Зимняя пора — ответственный этап подготовки сельскохозяйственной техники к новому полевому сезону. От технического состояния машин во многом будет зависеть будущий урожай. Поэтому основные требования к качеству ремонта должны быть выполнены. Как отремонтировать машины и орудия качественно, с возможно меньшими затратами труда и средств?
Важным условием качественного ремонта является соблюдение общей технологической дисциплины и правильная организация ремонтных работ. Недопустимо наличие в ремонтных мастерских грязных машин и механизмов, посторонних деталей и узлов. В обязательной мере должны выполняться все правила техники безопасности. Необходимо создать комфортные условия для механизаторов и ремонтных рабочих. Например, в немецком филиале предприятия «Штотц-Агросервис» предусмотрено включение подогрева пола в тех боксах, где производятся ремонтные работы.
Наиболее простым способом ремонта является замена изношенных или деформированных узлов и механизмов новыми. Однако это требует значительных средств и подобный подход может применяться, если деталь или узел восстановить нельзя. При ремонте в условиях мастерских хозяйства необходимым условием является выполнение основных технических требований к восстановлению машин и механизмов. Особенно это касается быстро изнашивающихся рабочих органов. Рассмотрим технические требования к состоянию основных рабочих деталей и узлов отремонтированных машин для обработки почвы, посева и внесения удобрений. Эти машины весной первыми выйдут на поля.
Дисковые орудия (дискаторы, дисковые бороны, лущильники различных моделей). Рамы орудий не должны иметь значительных деформаций. Просвет между лезвиями отдельных дисков и плоскостью ровной регулировочной площадки не должен превышать 6 мм, иначе глубина обработки в поле будет неравномерной. Диски следует располагать с одинаковым интервалом с допустимым отклонением 8 мм. Лезвия дисков должны быть острыми с толщиной лезвия не более 0,5 мм, при этом заточка производится с выпуклой стороны диска под углом около 30º. Необходимо выдерживать основные параметры дисков в зависимости от их типа (рис. 1). Смятие лезвия диска допускается не больше, чем в трех местах, длиной не более 15 мм и глубиной до 1,5 мм.
На дискаторах и почвообрабатывающих секциях комбинированных агрегатах необходимо проверить состояние резиновых элементов (рис. 2) и убедиться в их целостности и достаточной упругости.
Также необходимо обеспечить требования исправности и работоспособности ходовых колес, гидравлической системы, механизмов навески или присоединения к трактору.
Главное специфическое требование — к состоянию лемехов и отвалов. Толщина кромки лезвия дискового ножа — не более 0,5 мм, лезвия лемеха — не более 1 мм (рис. 3). Угол заточки лезвия лемеха — 15-23º, затачивать с верхней не наплавленной стороны. Угол заточки лезвия дискового ножа — 18-22º.
Износ полевого обреза груди отвала до выступания башмака, сквозное протирание и излом крыла не допускаются. Выступание лемеха над отвалом может быть не более 2 мм. Износ заднего конца полевых досок: по толщине — до 5 мм, по ширине — до 80 мм. Зазор в стыке лемеха с отвалом, груди отвала с крылом — не более 1 мм. Выступание лемеха над отвалом — не более 2 мм. Выступание отвала над лемехом или за лемех в полевую сторону, башмака за полевой обрез отвала и лемеха, головок болтов над рабочей поверхностью не допускается. Утопание головок болтов — не более 1 мм.
Выступание лемеха за отвал в сторону поля:
Зазоры между поверхностью площадки и лезвием лемеха, пяткой полевой доски — не более 10 мм. Выступание в сторону поля:
Должны быть выдержаны одинаковые расстояния между соответствующими элементами рабочих органов плуга. Не допускается появление коррозии на рабочих поверхностях лемехов и отвалов.
Необходимо укомплектовать рабочими органами одного типа и размера. Толщина режущей кромки лап — не более 0,5 мм. Заточка лезвий производится под углом 15º со стороны рабочей поверхности лапы. Не допускается выступание головок болтов крепления лап над ее рабочей поверхностью.
Расположение рабочих органов должно быть в соответствии с конструкцией культиватора или комбинированного агрегата с обеспечением одинаковой высоты расположения рабочих органов (рис. 4).
Присоединяемые или монтируемые бороны должны быть комплектными, а просвет между концами зубьев и регулировочной площадкой по всей ширине орудия не должен превышать 10 мм. Вращение дисков и катков — свободное, без качаний и заеданий.
Цепочно-планчатые транспортеры должны быть без значительных провисаний, разбрасывающие устройства — со всеми лопатками. Допускается прогиб от усилия 150-180 Н средней части цепи привода транспортера до 10-15 мм.
Машины для внесения минеральных удобрений и навозоразбрасыватели должны быть комплектными, без коррозии. Приводные цепи натягивают со стрелой прогиба не более 8-10 мм. Питающие транспортеры могут провисать на величину не более 20 мм.
Нельзя, чтобы разбрасывающие диски имели протертые или деформированные лопатки, которые должны достаточно легко регулироваться по длине и углу установки. Это необходимо для установки равномерности внесения удобрений по ширине зоны рассева.
Готовность к работе колёс на шинах-оболочках определяется путём визуального осмотра и при необходимости обмером габаритного размера шины с помощью рулетки или шаблона. Контролируется размер длины окружности сечения тора («толщины» шины-оболочки). Размеры на одной оси должны быть одинаковы. Допустимый интервал размеров шин-оболочек колёс — 1350-1400 мм (рис. 5).
Болты крепления дисков колёс к фланцам ступиц должны быть плотно затянуты. Момент затяжки болтов крепления дисков составляет 35-50 Нм. Визуальным осмотром проверьте крепления рычагов и амортизаторов подвесок колёс, а также все крепления несущих конструкций бункера и редуктора. Убедитесь в надёжном креплении центробежных дисков. Центробежный диск крепится на вал редуктора с помощью гайки специальной формы с автоматическим стопором, предотвращающим отворачивание. Проверяются моменты затяжки всех резьбовых соединений.
На машинах типа АКПМ, АППМ номинальная частота вращения вентилятора должна составлять 4400 мин-1 (давление масла 125 бар). Вентилятор настраивается из кабины трактора увеличением подачи масла. Для стандартных семян частота вращения составляет 4000-4200 мин-1, для мелких семян — 3200 мин-1. Увеличение оборотов свыше 4800 мин-1 приводит к разрыву вентилятора.
Большое внимание обратите на целостность и регулировку загортачей (в пределах 30º):
Неправильная установка загортачей приводит к их быстрому износу. Увеличением угла наклона рекомендуется ввести в контакт (рис. 6) с почвой только заднюю отогнутую часть (А) загортача. После его значительного износа можно уменьшить угол установки и ввести в контакт с почвой переднюю отогнутую часть (Б). Только на тяжелых почвах следует работать, когда обе части загортача контактируют с почвой.
На агрегатах типа MegaSeed нужно проверить и при необходимости отремонтировать мульчирующие диски (рис. 7). Они регулируются бесступенчато, независимо от основной рамы, на требуемый угол атаки за счёт регулировочной тяги.
Передние и задние батареи дисков должны работать на одинаковой глубине, легко вращаться. На легких почвах желательно слегка приподнимать передние батареи. В зависимости от твёрдости почвы необходимо корректировать перемещение дисков относительно передней и задней батарей. На заводе установлено положение 3. Перемещение передней и задней батарей должно быть одинаково. Положение «О» соответствует нулевому перемещению (при этом расстояние между дисками должно быть одинаковым). Положение «5» соответствует смещению батарей относительно друг друга на 130 мм. Чем тверже почва, тем большее смещение требуется. Для машин с откидными рабочими органами необходимо обращать внимание на то, чтобы батареи мульчирующих дисков были установлены на одно и то же значение (на рис. 8 — установка с нарушением).
Подпружиненный зубовый шлейф выравнивает почву и разрушает крупные комья земли: он работает независимо от глубины обработки бороны. Установлен шлейф на стойке таким образом, что сквозь него проходит только мелкая почва. Угол наклона шлейфа устанавливается штекерами на регулировочном цилиндре. Внезапно появившаяся почвенная преграда устраняется благодаря колебаниям. Вибрационные зубья для рыхления колеи (неподвижные или пружинные) следует установить по ширине колеи. Регулировка возможна за счёт штекера: рыхлители устанавливают неглубоко. Наральники рыхлителя могут переворачиваться.
Подшипники со смазочными ниппелями необходимо регулярно смазывать каждые 100 ч. Агрегат, в частности, рабочие органы должны быть чистыми (рис. 9) и защищены антикоррозионным покрытием. Нельзя оставлять агрегат для хранения на открытой площадке.
На агрегатах типа АПП для обеспечения устойчивой подачи семян следует проверить требуемую частоту вращения вентилятора в 3000 мин-1, а для высева гороха и фасоли — 3300 мин-1. Частота вращения регулируется с помощью клапана изменения подачи масла на тракторе. Если трактор не имеет регулировочного клапана, тогда пользуются клапаном-регулятором расхода на сеялке. Глубина заделки семян однодисковыми сошниками ES регулируется изменением давления на почву с помощью шпинделя либо посредством гидроцилиндра с кабины трактора. Давление всех дисков на почву должно быть одинаковым и зависит от твердости почвы.
В заключение следует отметить, что сельскохозяйственная техника в отношении к себе не терпит некомпетентности и спешки. Только внимательный и хозяйский подход к ее ремонту и качественная подготовка к новому полевому сезону может создать предпосылки успешной и производительной работы на полях.
Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2013 г., № 1).
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru