Ситуация в отрасли сельхозмашиностроения в России продолжает оставаться стабильной, несмотря на глобальные общемировые проблемы и негативный внешний фон вокруг нашей страны.
Громкие уходы с отечественного рынка ряда крупнейших брендов с мировым именем не повлияли на объемы отрасли в целом, и уж тем более не отразились на реальной инвестиционной привлекательности страны. Да, проблемы, конечно, есть, но потребность в сельхозтехнике и фактическая платежеспособность аграриев по-прежнему остается на достаточно высоком уровне. Это означает только одно, что ушедшие с российского рынка иностранные компании и их продукты будут заменены аналогами из России и стран, которые более дальновидно смотрят на сложившуюся ситуацию и умеют отделять бизнес-процессы от политических игр.
В ранее опубликованных материалах мы неоднократно подчеркивали, что в РФ в настоящее время существует более 100 отечественных производителей сельхозтехники, машин и оборудования, которые готовы эффективно потрудиться в сложившихся реалиях.
При этом к отечественным «акулам» сельхозмашиностроительного сектора в океан АПК непременно приплывут и зарубежные. Уже факт, что, как никогда раньше, свою деятельность на территории нашей страны активизировали, например, Китай и Бразилия, которые вопреки стереотипам, являются крупнейшими сельхозмашиностроительными регионами и экспортерами во всем мире. Им есть что предложить нашим фермерам. Но сегодня поговорим все-таки не о них, а об Индии. На наш взгляд, это серьезный игрок, которого очень зря недооценивают и зачастую упоминают вскользь.
«ГлавПахарь» предлагает Вам ознакомиться с тем, какую сельхозтехнику и сопутствующие продукты производят в Индии, чем интересна страна для наших фермеров, и что готова предложить России родина слонов, чая, основателя буддизма, специй, шахмат, йоги и знаменитого на весь мир Болливуда?
Индия представляет собой настоящую колыбель одной из древнейших человеческих цивилизаций. Одна из многовековых мудростей коренных жителей гласит: «дерево узнают по плодам». Именно поэтому перед тем как поговорить о продуктах отрасли сельхозмашиностроения давайте немного поближе узнаем и саму страну, «копнув» в ее историю и особенности.
Индия — страна контрастов, ведь именно здесь прекрасные парки и дорогие отели для приезжих туристов соседствуют с нищетой местного населения. При этом необычность региона заметна невооруженным глазом даже по географическим особенностям, ведь на территории страны расположены как горные вершины Гималаев, так и побережье Индийского океана. История страны насчитывает пять тысячелетий. На севере Индии сохранились архитектурные памятники эпохи Великих Моголов, в том числе Красный форт и мечеть Джами-Масджид (Соборная мечеть) в Дели и мавзолей Тадж-Махал в Агре. Город Варанаси известен как место паломничества индуистов, которые совершают омовение в Ганге, а Ришикеш — как центр йоги и отправная точка для походов в Гималаи.
Будем конкретны. Чем же Индия заслужила такого внимания у профильного портала по сельхозтехнике? Ведь уж точно не своими историческими и географическими достижениями. Все просто, Индия — настоящая кузница сельхозтехники и крупнейший производитель тракторов в мире.
В 2022 году страна официально стала самой густонаселенной территорией нашей планеты с численностью населения около 1,426 млрд человек, обойдя даже Китай. Если приложить к этому факту откровенно дешевую стоимость рабочей силы, можно легко найти для себя ответ на вопрос, почему большинство сельхозмашиностроительных брендов стремятся локализовать свои производства и построить свои заводы именно в Индии. И это при том, что страна и сама является богатой на промышленные холдинги и заводы-изготовители агрегатов для сельского хозяйства.
Индия — конкретный пример развивающейся аграрно-индустриальной страны с достаточно развитой промышленностью. За годы независимости государство совершило настоящий революционный скачок в экономике и теперь входит в ТОП-10 самых мощных по объему ВВП.
Сельскохозяйственную направленность региона подтверждает тот факт, что по данным на 2021 год, в сельском хозяйстве было занято свыше 55% населения Индии, а его доля в ВВП страны составляла около 20%.
Индия занимает второе место в мире по объему производства сельскохозяйственной продукции. Как и везде в Индии, в сельском хозяйстве также наблюдаются свои контрасты: например, здесь до сих пор крупные плантации соседствуют с мелкими аналогами российских КФХ и ЛПХ.
Страна занимает первое место в мире по площади пахотных земель (около 170 млн га) и по площади орошаемых земель (около 55 млн га). По водным ресурсам у государства — 7 место, так как 3% от всех мировых возобновляемых водных ресурсов находятся именно здесь. Главный источник воды для ирригации в Индии — грунтовые воды, их много, однако во многих регионах страны ситуация с ними становится все более критичной, так как уровень потребления значительно опережает возобновление из естественных источников, уровень вод понижается, идет их засоление.
Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Индии составляет 15 %. Штаты Уттар-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Мадхья-Прадеш, Андхра-Прадеш, Телангана, Бихар, Западная Бенгалия, Гуджарат и Махараштра традиционно являются основными центрами индийского сельского хозяйства.
В структуре производства отрасли особое место занимают овощи (около 60%) и фрукты (около 31%). На долю плантационных культур (кокосы, чай, какао, бананы, каучук и прочее) приходится до 6%, на специи — до 2%, на цветы — до 1%. Главными зерновыми культурами в Индии являются рис и пшеница, но есть поля и с подсолнечником, и соей. Основными техническими культурами являются хлопчатник и сахарный тростник.
Индия занимает второе место в мире по производству сахара — около 15 млн тонн сахара в год. Сырьё для производства сахара выращивается на площади около 3,8 млн га земли.
Важную роль в сельском хозяйстве Индии играет и животноводство. Так, по количеству поголовья крупного рогатого скота (221,9 млн т) Индия занимает первое место в мире, однако по потреблению мяса — одно из последних в мире, что объясняется религиозными воззрениями (напомним, что в индуизме корова является священным животным). Насчитывается 58,8 млн овец, 18 млн свиней, 9 млн верблюдов. Далеко не последнюю роль занимает и сельхозмашиностроение.
Крепкие двусторонние отношения между Республикой Индия и Российской Федерацией зародились еще во время холодной войны, когда Индия и Советский Союз обладали крепкими военными, экономическими и дипломатическими связями. После распада СССР Россия унаследовала близкие отношения с Индией. Именно поэтому стоит задумать и о том, что данная страна, наряду с Китаем и рядом государств Латинской Америки, может оказать пусть и не прямую, но весомую косвенную поддержку нашему государству.
Отметим, что, например, по состоянию на 2012 год доля России в индийском внешнеторговом товарообороте составляла 1 % (32 место среди внешнеторговых партнеров Индии), в российской внешней торговле на Индию в 2012 году пришлось 1,3 %. За последние 10 лет данные показатели выросли в среднем в 3-4 раза. Также Индия является вторым по величине рынком сбыта для российской оборонной промышленности: так, начиная с 2004 года году более 70 % индийского военного оборудования поставлялось именно из России, что сделало РФ основным поставщиком военной техники.
В целом основой российско-индийских экономических отношений являются межправительственное соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве 1992 г. и Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индия 1993 г.
В марте 2022 года Россия и Индия приступили к разработке механизма, который позволит странам вести расчеты в национальных валютах — рублях и рупиях, что не потребует привязки точного курса к какой-либо валюте. Такое решение позволит взаимно интегрироваться друг в друга не только по военной отрасли, но и, к примеру, по направлению сельхозмашиностроения. Опыт такого межстранового взаимодействия у России и Индии есть, и здесь речь идет не только о наращивании двухсторонних поставок сельхозтехники, но и создании совместных производств.
Известный факт, что российские инвестиции в Индию достаточно большие. Можно вспомнить, что в 2010 году «КАМАЗ» открыл сборочное производство в Хосуре в формате совместного предприятия «Kamaz Vectra Motors Ltd». Еще один пример, но уже из Республики Беларусь, когда в рамках реализации нового соглашения о партнерстве МТЗ планировал организовать в Индии локализацию и сборку тракторов под совместным брендом DARSH BELARUS. При этом сама Индия сравнительно немного вкладывает в Россию: накопленный объём индийских инвестиций в экономику РФ не такой большой. Однако теперь ситуация может измениться достаточно сильно. Что же может предложить Индия России в сегменте сельхозмашиностроительной продукции и смежных отраслей? Давайте разбираться.
Начнем не с машиностроительных брендов, а со смежного, но довольно важного сегмента — сельскохозяйственные шины. Если уход европейских и американских производителей сельхозтехники с российского рынка носил больше точечный характер, так как зачастую это отдельные компании и отдельные виды техники, к которым, как правило, все-таки можно найти альтернативу в РФ, то вот шинный сектор пошатнулся весьма серьезно. Оно и понятно, ведь такие мастодонты отрасли как Continental (Германия), Michelin (Франция), Goodyear (США), Cooper (США), Bridgestone (Япония), Yokohama (Япония), Nokian (Финляндия), Hankook (Корея), Kumho (Корея), Mitas (Чехия) в той или иной степени частично или полностью приостановили поставки и деятельность в России. Глядя на список, можно действительно сильно забеспокоиться, так как на ум теперь приходят компании, которые пересчитать можно буквально по пальцам (например, Белшина (Беларусь), Нортек (Россия) и ряд китайских компаний). Но все не так критично, а еще одной практической альтернативой для отечественных аграриев легко может стать крупнейший в мире производитель сельскохозяйственных и специализированных шин BKT родом из Индии.
Напомним, что Balkrishna Industries Ltd. (BKT) — базирующаяся в Индии компания по производству шин. Группа BKT производит и постоянно обновляет широкий ассортимент внедорожных шин для сельскохозяйственной, промышленной, землеройной, горнодобывающей техники, а также для машин повышенной проходимости и садоводческого оборудования.
Ассортимент инновационных решений BKT, разработанных для удовлетворения разнообразных потребностей клиентов, включает свыше 3200 наименований, которые представлены более чем в 160 странах мира.
Недавно бренд существенно расширил свою базу и завод в Бхудже (Индия), как будто специально готовясь к новым вызовам на рынке. На предприятии было официально запущено новое производство диагональных и радиальных шин BKT для сельского хозяйства, шин для зимних сельскохозяйственных работ, шин для илистой и влажной почвы, а также продуктов с оптимизированными показателями веса и шума.
Масштабная модернизация предприятия в Индии стала результатом денежных вливаний в размере около 95 млн евро. Отметим, что компании BKT удалось реализовать данный инвестиционный проект в рекордные сроки — менее года прошло с начала земляных работ 22 мая 2021 года. Теперь же группа открывает следующую главу своей истории. Новый завод площадью более 4,86 га сможет выйти на полную мощность в 50 000 метрических тонн в течение 6 месяцев. Не исключено, что большой объем продукции пойдет именно на российский рынок.
Руководство BKT приняло стратегическое решение существенно расширить производство, чтобы соответствовать растущему мировому спросу на шины, особенно заметному в сельскохозяйственном секторе.
«Мировой спрос на сельскохозяйственные шины растет. Существуют явные признаки того, что рост в этом сегменте сохранится. Текущее расширение, соответствующее стратегии компании в области развития и качества продукции, соответствует ожиданиям наших лояльных клиентов. В один из самых сложных периодов, которые переживал мир из-за пандемии в 2021 году, мы внедрили стратегию, которая помогла нам поставлять продукты в соответствии с требованиями клиентов, даже самых взыскательных. Мы считаем, что пришло время действовать и делать все возможное, чтобы соответствовать растущим потребностям клиентов не зависимо от страновой принадлежности. Это расширение является нашим ответом на общий спрос».
Подчеркнем, что с момента основания компании BKT ее миссия заключалась в «постоянном расширении и развитии благодаря высокому качеству продукции». И новый завод вполне соответствует цели компании — стать одним из ведущих производителей в мире. Завод отвечает самым современным требованиям с точки зрения оборудования, объектов инфраструктуры и условий для сотрудников. Он находится в городе Бхудж в штате Гуджарат (Индия) на расстоянии около 60 км от порта Мундра на берегу Аравийского моря. Подобное расположение значительно упрощает доставку продуктов BKT в более чем 160 стран по всему миру, в том числе и на территорию Российской Федерации.
Перейдем к сельхозтехнике, и тут, в первую очередь, стоит поговорить о тракторах. Есть статистические данные о том, что, например, в 2018 году 50% всех тракторов в мире были произведены именно на площадках в Индии. При этом Индия — не только крупный производитель и площадка для инвестиционных проектов со всего мира, но и крупнейший рынок сбыта сам по себе. На рынке представлен широкий выбор марок тракторов, создающий дешевые машины в невероятных количествах.
Самая известная индийская марка тракторов для россиян — это Solis. Компания производит колесные тракторы мощностью от 20 до 120 л.с. Однако на сайте компании указано, что Solis является лишь третьим по величине производителем в Индии.
Работа в таком мощностном сегменте обусловлена в целом тем фактом, что в Индии почти нет тракторов мощностью более 180 л.с. Большинство производимых в стране агрегатов оснащаются двигателями мощностью 40-45 л.с., имеют компактный размер и предназначены для мелких и средних фермеров.
Новинки и флагманские модели тракторов можно легко увидеть в России. Компания регулярно показывает достижения промышленности на профильных выставках сельскохозяйственной техники на стендах своих дилеров. Так, например, технику Solis можно было лицезреть на ЮГАГРО-2021 в Краснодаре, где бренд показал сразу три трактора для сельского хозяйства с двигателями Yanmar: Solis 90 с полным приводом, Solis 50 RX и Solis 25 XL.
При этом всего индийским концерном производится три линейки:
Mahindra & Mahindra Corporation — крупнейший производитель тракторов в Индии, а также крупнейший машиностроительный концерн в мире.
Тракторы бренда мощностью от 20 до 120 л.с. широко продаются как в самой Индии (где компания лидирует с 1983 года), так и в Китае, Австралии и странах Северной Америки. Компания также имеет шесть сборочных заводов в США. Почему бы данным машинам более активно не зайти в Россию?
Время от времени тракторы Mahindra появляются и на российском рынке, иногда модели бренда показывают на выставках, а, к примеру, в 2020 году один из тракторов компании даже проходил испытания на Северо-Западной МИС (протокол № 10-39-20 (6240362) от 22 декабря 2020 года). На испытаниях был трактор Mahindra 7590 4WD, произведенный в Индии. Трактор оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом VNE487H-TCI мощностью 92 л.с.
Если говорить об истории, то первые тракторы бренда были созданы на базе сельхозмашин Zetor и продавались под маркой Hindustan. В 1999 году Mahindra Tractors выкупила 60% у иностранного инвестора, а в 2001 году завершила покупку остальной части компании, переименовав ее в Mahindra Gujarat Tractors Ltd, став частью Mahindra Group.
Сейчас компания Mahindra продолжает скупку активов, так бренд приобрел крупнейшего финского производителя зерноуборочных и селекционных комбайнов, а также лесохозяйственной техники Sampo Rosenlew. Компания, основанная еще 1945 году, теперь владеет пакетом акций Sampo Rosenlew объемом 74,97%. Теперь индийская Mahindra представлена более чем в 20 отраслях промышленности и народного хозяйства, а оборот компании составляет немного-немало около 20 млрд американских долларов.
Главный офис Mahindra находится в Вадодаре. Продукция бренда сертифицирована по стандартам ISO 9001: 2008 и OHSAS18001: 2007. Компания имеет очень хорошую маркетинговую сеть по всей Индии, насчитывающую 13 офисов и около 225 дилеров.
Еще один крупный индийский игрок — группа компаний Escorts. Бренд начал местное производство еще в далеком 1971 году совместно с культовым на тот период времени машиностроительным концерном Ford.
Общий объем производства постоянно рос и уже к 1980 году достигал внушительных 71 тыс сельскохозяйственных тракторов. В 1992 году Ford Motor Company вышел из тракторного бизнеса, но название было разрешено продолжать использовать в соответствии с соглашением до 2000 года, после этого Escorts переименовала все свои модели с Ford на уже привычные нам Escort. Сейчас все тракторы компании продаются под тремя торговыми марками: Escort, Powertrac и Farmtrac.
В целом компания Escort производит строительные и сельскохозяйственные тракторы мощностью от 12 до 120 л.с., всего продано уже более 600 000 тракторов.
Escorts известна российским фермерам и по тому, что именно к этому машиностроительному предприятию из Индии особый интерес проявляет японская корпорация Kubota. Так, бренд уже начал массовое партнерское производство тракторов через совместное предприятие в стране.
При этом Kubota не оставляет попыток увеличить долю в индийском производстве тракторов Farmtrac, надеясь приобрести контрольный пакет акций группы Escorts. По сообщению директора Escorts, Kubota планирует получить 50 % акций производителя уже к концу апреля 2022 года.
Tractors and Farm Equipment Limited (TAFE) — второй по величине производитель тракторов в Индии. Компания была основана в 1961 году для производства и продажи тракторов совместно с Massey Ferguson и соответствующей сельскохозяйственной техники в Индии. Она является частью Amalgamations Group, базирующейся в Ченнаи с Малликой Сринивасан в качестве председателя компании.
AGCO владеет 24% акций компании TAFE, это не блокирующий пакет, так что концерн можно считать индийским производителем. Тракторы производятся и продаются в Индии под брендами TAFE и Massey Ferguson, а также экспортируются под обоими брендами. В 2005 году TAFE приобрела подразделение по производству тракторов и двигателей Eicher Motors. Теперь компания реализует на рынке продукцию под торговыми марками Massey Ferguson Tractors TAFE, TAFE Tractors, Eicher Tractors, IMT Tractors, двигатели, генераторы, аккумуляторы, шестерни, насосы и цилиндры к ним.
Action Construction Equipment Limited (ACE) начало производство тракторов в 2009 году, запустив две модели в категориях 35/45 л.с. В настоящее время компания производит 12 моделей тракторов, комбайны и другую сельхозтехнику. Тракторы ACE широко используются в сельском хозяйстве, а также для строительства и промышленных перевозок. ACE предлагает технику мощностью от 35 до 90 л.с. Также доступны модели с опцией 4 WD (полный привод).
В октябре 2020 года компания ACE Tractors достигла рубежа, продав 4000 тракторов в Индии и Непале. Производственные предприятия ACE расположены в Фаридабаде (Харьяна), Кашипуре / Баджпуре (Утраханд).
Компания Agri-King Tractors and Equipments Pvt Ltd была основана в 2010 году в Маджхоли, Химачал-Прадеш, в Северной Индии. Agri King производит три модели тракторов: Agri King T44 мощностью 40 л.с., Agri King T54 мощностью 50 л.с. и Agri King 20-55 мощностью 50 л.с. с улучшенной 24-скоростной синхронизированной трансмиссией. И все это с местными двигателями Kirloskar.
Откровенно говоря российские аграрии уже привыкли к тому, что высшее руководство крупнейших европейских и американских компаний не отстают от политиков, и не всегда точно делают то, что обещают. Все-таки мы говорим о капиталистическом мироустройстве, а значит никто не хочет упускать своей выгоды, тем более потеряв крупнейший в мире рынок сбыта сельхозтехники.
Еще из школьной программы мы знаем, что капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений в таком процессе является стремление к увеличению капитала и к получению прибыли.
Именно поэтому в случае с Индией есть много подводных камней, и страна по факту может стать настоящим плацдармом для обхода антироссийских санкций, причем не столько для нашей страны, а именно для производителей сельхозтехники из Европы и США. Спросите почему? Объясняем!
В Индии удивляет огромное количество собственных компаний-производителей (это мы уже выяснили), но еще больше удивляет как дешевая рабочая сила и возможности строительства и инвестиций в регион из раза в раз привлекают к себе крупнейшие машиностроительные холдинги. На территории страны сразу три сторонних сельхозмашиностроительных предприятия производят тракторы. Причем форма и вид локализации достаточно непривычна. К таким компаниям относятся:
Отметим, что мы назвали только те проекты, которые давно запущены на индийской земле. Но нашу теорию подтверждают и свежие новости с полей. Например, британский производитель специализированных машин JCB буквально на днях открыл новое производство сельхозтехники в Индии.
Таким образом, британские бренды не оставляют попыток существенно нарастить влияние в регионе и закрепиться на индийском рынке. Так, JCB инвестировала в новое производство площадью около 20 га в Индии 100 миллионов фунтов, а новая промышленная площадка, которая к слову стала по счету уже шестой в Индии, открылась в провинции Гуджарат, недалеко от портового города Сурат на Западном побережье Индии. Данный регион считается одним из самых перспективных из-за наличия профессиональных кадров и приближенности к морским путям, что минимизирует проблемы с поставками комплектующих, оборудования и сырья.
Индия является для бренда стратегически важным регионом. Свое партнерство со страной компания начала еще в 1979 году, впервые запустив в регионе полномасштабное производство строительной и сельскохозяйственной техники. В текущих условиях Индия является крупнейшим рынком сбыта для JCB, такая тенденция стала особенно заметна с 2007 года. Сегодня каждая вторая единица сельхозтехники, продаваемая в Индии, производится именно на предприятиях концерна JCB. Возможно ли использовать эти производственные площадки для поставок в Россию? А почему собственно нет?
Таким образом, при таких мощностях, инвестициях и территориальной расположенности, не подпадающей под санкции, тяжело не думать о том, как бы все-таки поставлять сельхозтехнику в Россию, однако это всего лишь мысли вслух. Что нам продемонстрирует отрасль покажет только время…