Гибриды, гибриды, гибриды...Под этим интересным словом, как правило, понимаются любые продукты труда, полученные вследствие скрещивания существенно отличающихся форм, видов или типов. Понятие гибрид особенно распространено в растениеводстве, ботанике и зоологии, но при этом термин популярен и в сельхозмашиностроении.
Строгое разделение по принципу «трактор — в поле, а грузовик — на дороге» сейчас представлено не так широко, так как в настоящее время конечные потребители все чаще ищут максимально универсальные, производительные и многофункциональные машины.
При этом реальная практическая польза подобных гибридных разработок вызывает много вопросов и споров.
С одной стороны, такая техника имеет ряд неоспоримых преимуществ, является более универсальной и создается с целью объединения проходимости трактора с грузоподъемностью и экономичностью тягача.
С другой стороны, универсальности можно достигать и в рамках традиционной конструкции. Кроме того, базовые машины дешевле и их проще не только эксплуатировать, но и обслуживать, по причине того что любого рода переделки, как правило, представляются в ограниченной серии или практически в штучных экземплярах.
Так что же это за агрегаты? Давайте разбираться вместе!
Команда «ГлавПахарь» предлагает Вам ознакомиться с наиболее интересными разработками и гибридами трактора и грузовика.
В начале отметим, что практически единственным в Европе поставщиком, серийно выпускающим именно универсальные грузовые машины для сельского хозяйства на базе специализированной рамы и шасси, по-прежнему остается чешская компания Tatra. В ее модельном ряду есть даже трехосные и четырехосные универсальные машины для АПК.
Но речь сегодня пойдет не о данном бренде и его технике. Начнем мы с другого, а именно с самого первого в отрасли универсального грузового автомобиля — сельскохозяйственного пропашного трактора-тягача Unimog от Mercedes-Benz .
Техника по сути стала прародителем всех последующих гибридных разработок такого рода под видом Agrotruck.
Гибридные агрегаты на шасси Mercedes разрабатываются в партнерстве с компанией Paul.
Техника для сельского хозяйства представляет собой полноприводный тягач с самой мощной рамой, небольшой колесной базой и автоматической коробкой передач. Как правило, машины серии Trakker AD 400T45W с колесной базой 3,8 метра оснащены двигателем мощностью 450 л.с. и смонтированными гидровыводами.
Всего в активе фирмы имеется огромное количество модификаций, с различными вариантами колѐсных баз, а также сразу с тремя типами осевой формулы — 4х4, 6х6 и 8х8. Трансмиссия является действительно тракторной и может иметь 32 передачи вперед и назад.
Производственной вершиной в данном сегменте от бренда стал функциональный и производительный Mercedes-Benz Actros 4141 AK 8x8 Agriculture, также созданный в партнерстве с Paul.
Техника предназначена исключительно для сельского хозяйства и имеет мощный двигатель и полный привод 8х8 для работы как с различными прицепными орудиями (при учете, что как пропашной трактор, данная машина эксплуатироваться не может), так и для перевозки грузов и транспортировки различных сельскохозяйственных культур.
Главным недостатком знаменитого Unimog (всех без исключения модификаций) является высокая цена. Именно она повлияла на то, что на рынке периодически стали появляться новые сельскохозяйственные гибриды на базе грузовиков уже от других машиностроителей и под общим названием Agro Mover.
Идем дальше, и уже ближе к нашей стране! Следующей в нашем рейтинге станет уникальная для российского рынка разработка от AGROMASTER (ООО «ПК «Агромастер») и КАМАЗ.
Компании по-прежнему выпускают на рынок по запросу функциональный гибрид трактора и грузовика Autotrack U-260. Техника представляет собой универсальное тракторно-технологическое средство на базе серийного грузового автомобиля КАМАЗ-65115.
Трактор-автомобиль оснащен дизельным восьмицилиндровым V-образным двигателем КАМАЗ-740 с рабочим объемом 11,8 л и номинальной мощностью 260 л.с. при 2200 об/мин. Максимальный крутящий момент составляет 1080 Нм.
Транспортное средство оснащено механической коробкой передач и характеризуется усиленной задней осью (с увеличенным передаточным числом 1:22). Задняя ось имеет колеса с сельскохозяйственными шинами размерами 28,1-26 (как у тяжелого трактора K-700).
Усиленная рама машины имеет грузоподъемность до 7,5 тонн при том, что само тяговое усилие составляет до 4 тонн. Агрегат может буксировать прицеп или иное оборудование весом до 20 тонн.
Функциональный Autotrack U-260 оснащен задней гидравликой и навеской трактора, что позволяет агрегатировать с техникой широкий модельный ряд оборудования, в том числе бороны, стерневые культиваторы, плуги и сеялки.
Не мог остаться в стороне и флагман отечественного сельхозмашиностроения — Петербургский тракторный завод. Один из его самых популярных тракторов Кировец К-700 был модернизирован русскими искусниками, которые скрестили сельхозагрегат с фурой марки Volvo.
Первоначально техника была изготовлена инженерами-энтузиастами одного из сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области в поселке Новоспасское. Затем на трактор, который получил название «ЮЖАНИН», был выдан патент, после чего разработку даже сумели поставить на учет в ГАИ и органы гостехнадзора.
Машина имеет дизельные двигатели V8 и V12 мощностью до 400 л.с., коробку передач и кабину от фуры Volvo, механизм шарнирного соединения, мосты, раму и шасси — от трактора К-700.
Длина трактора-грузовика составляет свыше 7 метров, что в совокупности с большой мощностью моторов позволяет использовать гибрид не только в гражданских целях, но и в военных, например, в качестве артиллерийского тягача.
ЮЖАНИН, как и обычный К-700, способен выполнять широкий спектр сельскохозяйственных работ с широкозахватными и тяжелыми орудиями: плугом, бороной, культиватором, сеялкой.
Техника пригодна и для перевозки тяжелых негабаритных грузов в сцепке с низкорамным прицепом в суровых условиях бездорожья.
Еще одной интересной особенностью гибрида трактора-грузовика является расположение рулевой колонки. На старой модели Кировец она была справа, чтобы видеть кромку обрабатываемого поля. ЮЖАНИН же получил руль слева по примеру тягача Volvo.
Продолжим разговор о Кировце. На этот раз рассмотрим модель, которая создана уже на базе трактора К-701 с использованием конструкционных особенностей бренда DAF.
Данный агрегат был впервые создан командой инженеров ЧП Бизон в Запорожской области в Украине. Фирма занимается ремонтом и продажей различной сельхозтехники, в частности тракторов.
Уникальная разработка на базе трактора К-701 оснащена двигателем Евро 2 и кабиной от грузового автомобиля DAF CF 85.460 Евро 5. В технике появились пятисекционный распределитель, функциональное адаптивное рулевое управление, насос-дозатор и многое другое.
Призвана сделать сельхозбизнес более экономичным и эффективным и гибридная установка от компании A-Mag. Разработчик создал новую многофункциональную машину для сельского хозяйства сегмента MFT MX, способную выполнять функции как трактора, так и грузовика.
Техника получила имя MFT 60 LoF и создана на базе грузового автомобиля бренда MAN. Машина оснащена двигателем MAN мощностью 540 л.с., который способен также передавать всю необходимую мощность на ВОМ.
MFT 60 LoF оснащен трехточечной навеской, а также другими элементами, присущими трактору. Гидравлические выводы установлены как на передней, так и на задней части машины.
Техника способна эффективно выполнять большинство стандартных технологических операций в поле, при этом она же пригодна для перевозки нестандартных грузов.
Примечательно, что также как и у Mercedes-Benz, над созданием техники на шасси MAN работает специализированное производственное ателье — Toni Maurer.
Максимальная скорость ограничена 60 км/ч (может быть снижена и до 40 км/ч). По традиции, свойственной автомобилестроению, запасное колесо разработки расположено за кабиной.
Для начала немного вспомним о бренде. IVECO является итальянской автомобилестроительной компанией со штаб-квартирой в Турине. Ранее бренд входил в автоконцерн FIAT, но начиная с 2013 года, он входит в состав крупнейшего сельхозмашиностроительного холдинга CNH Industrial.
Разработкой гибридного трактора в компании снова, как и в ситуации с Mercedes-Benz, занимались совместно с Paul. При том что ранее машина создавалась совсем другим производственным ателье Hover Trucks.
Сельскохозяйственный гибрид трактора и грузовика Agro Mover в том виде, в котором его можно увидеть на полях сейчас, был создан на базе IVECO Trakker и шасси IVECO AD 400T45W.
Техника получила колесную базу в 3,8 метра, двигатель мощностью 450 л.с., автоматическую коробку передач и обзорные камеры (180 градусов). Стандартное оборудование заменили на модификацию, в которой можно менять высоту и края шасси.
Для минимизации уплотнения почвы на гибрид установлены шины размера 445/65 R22.5 впереди и 600/50 R22.5 сзади с широкопрофильной резиной.
Есть еще одна разработка, о которой не так много известно, но при этом она существует и заслуживает своей порции внимания. МЭЗ-330 — это гибридный колесный автомобильный трактор на базе внедорожного трехосного шасси КрАЗ-6322.
Уникальный автомобиль используется в сельском хозяйстве главным образом транспортно-энергетической базой для создания различных машин по механизации дорожно-строительных, коммунально-уборочных и сельскохозяйственных работ.
Машина обладает большим перекрытием диапазонов тягового усилия и имеет возможность развивать высокие транспортные скорости до 80 км/час на дорогах с твердым покрытием.
В базовую комплектацию входит трехточечная навеска с системой универсального подключения орудий и прицепов с помощью тягово-сцепных крюков и шаровых сцепок типа шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство типа шар-полусфера или шар-петля) с замком и фланцем крепления.
Агрегат МЭЗ-330 представляет собой адаптивный самоходный сельхозгрузовик, способный работать с широким спектром прицепного и навесного сельскохозяйственного и уборочного оборудования.
Первоначально техника была разработана ННЦ «Институт механизации и электрификации сельского хозяйства» в партнерстве с ПАО «АвтоКрАЗ». Премьера совместной новинки состоялся на Международной агропромышленной выставке в Киеве в июне 2017 года.
В этот же год МЭС-330 на базе полноприводного шасси КраЗ-6322 (6х6) был модернизирован и прошел новые испытания в опытном хозяйстве «Оленевское» ННЦ «ИМЭСХ». Тестировать МЭЗ-330 именно на пахоте решили потому, что технологическая операция по основной обработке почвы является наиболее энергоемкой.
Техника работала с полуприцепным семикорпусным оборотным плугом Hektor 1000 от производителя Vogel Noot с рабочей шириной захвата 2,8 метра.
Как отмечают специалисты, при таких условиях работы (ширина захвата — 2,8 м, глубина обработки — 32 см, при стандартной у трактора — 25 см), расход топлива находится на таком же уровне, что и у трактора К-744.
Следующий этап испытаний МЭЗ-330 — с 5-корпусным оборотным плугом XMS950.
В ходе испытаний отрабатывалась схема движения и рабочая скорость агрегата. По итогам тестов было выявлено, что машина может эффективно выполнять роль колесного трактора, работая с плугом или сеялкой, а также быть задействована на транспортных операциях. Для работы с навесным оборудованием имеется навесная гидравлика и специализированные соединительные элементы.
Рынок долго шел к переосмыслению типового сельскохозяйственного трактора. Несмотря на то, что потребность в машинах не так высока, как показала практика, на рынке есть большое количество разработок, представляющих собой универсальные межвидовые самоходные агрегаты с характеристиками как у трактора и грузового автомобиля. А, следовательно, они все-таки находят своего покупателя.
Целью данных гибридов является расширение гаммы машин, используемых в сельском хозяйстве. При работе с определенными культурами и в специально планируемых работах, данный тип машин может показать больше эффективности, чем классический тяговый пропашной трактор за счет более низкой цены работы и трудозатрат, большей скорости передвижения, параллельной возможности полноценной работы с полуприцепами, включая тралы и площадки. Такие опции делают данный тип универсалами.
Отметим, что ранее стало известно о том, что свыше 1 млрд рублей будет направлено на модернизацию производства и обновление модельного ряда грузовых автомобилей. Соответствующее распоряжение подписал председатель Правительства Михаил Мишустин.
При этом будет ли распространяться данная господдержка на ограниченные партии гибридных моделей тракторов и грузовиков пока не сообщается.
Кроме того, подчеркнем, что ответ на вопрос: оценит ли рынок актуальность и инновационность данных проектов — даст только время. Нам остается всего лишь ждать, ведь итоговый выбор все равно будет за фермером.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru