
Техника сочетает в себе электрификацию, автоматизацию и машинное обучение. Машина способна передвигаться без водителя, анализировать данные об урожае, им можно управлять через приложение в смартфоне. Трактор имеет двигатель мощностью 40 л.с. При этом кратковременная пиковая мощность достигает 80 л.с., что эквивалентно тракторам тягового класса 1.4. Оборудование может работать как вездеход и использоваться в качестве электрогенератора непосредственно в поле.
Трактор способен передвигаться без водителя, выполняя заранее запрограммированные задачи. Функционал Monarch также использует режимы жестов и теней, что позволяет ехать прямо за оператором или рабочим фермы.
Через смартфон или планшет владельцы трактора могут получать уведомления о текущих погодных и метеорологических условиях. Техника также выдает отчеты о проделанной работе. При этом Monarch Tractor анализирует более 240 ГБ данных о состоянии поля, урожайности, текущей стадии роста и здоровья растений.
По заверению руководства компании, новый электрический автономный трактор имеет стартовую цену в 50 000 американских долларов (или около 2,924 млн российских рублей по текущему курсу) .
Отметим, что техника стала доступна для покупки еще с осени 2021 года, однако, например, в США машинам еще запрещено работать в полную силу ввиду отсутствия разрешения на использование полностью автономных тракторов без водителя. Такой запрет вынес Калифорнийский Совет по стандартам безопасности и гигиены труда США.
В своем обосновании Совет утверждает, что «несмотря на то, что в этой развивающейся отрасли были проведены профильные исследования, текущий набор данных слишком мал, чтобы сделать вывод о том, что безопасность, обеспечиваемая автономным трактором, эквивалентна безопасности, обеспечиваемой человеком-водителем». Несмотря на запрет, связанный с автоматизацией, тракторы Monarch Tractor пока можно использовать как базовую электрическую систему.
Флагманская модель индийского бренда Escorts Group (который недавно решил сменить название на Escorts Kubota Limited в связи с тем, что японский концерн Kubota практически полностью выкупил контрольный пакет акций), — трактор Farmtrac FT25G с литий-ионным аккумулятором фактически ознаменовал серийную электрификацию АПК.
Агрегат стал первым в отрасли полностью электрическим трактором, представленным на выставке LAMMA 2020, и получившим награду «Лучший дебют 2020 года».
В настоящее время для покупки уже доступна обновленная модель Farmtrac FT25 G HST, которую впервые показали на выставке Groene Sector Vakbeurs в Харденберге (Нидерланды).
Электрический трактор оснащен гидростатическим приводом, за счет которого достигается меньше операций переключения. Благодаря независимому карданному валу трактор подходит, помимо прочего, для скашивания и обработки почвы.
Электродвигатель развивает мощность 18,5 кВт (25 л.с.). С полной батареей возможно работать до 5 часов. Затем зарядка выполняется с помощью обычного подключения к сети или с помощью дополнительного внешнего быстрого зарядного устройства. Также в качестве опции предлагается фронтальный погрузчик. Максимальная скорость трактора FT 25 G HST составляет 17,5 км/ч. Гидравлический насос имеет расход 14,4 литров в минуту. Вес трактора — 1190 кг.
Новый Farmtrac стоит около 25,5 тысяч евро без учета НДС (или около 1,5 млн российских рублей по текущему курсу).
Стартап Cellestial E-Mobility также официально представил первые в Индии электрические тракторы под своим брендом. Компания из Хайдарабада разработала сразу три модели тракторов мощностью от 27 до 55 л.с. и планирует запустить продажи данной техники в течение ближайших трех месяцев.
Тракторы будут стоить сравнительно дешевле, чем сопоставимые агрегаты с обычным стандартным дизельным двигателем. Ожидается, что цена составит от 7570 до 10090 долларов США (или около 442-590 тыс российских рублей по текущему курсу). Новинки были впервые презентованы на выставке электромобилей в Бангалоре.
Электротракторы предназначены для использования в поле, а также в садоводстве или в теплицах. Машины могут преодолевать расстояние до 75 км на одном заряде и развивать скорость до 25 км/ч. При этом агрегаты имеют ВОМ, гидравлику и полный привод.
Зарядка аккумулятора трактора осуществляется с помощью базового бытового зарядного устройства от обычной однофазной розетки на 16 ампер, этот процесс занимает порядка 6 часов. При этом благодаря промышленной зарядной станции аккумулятор можно зарядить и быстрее, например, всего за 2 часа. Тракторы также оснащены функцией рекуперативного торможения и инвертирования мощности, что позволяет им самим питать ИБП для резервного питания.
Компания также планирует экспортировать тракторы в Мексику. Именно там бренд сотрудничает с фирмой Grupo Marvelsa. Руководство стартапа заявляет о целях продать порядка 4000 машин Cellestial на мексиканском рынке в течение следующих 3 лет.
