Продолжение…
Идем дальше! И на очереди еще несколько масштабных производственных подразделений, зон, постов и рабочих участков Петербургского тракторного завода, после которых из главных ворот предприятия и выходит отечественный трактор Кировец.
После цеха трансмиссий были осмотрены участки по изготовлению рам и мостов, сварочный цех, цех кабин, кузнечный цех, электроучасток, который производит необходимые для сборки комплектующие, главный сборочный конвейер, который обеспечивает сборку готовых изделий, а также сдаточный участок, который отвечает за обкатку и окраску машины в сборе.
Гордостью сварочного цеха являются специализированные сварочные роботы, которых на рабочем посту насчитывается сразу 4 единицы. За их работой непосредственно на участке можно наблюдать, а, следовательно, и следить за качественным выполнением технологического процесса.
Данные комплексы представляют собой достаточно серьезные машины с точки зрения обеспечения качества сварных швов и надежности элементов. При всем уважении к человеческому труду, шов, который изготовил робот, не идет ни в какое сравнение с самым лучшим сварщиком. Плюс робот не подвержен усталости и болезням, он может эксплуатироваться 24 часа в сутки в течение 7 дней в неделю.
Роботы, применяемые на Петербургском тракторном заводе, могут быть перепрограммированы в зависимости от поставленных задач. Но на данный момент они запрограммированы на изготовление силовых конструкций, которые идут в грузовую и подмоторную раму, а также в трубу шарнира. Это деталь, которая сочленяет между собой грузовую и подмоторную раму.
Отмечу, что в настоящее время на заводе есть четкая идеология, связанная с как можно меньшей логистикой и количеством плеч по доставке детали или заготовки до места назначения. Мы усилили работу по вопросам, связанным с учетом, для того чтобы можно было более грамотно управлять производством.
В сборочном цехе аккумулируется результат производства всего завода, и именно здесь рождается трактор Кировец.
С приходом Сергея Серебрякова на пост директора Петербургского тракторного завода главный сборочный цех и основной конвейер претерпели ряд комплексных изменений и модификаций.
Во-первых, сам конвейер сокращен в два раза, что повлияло как на скорость прохождения трактором всех постов, так и на оборачиваемость денежных средств.
Одним из ключевых этапов модернизации стало сокращение размеров. Ранее цех был в два раза больше, а на конвейере было 26 постов. Это влияло на простои и требовало более длительного движения сельхозмашин по конвейеру с поста на пост. Кроме того, это также увеличивало запасы незавершенного производства (НЗП). На заводе в то время накапливался большой объем продукции, не прошедшей все стадии обработки, предусмотренной технологическим процессом, либо не прошедшей отдел технического контроля, то есть не готовой к реализации. Сейчас все эти процессы максимально оптимизированы.
Также еще одним простым, но по-настоящему действенным нововведением, повлиявшим на эффективность и уровень развития производства на ПТЗ, стало новое информационное табло. Оно представляет собой большой компьютер, наблюдающий за производством и контролирующий весь сборочный процесс.
На нем видны основные плановые и фактические показатели по работе за год, месяц, день. Кроме того, на табло отображается информация об отклонениях и самое главное о состоянии ленты и всех 13 рабочих постов главного конвейера.
На табло можно увидеть красные, желтые и зеленые зоны. Красный означает, что есть проблема. Цифра в середине красного прямоугольника соответствует классификатору причины, из-за которой произошла остановка. К примеру, отсутствие детали на рабочем месте, несчастный случай, выход из строя грузоподъемного механизма кран-балки и так далее. Такая информация упрощает контроль за производством, совершенствует рабочие процессы и сокращает время простоев, потому что все понятно, прозрачно и информативно.
Одним из первых рабочих участков в производственной зоне главного сборочного цеха на стапеле является сборка грузовых и подмоторных рам.
С помощью кран-балки собранная рама укладывается непосредственно на ленту конвейера, после чего начинается сам процесс сборки трактора. Такт ленты конвейера на каждом из 13 постов составляет 40 минут.
Еще одним интересным решением, которое как раз-таки позволяет осуществлять полный контроль за сотрудниками и слесарями, является цветовое разделение зон. Посты выкрашены в разные цвета, а специалисты имеют отдельную рабочую униформу. Таким образом, становится видно, что человек в зеленой жилетке попал в синюю зону, и тогда нужно сразу выяснять причину. Кто-то посчитает это излишним контролем, мы же уверены, что специалист должен строго выполнять свои операции в специально отведенной зоне. Это сделано для того чтобы не было нарушений технологий, и машина была собрана без брака. Наши сотрудники с пониманием относятся к такому подходу.
После сборки рам на первом посту конвейер переходит к следующему этапу — установке трансмиссии и коробки передач. Здесь же происходит обвязка гидравлики, а уже затем установка дизельных двигателей.
Если говорить о моторах, то, к примеру, тракторы 7 серии комплектуются двигателями как отечественного, так и зарубежного производства.
Модели базовой версии Стандарт 1 имеют восьмицилиндровые двигатели Тутаевского моторного завода мощностью 300/350/390/420 л.с. с рабочим объемом 17,24 литра.
В момент посещения производства спецкорами «ГлавПахарь» именно они и устанавливались на сельхозмашины.
Двигатели постоянно модернизируются и улучшаются. Например, под тракторы Кировец К-7 Тутаевский моторный завод разработал новый мотор. Идея очень проста: новый трактор — новый двигатель. Но при этом компоновка и принцип работы силовых установок сохраняются, а детали, из которых они выполнены, остаются по-прежнему широко знакомыми отечественному фермеру. Для нас важно, чтобы аграрий в поле всегда мог сказать — «мы знаем эту машину и знаем, как с ней работать.
При этом серийно или по специальному заказу на тракторы могут устанавливаться двигатели ЯМЗ или Mercedes.
Модели комплектации Стандарт имеют восьмицилиндровые двигатели Ярославского моторного завода мощностью 300/350/390/420 л.с. с рабочим объемом 14,86 литра.
А модели комплектации Премиум имеют рядные шестицилиндровые двигатели Mercedes мощностью 354/401/428 л.с. с рабочим объемом 12,82 литра и максимальным крутящим моментом 1750/1900/2000 Нм, соответственно.
Петербургский тракторный завод проводит активную работу с кадрами и постоянно ищет драйверы для улучшения уровня их оплаты труда и материального вознаграждения, а также состояния рабочих мест.
Так, по поручению руководителя завода все потолки и стены были специально выкрашены в светлые тона, для того чтобы у сотрудников было больше света, а глаза не были в напряжении в процессе выполнения своих рабочих задач.
При этом с точки зрения оплаты труда предприятию также есть чем удивить.
У каждого человека на рабочем месте есть список правил и стандартов. В простонародии называется «вертушка». Звучит смешно и весело, но на самом деле очень важная вещь для культуры производства и соблюдения стандартов качества, уборки и технологии. Если сотрудник выполняет данный свод правил, то он дополнительно к своей заработной плате получает 15%. Причем это не к окладу, а к полной зарплате.
Помимо этого, на заводе активно пропагандируется рационализаторское движение, начиная от рядового технического персонала и уборщиц и заканчивая главным конструктором.
Руководство предприятия принимает любые дельные предложения, которые могут дать выигрыш компании, а также улучшить работу и сделать ее более простой и эффективной. Вопросы для рационализаторства могут подниматься самые разные: — удобство сборки, улучшение конструкции, исключение ненужных операций и деталей и так далее.
Как пример, тележки, на которых стоят детали. В их разработке принимали участие рабочие. Специалисты отметили, что им удобнее выполнять поставленные задачи именно с такой конструкцией и такой высотой. Еще один яркий пример, — обычный поворотный стол для деталей и инструментов вместо стационарного. Решение банальное и простое, но оно в разы оптимизирует процесс производства. Специалисты больше не бегают вокруг оборудования, ведь теперь его можно легко и удобно крутить, а соответственно, и быстро получать доступ к нужному инструменту или запчасти. И таких примеров на ПТЗ предостаточно.
Петербургский тракторный завод борется за повышение качества всех процессов, причем начиная с обычного рабочего места. В каждой зоне есть специализированный красный ящик для брака, на котором указан номер контрольного участка.
Идеология здесь также простая: если человек обнаруживает брак на рабочем месте, например, отсутствие резьбы на болту или порванный электрожгут, он его изолирует и нивелирует. При этом за каждый выявленный эпизод специалист получает 500 рублей в заработную плату в качестве поощрения.
Теперь люди не хотят делать технику лишь бы собрать побыстрее. Они мотивированы повышать уровень качества и выявлять брак на начальном этапе. Это важно, потому что исправить брак в поле гораздо сложнее и затратнее, чем непосредственно на производстве на самой ранней стадии.
Наряду с высоким уровнем контроля, руководство завода всегда думает и о том, как облегчить работу операторов с точки зрения снижения затрачиваемого количества энергии.
К примеру, сейчас в зале имеется специализированный манипулятор для установки большого воздушного фильтра на трактор. Это достаточно большая конструкция, которая состоит из металлического корпуса и самого фильтра. Ранее для установки данного узла требовалось три человека, два из которых держали элемент, а один крепил. С появлением манипулятора для выполнения этой операции требуется один человек.
Вообще о взаимоотношениях между руководителями и подчиненными на предприятии стоит поговорить отдельно. И лучше всего об отношении к людям, к кадрам, а также об основной философии и стратегии производства ПТЗ в эксклюзивном комментарии «ГлавПахарь» рассказал директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков.
Если вернуться к штабу рационализаторства, то это хорошая советская система, которую мы возродили и адаптировали под современные условия труда на предприятии.
Одна из главных наших задач как руководителей заключается в непрерывном поиске способа справедливой оценки работы служб, подразделений, отделов и каждого человека. И сообразно этой оценке распределять экономический ресурс в виде не только оплаты труда, но и прибыли самой компании. Это очень важный момент!
Люди, которые работают в нашей компании, — это, в первую очередь, партнеры! И это непросто красивые слова, ведь если ты такой умный и тебе не нужны кадры, то делай все сам! Но если ты приглашаешь Человека, то значит ты готов делегировать ему часть задач и доверить ему выполнение определенных работ.
У нас в конституции написано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд. С моей точки зрения, более правильная формулировка:— каждый имеет право на результаты своего труда. Потому что вознаграждением за труд может быть и похлебка. А вот результат своего труда — это то, что требует серьезной диалектики, понимания и ответственности как со стороны работодателя, так и самого сотрудника.
Меня искренне расстраивают руководители предприятий, у которых средняя зарплата колеблется в пределах двух МРОТ, при этом они получают гигантские прибыли и на счетах или депозитах лежат свободные денежные средства.
На производстве всё создают люди, а поэтому они уже сейчас должны получать достойное вознаграждение за свой труд. Это легче сказать, чем сделать. Но это надо делать, надо стараться, пробовать, ошибаться, падать, не сдаваться, вставать и продолжать!
Если мы достигнем таких отношений, такого уровня понимания и осознания, а также общества — это будет высшая цель! И здесь не нужно будет ничего говорить, все это прочитается в глазах людей. Это высшая эмоция, высшая благодарность, да, немая, но она будет чувствоваться кожей! Это наша философия, и мы ей следовали, следуем и будем следовать!
Вернемся непосредственно к производству и сборке трактора Кировец. Конвейер сборки кабин является отдельным постом. Но тем не менее данная зона расположена параллельно с основной лентой и синхронизирована с главным тракторным конвейером.
Главное требование — кабина должна вовремя приходить на сборку. Свой путь кабина начинает с окраски, туда она поступает, естественно, из сварочного цеха. После окраски она переходит на нулевой пост, где начинается первая операция, связанная с оклейкой шумоизоляцией и виброизоляцией.
Вообще завод ставит многослойную конструкцию, для того чтобы более эффективно подавлять те самые показатели вибрации и шума. В целом в настоящее время предприятие добилось отличных показателей по кабине — 72 дБ. Для сравнения в старом тракторе Кировец уровень шума составлял 100 дБ. Механизаторам, в прямом смысле слова, приходилось кричать друг на друга при разговоре. Сейчас такой проблемы нет.
После нулевого поста кабина переезжает на первый пост, где происходит кантование, для того чтобы можно было работать с днищем. Далее осуществляется протяжка рукавов, проводов кондиционера, электропроводки и элементов управления. На следующем участке устанавливают рулевые колонки с дисплеем, отражающим основные параметры трактора, а уже затем рычаги и системы переключения КПП.
Если говорить о преимуществах кабины, то ее отличают достаточно комфортное пневмосиденье, рулевая колонка, отображающая основные режимы трактора, аудиоподготовка, кондиционер в базовой комплектации, обзорность и отсутствие слепых зон.
Кабина имеет удобную эргономику, продуманную до мельчайших подробностей, оптимизированное расположение джойстика, консоли, рычагов гидравлики.
Кроме того, недавно в кабину был встроен небольшой холодильник для воды и еще одно табло для отображения дополнительных функций. Все эти особенности, по заверению представителей завода, призваны сделать работу механизатора в поле максимально комфортной и приятной.
Кабина изготовлена с использованием панорамных стекол и сферических зеркал Kuvo производства Республики Беларусь, которые повышают обзорность. При данной конструкции устранены слепые зоны, на которые раньше жаловались механизаторы, допустим, при эксплуатации тракторов К-744 старого образца.
Еще одним нововведением стал новый пластиковый капот, который является еще одной гордостью предприятия. На заводе есть свой цех пластика, где данный элемент производится полностью. Капот имеет современный и агрессивный вид.
Уже можно смело заявить, что новый капот точно понравился фермерам. Как отмечают аграрии, он оказался не только стильным, но и удобным в эксплуатации. Немногие знают, но у него уже есть даже прозвище «черная акула».
После того как на трактор устанавливают колеса, машина завершает свое поступательное движение на сборочной ленте.
В окончательном собранном виде трактор сходит с конвейера и переходит на этап стационарных испытаний. После того как агрегат проходит полную комплексную проверку, он уже отгружается конечному потребителю.
В завершении расскажем про еще одну интересную территорию на предприятии. В настоящее время Петербургский тракторный завод строит главный логистический центр управления потоками деталей на производстве.
Новая зона будет представлять собой большой склад площадью 1700 кв. метров, на котором будут находиться заранее подготовленные детали и узлы. Центр будет следить за пропорциями, количеством, качеством и грамотным соотношением запасов комплектующих для обеспечения процесса бесперебойного производства.
Главное преимущество заключается в том, что в случае отсутствия нужной детали, о проблеме будут знать заранее. Выявление проблемы будет происходить не на главном тракторном конвейере, а непосредственно в логистическом центре. Таким образом, решение призвано еще больше рационализировать и оптимизировать производственные процессы.
Продолжение следует...
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru