Великая отечественная война — это событие, которое принесло мировому сообществу и, в частности, людям нашего большого многонационального государства неизмеримый страх, горе, уныние, смерть и большие разрушения. Не осталось, пожалуй, ни одной семьи, которую война не обожгла бы своим огненным дыханием.
Для достижения победы в то непростое время были мобилизованы все материально-технические ресурсы и силы. Но сейчас 2021 год, людей волнуют совсем другие проблемы, но отголоски той беспрецедентной борьбы за свободу и жизнь до сих пор находят отклики в наших сердцах.
В преддверии Великого праздника Победы хотелось бы снова затронуть военную тематику. В прошлом году редакция портала «ГлавПахарь» с гордостью и почтением вспоминала машины-герои войны, подготовив специализированный материал по теме: «Тракторы Великой отечественной войны».
Накануне 76-летней годовщины Великой победы, учитывая, что мир потрясают военные конфликты и в настоящее время, «ГлавПахарь» готов поговорить о современной военной отрасли, о военных тракторах и машинах, разработанных на их базе.
Мы искренне надеемся, что любая военная техника никогда не будет применена по своему прямому назначению, и все же промышленность в данном сегменте все время развивается. А некоторые сельскохозяйственные и промышленные тракторы становятся прототипами для создания специализированных военных агрегатов.
Научно-технический прогресс непрерывно охватывает все новые области. При этом военная промышленность, наряду с сельскохозяйственной сферой, всегда была на страже уникальных разработок и на переднем фланге инноваций.
Как правило, для военной отрасли требуются надежные и высокопроизводительные агрегаты. Не редко такие машины создаются на базе сельскохозяйственных тракторов и промышленных бульдозеров. Особенностью большинства из них является гусеничный ход (хотя есть и колесная техника), позволяющий обеспечивать высокие скорости, маневренность и высокий уровень проходимости.
Начнем с техники, имеющей богатую историю. Первой машиной в нашей подборке стала полковая землеройная машина ПЗМ-2, которая хотя и находится на консервации на большинстве военных полигонов, все еще служит на страже безопасности и суверенитета.
Первый выпуск техники относится к далекому 1968 году. Машина представляет собой землеройную машину массой около 13 тонн с цепно-балочным рабочим органом для рытья траншей. Военный трактор оборудован специализированным отвалом и высокопроизводительной лебедкой с тяговым усилием до 5 тонн.
Как и сельскохозяйственный трактор, техника оснащена шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем мощностью 175 л.с. Основное значение заключается в рытье котлованов и траншей с производительностью до 140 кубометров/час. Гражданское применение направлено на прокладку коммуникаций и подземных сетей.
Ключевой особенностью является специальная полностью герметичная двухместная кабина, которая позволяет работать в условиях зараженной местности. Конструктивная особенность рабочего органа ПЗМ-2 заключается в том, что на раме военного трактора вращается цепь, имеющая выгребные лопатки, на которых установлены специальные резцы, что позволяет рыть грунтовую массу и выбрасывать ее на внушительное расстояние от места дислокационной эксплуатации.
Путепрокладчик БАТ-2 создан на базе тяжелого многоцелевого гусеничного тракторного транспортера-тягача МТ-Т, предназначенного для транспортировки различных грузов в кузове и буксировки артсистем или прицепов в условиях бездорожья.
В настоящее время техника представлена в военном парке в обновленном и модифицированном варианте, но ее предназначение осталось таким же — устройство переходов через овраги, рвы, спуски к переправам, расчистка маршрута движения от кустарников, деревьев, пней, снега и камней, устройство проходов в завалах, в лесу и населенных пунктах; рытье котлованов при самоокапывании, устройство проходов на местности.
Основными составными частями путепрокладчика является базовая машина и рабочее оборудование, в состав которого входят мощный бульдозерный отвал, разрыхлительное и крановое приспособления, механизм отбора мощности, гидропривод и электрооборудование.
Современным аналогом является техника серии УБИМ.
Универсальный колесный агрегат КЗКТ-538 на базе промтрактора был разработан в конструкторском бюро МАЗ. Массовая серийная сборка была организована на заводе в Кургане в период с 1964 по 1993 годы. Сейчас такие машины в российской армии действительно редкость, официально они все отправлены в утиль, и все-таки они есть, хотя их массовое производство было полностью остановлено около 30 лет назад.
Машина является универсальным колесным полноприводным орудием, предназначенным для работы с различным навесным и прицепным оборудованием. В основном техника оснащается 12-цилиндровым двигателем мощностью 375 л.с. и гидромеханической трехступенчатой коробкой передач.
Универсальный колесный агрегат КЗКТ-538 в последних версиях имеет сразу два топливных бака общим объемом 480 литров. Передняя подвеска является балансирной и установлена на поперечных рычагах, задняя представляет собой жестко закрепленную на раме высокопрочную и износостойкую конструкцию.
В военные годы Петербургский тракторный завод работал буквально в 4 км от передовой и страдал от многочисленных бомбардировок и артобстрелов. Всего на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб.
Для советского послевоенного периода времен «холодной воды» считалось «в порядке вещей» выпускать машины, которые предназначались сразу для двух целей: сельскохозяйственной и, при необходимости, военной.
Согласно данным открытых источников, одной из таких машин и стал легендарный трактор Кировец. И да, изначально предполагалось, что тянуть он будет далеко не плуг или сеялку, а комплект артиллерийского орудия или полевой трубоукладочный комплекс для инженерных войск.
Времена «холодной воды» давно «канули в лету» (хотя многие так не считают), а привычка эксплуатировать проверенный временем Кировец осталась по причине его универсальности и высокой надежности.
Возможно, сейчас такая техника не используется по своему прогнозируемому военному назначению, но мало в нашей стране войсковых частей, в которых не представлен этот «труженик». А уж задач для него предостаточно, хотя по-настоящему свою мощь и функциональность он раскрыл именно в сельском хозяйстве.
Еще одной интересной разработкой, использующей базовую конструкцию сельскохозяйственного трактора для целей армии, стал трактор Т-150К с двигателем от самолета МИГ-15.
Техника была неоднократно замечена на ряде военных кораблей, в частности, на палубе всемирно известного авианосца «Адмирал Кузнецов».
Многие могли подумать, что возможно трактор хотят запустить в небо и только летающего Т-150К нам не хватает, но нет, цели и задачи для агрегата вполне выполнимы и реальны. Машина используется для уборки палубы авианосца, так как она всегда должна быть чистой, чтобы сократить риск аварий и авиакатастроф из-за попадания в двигатели или турбины самолетов-истребителей посторонних предметов.
Помимо этого, такие тракторы можно дополнительно увидеть и на расчистке базовых военных полевых аэродромов, так как приспособление способно решать задачи устранения обледенения взлетных полос и иных дорог целевого назначения.
Главная особенность конструкции заключается в том, что к передней части трактора Т-150К присоединяется двигатель от советского истребителя МИГ-15. После того, как самолет был снят с вооружения, его силовые установки стали применять в других областях. Техника получила названия тепловая машина ТМ-59.
Реактивный двигатель, установленный на тракторе, при помощи выхлопных газов сдувает все посторонние предметы с палубы или полосы. За кабиной оператора устанавливается масштабная цистерна, которую наполняют керосином. Работа такого авиационного уборщика требует много топлива. Расход может составлять до 800 кг/ч, но, по заверению военнослужащих, затраты того стоят.
Но вернемся к России и перейдем к более современным агрегатам и гордости отечественной военной промышленности. Одной из главных тракторных разработок для нужд армии последних лет стал первый бронированный трактор-сапер на базе Б10М2С и Б12С.
Первая партия бронированных бульдозеров производства Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) была отгружена Министерству обороны России в 2017 году. Последнее обновление было осуществлено в 2019 году.
Техника является модификацией трактора Т10М2 (и соответственно Т10М2С) и отличается большим производительным двигателем мощностью 230 л.с., вместо 205 л.с. и топливным баком большего объема.
Помимо рытья траншей и очистки путей и маршрутов, техника предназначена для обезвреживания мин в местах боевых действий.
Такая модификация трактора-сапера по сути представляет специальный минный трал — приспособление для проделывания проходов в минных полях. Трал устанавливают на бронированные тракторы Б10М2С и Б12С, которые будут способны обезоруживать как противопехотные, так и противотанковые мины.
В конструкцию новой машины внесены дополнительные изменения для защиты экипажа от осколков при взрыве. Двигатель тракторов расположен спереди и имеет спецкорпус. Таким образом, если техника наедет на взрывное устройство более мощное, чем мина, конструкция трактора убережет оператора от взрыва. Бронирование не уменьшает его производительности и не снижает рабочих характеристик. Капотная часть Б10М2С защищена от попадания пуль и осколков мин.
Кроме данного вида техники, ЧТЗ также выпускает еще один военный аппарат — фронтальный колесный погрузчик ПК-55С военного назначения.
На балансе российской армии стоит роботизированный саперный военный комплекс серии «Уран».
Техника предназначена для разминирования и проходов в минно-взрывных заграждениях. В мирное время агрегат может использоваться для ликвидации техногенных катастроф, пожаров и наводнений.
Самой популярной является модель «Уран-6», а самой мощной машиной серии — многофункциональный МРТК-П «Уран-14». Техника весит 14 тонн и оснащена двигателем мощностью 240 л.с. Целевое назначение, связанное с пожаротушением, обеспечивается масштабной цистерной объемом 2000 литров и дальностью выброса струи: пенной — до 35 метров водяной — до 50 метров.
Новый вездеход «Четра» ТМ-140А производства концерна «Тракторные заводы» предназначен для войск в Арктике. Адаптивный вариант техники также реализуется на российском рынке гражданской спецтехники. В настоящее время у агрегата есть и третье назначение — «Курганмашзавод» уже производит «Пожарный плавающий трактор-болотоход» на базе ТМ-140. Данная серия используется для нужд МЧС и лесных хозяйств, рама, помимо прочего снаряжения, несет целую пожарную насосную станцию.
Машина оснащена двигателем ЯМЗ мощностью 250 л.с. и гидромеханической шестиступенчатой трансмиссией с электрогидравлическим включением передач. На раму можно установить и дистанционно управляемый модуль вооружения.
Особенностью конструкции является вариант установки моторного отсека, он расположен отдельным блоком и таким образом, что позволяет беспрепятственно ремонтировать и обслуживать двигатель, оставаясь под защитой брони. Сам вариант бронирования узлов кабины разработан московским НИИ Стали.
Колесные дорожные машины УДМ и КДМ предназначены для выполнения задач по подготовке и содержанию путей движения и маневра войск.
Техника КДМ позиционируется как альтернатива стоящей на вооружении российской армии универсальной дорожной машине УДМ, выпускаемой АО «Петербургский тракторный завод».
Агрегат имеет двигатель мощностью 270 л.с., трансмиссию ZF, передний мост Carraro и оснащен погрузочным и бульдозерным оборудованием военного и промышленного назначения. Машина создана на базе трактора Terrion ATM5280, собираемого в России из импортных комплектующих.
Отметим, что одним из наиболее значимых для российской военной отрасли является АО «Концерн «Уралвагонзавод». Завод представляет интегрированную структуру, объединяющую промышленные предприятия, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Это известные разработчики и производители артиллерии, бронемашин, подвижного грузового состава, легкорельсового транспорта, дорожно-строительной и другой техники.
Концерн производит БМП Т-15, боевые машины огневой поддержки ТЕРМИНАТОР и ТЕРМИНАТОР-2, бронированные машины разминирования БМР-3М, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1М, инженерные машины разграждения ИМР-3М, модернизированный танк Т-72, а также танки «Армата» Т-14, Т-90МС и Т-90С.
Особо отметим, что танк «Армата» Т-14 официально признан самым лучшим танком мира.
Естественно, это далеко не все военные разработки российской армии, по заслугам являющейся одной из наиболее мощных и оснащенных по последнему слову техники. Военная отрасль объективно является достаточно закрытым сегментом для рядового обывателя. Как правило, с новинками в открытом доступе возможно ознакомиться только на специализированных выставках или же на параде Победы в момент прохода механизированной колонны, включающей образцы новой и модернизированной техники.
В настоящее время единиц, подпадающих под категорию «военные тракторы», становится все меньше, в армейском парке их вытесняют высокопроизводительные и универсальные тракторы, бульдозеры, боевые модульные агрегаты, комплексы и установки.
И мы считаем это правильно, сама по себе категория «трактор» должна работать в мирном русле и «воевать и биться» только за высокие урожаи, продовольственную безопасность и благосостояние отечественных фермеров и аграриев. Пусть лучше уж танки послужат целям АПК.
Редакция портала «ГлавПахарь» сердечно и горячо поздравляет всех читателей с Великим праздником 9 мая! С Днем Победы! Мы искренне благодарны защитникам отечества за их доблесть, честь, отвагу, терпение, стойкость и верность. Искренне желаем, чтобы над головой всегда было мирное небо, а отголоски войны остались только на страницах книг и в исторических кинолентах. С Праздником!