Еще один разработчик электрических тракторов, которые уже поступили в продажу — турецкая компания ZY Electric Tractor. Новая техника выглядит как обычный стандартный трактор с кабиной, однако при этом под капотом находится не дизельный двигатель, а крупногабаритный электрический аккумулятор емкостью 95 кВтч.
Заряда батареи хватает примерно на 5-7 часов непрерывной работы в зависимости от условий эксплуатации. Батарея может быть полностью заряжена примерно за 45 мин.
Электрический трактор обеспечивает максимальную мощность до 160 л.с., при этом агрегат имеет бесступенчатый привод от большого электродвигателя.
У оператора машины имеется возможность следить за состоянием зарядки, в частности, с помощью большого дисплея. В случае, когда уровень заряда падает ниже 15%, оборудование предупреждает водителя звуковым сигналом. Показатели потребления энергии также видно сразу. В стандартной комплектации трактор оснащен GPS-навигацией.
Швейцарский производитель сельскохозяйственной техники, компания Sepp Knusel после двухлетних испытаний трактора SKE 50 запустила в серийное производство и продажу новую электрическую версию Rigitraс SKE 40 Electric. Трактор представляет собой полностью электрофицированную машину с высокоэффективным электродвигателем номинальной мощностью 54 л.с. (40 кВт). При этом максимальная мощность агрегата может составлять 87 л.с. (64 кВт).
Машина оснащена насосом Rigitrac производительностью 40 л/мин. Грузоподъемность передней навески составляет 700 кг, задней — 1400 кг.
Источником энергии трактора является литий-ионный аккумулятор с водяным охлаждением. Данный аккумулятор заряжается примерно до 80% в течение двух часов с помощью быстрого зарядного устройства.
При этом трактор можно заряжать и с помощью базового устройства. В данном случае для полного заряда батареи понадобится около 6,5 часов. В зависимости от интенсивности выполнения различных технологических операций, время работы техники составляет от 4 до 6 часов.
Передний вал отбора мощности обеспечивает 19 л.с., задний вал отбора мощности — 25 л.с. Ориентировочная цена тракторов на рынке составляет около 175000 евро (или около 10,3 млн российских рублей по текущему курсу).
Возвращаясь к индийским производителям, примечательно, что VST Tillers Tractors, Mahindra & Mahindra и Sonalika International Tractors также планируют разрабатывать электрические тракторы в мощностном сегменте до 100 л.с. Кроме того, активную разработку в сфере электрофикации тракторов ведут крупнейшие игроки рынка H2Trac, Solectrac, Landini, Fendt и СNH Industrial. Например, Fendt планирует представить свою новинку до 2024 года.
Интересной перспективной разработкой для рынка в обозримом будущем может также стать электрический трактор с шарнирно-сочлененной рамой Agri Eve. Техника будет доступна в четырех версиях с силовыми установками соразмерной мощностью 68 л.с.: Evo 1 — базовая модель для виноградников, садов и теплиц, Evo 2 — с дистанционным управлением для традиционного сельского хозяйства, Evo 3 — с интеллектуальной системой полного привода для городских служб и для муниципалитетов, Evo 4 — полностью автономная электрическая машина.
Отметим, что электрические тракторы Agri Eve Evo уже доступны для предварительной продажи в Италии. Первые из них будут поставлены в четвертом квартале 2022 года.
Свои концепты электрических машин для АПК также изготавливают Volkswagen, Atomictractor, RISE и многие другие.
Свой первый электрический трактор создали и в России. Инжиниринговые компании «Актив Техно» и «Априорные решения машин» успешно провели первые ходовые испытания коммунального трактора «КМ Универсал» с электроприводом. Новая машина построена на базе серийно выпускаемой на Чебоксарском заводе силовых агрегатов (ЧЗСА) коммунальной техники с двигателем внутреннего сгорания.
Параллельно с испытаниями компании готовят к представлению в Минпромторг план импортозамещения ключевых электрических компонентов, которые в дальнейшем могут быть использованы также в электрической складской технике, что позволит уже к концу 2022 года перейти к серийному выпуску электрической техники для использования в теплицах и городском хозяйстве.
Работа по созданию электрического трактора началась в середине 2021 года. Инженеры «Актива Техно» и АРМ не только разработали документацию, но и собрали первый образец новой машины, которая питается исключительно от батареи и не имеет привычного ДВС. Вместо двигателя внутреннего сгорания и гидростатической трансмиссии тракторное шасси получило аккумуляторную батарею и систему электропривода, которая обеспечивает не только движение машины, но и работу навесного оборудования.
Первый образец электрического коммунального трактора развивает скорость до 30 км/ч. Грузоподъемность самосвального кузова составляет более 1 тонны.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru