Куда пропал комбайн Енисей или как умер легендарный Красноярский завод?

15.12.2020
Комбайны
12427

Зерноуборочный комбайн «Енисей» и его различные модификации наряду с популярными машинами «Нива» и «Дон» долгое время занимали одну из ключевых позиций в машинно-тракторном парке аграриев и фермеров России, а также стран бывшего СССР.

Техника на протяжении более 70 лет производилась на крупнейшем в России Красноярском заводе комбайнов. 

Но, к сожалению, как и многие предприятия, не получившие должную господдержку и не имевшие необходимый запас финансовой и производственной прочности, завод не смог адаптироваться к новым реалиям. Красноярский холдинг пришел в упадок и в 2013 г. был полностью ликвидирован.

Снос производственных помещений Красноярского завода комбайнов

После развала СССР для завода наступило крайне тяжелое время: персонал предприятия сократили более чем на 65%, а объем производства снизился до 260 единиц в год. Целый комплекс преобразований, мероприятий по локализации, выходу из кризиса, финансовому оздоровлению и спасению производства не помогли заводу выжить в современных условиях.

В продолжение серии статей «Как рождались и умирали тракторные заводы» (часть 1, часть 2, часть 3) редакция портала «ГлавПахарь» предлагает Вам вспомнить основные исторические вехи легендарного Красноярского завода комбайнов, а также ознакомиться с его основной, когда-то нашумевшей и популярной зерноуборочной техникой, с причинами кризиса и, самое главное, с тем, что осталось от крупнейшего завода отечественного сельхозмашиностроения.

Кратко об истории Красноярского завода комбайнов

Главное административное и проходная Красноярского завода комбайнов, 2006 г. (автор: Андрей Пивоваров)

Предприятие, специализирующееся на производстве широкой линейки зерноуборочных комбайнов, было основано в 1941 г. на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. А. В. Ухтомского.

Именно в этот тяжелый для страны год в Красноярск начали приходить первые производственные станки и оборудование. Первоначально мощности размещали в зданиях и на территории городского ликеро-водочного завода. 

Официально завод начал свою деятельность с 17 ноября 1941 г. на основе принятого Постановление СНК СССР о восстановлении производства комбайнов и зерноочистительных машин в Красноярске. 

При этом первоочередным вопросом для завода в то время было производство не сельскохозяйственной продукции, а военной, в частности снарядов, боеприпасов и мин. Первоначально вместо названия заводу был присвоен только номер — 703.

Эксклюзивное интервью ГлавПахарь с главным конструктором Белинсксельмаша

Военная специализация производства сохранялась на предприятии вплоть до 1944 г. Начиная с этого периода, Красноярский завод комбайнов стал завоевывать отрасль производства сельхозтехники, превращаясь в крупнейший в стране завод и флагманское предприятие отечественного сельхозмашиностроения. 

С октября 1944 г. предприятие дало старт масштабному выпуску запасных частей к сельскохозяйственным машинам, и, самое главное, первым прицепным комбайнам. За первый год заводом было выпущено 10 комбайнов под маркой «Красноярский коммунар», а к середине 1945 г. — уже 350 образцов. 

В 1945 г. завод первым в стране начал производство самоходных комбайнов.

Следующим ключевым этапом в развитии завода стал старт с 1969 г. выпуска комбайнов собственной конструкции. Максимальный выпуск комбайнов был достигнут в 1986 г., тогда было произведено 16534 машины.

В 2009 г. Красноярский завод комбайнов преодолел отметку в 700 тыс. произведенных комбайнов.

Зерноуборочный комбайн «Енисей» и другие популярные модели завода

В период с 1944 по 1969 гг. Красноярский завод комбайнов специализировался на выпуске моделей «Коммунар» (одних из первых советских прицепных зернокомбайнов, прототипом которых стала американская машина Холт-Катерпиллер). Кроме того, вплоть до 1981 г. на заводе выпускались машины «С-4», «СК-3», «СК-4», «СКД-5» («Сибиряк») и «СКД-6».

При этом СКД-5 «Сибиряк» представлял собой первый советский двухбарабанный зерноуборочный комбайн с кабиной. Техника была оснащена двигателем СМД-18КН, бункером объемом 2300 литров и имела ряд модификаций, в том числе рисозерноуборочную машину на гусеничном ходу СКД-5Р, а также комбайны СКД-5РМ и СКД-5М.

Выпуск моделей марки «Енисей» стартовал в 1985 г. Первым с конвейера завода сошел зерноуборочный комбайн «Енисей-1200». В 1994 г. для аграриев стала доступна серия «Енисей-1200НМ», которая предназначалась для полей средней и высокой урожайности.

Техника получила увеличенную площадь активной сепарации и удлиненные клавиши соломотряса. Зерноуборочный комбайн мог оснащаться двигателями мощностью 170-185 л.с. и бункером объемом 4500 литров. Агрегат позволял достигать производительности до 10 тонн/час при пропускной способности 7 кг/с.

Красноярский завод комбайнов в период с 1994 по 2003 гг. выпустил еще ряд моделей — «Енисей-1200У» («Руслан»), «Енисей-950» («Руслан»), «Енисей-740» («Essil»). Но наряду с машиной серией 1200, одной из наиболее популярных на отечественных полях стал зерноуборочный самоходный комбайн «Енисей-950».

Зерноуборочный комбайн Енисей 950

Зерноуборочные комбайны «Енисей-950» («Руслан») поставлялись фермерам и аграриям в версии с однобарабанной (Енисей–950, 952) и двухбарабанной (Енисей-954, 956, 957, 958, 959) молотилкой. 

Флагманские модели оснащались двигателем ЯМЗ-236 мощностью до 185 л.с. Производительность агрегата составляла до 10 тонн/час, площадь соломотряса — 4,4 кв. метров, площадь решет очистки — 3,6 м², вместимость бункера — до 5000 литров. Машина имела топливный бак объемом 300 литров и могла работать с жатками, с рабочей шириной захвата до 7 метров.

Кризис и ликвидация предприятия

Долгое время завод неплохо развивался, поставляя широкий модельный ряд зерноуборочных комбайнов как на внутренний рынок, так и на экспорт в такие страны, как Болгария, Китай, Вьетнам, Ирак и Мексика.

Многие эксперты и журналисты, изучающие вопрос закрытия Красноярского предприятия, отмечают, что по итогам первой половины 2003 г. Красноярскому заводу комбайнов удалось обогнать по объему производства своего главного конкурента — Ростсельмаш. Но, к сожалению, данное лидерство было кратковременным и неинформативным с точки зрения оценки ситуации с учреждением. 

Завод не имел государственной поддержки, инновационного и технологического лидерства в соответствующем производственном сегменте, необходимого запаса финансовой прочности, что в итоге повлияло на возможность адаптации к новым реалиям.

В период этапа активного кризиса половина цехов была заброшена, часть территории сдавалась различным юридическим и физическим лицам в аренду. Основная территория постепенно приходила в запустение. При этом в последние годы существования предприятия на территории несколько раз возникали серьезные пожары.

В мае 2006 г. «многострадальное» предприятие вошло в концерн «Тракторные заводы», принадлежащий «Агромашхолдингу».

В 2008 г. завод еще выпускал около 1,9 тыс. комбайнов, но в 2010 г. предприятие получило рекордные убытки: оборот снизился на 776 млн рублей, а чистый убыток составил 1038 млн рублей. 

После чего в 2011 г. было выпущено всего 197 единиц техники, а в 2012 г. — 222 машины. 

Как функционирующий завод организация перестала существовать в 2013 г., оставив после себя миллионные долги и убытки.

Суд запретил продажу Сибсельмаша по итогам прошедших торгов

Современное состояние производства и реорганизация

В феврале 2013 г. Красноярский завод комбайнов официально объявил о предстоящем закрытии. В результате ликвидации предприятия были уволены более 600 человек.

После закрытия и сворачивания сборки и выпуска машин концерн «Тракторные заводы» практически сразу перенес пригодное к работе оборудование и все производство на чебоксарский «Промтрактор», а территорию отдали под строительство нового жилого района компании «Сибиряк».

Площадка Красноярского завода комбайнов в исторической части города

Важным фактором является то, что территория Красноярского завода комбайнов на протяжении долгого времени являлась «лакомым кусочком» для многих бизнесменов. 

Площадки бывшего предприятия располагаются на берегу реки в исторической части города на площади около 20 га и по предварительной информации оцениваются в 70 млн долларов. Кроме того, участок находится на стыке трех ключевых транспортных артерий — автомобильной, водной и железнодорожной. 

Уже в марте 2018 г. здания цехов Красноярского завода комбайнов были демонтированы и уничтожены. В настоящее время на их месте идет строительство жилого комплекса «Новоостровский» под патронажем крупного красноярского застройщика УСК «Сибиряк».

В новом микрорайоне планируется построить около 1 млн м² жилья и 400 тыс. м² коммерческих площадей. По заверению руководителей фирмы, строительство позволит обеспечить жильем и работой около 30 тыс. жителей и 10 тыс. сотрудников. Помимо жилого комплекса, также планируется создание современного технопарка «Разумный город» в районе Новоостровский.

Несмотря на масштабную застройку, красноярские активисты и историки сумели отстоять два исторических здания бывшего завода комбайнов. Это памятники архитектуры — здание «Первого Сибирского железнодорожного училища им. Императора Николая II», 1897 г. и здание Арсенала, которое предназначалось под склад-завод казенной «Винной монополии», 1917 г.

Увидим ли мы в поле комбайн «Енисей»?

Преемником Красноярского завода комбайнов стал Волжский комбайновый завод, который входит в состав промышленного концерна «Тракторные заводы» и производит сельскохозяйственные комбайны под торговой маркой «Агромаш».

Волжский комбайновый завод нарастил объемы производства

Многие эксперты считают, что «Агромаш» является точной копией марки «Енисей». А флагманская модель «Агромаш-3000» представляет собой модификацию всеми известного зерноуборочного комбайна «Енисей -950». По мнению редакции «ГлавПахарь», это не совсем правильное мнение. Безусловно, предприятие попыталось сохранить историю и главные конструкционные особенности полюбившегося российским аграриям комбайна, но в текущих комплектациях зерноуборочные комбайны «Агромаш» — это отдельная и независимая разработка Волжского комбайнового завода.

Сегодня предприятие выпускает линейку, состоящую из трех зерноуборочных машин: 

  • «Агромаш-3000»
  • «Агромаш-4000»;
  • «Агромаш-5000».

Все модели предназначены для уборки зерновых, зернобобовых, крупяных культур, подсолнечника, семенников трав, сои, прямым и раздельным комбайнированием во всех зерносеющих зонах. 

Зерноуборочный комбайн «Агромаш-3000» имеет дизельный, четырехтактный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 180 л.с. и зерновой бункер объемом 5000 литров. Техника может оснащаться одним или двумя барабанами, режущим аппаратом с двойными штампованными пальцами и приводом типа «Шумахер», а также ветрорешетной, двухстанной системой очистки с увеличенной сепарирующей поверхностью. 

«Агромаш-4000» получил двигатель мощностью до 172 л.с., оптимизированную пропускную способность до 9,7 кг/с, позволяющую работать с производительностью до 13,5 тонн/час. Машина оснащена 4-клавишным, 4-ступенчатым соломотрясом с клавишами длиной 3660 мм.

Модель «Агромаш-5000» оснащена новыми дизельными 4-тактными двигателями Sisu Power c системой питания Common Rail, газотурбинным наддувом и жидкостным охлаждением мощностью от 184 до 304 л.с. Комбайн способен достигать производительности до 16 т/ч. При этом техника имеет молотильные барабаны: предварительного обмолота — зубовый, основной — бильный, а также автономную систему домолота зерна с распределительным шнеком.

Зерноуборочный комбайн «Агромаш-5000» в поле

Красноярский завод комбайнов не вернешь и, к сожалению, стоит признать, что новые комбайны именно марки «Енисей» на отечественных полях мы скорее всего больше не увидим. Работающие машины также постепенно будут выходить из строя и существенно изнашиваться с каждым годом.

При этом у зерноуборочных комбайнов «Агромаш», безусловно, есть будущее. Сегодня комбайны становятся все более востребованы и при правильном подходе смогут занять почетное место в сегменте отечественных самоходных зерноуборочных машин.

Как рождались и умирали тракторные заводы: часть 1