Антон Емельянов: интересно работать с теми, кто готов двигаться вперёд

13.12.2021
4086
vk.com-logo

В июле этого года редакция нашего портала принимала участие в первом всероссийском «Дне КиберПоля», организованном компанией Cognitive Pilot. В течение 4-х часов несколько тысяч зрителей находилось возле кабины комбайна, из которого велась прямая трансляция практических возможностей системы беспилотного вождения Cognitive Agro Pilot. Главным стримером этого мероприятия выступил сооснователь компании Cognitive Pilot и её технический директор Антон Емельянов.

Рамки мероприятия тогда не позволили задать спикеру все вопросы, интересующие наших читателей, поэтому, пользуясь случаем и заранее зная, где и когда Антона Емельянова можно найти на выставке «ЮГАГРО-2021», мы решили взять у него эксклюзивное интервью.

Из интервью Вы узнаете:

— Какие работы сейчас ведутся по доработке и усовершенствованию системы Agro Pilot?

— В работу какой техники для АПК планируют ещё внедрить искусственный интеллект?

— Какие новые каналы продаж и сервисного обслуживания готова предложить компания?

— В чём компания видит привлекательность рынков США и Бразилии?

Антон Емельянов — технический директор и сооснователь компании Cognitive Pilot на выставке ЮГАГРО-2021
Фото: glavpahar.ru
Антон Емельянов — технический директор и сооснователь компании Cognitive Pilot на выставке ЮГАГРО-2021

ГлавПахарь. Добрый день, как пришла идея основания проекта и как Вы поняли, что сейчас надо вкладывать в цифровизацию сельского хозяйства?

Антон Емельянов. Добрый день, тут скорее речь идёт не про цифровизацию сельского хозяйства, а про системы автономного управления транспортом. К этой теме мы подошли примерно в 2012 году, когда изучали рынки на предмет наличия перспективных трендов, которые, по нашему мнению, смогут стать серьёзными и долгосрочными международными проектами с большими объёмами потенциальных рынков. И в тот период, как раз только начинал формироваться этот тренд на беспилотный транспорт в самых различных областях. В первую очередь, все ринулись, естественно, в автомобили, так как по количеству это самый большой рынок. Но другие виды транспорта тоже не отставали.

Мы для себя сделали оценку перспектив и поняли, что коммерчески востребованы эти технологии будут только в случае, если цена этой беспилотности не будет превышать примерно 10% с транспортного средства. Это, наверное, предел.

С другой стороны, мы увидели, что, в первую очередь, для успешного коммерческого внедрения таких технологий необходимо выбрать область, где нет серьёзных правовых барьеров. Где, условно говоря, можно ездить. Поэтому сочетание двух этих факторов привело нас к выводам, что автономные системы управления именно в сельском хозяйстве — это то, что нужно, потому что соответствует обоим критериям. Отсюда постепенно начали разрабатывать системы на основе компьютерного зрения, которые пригодны для управления самоходной сельскохозяйственной техникой.

ГлавПахарь. А если говорить о первопричинах, то здесь было движение в сторону технологичности и оптимизации затрат фермеров при подключении, удобства работы, повышения точности работы и были ли в числе этих первопричин проблемы с кадрами?

Антон Емельянов. Если говорить о причинах, то они скорее эмоциональные. Потому что когда берёшься за какую-нибудь вещь, то ты для себя делаешь вывод — есть ли за этим будущее. Мы для себя сделали вывод, что за этим будущее есть. Мы уверены, что в очень обозримой перспективе просто вся самоходная техника будет управляться такого рода технологиями.

Что касается кадровой проблемы, да, безусловно, она есть. Просто, если даже мы посмотрим более общие данные, мы как-то делали презентацию для одного из выступлений и обнаружили довольно интересный исторический факт. В 2007 году, впервые за всю историю человечества, жителей города стало больше чем жителей села. И скорее всего на протяжении последующей сотни лет эта ситуация не поменяется. Сейчас больше половины планеты берут еду только в холодильнике. И всё меньше людей знает откуда она берётся в действительности. Грустно, но это факт. Поэтому да, кадровая проблема есть.

Доля городского населения по странам мира в 2020 году. Фото: миркарт.рф
Доля городского населения по странам мира в 2020 году. Фото: миркарт.рф

И тут важно подчеркнуть, что людям, которые приходят в отрасль, приходят в профессию, это должно быть интересно, захватывающе в какой-то степени. Поэтому для молодого человека работа на комбайне с таким автопилотом — это всё равно что взять и покататься на автомобиле типа Tesla. Это как минимум интересно. Помимо того, что это значительно облегчает работу в поле.

ГлавПахарь. Как подбирали свою первую команду? Кто это был?

Антон Емельянов. Мы пришли неслучайно в эту область, поскольку группа Cognitive (Cognitive Technologies — прим. редакции) всю свою историю, а это уже почти 30 лет, занимается искусственным интеллектом, и ядро инженеров у нас уже было. Это, собственно, и явилось одним из ключевых факторов принятия решения о том, что этим стоит заниматься. Потому что, не имея сильной инженерной базы, бессмысленно начинать такую серьёзную тему. Ты в любом случае не достигнешь результата за очень короткие сроки.

ГлавПахарь. Какой средний возраст разработчиков, которые участвуют в Ваших проектах?

Антон Емельянов. 26 лет.

ГлавПахарь. Это профессиональные «айтишники»?

Антон Емельянов. Нет, это скорее инженеры-математики, инженеры электронщики, конструктора.

ГлавПахарь. Вы проводите какие-либо конкурсы на отбор кандидатов, конкурсы проектов?

Антон Емельянов. Да, мы очень тщательно относимся к подбору кадров. Мы являемся партнёрами ряда ведущих технологических ВУЗов, и многие из наших ключевых специалистов сами преподают на кафедрах и видят студентов. Мы постоянно приглашаем к себе молодых и ярких ребят на практику, для того чтобы самым перспективным из них предложить дальше остаться в команде и продолжить работу.

ГлавПахарь. С кадрами разобрались, а что было первой системой?

Антон Емельянов. Начинали мы с системы автономного управления для уборочной техники и комбайнов. Сейчас мы движемся в направлении её совершенствования, насыщения функциями, повышения надёжности и качества работы.

ГлавПахарь. Cognitive Pilot сейчас активно вкладывается не только в развитие беспилотной техники для уборочной техники, но и для тракторов. Почему только сейчас? Почему сразу не шли параллельно?

Антон Емельянов. Ответ простой. Очень сложно сделать всё сразу и хорошо. Поэтому необходимо было выбирать зоны начального фокуса и потом переключаться на другие виды техники. При этом подчеркну, что, наверное, в отличие от других систем, мы всё-таки базируемся на искусственном интеллекте, который, в свою очередь, работает с информацией, получаемой с камер со зрением. И, наверное, именно для уборочной техники эта технология актуальна, в первую очередь, потому что есть определённая геометрия посевов, есть пропашные культуры, где нужно видеть рядки, чтобы не подавить их лифтерами, есть уборка по валкам, которая бывает довольно извилистая, с непростой геометрией.

Система Cognitive AgroPilot в работе. Распознавание рядков культуры
Фото: cognitivepilot.com
Система Cognitive AgroPilot в работе. Распознавание рядков культуры

Поэтому для комбайна эта технология наиболее ярко себя проявляет. При этом мы понимаем, что система должна быть мобильная и должна обеспечивать возможность управления любым видом самоходной техники. Поэтому сейчас — это тракторы. И, безусловно, в очень близком будущем мы видим здесь и самоходные опрыскиватели.

ГлавПахарь. По опрыскивателям. Есть какие-либо планы, с кем планируете работать? Или ждёте предложений?

Антон Емельянов. Планы точно есть, как и есть уже конкретные наработки с конкретными производителями. Но мы бы не хотели пока разглашать информацию.

ГлавПахарь. Тогда по уже озвученным проектам. На выставке «Золотая осень» совместно с Петербургским тракторным заводом Вы представили первый беспилотный трактор. Есть ли уже предзаказы? Что говорит сам завод, и какие данные есть лично у Вас?

Антон Емельянов. Мы находимся только в начале пути. И я думаю, что основные результаты и цифры мы будем публиковать, начиная со следующего года, прямо с весны. Потому что лучшее подтверждение эффекта таких проектов — это их визуальный результат в поле. Следует показывать, где и как такие машины работают, какие отзывы механизаторов и руководителей хозяйств, чтобы был очевиден практический эффект.

ГлавПахарь. Какие работы сейчас ведутся по доработке и усовершенствованию системы беспилотного вождения?

Антон Емельянов. Как я уже сказал, мы работаем над повышением надёжности и, в первую очередь, это вопросы работы на сложном рельефе, с которым мы столкнулись в этом году. Эта проблема будет решена к следующему сезону. Кроме того, мы уделяем серьёзное внимание вопросам, связанным с оценкой урожайности и качества продукции, формированием карт урожайности и многое другое. Думаю, что это самые актуальные для нас продукты, выход которых готовится в самое ближайшее время.

ГлавПахарь. Вы себя еще ассоциируете со стартапом, или Вы уже полноценная компания? Поясним, почему мы это спрашиваем. Тот же ПТЗ, как флагман отечественного сельхозмашиностроения, пришёл к Вам сам и предложил сделать беспилотный трактор, или же Вы лично выступили инициатором всех этих проектов?

Антон Емельянов. Что касается самоощущения, то мы не испытываем никаких комплексов. Мы ведём полноценный бизнес и не оцениваем себя по какой-то условной шкале зрелости или незрелости, основное — это результат и то, насколько наш клиент чувствует себя удовлетворённым. Скорее всего именно этот фактор наша ключевая головная боль.

Что касается проектов с производителями, в том числе с ПТЗ, то это всегда встречное движение. Да, у нас есть желание сделать беспилотным всё что движется. Но при этом важно и то, что не все производители техники готовы к этому. Очень важно, чтобы технологический и технический уровень машины, которая будет становиться автономным роботом, позволяла бы это сделать в короткие сроки.

ПТЗ задолго до нас проделал колоссальную работу, связанную с тем, что машина получила коробку передач с электронным управлением, получила узлы трансмиссии, к которым можно подключаться электронно. Компоновка позволяет достаточно быстро реализовать схему управления в автономном режиме. Поэтому, как говорится, звёзды должны сойтись, чтобы получить действительно крутой проект на выходе.

Умный трактор «Кировец» К-7М с ИИ — автопилотом Cognitive Agro Pilot
Умный трактор «Кировец» К-7М с ИИ — автопилотом Cognitive Agro Pilot

ГлавПахарь. Одна из специфик российского АПК, связанная с размером территории страны — это проблема дилерского и сервисного обслуживания. В связи с этим два вопроса. Первый: кто производит настройку и регулировку Вашего оборудования? И второй: если возникают какие-либо проблемы, кто на себя берёт сервисные функции? Система Ваша, а проблемы, допустим, могут возникнуть из-за неправильной установки или эксплуатации на сельхозтехнике.

Антон Емельянов. Здесь мы смотрим на то, как развиваются подобного рода каналы продаж и обслуживания в мире. Тут, на мой взгляд, мы видим довольно интересные течения. Например, такие компании, как Tesla. Здесь мы видим, что канал обслуживания выстраивается таким образом, что часть операций предлагается выполнять непосредственно клиенту. Часть реализуется в рамках фирменного обслуживания непосредственно производителем. Несколько дней назад всемирноизвестная компания Apple выступила с программой, в рамках которой предлагается самим пользователям экосистемы выполнять ремонт, предоставляя доступ к фирменным деталям. И здесь мы тоже видим такой подход обоснованным.

Если производитель, такой как мы, способен сделать систему достаточно простой в установке и обслуживании, то мы можем обеспечить возможность работы в этой области для нашего клиента собственными силами.

У нас уже есть наработки в этом направлении, например, компания Cognitive Pilot разработала инструмент Cognitive Smart Calibrationкоторый позволил значительно упростить и сократить до 2-3 раз сроки перехода от опытных серий к промышленному внедрению системы автономного управления сельхозтехникой Cognitive Agro Pilot за счет автоматизации наиболее сложных этапов внедрения.

Для того чтобы преодолеть необходимость постоянного привлечения ответственного инженерного персонала к работам по настройке системы, специалисты компании разработали технологию Cognitive Smart Calibration, которая позволила роботизировать процесс настройки сенсоров.

Технология Cognitive Smart Calibration на основе постоянного мониторинга и анализа потока данных с видеокамер, датчиков одометрии и других сенсоров, позволяет автоматически определять текущую точность их калибровки и в момент, когда она начинает превышать пороговое значение, производить автоматический пересчет установок, какими они были бы при точной калибровке. После этого, также автоматически, незаметно для пользователя, проводится актуализация настроек системы управления роботом, где параметры данных калибровки датчиков выставлены точно.

При этом, помимо первичной калибровки сенсоров, выполняемой на этапе пуско-наладки автопилота Cognitive Agro Pilot, технология Cognitive Smart Calibration также позволяет роботизировать процесс настройки параметров управления и на этапе эксплуатации системы, поскольку в процессе работы эти параметры могут изменяться из-за вибрации, изменения температуры, столкновения сенсоров с какими-либо объектами, например, ветками деревьев и другим причинам. Более того, технология позволяет оптимизировать различные параметры системы управления роботом с учетом накопления полезной статистики за время ее эксплуатации.

Новый инструмент Cognitive Smart Calibration на зерноуборочном комбайне Ростсельмаш
Новый инструмент Cognitive Smart Calibration на зерноуборочном комбайне Ростсельмаш

Практически в любом хозяйстве есть люди (рукастые ребята), которые монтируют и обслуживают технику. Монтируют и сопровождают какие-то другие электронные устройства. И мы видим таких специалистов, как основу людей, на которых мы хотели бы опираться в будущем. Но, безусловно, мы имеем свою инженерную поддержку, которая может решить сложные вопросы. Но таких вопросов всего 5% от тех, что возникают. Если какой-то штатный специалист в хозяйстве умеет всё это делать, то эти вопросы решаются на порядок быстрее и на порядок дешевле. Мы считаем, что такой канал более эффективен.

ГлавПахарь. В этом году были сообщения, что Вы выходите на рынок США и ряда других стран американского континента. Каких успехов Вам удалось достичь на внешних рынках?

Антон Емельянов. На текущий момент у нас есть первые продажи в США. Мы получили разрешение на продажу системы Cognitive Agro Pilot в восьми американских штатах. В июле Cognitive Pilot зарегистрировала дочернюю компанию Cognitive Pilot Corp. в г. Хьюстон (штат Техас, США). Сегодня Cognitive Agro Pilot продается в Канзасе, Оклахоме, Иллинойсе, Огайо, Техасе, Индиане и Кентукки, где подобные системы не лицензируются, а также штате Делавэр, где лицензия на продажу и эксплуатацию Cognitive Agro Pilot была получена. 

У нас состоялись первые продажи в Аргентину, Боливию и Бразилию. И вот буквально в январе, когда начнётся уборка урожая в тех регионах, наши системы впервые выйдут на уборку в Сан-Паулу.

Всего по итогам года компания заключила 47 контрактов по всему миру на поставку системы автономной уборки урожая на основе ИИ Cognitive Agro Pilot. В 2021 году компания Cognitive Pilot подписала 10 контрактов с крупными агрохолдингами и сельхозпроизводителями из семи стран Евросоюза (Бельгии, Италии, Австрии, Испании, Франции, Румынии, Польши) на поставку Cognitive Agro Pilot.

ГлавПахарь. На 2022 год какая-нибудь краткосрочная стратегия есть в планах? Из европейских стран или из американских ещё что-то?

Антон Емельянов. Мы очень активно смотрим на такие страны, как Канада и Аргентина. Но здесь, повторюсь, имеет смысл двигаться качественно, поэтому мы больший акцент будем уделять рынку США и Бразилии, поскольку это очень крупный рынок с едиными традициями делового оборота. Европа — да, с одной стороны, это рынок большой, но при этом это 28 стран с индивидуальной ментальностью.

ГлавПахарь. Родина систем беспилотного вождения, всех цифровых продуктов — Америка. Почему тогда эти страны и как планируете побеждать в сложной конкурентной борьбе?

Антон Емельянов. По каждому рынку стоит сказать отдельно. США. Во-первых, это огромный парк техники, во-вторых, очень большое количество клиентов. Хозяйства там имеют меньший размер, соответственно, их число является существенно больше. Третий немаловажный фактор: там очень низкие импортные пошлины. Они составляют единицы процентов, поэтому это не выливается в серьёзную финансовую нагрузку. И в-четвёртых, очень развитая инфраструктура по каналам реализации. Вы, я думаю, тоже обратили внимание, что сейчас всё больше и больше компаний переходят на реализацию своей продукции через платформы электронной коммерции. Соответственно на рынке США есть возможность работы через платформы типа Ebay и Amazon, чем мы активно и пользуемся. То есть можно быстро и просто выйти на этот рынок.

Что касается Бразилии, то тут ситуация несколько иная. Это также большой рынок. Он сопоставим по масштабам с российским, но при этом там убирается по несколько урожаев в год, тем самым в году комбайн эксплуатируется гораздо больше по времени, чем у нас в России. И тем самым, системы, подобные нашим, более чем востребованы. Но при этом там очень высокие налоги на импорт и намного более сложная логистика.

С точки зрения конкурентных преимуществ мы видим, что сейчас в части функций, связанных со зрением мы оказались впереди. Это наша фишка и очень серьёзное конкурентное преимущество в особенности для систем уборки. Поэтому здесь первое — это уникальный функционал. Ну, и во-вторых, всё-таки в России производить и разрабатывать существенно дешевле. Поэтому я думаю, что и ценовые преимущества для нас будут играть существенную роль. 

ГлавПахарь. Что касается России, Вы сказали, что тут разрабатывать дешевле. Из чего Вы изготавливаете систему, какие комплектующие и узлы используете? Что и где закупается?

Антон Емельянов. Всё что можно мы пытаемся закупить в России (часть электронных компонентов, платы, корпуса, кронштейны). Всё что можно закупить внутри страны — мы делаем здесь. При этом понятно, что не все компоненты, особенно микроэлектроника, просто существуют на нашем рынке, поэтому данные узлы закупаются извне. Если брать по количеству, то точно могу сказать, что 60-70% комплектующих — это Россия.

ГлавПахарь. А на экспорт Ваша система идёт в сборе или как отдельные узлы?

Антон Емельянов. Мы направляем систему в сборе, потому что клиентом, как правило, является конечный пользователь (фермер), и он заинтересован в том, чтобы получить решение из коробки.

ГлавПахарь. Какие площадки цифровой торговли Вы рассматриваете в России?

Антон Емельянов. Мы аккредитованы на платформе АО «Росагролизинг» и очень внимательно относимся к тому, чтобы продаваться на этой площадке. Планируем всячески развивать данное сотрудничество. Для нас очень важно, чтобы сам рынок, наши потребители были готовы к использованию этих каналов, чтобы для них это не было каким-то неудобным элементом, шоком или неприятным сюрпризом.

ГлавПахарь. Потребители к каналам могут быть готовы, а к самой цифровизации они готовы? За последние пять лет отношение простого российского фермера к цифровизации изменилось кардинальным образом. Почувствовали ли Вы это изменение?

Антон Емельянов. Да, безусловно. Потому что люди проявляют живой интерес и действительно готовы внедрять такие решения и самое главное, какой проект цифровизации не возьми — это всегда элемент какой-то единой системы, которая должна находиться в голове у владельца хозяйства. Нам очень отрадно видеть, что с точки зрения образа мышления, он стал таким, что люди приходят уже с достаточно цельным взглядом на то, что им нужно. Они понимают что они ожидают от внедрения, какой это эффект даст по отношению к другим процессам, и как эту технологию увязать с другими цифровыми элементами, которые они в своих хозяйствах выстраивают.

ГлавПахарь. Если говорить о состоянии дел на текущий момент. Уже конец года! Можно ли подвести предварительные итоги? Сказалась ли на Вас пандемия? И выросли ли Вы по продажам по сравнению с прошлым годом?

Антон Емельянов. Я думаю, что пандемия сказалась, как и на других рынках. В первую очередь, она сказалась на блоке, связанном с комплектацией, поставками комплектующих. В первую очередь речь идёт о продукции микроэлектроники. Здесь весь рынок испытывает серьёзные проблемы. И для нас это был мощный вызов, к которому пришлось адаптироваться. Но при этом мы понимаем, что для того чтобы успешно развиваться нам всё равно нельзя сокращать темпы роста, поэтому более чем в 2 раза мы нарастили объёмы поставок, установок системы на рынке. Мы двигаемся очень активно.

ГлавПахарь. Как Вы оцениваете инструмент господдержки?

Антон Емельянов. Важно отметить поддержку и Минсельхоза России, и Министерства промышленности и торговли РФ. Это здорово, что именно сейчас государство делает акцент на развитии отечественных высокотехнологических компаний, так как они способны принести значительную пользу и для профильных отраслей, в данном случае и для сельского хозяйства. С другой стороны, такие компании станут центром потребления для других предприятий, которые собираются в России производить микроэлектронную продукцию, которой раньше на рынке просто не было. Поэтому это хорошее встречное движение с удачным примером государственной поддержки.

ГлавПахарь. Ваш конечный клиент, какой он? Мелкий фермер, средний фермер, агрохолдинг? И с кем интереснее работать?

Антон Емельянов. Интереснее работать со всеми. В первую очередь, интересно работать с теми, кто готов двигаться вперёд, кто понимает, что крайне важно именно сейчас заниматься инструментами повышения эффективности, потому что сейчас конъюнктура даёт возможность это делать, потом такой возможности может не оказаться и не будет возможности к этому подготовиться. И это станет вопросом выживания. Но внедрение любой подобной технологии требует времени и сил.

ГлавПахарь. Каких проектов установки системы Agro Pilot больше, на новые машины или бывшие в употреблении?

Антон Емельянов. Это определяется состоянием парка техники. Просто любая единица техники живёт условно 10 лет. Парк обновляется не мгновенно. Поэтому, подавляющее число установок системы приходятся на машины, которые находятся на службе уже какое-то количество времени. В процентном отношении это 80/20. Мы видим, как хозяйства обновляют парк, делают они это с темпами 10-20% в год.

ГлавПахарь. Сейчас есть тренд и в сегменте уборочной техники, и в сегменте тракторов на высокопроизводительные машины, которые универсальны и могут делать много работ.

Как мы предполагаем, по такой причине количество продаваемых машин в целом должно уменьшится и, соответственно, количество продаваемых систем должно уменьшиться, несмотря на то, что рынок в целом станет более энергонасыщенным. Не станет ли это в дальней перспективе для Вас, как для производителя, проблемой?

Антон Емельянов. Да, безусловно так, но как Вы сказали в начале, эти машины будут обладать существенно большей универсальностью и, соответственно, выполнять существенно больший набор функций. И как раз в развитие дополнительных функций мы и видим свои возможности. Обратите внимание на то, как развивается та же самая пресловутая Tesla, которую мы уже упоминали несколько раз. Когда новые функции могут устанавливаться на машину, которая уже находится в эксплуатации, когда не нужно докупать дополнительное оборудование, а просто за счёт изменения программного обеспечения расширяются функциональные возможности техники. Примерно по такому пути мы и планируем двигаться — расширяя возможности техники, на которой установлена наша система.

Блиц-опрос

ГлавПахарь. Человек или машина?

Антон Емельянов. Машина.

ГлавПахарь. Процессоры и чипы AMD или Intel?

Антон Емельянов. AMD.

ГлавПахарь. Tesla или новые китайские стартапы?

Антон Емельянов. Tesla.

ГлавПахарь. Цифровизация сельского хозяйства или других отраслей?

Антон Емельянов. Сельское хозяйство более интересно.

ГлавПахарь. Системы автономного управления сельхозтехникой или системы автоматического подруливания и вождения?

Антон Емельянов. Чем автономнее — тем лучше.

ГлавПахарь. Традиционное кредитование или лизинг?

Антон Емельянов. Сложный вопрос, так как много условий, которые определяют итоговый выбор.

Благодарим Антона Андреевича за интересное живое интервью нашему порталу. Ждём приглашения на весенние полевые демопоказы работы системы беспилотного управления Cognitive Agro Pilot.

Уважаемые читатели, интервью с кем ещё из руководителей (специалистов) отечественного сельскохозяйственного машиностроения Вы бы хотели почитать на нашем портале?

Свои вопросы и пожелания можно отправить на электронный адрес нашей редакции — glavpahar@glavagrar.ru, отправить сообщением или оставить комментарий на наших страничках в любой из удобных Вам социальных сетей.

Просто о сложном: Cognitive Agro Pilot или как прошел День КиберПоля, часть 1

Просто о сложном: Cognitive Agro Pilot или как прошел День КиберПоля, часть 2

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA