Трактору посвящается

17.04.2020
5605
vk.com-logo
Памятник трактору в совхозе им. Ленина (г. Москва). Источник фото: zavtra.ru
Памятник трактору в совхозе им. Ленина (г. Москва). Источник фото: zavtra.ru

Одной из важнейших машин, применяемых в сельскохозяйственном производстве, является трактор, история которого насчитывает уже более 200 лет. Он составляет основу энергетического потенциала аграрного комплекса, а сфера применения трактора практически не ограничена — это механизация полевых операций, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, транспортировка грузов и многое другое. Не только в сельской местности, но даже на улицах крупных городов можно увидеть этого «неутомимого труженика и надежного помощника».

Не удивительно, что необходимость развития тракторостроения, значимость такой техники неоднократно отмечалась на всех уровнях, а сам трактор как символ прогресса был воплощен во многих изданиях, памятниках, мероприятиях…

Если вести речь о монументальных сооружениях, можно выделить множество знаковых памятников, имеющих свою историю и приуроченных к определенным событиям. Рассмотреть их все в рамках одной публикации невозможно, поэтому «ГлавПахарь» предлагает ознакомиться лишь с некоторыми из них, а заодно погрузиться в увлекательную историю отечественного тракторостроения.

Памятники первым тракторам

Создание единого тракторного хозяйства в России, организация ремонтных станций, курсов подготовки мастеров и трактористов было начато более 100 лет назад. Почти все тракторы, выпускавшиеся в то время, были маломощными, несовершенными в техническом отношении и недостаточно экономичными. Таким образом, до разработки отечественного образца было принято решение обратиться к зарубежному опыту и организовать совместное производство простых и дешевых американских тракторов «Fordson». В 1924 г. с конвейера завода «Красный путиловец» сошел первый трактор «Фордзон-Путиловец», оснащенный карбюраторным двигателем мощностью 20 л.с.

Памятники первым отечественным тракторам

Одной из важнейших составляющих этапа индустриализации Советского Союза стало строительство тракторных заводов и массовый выпуск отечественных тракторов, призванных заменить американскую технику компании Ford. В 1930-1931 гг. с конвейеров Сталинградского и Харьковского тракторного заводов сошли первые тракторы СХТЗ 15-30, которых было выпущено более 390 тыс. ед. в течение последующих 5 лет.

Трактор являлся лицензионной копией одной из лучших моделей того времени «International McCormick-Deering 15-30», которую выпускала американская компания «International Harvester». Именно на таком тракторе начинала работать Паша Ангелина (Прасковья Никитична Ангелина) — бригадир тракторной бригады, участница стахановского движения в СССР в годы первых пятилеток (1930-1940 гг.).

Монумент «Слава труженикам села» с трактором Паши Ангелиной (Москва). Источник фото: img-fotki.yandex.ru
Монумент «Слава труженикам села» с трактором Паши Ангелиной (Москва). Источник фото: img-fotki.yandex.ru

Трактор имел классическую компоновку на основе рамной конструкции, задние колеса увеличенного диаметра и передние управляемые колеса уменьшенного диаметра. Керосиновый двигатель мощностью 32 л.с. обеспечивал возможность работы с двух- или трёхкорпусным плугом, навесными или стационарными сельскохозяйственными машинами.

Установлены десятки памятников этому легендарному трактору, что подчеркивает его особую роль в становлении отечественной промышленности и сельского хозяйства.

Существуют и доказательства потрясающей надежности и работоспособности этого трактора. Так, источник КП в Украине сообщает интересную историю о тракторе СХТЗ-15/30 под номером 1126, который работал в белорусском городе Давид-Городок. Во времена оккупации в 1941 г. местный сторож вместе с женой разобрал трактор на запчасти и спрятал его от немцев. Смазанные солидолом детали пролежали в земле более трех лет, а когда город был освобожден, трактор собрали заново и он еще долго служил аграриям, за что его прозвали «Капитаном». Сейчас трактор № 1126 установлен на вечную стоянку возле Пинского музея.

С 1934 г. на заводе «Красный путиловец» вместо трактора «Фордзон-Путиловец» началось производство более совершенного трактора типа «Универсал», прототипом которого стал американский трактор Farmall F20, мощностью 22 л.с.

Отечественные конструкторы впервые в мировой практике разработали сразу две модификации трактора: «Универсал-1» для высокостебельных и «Универсал-2» для низкостебельных культур. Вскоре появились еще две специализированные разновидности для уборки хлопка.

Всего было произведено более 2 млн тракторов «Универсал» в четырех модификациях, что сделало его самым распространенным типом тракторов в сельском хозяйстве страны. При этом, «Универсал» стал первым трактором в СССР, который поставлялся на экспорт.

Настоящий трактор «Универсал-2», на котором также работала знаменитая трактористка Паша Ангелина, установлен в мемориальном музее, посвященном ее трудовой деятельности.

Трактор Дарьи Гармаш

Возле п. Рыбное (Россия) установлен на постамент трактор «Универсал-2», символизирующий подвиг женщин в годы войны.

Надпись на постаменте гласит: «В грозные годы Великой Отечественной войны советские женщины совершили великий трудовой подвиг. Первой из первых возглавила Всесоюзное соревнование трактористок славная героиня земли Рязанской Дарья Гармаш».

Работа девушек-трактористок приравнивалась к трудовому подвигу, поскольку они работали в поле по 20 часов в сутки в любую погоду, перевыполняя нормы в несколько раз.

Бригада Дарьи Гармаш в 1942 г. завоевала первое место во Всесоюзном соревновании женских тракторных бригад, продемонстрировав выполнение плана работ на 256%, а полученную премию в 10 тыс. рублей девушки передали в фонд строительства танковой колонны. Бригада Дарьи Матвеевны Гармаш была лучшей в стране и удерживала это звание до 1947 г., когда переходящее Красное знамя было оставлено в коллективе навечно.

В память об этом земляки Дарьи Матвеевны Гармаш установили этот скромный памятник в 1972 г., а с 2004 г. лучшие механизаторы Рыбновского района продолжают дело лучшей трактористки и борются за приз имени Дарьи Гармаш.

Памятники отечественным гусеничным тракторам

Выпускаемые в 1920-1930 гг. тракторы на цельных стальных колесах вследствие высокой массы оставляли глубокие борозды и чрезмерно уплотняли почву, чем наносили серьезный ущерб при проведении сельскохозяйственных работах. По этой причине было принято решение о начале производства тракторов на гусеничном ходу.

Таким образом, был начат новый этап развития отечественного тракторостроения…

В 1933 г. был запущен Челябинский тракторный завод, на котором выпускались гусеничные тракторы С-60 «Сталинец», оснащенные карбюраторными двигателями мощностью 60 л.с. Прототипом трактора послужила американская модель фирмы «Caterpillar 60».

Сегодня первая серийная модель Челябинского тракторного завода занимает почетное место на постаменте у главной проходной и является неотъемлемым символом города. На постаменте укреплена бронзовая мемориальная доска с надписью: «Первый трактор С-60. Установлен 1 июня 1983 г. в честь 50-летия завода».

Трактор С-60, выпускавшийся с 1933 по 1936 год, установленный возле ЧТЗ. Источник фото: upload.wikimedia.org
Трактор С-60, выпускавшийся с 1933 по 1936 год, установленный возле ЧТЗ. Источник фото: upload.wikimedia.org

Данный памятник это единственная сохранившаяся на Южном Урале модель лигроинового С-60. Аналогичные памятники имеются также в Якутске и Керчи.

С 1937 г. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы начинают массовый выпуск гусеничных тракторов отечественной разработки СХТЗ-НАТИ, а Челябинский тракторный завод —гусеничного трактора С-65 с дизельным двигателем мощностью 65 л.с. Это были машины, в которых имелась полноценная кабина. Конструкция была настолько удачной, что трактор С-65 в 1937 г., а СХТЗ-НАТИ в 1938 г. на Международных выставках в Париже получили высшую наград — «Гран-при».

Несмотря на то, что эти машины сыграли значительную роль в становлении промышленности и сельского хозяйства, они не были увековечены на постаментах, а сохранились лишь в единичных экземплярах как музейные экспонаты.

Памятники послевоенным моделям тракторов

В послевоенное время отечественной промышленностью был освоен выпуск широкого перечня тракторов, которые стали настоящими легендами и сыграли значительную роль в реализации крупных проектов, начиная от регионального возрождения сельского хозяйства и заканчивая поднятием целинных земель.

Самым известным, несомненно, является знаменитый ДТ-54, который стал основным трактором эпохи освоения целины.

Во многих областях и республиках современной России и Казахстана установлены монументы в честь этой масштабной кампании, поглотившей огромное количество материальных и трудовых ресурсов.

Другим знаковым трактором является известный Т-74, который в сравнении с современной техникой кажется маленьким и отсталым, но в свое время он совершил настоящую революцию в земледелии. Трактор был настолько востребованным, что всего после пяти лет выпуска с конвейера сошел миллионный экземпляр.

Памятники этому трактору можно увидеть во многих регионах России, Беларуси и Украины.

Даже в настоящее время не забывают заслуг этой машины и людей, которые на ней работали.

В 2017 г. в Рязанском государственном агротехнологическом университете имени П.А. Костычева торжественно открыли памятник-постамент в честь 60-летия первого студенческого механизированного отряда вуза. На постаменте установлен гусеничный советский трактор Т-74, выпущенный Харьковским тракторным заводом в 1962 г.

В 2019 г. в с. Зозули Борисовского района был открыт памятный знак трактору Т-74 и всем труженикам местного сельскохозяйственного предприятия.

Среди гусеничных тракторов, конечно, необходимо отметить и другие модели, которым установлены не менее масштабные памятники.

В г. Пермь на Липовой горе возле корпуса Инженерного факультета Пермской сельхозакадемии установлен монумент «Трудяга Дизель», посвященный первым студенческим механизированным отрядам ПГСХА. В основе памятника — трактор Т-150, на котором в 80-ые гг. обучались студенты сельхозинститута на базе учебно-опытного хозяйства.

В г. Липецк в 1975 г. установлен памятник легендарному Т-38М, символизирующий трудовой подвиг тракторостроителей города.

В послевоенные годы выпускались и колесные модели тракторов, которые также получили широкую популярность у аграриев. Каждому человеку, так или иначе связанному с сельским хозяйством, знакомы огромные «Кировцы» и универсальные МТЗ.

Что особо примечательно, впервые в СССР именно на первых тракторах Беларусь (МТЗ-1 и МТЗ-2 — для обработки высокостебельных и низкостебельных культур) были применены резиновые шины, хотя выпускался и вариант на колесах с жестким стальным ободом со шпорами.

Конечно, памятников этим моделям не так много, что связано, скорее, с их конструктивными особенностями, но, тем не менее, они также имеются.

В 2016 г. в Якутии был торжественно открыт памятник белорусскому трактору.

Памятник трактору МТЗ-50 в Якутске (Россия). Источник фото: abw.by
Памятник трактору МТЗ-50 в Якутске (Россия). Источник фото: abw.by

Отдавая дань уважения производителю техники, которая несколько десятилетий, несмотря на суровый климат и сложный рельеф, помогает местным аграриям в их работе, якутские труженики решили увековечить на своей земле белорусский трактор, приурочив это событие к 70-летнему юбилею МТЗ. Почетное место на пьедестале, установленном в столице Якутии, занял трактор МТЗ-50, поставленный в регион более 40 лет назад. Примечательно, что легендарная машина до сих пор на ходу, что символизирует надежность техники Минского тракторного завода.

За рубежом памятники трактору практически не встречаются, а вся раритетная техника экспонируется преимущественно в музеях или частных коллекциях. В некоторых странах установлены монументы первым моделям применяемой техники.

Одним из наиболее известных монументов, приуроченных, к сожалению, к трагическим событиям, является памятник, установленный жителями Вентворта (Австралия) в честь тракторов Massey Ferguson, задействованных при строительстве массивных дамб, защитивших город от разрушительных наводнений 1956 г.

Маленькая латунная копия популярного трактора стоит на пирамиде из камней в городе Вентворт, на юго-западе Нового Южного Уэльса. Сама пирамида установлена на уровне воды, при котором город был бы затоплен, если бы не были воздвигнуты береговые дамбы.

Надпись гласит: «Эта пирамида из камней была открыта 20 апреля 1959 года в ознаменование эпической битвы жителей Вентворта и округа против рекордного потопа 1956 года и главной роли, сыгранной Ferguson. Тракторы и орудия спасли город от полного затопления».

Музеи тракторов

Во многих странах мира существуют специализированные музеи, посвященные развитию тракторостроения, где представлены широчайшие экспозиции, начиная от паровых машин и заканчивая легендарными моделями, совершившими настоящую революцию в механизации аграрной отрасли.

Научно-технический музей истории трактора в России

В России существует единственный официально зарегистрированный музей, посвященный эволюции мировых и отечественных тракторов, который расположен в г. Чебоксары (Чувашия). Музей был открыт в 2011 г.

Экспозиция музея расположена на площади более 1,5 тыс. м² и дает полное представление об истории становления и развития отечественного и мирового тракторостроения. В музее имеется 6 основных залов: «От сохи до самодвижущихся устройств», «История трактора: от паровых двигателей до мощных дизелей», «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения», «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов», «Трактор будущего», «Легенды тракторостроения».

В отдельном зале музея демонстрируется коллекция из 700 моделей тракторной техники в масштабе.

Коллекция раритетных тракторов насчитывает более 50 раритетных колесных, гусеничных, промышленных и сельскохозяйственных машин, многие из которых до сих пор «на ходу». В музее представлены такие уникальные модели отечественной техники как «Фордзон-Путиловец», СХТЗ 15-30, «Универсал», Т-28 «Владимирец», ДТ-54, Т-74, МТЗ-50, а также импортных тракторов John Deere D, McCormick-Deering 10-20, McCormick W 12.

Ежегодно на базе Научно-технического музея проводится конкурс самодельной тракторной техники «Кулибин XXI века», собирающий настоящих мастеров своего дела, которые предлагают интересные и порой оригинальные конструкторские идеи и технические решения.

Музей раритетной техники компании «Бизон»

Есть в России коллекции, созданные на инициативной основе, например, импортные тракторы в музее раритетной сельскохозяйственной техники компании «Бизон» (Ростов-на-Дону).

Сегодня экспозиция насчитывает 24 трактора и 2 паровых машины, причем абсолютно вся техника находится в рабочем состоянии и имеет оригинальные узлы и агрегаты.

Музей тракторов Farmall-Land в США

Музей Farmall-Land был основан бывшими дилерами компании Case IH Джерри и Джойс Мез в 2008 г. и расположен в г. Авока, Айова. В настоящее время коллекция включает более 250 настоящих тракторов, а также игрушечные тракторы, специальную литературу, сувениры и памятные вещи.

Около 25% тракторов в коллекции представлены моделями International Harvester, остальная техника была собрана энтузиастами по всей территории США и Канады. Музей Farmall-Land продолжит работу только до 27 сентября 2020 г., поскольку его основатели Джерри и Джойс Мез решили уйти в отставку.

Музей тракторов и двигателей John Deere в США

Также в штате Айова (г. Ватерлоо) имеется музей тракторов и двигателей John Deere, расположенный на месте самого первого тракторного завода всемирно известной компании, являющейся лидером в области сельскохозяйственного оборудования. Каждый посетитель может ознакомиться с историей создания тракторов и двигателей John Deere, редкими артефактами, старинными моделями техники и многим другим.

В музее можно проследить историю развития компании John Deere, которая начиналась с создания простого стального плуга, вплоть до разработки современных машин.

Музей тракторов им. Лестера Ф. Ларсена в США

Многим специалистам сельского хозяйства знакома испытательная лаборатория Университета штата Небраска (NTTL), которая является официальным центром тестирования тракторов в Соединенных Штатах. На территории испытательного центра, в оригинальном здании 1919 г. постройки, которое признано Американским обществом инженеров сельского хозяйства историческим памятником, располагается уникальный Музей тракторов им. Лестера Ф. Ларсена.

Музей существует за счет благотворительного фонда и имеет весьма обширную коллекцию раритетной сельскохозяйственной техники, включая более 40 старинных и уникальных тракторов.

Сегодня он остается единственным в мире музеем, посвященным испытанию тракторов.

Музей старинных тракторов в Испании

Музей старинных тракторов в Барселоне (Испания) обладает отличной коллекцией из более 100 тракторов. При этом вся техника находится в отличном рабочем состоянии и восстановлена с использованием оригинальных деталей. Помимо классических тракторов, в обширной экспозиции музея имеются первые модели, работающие на паровых двигателях, например, Abell, изготовленный в Торонто (Канада) в 90-х гг. XIX века.

Также в музее выставлены стационарные двигатели (производства 1900-1950 гг.) и множество различных сельскохозяйственных машин: молотилки, измельчители и т. п.

Музей тракторов в Швеции

В шведском городе Оверкаликс, расположенном практически на границе Северного Полярного Круга, находится музей тракторов под открытым небом. Коллекция собрана основателем музея г-ном Хольгером и содержит около 200 старинных тракторов и машин, а также огромное количество раритетных предметов домашнего обихода. Большинство экспонатов поступило в музей из северного региона Швеции, таким образом, посетители смогут не только увидеть старинную технику, но и познакомиться с богатой историей одного из регионов страны.

Самому старому трактору в коллекции уже более 100 лет. Нужно отметить, что большинство представленных в экспозиции машин до сих пор на ходу и желающие могут даже могут опробовать их в действии.

Музей тракторов в Австрии

Южный регион Австрии считается родиной местного виноделия, поэтому здесь очень развиты многочисленные ассоциации фермеров, специализирующихся на возделывании винограда. Однако есть в Штирии и другое интересное объединение — клуб любителей старинных тракторов.

Интересна история создания этого клуба… Многие фермеры не разбирали и не утилизировали свои старые тракторы, а частично восстанавливали их и хранили как память. В 50-х гг. прошлого века небезразличным к технике аграриям пришла идея собрать все такие тракторы и не просто хранить их в одном месте, а создать музей, открытый для всех желающих. Сегодня в клубе состоит более 50 членов, которые владеют в общей сложности 130 тракторами 29 различных марок.

Одним из девизов объединения является: «Это наша история, которую мы хотим донести до потомков».

В музее собраны тракторы выпуска с 1928 по 1965 год. Наиболее популярные марки — Deutz, Kramer, Lindner, Steyr, Warchalowski, MAN, Lanz, Fendt, Jess, Güldner, Ford и др. Один из самых раритетных экспонатов — Deutz GF 2M 115 1923 г.

Примечательно, что некоторые тракторы часто используются владельцами для поездок, проведения экскурсий и участия в различных мероприятиях и шоу. Также прокатиться на винтажных тракторах может любой желающий: в выходные дни члены клуба с удовольствием организуют поездки и экскурсии на виноградники и в традиционные штирийские деревни.

Музей тракторов в Израиле

В Израиле также имеется замечательный музей тракторов, расположенный в Нетании, в сельскохозяйственном поселке Эйн-Веред. Он невелик и содержится группой энтузиастов, а потому малоизвестен даже местным жителям.

Музей был основан фермером Эрезом Мильштейном, который после выхода на пенсию занялся сбором и восстановлением раритетной сельхозтехники. 

Сегодня в музее более ста экспонатов, каждый со своей историей, и все в рабочем состоянии. Самым старым трактором является «McCormick-Deering» 1920 г. Имеется в коллекции и гусеничный «Caterpillar» 1932 г., и скромный «Panzer» тридцатых годов из Южной Африки, и гусеничный TD9, поднятый из трюма корабля, затонувшего возле Манилы.

Энтузиасты не только поддерживают всю технику в идеальном состоянии, но и продолжают заниматься ремонтом новых экспонатов, чтобы сохранить для будущих поколений раритеты, рассказывающие о значимости механизации и тракторной техники в становлении сельского хозяйства современного Израиля.

Тракторы на государственных символах

В начале прошлого века изображение трактора присутствовало даже на гербах некоторых республик бывшего СССР.

С 1926 по 1936 гг. на государственном гербе Туркменской ССР изображали наиболее характерные и знаковые символы республики — овцы на склоне гор, виноград, хлопчатник, верблюды, трактор с плугом. Таким образом, особо подчеркивалась роль механизации в развитии страны. Также с 1931 по 1937 гг. на гербе Азербайджанской ССР на переднем плане изображали трактор как символ индустриализации республики.

Герб Туркменской ССР (1926-1936 гг.), герб Азербайджанской ССР (1931-1937 гг.)
Герб Туркменской ССР (1926-1936 гг.), герб Азербайджанской ССР (1931-1937 гг.)

На одном из первых гербов Румынской Народной Республики также изображался гусеничный трактор и три доменные печи на фоне восходящего солнца. Однако из-за короткого срока существования герба, всего несколько месяцев 1948 г., не существует его официального изображения или подробного описания.

Изображение трактора присутствовало также и на денежных знаках многих стран. Наиболее часто такие денежные знаки печатались в 1950-1960-х гг.

В 1987 г. в Социалистической Республике Вьетнам вышла банкнота номиналом 200 донгов, на реверсе которой изображен трактор МТЗ-50, выпускаемый Минским тракторным заводом с 1962 по 1985 гг. При этом на купюре изображена ранняя версия модели — с округлой радиаторной решеткой. Банкнота 200 донгов в данный момент уже не находится в обращении из-за инфляции, а вот трактор МТЗ-50 был модернизирован и это модель выпускается поныне.

Минский трактор изображался и на монете Республики Мозамбик достоинством 5 метикалов, выпускаемой в 1980-1986 гг.

Такой знак свидетельствует о высокой популярности и особом признании тракторов бренда «Беларус» в государствах Африки и Азии.

Тракторы на марках

Не менее популярным являются изображения тракторов на почтовых марках. Существуют специальные наборы марок, посвященные технике конкретного завода, например МТЗ. А волгоградский художник Митя Зимин решил увековечил в серии почтовых марках «Призрак прошлого» память о крупнейшем тракторном заводе страны.

Отдельные экземпляры марок и даже коллекционные серии с изображением трактора выпускались и за рубежом.

Стихотворения про тракторы

Сельским труженикам было посвящено немало литературных произведений, но в поэзии встречаются и стихотворения, посвященные непосредственно технике.

Трактор «Беларусь» (Автор: Ольга Шмакова)
Трактор «Беларусь» (Автор: Ольга Шмакова)
Трактор на пьедестале (Автор: Людмила Татьяничева)
Трактор на пьедестале (Автор: Людмила Татьяничева)

Встречаются и шуточные произведения, посвященные трактору

Про мирный советский трактор (Автор: Евгений Долотов)
Про мирный советский трактор (Автор: Евгений Долотов)
Трактор (Автор: Наргиз Байвердян, перевод с армянского)
Трактор (Автор: Наргиз Байвердян, перевод с армянского)

Модели тракторов в масштабе

Тракторная техника также становится не только предметом коллекционирования в виде настоящих моделей, но и их уменьшенных копий. Сегодня существуют как отдельные сборные модели, так и специализированные издания, куда входят высококачественные литые масштабные модели самых известных образцов техники и увлекательные журналы, рассказывающие об особенностях конструкции, истории создания и использования.

Весьма интересной является серия «Тракторы: история, люди, машины» издательства Hachette. Модели, входящие в состав коллекции, представляют собой точные металлические копии настоящих машин в масштабе 1:43. Каждая модель сопровождается информативным красочным журналом, который посвящен определенной модели трактора.

В журналах увлекательно рассказывается о конструктивных особенностях, истории создания, основных технических характеристиках тракторов. Приводится информация о развитии сельского хозяйства и роли каждого трактора, публикуются биографии выдающихся деятелей в области тракторостроения. Также дается экскурс по истории тракторостроительных заводов и информация о зарубежном опыте создания тракторов.

Высококачественные иллюстрации и архивные фотографии делают коллекцию уникальной энциклопедией тракторостроения.

Для творчества компании, специализирующиеся на изготовлении пластиковых моделей, выпускают наборы для самостоятельной сборки масштабных копий тракторов. Мастера создают из таких моделей великолепные диорамы, которые порой сложно отличить от реальных жизненных ситуаций.

Шоу тракторов

Во многих странах неизменным атрибутом массовых мероприятий являются красочные шоу и парады тракторов. 

В завершение 2016 г. на Минском тракторном заводе прошло уникальное шоу танцующих тракторов. Таким нестандартным образом белорусские тракторостроители поздравили своих работников и жителей Минска. Зрители увидели вальс в исполнении машин, когда три пары малогабаритных тракторов кружились под музыку Свиридова.

А 28 мая 2017 г. белорусские тракторы, украшенные шляпами, усами, и венками исполнили легендарный танец маленьких лебедей в честь 70-летия тракторного завода. Это было необычное шоу, которое очень понравилось зрителям, а атмосфера праздника не оставила никого равнодушным.

Подобные парады с участием сельскохозяйственной техники проводятся и за рубежом.

В 2015 г. первый зимний парад тракторов провели фермеры г. St. Albans (США). Это была исключительно частная инициатива, но само мероприятие так понравилось зрителям, что его решили проводить ежегодно. В параде участвовала личная техника фермеров, украшенная гирляндами.

Также проводятся многочисленные шоу с участием раритетной техники, но они больше направлены не на массовые развлекательные мероприятия, а на собрание клубов или ассоциаций любителей старинных машин.

Дом-трактор

Здание в стиле конструктивизма, которое внешне напоминает гусеничный трактор ЧТЗ «Сталинец», построено в 1930-1931 гг. по проекту архитектора П. И. Клишева. По функциональному назначению это первая городская баня или, в настоящее время, объект культурного наследия «Банно-прачечный комплекс». Характерный для архитектуры авангарда прием, когда для плана или фасада здания брался один из символов преобразований в стране, например индустриализации, в этом случае доведен до абсолюта. В облике строения легко выделить «гусеницы», «моторную часть», «кабину тракториста», «отвал» и «прицеп». В одной из «гусениц» сейчас расположено фойе бани, в другой находится кафе.

Несколько лет назад здание было внешне модернизировано, но значительных перестроек оно не претерпело, а самое главное — до сих пор выполняет изначальную функцию.

Старожилы говорят, что раньше у «трактора» было прозвище — КГБ (Калининградская городская баня).

Тракторы в искусстве

Нередко тракторы становятся объектом внимания художников и ремесленников. Особенно часто можно встретить изображения тракторной техники на полотнах художников СССР, однако и у современных авторов встречаются подобные работы.

Новым направлением в искусстве является печать на холсте, и здесь тракторная тематика тоже не была забыта. Для настоящих поклонников сельского хозяйства сегодня предлагаются уникальные произведения, созданные на основе качественных фотографий современных тракторов. Выглядят такие картины весьма эффектно и способны вызвать восторг даже у людей, далеких от аграрной сферы.

Скульптурные композиции с тракторами

Одним из видов современного искусства стал ленд-арт или изготовление композиций из природных материалов, например соломы. Особую популярность и развитие это направление получило в современной Беларуси, хотя сама по себе идея принадлежит японским фермерам.

Как правило, такие композиции аграрии устанавливают после уборки урожая и по случаю подготовки к празднику «Дожинки», который традиционно проводится в сентябре-октябре.

В снежной Якутии в 2016 г. трактор «Беларус» в натуральную величину сделали… из снега. Раскраска фигуры в точности соответствует реальной модели Belarus 82.1, так что отличить модель от настоящей машины на первый взгляд почти невозможно.

В 2017 г. в Минске появились огромные световые фигуры, в числе которых и известный трактор Беларус 80, причем эта фигура является самой объемной — высота достигает 6,5 м. Выбор трактора в качестве объекта экспозиции символизирует одно из главных машиностроительных предприятий Республики Беларусь.

Световые скульптуры сразу оказались в центре внимания минчан и туристов.

Татуировки трактора

Не миновало тракторную тематику и искусство татуировок. Сегодня рисунки тракторов набирают все большую популярность. Почему именно эта машина и какой смысл заложен в необычном эскизе?

Некоторые эксперты считают, что трактор — это символ невероятной силы, могущества, превосходства. Обладатель такой татуировки – властный, уверенный в себе человек, имеющий четкую жизненную позицию, жесткость и несгибаемость во взглядах. Другие специалисты сходятся во мнении, что рисунок аграрной машины — это нейтральный символ, в котором не стоит искать какой-либо скрытый мистический смысл. Человек, имеющий татуировку трактора, выражает свою симпатию к мощной технике. Его привлекает красота самой машины, а не то, что она символизирует.

Таким образом, внимание, оказываемое тракторной технике, лишний раз подчеркивает ее глобальную роль и значимость в развитии сельского хозяйства. Когда речь заходит о сельском хозяйстве, почему-то все вспоминают именно трактор, и это не случайно, ведь нет такой машины, которая была бы более востребованной у аграриев.

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
Разработка сайтаFast&Curious
VK_DMCA