Папа может, или как умельцы создают самодельные тракторы на курской земле

18.11.2021
6347
vk.com-logo

Мы неспроста начали заголовок статьи со слов «папа может». Герои нашего сегодняшнего репортажа — Алексей Котельников и Александр Тимофеев не только хорошие разработчики, но и отцы со стажем. На двоих у энтузиастов из Курской области шесть детей — и это уже заслуживает большого уважения. 

Но у отцов из д. Струковка Щигровского района есть еще и удивительное хобби — создание самодельных тракторов из подручных средств. Причем это не просто сборка из имеющихся материалов, это изготовление технически сложных машин с собственным дизайном и конструкцией, выполненной по чертежам с использованием как тракторных, так и автомобильных узлов и комплектующих. Самодельные тракторы придуманы и полностью сварены и собраны разработчиками на своем участке и у себя же в гараже. Это ли не чудо?

Да, сегодня речь пойдет, не о глобальных брендах и производителях с мировым именем, а о простых людях из российской деревни, которые работают на земле и являются продолжателями дела великого русского механика-изобретателя Ивана Кулибина.

«ГлавПахарь» лично встретился с умельцами-разработчиками из Курской области, осмотрел самодельные тракторы вживую и узнал подробности об этапах сборки, особенностях конструкции и технических характеристиках. Ну что ж...давайте знакомиться!

Как умельцы из Курской области делают самодельные тракторы?
Фото: glavpahar.ru
Как умельцы из Курской области делают самодельные тракторы?

Немного о разработчиках самодельных тракторов из Курской области

В д. Струковка Щигровского района буквально в трех домах друг от друга живут два удивительных мастера.

Первый из них, Алексей Котельников, не просто собирает тракторы, но еще и ведет свой собственный канал на YouTube — «Алексей В. МТ‑2». У мужчины и его супруги Любови четверо взрослых сыновей. Они часто приезжают помочь родителям по хозяйству, но благодаря главе семейства, который создал свой личный трактор, хлопот стало меньше. Второй год подряд ребятам не надо вручную косить, копать, опрыскивать огород, а также расчищать снег. Теперь для этого есть он — самодельный трактор с кабиной.

Алексей Котельников — разработчик самодельных тракторов из Курской области
Фото: glavpahar.ru
Алексей Котельников — разработчик самодельных тракторов из Курской области

Как признался Алексей, тяга к технике у него с детства: например, он сам мастерил коньки и восстанавливал старые велосипеды. Его дед Петр Васильевич был плотником, но к «железкам» внука приучал с малых лет — у него была небольшая домашняя кузница. Мастер выучился на шофера и электромеханика, а после армии работал в колхозе водителем. Уже позже, когда в хозяйстве появился мотоблок, мужчина смастерил к нему самодельный адаптер. А год назад на основе мотоблока собрал свой первый мини-трактор с прицепом, а уже затем новый с кабиной.

Александр Тимофеев — разработчик самодельных тракторов из Курской области
Фото: glavpahar.ru
Александр Тимофеев — разработчик самодельных тракторов из Курской области

Александру Тимофееву тоже есть чем удивить. Мужчина женат (супруга — учитель) и у него два взрослых ребенка (сын и дочь живут в Курске). Мастер начинал работать водителем в колхозе на территории района. Затем имел свой собственный ЗИЛ, когда уже работал инженером в этом же хозяйстве. У умельца любовь к технике в крови. И отец, и дед также были инженерами со знанием своего дела и конструкции сельхозтехники. К слову, Александр уже не только создал свой первый трактор, но и приступил к созданию второго, более мощного агрегата. Но не будем забегать вперед, всему свое время!

Сумасшедший клиренс: в Италии показали интересную модификацию старого трактора

Самодельный трактор от Алексея Котельникова: какой он?

ГлавПахарь. Добрый день, опишите тот день, когда Вы решили создать свой собственный трактор?

Алексей Котельников. Добрый день, тут был не день, а большой промежуток времени. Идея создать свой трактор созревала в голове постепенно. Сначала я купил себе мотоблок, но со временем с ним стало тяжело работать в огороде. Чтобы снизить затраты ручного труда загорелся идеей создать свой собственный адаптер для боронования и окучивания к мотоблоку, изучил несколько профильных сайтов в интернете, пообщался с другими разработчиками, и сделал, — вроде получилось. Именно тогда понял, что хочу делать самодельные агрегаты.

Внешний вид самодельного трактора с кабиной от Алексея Котельникова
Фото: glavpahar.ru
Внешний вид самодельного трактора с кабиной от Алексея Котельникова

Первой полноценной самоходной разработкой для меня стал легкий мини-трактор с открытой кабиной, как раз-таки на базе своего личного мотоблока. Было непросто, так как делал все в первый раз по чертежам из интернета. Но понравилось!

Далее решил, что хочу еще один новый трактор, только помощнее, и уже с использованием комплектующих автомобиля «классика».

Изначально я не говорил семье о своем увлечении, они просто думали, что я вожусь по хозяйству и занимаюсь стандартными домашними делами. А потом узнали и поддержали в увлечении. Сейчас я активно подключаю к разработке детей, они молодые, прогрессивные, что-то подскажут, что-то помогут. Вообще четко помню их реакцию в первый раз: «Ого, батя сам сделал трактор». 

ГлавПахарь. Если говорить о самодельном тракторе, расскажите о двигателе, а также назначении и практическом применении агрегата?

Алексей Котельников. На трактор я установил одноцилиндровый бензиновый (АИ-92) двигатель BRAIT мощностью 13 л.с. со стартером (изначально стояла восьмерка от Patriot) — читал много положительных отзывов о моторе, хороший движок.

В качестве оборудования для подъема навесных агрегатов сначала я использовал ручной прицепной механизм подъема в форме тяги из металла с отвалом. Затем решил взять моторчик и тросики с дворника «Жигули» — это уже был механизм с кнопкой, но работал он все равно медленно. Следующим шагом сделал полноценную гидравлику, она же сейчас и стоит на тракторе.

Теперь техника максимального многофункциональна, она предназначена для работы в личном подсобном хозяйстве в агрегате с двухкорпусным плугом, косилкой, окучивателем, картофелесажалкой и другими навесными орудиями. В целом все навесное оборудование — плуг, борону, однорядную копалку, косилку, отвал с гидравликой и даже опрыскиватель (от жуков) — тоже сделал сам. Картофелесажалку, правда, сам не делал, но модернизировал.

ГлавПахарь. Что по колесной базе и другим характеристикам? Откуда берете комплектующие, материалы и металл?

Алексей Котельников. Вес агрегата составляет 400 кг, он имеет топливный бак объемом почти 5 литров, которого хватает где-то на 50 соток. Колея изначально была 70 см, сейчас я сделал вставные удлинители на 120 см. Это позволило сделать трактор более устойчивым на таких работах, как пахота (на глубину 18-20 см) или при эксплуатации с прицепом. При этом на работах по копке и посадке картофеля я возвращаюсь к 70 см. Максимальная рабочая скорость составляет 30 км/ч.

В целом задняя навеска — стандартная трехточка (грузоподъемность — 160-180 кг) , передняя навеска — гидравлическая. Зарядка, свет, сигнал, коробка передач, стекло, мост (обрезанный под 70 см и адаптивный) и поворотные кронштейны идут от «жигулей» ВАЗ-2107/2106; приборная панель и руль — от ВАЗ-2101 «Копейка»; фары и решетка радиатора — от старых «Москвичей-401/412», насос — от Volkswagen Golf; бачок с маслом гидравлики — от Волги; штоки и масляные бачки — от УАЗ; передние колеса — от мотоблока, задние — от УАЗ; распределитель гидравлики покупной — Р80 производства Беларусь.

Трактор полностью изготовлен и собран самостоятельно, все сварные работы проводились на участке. Балку, обвесы, капот, раму и стойки варил, выгибал и подгонял сам. Точить, я ничего не точил, а так у меня есть ручная сварка, болгарка, дрель и полный комплект необходимых инструментов. Да, я обращался к токарю только со шкивами. Вопрос про металл интересный — что-то покупаю, что-то привозят дети или друзья, зная о моем увлечении. Плюс есть и свои закрома еще с Советских времен. Без металла не остаюсь.

ГлавПахарь. Почему раму для своего трактора начали делать снизу? И вдохновлялись ли Вы какой-то моделью по дизайну или это полностью Ваша задумка, ведь внешний вид разработки нестандартен и напоминает легковые автомобили 70-х годов премиум-класса?

Алексей Котельников. По раме — такое решение было принято из-за того, что когда ставишь ее по традиционной технологии, сам трактор становится выше, а при габаритах 1 метр 70 см, учитывая наличие кабины, есть проблемы с устойчивостью. Но благодаря такому решению трактор стал ниже и безопаснее. Теперь у меня нет крена кузова. Плюс изначально было удобно крепить карданный вал. Раму я усиливал, обваривал и накладывал заградительные пластины на входах в металл. Рама, на самом деле, самое сложное для меня. Подогнать раму, обрезать мост по точным размерам — с этим пришлось изрядно повозиться. Решение подсмотрел у одного из коллег по цеху самодельщиков. Также активно общаюсь и с другими разработчиками-трактористами, например, с Олегом Шовшуевым, который родом из Украины. 

Если говорить о дизайне, то кабина высокая и вытянутая, да, выглядит необычно, но мне нравится, это моя идея и мое видение. Кабина цельносварная со стояками, затем просто вставил рамки со стеклами от «жигулей».

ГлавПахарь. Трактор постоянно дорабатывается. Как говорится, «нет предела совершенству». Что в процессе модернизации Вы сделали последним?

Алексей Котельников. Я несколько раз переделывал выхлопную трубу (глушитель). Сначала поставил ее от более маленького трактора, потом понял, что данной машине нужен свой более крупный глушитель. Таким образом, я решил сразу несколько проблем: улучшил внешний вид, повысил эстетичность и экологичность выхлопов, а также снизил шум.

Я сделал ручку, чтобы было удобно поднимать капот, поставил дворники, катафоты и светоотражающие огни. Также я сделал шумоизоляцию, теперь в кабине более комфортно ездить.  Кроме того, если вы заметили, задние колеса у меня от легкового автомобиля, но я их подделывал, сам нарезал, а, к примеру, в зимнее время работаю с собственноручно сваренными цепями для устранения проскальзывания.

ГлавПахарь. Скольно техника уже отработала в реальных полевых условиях? Во сколько обошлось создание такого трактора по деньгам и сколько времени было затрачено?

Алексей Котельников. Наработка трактора составляет около 2 га. Трактор создавался около 3,5 месяцев. Стоимость моих личных вложений составила около 50 тыс. рублей.

Сейчас в планах сделать еще один трактор с кабиной, более мощный. Ребята пригнали мне еще одни «Жигули», работа над проектом уже началась. Сначала буду ставить бензиновый двигатель на 75 л.с. (будет конкурент Belarus), так как дизельный мотор более дорогой, но в планах установка и дизеля, так как для сельхозтехники он, конечно же, лучше. Для новой разработки у меня уже есть мотор, насос НШ-10, коробка передач, раздатка от «Нивы». При создании буду использовать уже свой практический опыт, информацию из интернета и старую проверенную временем профильную литературу, например, у меня есть еще советская книга по тракторам МТЗ.

Самодельный трактор от Александра Тимофеева: какой он?

Второй наш герой — Александр Тимофеев — создал не менее интересный трактор, который нам также посчастливилось увидеть вживую.

Внешний вид самодельного трактора без кабины от Александра Тимофеева
Фото: glavpahar.ru
Внешний вид самодельного трактора без кабины от Александра Тимофеева

ГлавПахарь. Добрый день, что для Вас разработка собственных тракторов?

Александр Тимофеев. Добрый день, начну с того, что сейчас разработчики, с одной стороны, пользуются большим спросом, но в тоже время никому не нужны. В этом парадокс. Говоря о сельском хозяйстве, сейчас на рынке присутствует огромное количество производителей, которые делают умную технику, а значит умные механизаторы теперь не требуются. Сейчас современному оператору машины стоит только знать компьютер и цифровые технологии в тракторе, больше ничего не надо, только разворачивайся в поле, и все. На моей прошлой работе в целом так и произошло, — когда 10 лет назад нужно было ремонтировать машинно-тракторный парк и давать вторую жизнь старым тракторам в хозяйстве — я был нужным работником, сейчас, когда всю работу по ремонту и настройке выполняют сервисные инженеры, такие как я уже не нужны, да и тракторы сейчас новые и более сложные. 

Важно понимать, что любовь к технике у меня в генах. Я был водителем, потом долгое время работал инженером в хозяйстве. Так что я, как и мой отец, как и мой дед, неразрывно связан с техникой и сельским хозяйством. Я занимаюсь созданием самодельных тракторов не только потому что это нужно мне в хозяйстве, но и потому что мне этот процесс доставляет истинное удовольствие.

ГлавПахарь. Расскажите о тракторе и его технических характеристиках.

Александр Тимофеев. Трактор собственной разработки получил стартер и одноцилиндровый бензиновый двигатель LIFAN мощностью 15 л.с. с воздушным охлаждением (мотор брал в Старом Осколе на рынке, год назад он стоил 20 тыс рублей). 

Мосты, коробку передач и трансмиссию брал от «классики», резину и колеса — от «Нивы», ряд обвесов и педали — от «УАЗ», приборную панель и руль — от автомобиля NISSAN, свет и генератор — от «жигулей». Ширина колеи сделана на 70 см (под стандартное междурядье картофеля). Грузоподъемность — 250 кг.

Своеобразной фишкой агрегата является обрезанный под модель капот от трактора ХТЗ-150. Трактор оснащен трехточечной навеской и топливным баком объемом 3 литра. Транспортная скорость машины составляет до 30 км/ч. Рабочая скорость совсем небольшая, так как пониженной и повышенной передачи у меня нет: стоит маленькая звездочка на коробке и большая на мосту. Переднее и заднее передаточное число идет с ИЖа.

Полный привод и шарнирно-сочлененную раму (для тракторов такого мощностного класса это что-то чрезвычайно редкое) делал самостоятельно. Также для трактора я сразу планировал делать гидравлику, никаких временных ручных механизмов не предусматривалось — распределить Т40 производства Болгарии, масляный насос «десятка», цилиндры покупал новые. 

В целом трактор обошелся мне порядка 130 тысяч рублей, при учете, что какие-то узлы и комплектующие у меня были. Если сравнивать со стоимостью китайских аналогов, то это еще очень выгодно.

Трактор полностью изготовлен и собран самостоятельно, все сварные работы осуществлял сам. Балку, обвесы, капот, крылья и стойки варил сам. Кардан и раму также обрезал сам. Когда еще работал инженером, был доступ к токарному станку, поэтому была возможность еще и вытачивать.

ГлавПахарь. С какими прицепными и навесными орудиями может работать данный самодельный трактор?

Александр Тимофеев. Трактор достаточно маневренный и способен работать с двухкорпусными плугами, распашниками, конными лемехами, картофелекопалками, снегоуборочными отвалами и так далее. Эти орудия я также сам разрабатываю. Но, к примеру, созданный мной культиватор с семью лапами данный самоходный агрегат не потянул, буксует. Но не расстраиваюсь, подойдет на другой трактор. В целом, если честно, для работ по хозяйству на территории — идеально, на поле — есть вопросы, пахать им не очень удобно.

ГлавПахарь. Дизайн у разработки достаточно оригинальный. Вдохновлялись ли Вы при создании трактора какой-то конкретной моделью?

Александр Тимофеев. Нет, никаких копий и дубляжа не планировалось. Я старался делать все максимально просто, много смотрел в интернете: где-то позаимствовал полностью, где-то сделал сам. В итоге, как мне кажется, неплохо получилось. 

Кабина на данный трактор не планировалась изначально, центр тяжести у него и так высоко, если бы была кабина, агрегат был бы крайне неустойчив, но, и к слову, отдельной практической необходимости в этом тоже не было.

ГлавПахарь. Сколько занял процесс создания самодельного трактора, и что было самое сложное при изготовлении?

Александр Тимофеев. Трактор создавался в течение 3 месяцев. Сложного особо ничего не было. Самое трудное, пожалуй, — это время и бюджет, так как все равно что-то покупаешь и что-то достаешь. Плюс, честно, ощутимо было подорожание цен на металл (хотя зачастую беру металл и запчасти на разборках и металлобазах). Если я для своего кошелька это почувствовал, создавая самодельный агрегат, то что говорить про крупные заводы производителей сельхозтехники?

ГлавПахарь. Неприятный вопрос, но все-таки мы его зададим. Учитывая, что это самодельная разработка, как обстоят дела с органами Гостехнадзора, регистрировали ли трактор в инспекции?

Александр Тимофеев. Хотел и даже обращался в органы гостехнадзора, но, к сожалению, зарегистрировать такого рода самодельную технику в сегодняшних условиях невозможно. В России этого нет, почему — не знаю. Я по крайне мере пытался, но не вышло. Хотя в Украине и Беларуси самодельные тракторы регистрируются. И даже условия достаточно простые: первое — наличие подножки, второе — чтобы трактор не заводился на скорости и третье — безопасные дуги (открытая кабина типа ROPS) — все. То есть все условия в основном связаны с показателями безопасности для оператора.

ГлавПахарь. Расскажите о своих планах на перспективу.

Александр Тимофеев. Уже сейчас я работаю над созданием еще одного, на этот раз более мощного, трактора. Его я делаю с мая 2021 года. 

Будущая новинка получит не полный, а передний привод, двигатель мощностью 35 л.с., раздатку и укороченные мосты (1,2 по центру ширина) — от УАЗ, стекла — от тракторов МТЗ-80 или Т-25 (буду смотреть по ситуации), капот (обрезанный) и фары — от автомобиля ОКА. Агрегат будет оснащен баком на 20 литров и кабиной. На технику установлю дозатор, гидравлику, насос НШ-10 и распределить Р80.

Основными задачами трактора станет вспашка и культивация (культиватор уже есть: тот, который не подошел под уже готовый мини-трактор). Также планирую самостоятельно сделать под него двухрядную сажалку. 

Планирую полностью доделать технику к весне и выехать в поле. До весны постараюсь сделать все, за исключением кабины, потому что установить кабину мне не позволяет высота гаража. Варить ее буду сам. Больше всего переживаю за переключение коробки передач, хотелось бы тросовую кулису с какой-нибудь иномарки, но ее надо еще найти, так что будем смотреть.

Главное что? Голова и знания — раз, деньги — два, желание — три, здоровье — четыре — вот все главные критерии успеха.

ГлавПахарь. Простой вопрос. Почему все тракторы зеленые?

Александр Тимофеев. Делаю в стилистике John Deere (улыбается). Если серьезно, то просто по внутренним ощущениям. Еще в детстве, когда отец работал водителем, мне всегда нравился ЗИЛ цвета «морская волна», может быть поэтому. Хотя, справедливости ради, были мысли покрасить агрегаты и в красный, но на семейном совете было четко решено все-таки зеленый.

Любовь Карнаухова — работник Знаменской модельной библиотеки — филиал №5 Щигровского района Курской области
Любовь Карнаухова — работник Знаменской модельной библиотеки — филиал №5 Щигровского района Курской области

Команда «ГлавПахарь» также благодарит самих разработчиков за открытый и честный диалог о своих машинах. Желаем здоровья и успехов в новых проектах! 

Также приглашаем к сотрудничеству с редакцией и других умельцев, занимающихся самостоятельной разработкой и созданием самодельной сельхозтехники. Контакты редакции: redakcyja@glavagrar.ru.

Два студента из Чехии разработали новую уникальную систему для плугов

Auga Group разработала первый в мире гибридный трактор Auga M1

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA