Тракторы Великой Отечественной войны

08.05.2020
1960
vk.com-logo
Трактор буксирует артиллерийское орудие
Трактор буксирует артиллерийское орудие

Для достижения победы в Великой Отечественной войне были мобилизованы все ресурсы и силы. Не остался в стороне и трактор, на базе которого создавались известные бронированные машины. В связи с нехваткой военной техники тракторы переоборудовались и укомплектовывались броней и пулеметами для усиления боевой мощи. Танки на базе трактора могли производиться на тракторном заводе и были незаменимой боевой единицей в войсковых соединениях, нуждающихся в усилении военной техникой. 

Накануне 75-летия Великой победы «ГлавПахарь» с уважением вспоминает боевые машины, созданные на базе трактора.

Бронированные тракторы довоенного периода

Прежде всего необходимо отметить довоенный период. Еще в начале 30-х годов ХХ века советские ученые и конструкторы рассматривали возможность использования тракторной платформы для быстрого переоборудования в боевую машину в случае острой необходимости. На базе тракторов были созданы такие известные бронированные образцы техники, как трактор Гулькевича, серия бронированных десантных тракторов Д-10, Д-11 и Д-14. Позже разработки в данном направлении были приостановлены. 

Советская бронированная танкетка «Фордзон» со стальной противопульной броней разрабатывалась на базе популярного трактора Фордзон-Путиловец. Боевое отделение танкетки располагалось сзади, моторное отделение спереди, а экипаж составлял 2 человека. В качестве вооружения использовался танковый пулемет ДТ-29.

Десантный бронетрактор со стальной катаной броней Д-14 производился в 1931 г. Боевая масса составляла 12,6 т. Бронетрактор имел безбашенную компоновочную схему, переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и места для десантников спереди и сзади машины.

Трактор-тягач артиллерийских орудий С-65 «Сталинец»

Легендарный трактор С-65 «Сталинец» выпускался с 1937 по 1941 годы на Челябинском тракторном заводе и предназначался для работы в агрегате с прицепной сельскохозяйственной техникой. Когда началась Великая Отечественная война, трактор использовался для буксировки артиллерийский орудий.

Полная масса трактора составляла 10,8 т, транспортная скорость — до 7 км/ч. На первых экземплярах кабина была открытой, позже начали выпускаться тракторы с закрытой кабиной. Двигатель М-17, установленный на трактор, развивал мощность 65 л.с. Управление поворотом осуществлялось за счет фрикционов.

Трактор-тягач М5

В 1944 г. по программе ленд-лиза на вооружение советских войск поступило около 200 тракторов-тягачей М5. Быстроходный тягач успешно использовался для буксировки артиллерийских орудий массой до 8 т, зенитных орудий и транспортирования боеприпасов и орудийного расчета.

Трактор-тягач оснащался шестицилиндровым карбюраторным двигателем объемом 9375 куб. см с воздушной системой охлаждения. Максимальная мощность двигателя составляла 207 л.с. Масса боевой машины составляла 13,7 т.

Трактор-тягач М5 на параде
Трактор-тягач М5 на параде

Нарекания данная техника получила за слабую проходимость и повышенный расход бензина КБ-70 с высоким октановым числом. Запас хода машины составлял 290 км, скорость по дороге с твердым покрытием достигала 48,5 км/ч. Преодолеваемые ров — 1,7 м и брод — 1,3 м.

Советские войска использовали быстроходный тягач с экипажем из 9 человек, для вооружения машины использовался пулемет 7,62 мм или крупнокалиберный пулемет.

Тягач М5 на марше
Фото: zen.yandex.ru
Тягач М5 на марше

Бронированные легкие тракторы НИ-1 и ХТС-16

В 1941 г. на Одесском заводе им. Январского восстания началось производство бронированного трактора НИ-1. Аббревиатура расшифровывалась как «на испуг». Техника была очень популярна и получила такие прозвища, как «Январец» и «Одесский танк». Летом и осенью 1941 г. данная техника участвовала в обороне Одессы. Количество выпущенных бронированных тракторов НИ-1 составляло 55 шт.

Боевая масса НИ-1 составляла 7 т, что соответствует классу легких танков. Экипаж машины 2-3 человека защищала стальная катаная броня. Четырехцилиндровый многотопливный карбюраторный двигатель 1МА располагался в передней части трактора и развивал мощность 52-56 л.с.

Скорость трактора по шоссе составляла 20 км/ч, запас хода — 140 км.

Экспозиция бронированного танка НИ-1 в Одессе
Экспозиция бронированного танка НИ-1 в Одессе

Схожими техническими характеристиками обладал легкий трактор ХТЗ-16, выпускавшийся в 1941 г на Сталинградском и Харьковском заводах.

Бронированный трактор ХТЗ-16
Фото: novate.ru
Бронированный трактор ХТЗ-16

Трактор-тягач СТЗ-5-НАТИ

С 1937 по 1942 годы на Сталинградском тракторном заводе выпускался трактор-тягач СТЗ-5-НАТИ. В довоенные годы было произведено около 3500 единиц, за все время выпущено 9944 тракторов-тягачей. Первые экземпляры тягача, выпускавшиеся в начале войны, оснащались минометами БМ-8-15 «Катюша».

СТЗ-5-НАТИ на параде
СТЗ-5-НАТИ на параде

Экипаж боевой машины составлял 2 человека. В кузове имелось еще 8 мест. Двигатель 1МА выдавал мощность 52-56 л.с. Полная масса тягача — 5,8 т, тяговый класс — 4,85 тонн-сил.

Экспозиция СТЗ-5-НАТИ
Экспозиция СТЗ-5-НАТИ

Подводя итог, необходимо отметить, что военная техника на базе трактора успешно применялась как для транспортировки артиллерийских орудий, так и в качестве самоходных артиллерийских установок и бронированных танков.

Трактору посвящается

С великим праздником, с Днем Победы, поздравляем Вас, уважаемые ветераны Великой Отечественной войны!

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2022, ООО «ГлавАграр»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
Разработка сайтаFast&Curious