Ежегодно для рынка сельскохозяйственной техники презентуется бесчисленное множество различных специализированных шин и технологий, связанных с тем, чтобы сделать передвижение сельхозмашин максимально эффективным.
При этом «гусеницы» всегда находились на втором плане, при том что агрегаты на гусеничном ходу производят достаточно большое количество брендов с мировым именем.
В настоящее время аграрии по-прежнему отдают предпочтение традиционным самоходным машинам и колесным тракторам, так как они являются более универсальными, по причине того, что способны беспрепятственно передвигаться как полям, так и по дорогам общего пользования.
Ситуация для машин, использующих гусеничные ленты усугубилась и тем, что ценник на колесные аналоги, как правило, ниже, а сама техника уже получила адаптацию к непростым условиям работы на больших скоростях.
Несмотря на это рынок гусеничных тракторов и техники на гусеничном ходу продолжает оставаться интересным для специалистов и профессионалов сельскохозяйственной отрасли.
«Гусеницы» идеальны при работе на влажной почве ранней весной, а также при условии агрегатирования с тяжелыми глубокорыхлителями и иными широкозахватными посевными и почвообрабатывающими орудиями.
Главными преимуществами являются повышенные тяговые характеристики и сниженные показатели давления и уплотнения почв.
Для повышения эффективности эксплуатации таких агрегатов стоит выполнять комплекс мероприятий по грамотному обслуживанию и своевременному уходу.
«ГлавПахарь» предлагает Вам изучить особенности гусеничной техники и ознакомиться с основными практическими советами по уходу за гусеничными лентами сельхозмашин.
В России первым самоходным гусеничным трактором принято считать разработку саратовского крестьянина Федора Блинова. В 1877 году изобретатель представил устройство, по типу напоминающее вагон на гусеничным ходу. Техника имела паровой двигатель, сопоставимый с моторами мощностью 12 л.с. Скорость работы агрегата составляла до 3,2 км/час.
В нижней части рамы крепились на рессорах две тележки, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с осями опорных колес. Бесконечные рельсы вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звездочки.
Первую гусеничную машину в США представили Бэст и Хольт, которые создали трактор с навешенным на него бульдозерным оборудованием. Машина стала прародителем современного бульдозера. Не многие знают, что всемирно известный бренд Caterpillar, как раз-таки основанный этими изобретателями, в переводе означает «гусеница».
И еще немного теории. Отметим, что гусеничной лентой или упрощенно «гусеницей» принято считать замкнутую сплошную ленту или цепь из шарнирно-соединенных звеньев (траков), применяемых в гусеничном движителе.
Гусеницы для специализированной и сельскохозяйственной техники могут быть металлическими, резино-металлическими и резиновыми. На гусеничную технику могут устанавливаться различные типы гусениц. Также гусеницы разделяются на асфальтоходные и не асфальтоходные.
Гусеничные тракторы отличаются бережным отношением к земле, поскольку давление на почву по сравнению, например, с одинарными колесами, у «гусениц» в три раза меньше за счет распределения массы равномерно по всей длине движителей.
На гусеничных тракторах в большинстве случаев используются остовы рамной конструкции. Гусеничный движитель, как правило, включает в себя:
Звездочка (5) приводит в действие гусеничную цепь (4) и обеспечивает движение трактора. Сама по себе гусеничная цепь состоит из звеньев, соединенных шарнирно с помощью пальцев. Она огибает звездочку, направляющее колесо, опорные катки и поддерживающие ролики, образует замкнутый контур, называемый гусеничным обводом. Вес трактора через опорные катки распределяется на опорную часть гусеницы. При этом среднее условное давление на грунт небольшое, а сцепление с ним хорошее. Гусеничная цепь снабжена почвозацепами и служит дорожкой для качения по ней остова трактора.
Базовый традиционный принцип работы гусеничного движителя заключается в том, что ведущий момент, приложенный к звездочкам (5), заставляет гусеничные цепи (4) перематываться и расстилаться под опорными катками (6). При этом возникающие от взаимодействия гусеницы с грунтом касательные реакции передаются остову и приводят трактор в движение, заставляя опорные катки (6) перекатываться по внутренним беговым дорожкам цепи (4) как по рельсам.
Тракторы на гусеничном ходу, помимо преимуществ сниженного давления на почву, характеризуются повышенной маневренностью, высокой плавностью хода, хорошим сцеплением с грунтом, самоочищаемостью гусениц и меньшим шумом. Плавность хода и снижение шума приобретают важное значение в связи с ростом скоростей движения.
(по материалам agro7group.ru)
Уход за «гусеницами» улучшает жизнь и производительность в долгосрочной перспективе. Техническое обслуживание устройства не следует считать сложной задачей. Для того чтобы провести грамотное обслуживание гусеничных лент необходимо сначала осмотреть саму гусеницу.
В первую очередь, стоит искать незакрепленные или отсутствующие внутренние направляющие выступы и внешние ступеньки и обращать особое внимание на любые порезы или разрывы (в случае с резиновыми лентами), которые открывают доступ к внутренним стальным кордам.
После этого, если кординг обнажен, но не поврежден, важно как можно быстрее отремонтировать путь, прежде чем повреждение повлияет на структурную целостность самого движителя. Если конструкция гусеницы не была нарушена, необходимо уточнить у своего дилера или производителя варианты самостоятельного ремонта. Такой ремонт может повлечь за собой замену выступов внутренней направляющей и внешних выступов или устранение порезов, разрывов или разрывов в самом протекторе. Стоит также обратиться к нормативной документации и руководству по эксплуатации машины, чтобы подтвердить точные шаги, необходимые для регулировки гусеничной системы.
Начинать техническое обслуживание гусеничных лент стоит с визуального осмотра агрегата. Проверьте, нет ли ослабленных болтов и видимых повреждений. Используйте нормативно-техническую документацию, чтобы подтвердить любые характеристики крутящего момента, которые она может описать, и осмотрите конструкцию рамы вокруг точек крепления на предмет трещин или признаков коррозии. Найдите компоненты подшипника, положение которых могло быть изменено.
Важной рекомендацией является проверка масла в планетарных ступицах. Делать данный шаг следует предварительно переместив машину на ровную поверхность. При проверке смазки стоит уделить внимание наличию повреждений, воды, грязи и ржавчины. Проблемный узел проще снять, осмотреть, очистить и сразу отремонтировать (при необходимости), чем ждать, когда он окончательно выйдет из строя и станет серьезной угрозой для эффективной эксплуатации техники.
Необходимо помнить, что гусеничная лента является чрезвычайно подвижной системой, при это в самой конструкции не так много движущихся элементов, которые подвергаются высокой нагрузке.
При возможности следует провести базовую обкатку и проконтролировать как гусеницы делают несколько оборотов, чтобы убедиться, что они идут прямо и нет проблем с выравниванием.
Еще одним важным показателем является проверка тепловыделения и нагревания рабочих узлов. Самый простой способ проверить температуру это проехать на тракторе 2-3 км и рукой попробовать коснуться выступов гусеничной ленты с обеих сторон. Если вы можете коснуться элемента, то, скорее всего, у Вас нет никаких проблем. При этом, если одна сторона выступов более теплая, чем другая, вероятно, что существует проблема выравнивания.
Американский эксперт отрасли Майк Фризен из Elmer’s Manufacturing отметил, что гусеничные системы не требуют значительного обслуживания, но проверка выравнивания является ключом к обеспечению долговечности, к примеру, резиновых гусениц.
Высокий показатель в данном вопросе достигается путем проверки того, что внутренние направляющие проушины двигаются равномерно между парами опорных колес и колесных роликов, или путем простого теста движения на ровной поверхности. Наличие выступов внутренней направляющей при проверке на предмет неравномерного износа с одной стороны также является еще одним признаком потенциальной проблемы с центровкой.
Выравнивание также можно отрегулировать, проверив соосность рамы гусеницы с шасси и оптимизировав углы передних направляющих колес. Подчеркнем, что не стоит пугаться некоторого износа направляющих, он всегду будет присутствовать из-за трения между проушинами и колесами.
Кроме выравнивания, перекосу гусеничного движителя может способствовать либо чрезмерно низкое, либо высокое натяжение гусеницы.
Предсезонное обслуживание гусеничных лент должно включать проверку сварных швов на всех конструктивных элементах на предмет растрескивания, проверку крутящего момента на всех болтах и гайках и смазку всех точек крепления и соединения, а также проверку на ослабленные ступицы и изношенные подшипники.
(по материалам producer.com, автор: Robin Booker)
В 2021 году на российский рынок сельскохозяйственных тракторов выйдут сразу несколько заслуживающих внимание гусеничных агрегатов. При всем широком разнообразии новой техники «ГлавПахарь» выделил несколько новинок и составил свой субъективный ТОП-5 наиболее интересных машин для отечественных фермеров.
Без преувеличения бестселлер на рынке гусеничных тракторов, «наделавший много шума» в хозяйствах Европы и США. В этом году обновленное поколение тракторов Fendt 1100 Vario MT появится на российских полях.
Линейка техники будет представлена четырьмя моделями с двигателями мощностью от 511 до 673 л.с. Машины будут отличаться новым двигателем, гусеничными модулями нового поколения и рядом других технологических новшеств.
Система гусеничного хода на новых тракторах имеет надежное сцепление ведущего колеса с гусеничной лентой и уникальную подвеску SmartRide+, которая объединяет центральную раму и шасси и обеспечивает комфортное движение как в поле, так и на дорогах. Технология SmartRide+ обеспечивает автоматическое выравнивание и оптимальное распределение веса, даже при работе с самыми тяжелыми орудиями и агрегатами.
Еще одна мировая премьера, которая добралась до нашей страны в обновленной и модернизированной модификации — трактор Case IH Steiger AFS Connect.
Для России Case IH представит тракторы, которые будут доступны в гусеничном исполнении Quadtrac с увеличенной мощностью двигателя от 470 до 620 л.с. Двигатель представляет собой новый инновационный рядный 6-ти цилиндровый 12,9-ти литровый силовой агрегат FPT Cursor 13 Tier 4B, который оснащен четырьмя клапанами на цилиндр для максимальной топливной эффективности, экологичности и надежности.
Гусеничные модули имеют ведущее колесо, по всей окружности которого находятся 19 планок и 5 гребней резины армированной гусеничной ленты. Такая конструкция обеспечивает высокую сцепку, а также равномерную тягу без проскальзываний.
Три пары опорных роликов воспринимают на себя существенную часть веса трактора, они оснащены демпферами для гашения ударной нагрузки от неровности рельефа. Натяжение гусеницы происходит автоматически посредством давления в гидравлической системе. Полностью литая балансирная тележка обеспечивает качение ±10 ° для постоянного контакта с почвой.
В начале 2021 года крупнейшая американская машиностроительная компания Deere&Company презентовала сразу четыре обновленные модели гусеничных тракторов 8 и 9 серии: двухгусеничные 8RT и четырехгусеничные модели 8RX и двухгусеничные 9RT и четырехгусеничные тракторы 9RX.
Двухгусеничные тракторы John Deere 8RT доступны в четырех моделях с мощностью двигателя от 310 до 410 л.с. с широчайшим диапазоном регулировки ширины междурядья от 180 до 410 см с шагом 10 см. Техника снижает уплотнение почвы на 23 %. Четырехгусеничные тракторы John Deere 8RX сочетают в себе комфорт и маневренность колесного трактора с тяговыми характеристиками и проходимостью гусеничного трактора. Машины доступны в четырех моделях с мощностью двигателя от 310 до 410 л.с.
Модели 9RT с двумя гусеницами 9RX с четырьмя гусеницами оснащены подвеской с шагающей балкой AirCushion™, которая улучшает ходовые качества. Двухгусеничные тракторы имеют большую площадь основания, меньшее давление на почву и меньший уровень проскальзывания по сравнению с колесными тракторами, что делает их идеальными для прямолинейной тяги и обработки почвы на больших площадях.
Обновленная серия тракторов получила 8,7-литровые 6-цилиндровые двигателями FPT Cursor 9 Stage V мощностью от 325 до 445 л.с., интерактивную систему помощи CEMOS и новую систему контроля давления в шинах CTIC.
Ну и куда же без отечественного флагмана сельхозмашиностроения. В рамках выставки AGROSALON-2020 компания Ростсельмаш представила новый гусеничный трактор серии RSM 3000 DeltaTrack с шарнирно-сочлененной рамой и двигателем мощностью 460-620 л.с. Серийное производство данных тракторов стартовало в январе 2021 года и представлено 3 моделями RSM 3485DT, 3535DT, 3575DT.
В России гусеничные тракторы также производят Петербургский тракторный завод, АГРОМАШ, Брянский тракторный завод и Алтайлесмаш. А с 2021 года Минский тракторный завод планирует открыть сборочное производство гусеничных тракторов BELARUS в Башкортостане.
Таким образом, техника, использующая в работе гусеничные ленты, позволяет обрабатывать почву там, где колесные тракторы испытывают трудности. Гусеницы имеют ряд преимуществ и недостатков, но то, что они гарантируют высокую производительность, долгий срок эксплуатации и бесшумную работу является неоспоримым фактом.
В совокупности с профессиональным и своевременным уходом за гусеничными лентами сельхозмашин сама техника способна стать по-настоящему незаменимым помощников при работе в сложных и экстремальных условиях в сельскохозяйственной отрасли.
Самым маленьким серийным гусеничным трактором в мире признан агрегат CAT Vaughan Flex-Tred. Техника была создана компанией Vaughan Motor в 1932 году в Портленде. Гусеничный трактор предназначался для садовых работ.
Машина была оснащена одноцилиндровым двигателем карбюраторного типа мощностью 8 л.с. и коробкой передач с тремя скоростями и реверсивным редуктором, по примеру ДТ-75. Самый компактный трактор имел особую конструкцию гусениц, позволяющей агрегату разворачиваться на 360 градусов на месте.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru