Зерноуборочный комбайн «Енисей» и его различные модификации наряду с популярными машинами «Нива» и «Дон» долгое время занимали одну из ключевых позиций в машинно-тракторном парке аграриев и фермеров России, а также стран бывшего СССР.
Техника на протяжении более 70 лет производилась на крупнейшем в России Красноярском заводе комбайнов.
Но, к сожалению, как и многие предприятия, не получившие должную господдержку и не имевшие необходимый запас финансовой и производственной прочности, завод не смог адаптироваться к новым реалиям. Красноярский холдинг пришел в упадок и в 2013 г. был полностью ликвидирован.
После развала СССР для завода наступило крайне тяжелое время: персонал предприятия сократили более чем на 65%, а объем производства снизился до 260 единиц в год. Целый комплекс преобразований, мероприятий по локализации, выходу из кризиса, финансовому оздоровлению и спасению производства не помогли заводу выжить в современных условиях.
В продолжение серии статей «Как рождались и умирали тракторные заводы» (часть 1, часть 2, часть 3) редакция портала «ГлавПахарь» предлагает Вам вспомнить основные исторические вехи легендарного Красноярского завода комбайнов, а также ознакомиться с его основной, когда-то нашумевшей и популярной зерноуборочной техникой, с причинами кризиса и, самое главное, с тем, что осталось от крупнейшего завода отечественного сельхозмашиностроения.
Предприятие, специализирующееся на производстве широкой линейки зерноуборочных комбайнов, было основано в 1941 г. на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. А. В. Ухтомского.
Именно в этот тяжелый для страны год в Красноярск начали приходить первые производственные станки и оборудование. Первоначально мощности размещали в зданиях и на территории городского ликеро-водочного завода.
Официально завод начал свою деятельность с 17 ноября 1941 г. на основе принятого Постановление СНК СССР о восстановлении производства комбайнов и зерноочистительных машин в Красноярске.
При этом первоочередным вопросом для завода в то время было производство не сельскохозяйственной продукции, а военной, в частности снарядов, боеприпасов и мин. Первоначально вместо названия заводу был присвоен только номер — 703.
Военная специализация производства сохранялась на предприятии вплоть до 1944 г. Начиная с этого периода, Красноярский завод комбайнов стал завоевывать отрасль производства сельхозтехники, превращаясь в крупнейший в стране завод и флагманское предприятие отечественного сельхозмашиностроения.
С октября 1944 г. предприятие дало старт масштабному выпуску запасных частей к сельскохозяйственным машинам, и, самое главное, первым прицепным комбайнам. За первый год заводом было выпущено 10 комбайнов под маркой «Красноярский коммунар», а к середине 1945 г. — уже 350 образцов.
В 1945 г. завод первым в стране начал производство самоходных комбайнов.
Следующим ключевым этапом в развитии завода стал старт с 1969 г. выпуска комбайнов собственной конструкции. Максимальный выпуск комбайнов был достигнут в 1986 г., тогда было произведено 16534 машины.
В 2009 г. Красноярский завод комбайнов преодолел отметку в 700 тыс. произведенных комбайнов.
В период с 1944 по 1969 гг. Красноярский завод комбайнов специализировался на выпуске моделей «Коммунар» (одних из первых советских прицепных зернокомбайнов, прототипом которых стала американская машина Холт-Катерпиллер). Кроме того, вплоть до 1981 г. на заводе выпускались машины «С-4», «СК-3», «СК-4», «СКД-5» («Сибиряк») и «СКД-6».
При этом СКД-5 «Сибиряк» представлял собой первый советский двухбарабанный зерноуборочный комбайн с кабиной. Техника была оснащена двигателем СМД-18КН, бункером объемом 2300 литров и имела ряд модификаций, в том числе рисозерноуборочную машину на гусеничном ходу СКД-5Р, а также комбайны СКД-5РМ и СКД-5М.
Выпуск моделей марки «Енисей» стартовал в 1985 г. Первым с конвейера завода сошел зерноуборочный комбайн «Енисей-1200». В 1994 г. для аграриев стала доступна серия «Енисей-1200НМ», которая предназначалась для полей средней и высокой урожайности.
Техника получила увеличенную площадь активной сепарации и удлиненные клавиши соломотряса. Зерноуборочный комбайн мог оснащаться двигателями мощностью 170-185 л.с. и бункером объемом 4500 литров. Агрегат позволял достигать производительности до 10 тонн/час при пропускной способности 7 кг/с.
Красноярский завод комбайнов в период с 1994 по 2003 гг. выпустил еще ряд моделей — «Енисей-1200У» («Руслан»), «Енисей-950» («Руслан»), «Енисей-740» («Essil»). Но наряду с машиной серией 1200, одной из наиболее популярных на отечественных полях стал зерноуборочный самоходный комбайн «Енисей-950».
Зерноуборочные комбайны «Енисей-950» («Руслан») поставлялись фермерам и аграриям в версии с однобарабанной (Енисей–950, 952) и двухбарабанной (Енисей-954, 956, 957, 958, 959) молотилкой.
Флагманские модели оснащались двигателем ЯМЗ-236 мощностью до 185 л.с. Производительность агрегата составляла до 10 тонн/час, площадь соломотряса — 4,4 кв. метров, площадь решет очистки — 3,6 м², вместимость бункера — до 5000 литров. Машина имела топливный бак объемом 300 литров и могла работать с жатками, с рабочей шириной захвата до 7 метров.
Долгое время завод неплохо развивался, поставляя широкий модельный ряд зерноуборочных комбайнов как на внутренний рынок, так и на экспорт в такие страны, как Болгария, Китай, Вьетнам, Ирак и Мексика.
Многие эксперты и журналисты, изучающие вопрос закрытия Красноярского предприятия, отмечают, что по итогам первой половины 2003 г. Красноярскому заводу комбайнов удалось обогнать по объему производства своего главного конкурента — Ростсельмаш. Но, к сожалению, данное лидерство было кратковременным и неинформативным с точки зрения оценки ситуации с учреждением.
Завод не имел государственной поддержки, инновационного и технологического лидерства в соответствующем производственном сегменте, необходимого запаса финансовой прочности, что в итоге повлияло на возможность адаптации к новым реалиям.
В период этапа активного кризиса половина цехов была заброшена, часть территории сдавалась различным юридическим и физическим лицам в аренду. Основная территория постепенно приходила в запустение. При этом в последние годы существования предприятия на территории несколько раз возникали серьезные пожары.
В мае 2006 г. «многострадальное» предприятие вошло в концерн «Тракторные заводы», принадлежащий «Агромашхолдингу».
В 2008 г. завод еще выпускал около 1,9 тыс. комбайнов, но в 2010 г. предприятие получило рекордные убытки: оборот снизился на 776 млн рублей, а чистый убыток составил 1038 млн рублей.
После чего в 2011 г. было выпущено всего 197 единиц техники, а в 2012 г. — 222 машины.
Как функционирующий завод организация перестала существовать в 2013 г., оставив после себя миллионные долги и убытки.
В феврале 2013 г. Красноярский завод комбайнов официально объявил о предстоящем закрытии. В результате ликвидации предприятия были уволены более 600 человек.
После закрытия и сворачивания сборки и выпуска машин концерн «Тракторные заводы» практически сразу перенес пригодное к работе оборудование и все производство на чебоксарский «Промтрактор», а территорию отдали под строительство нового жилого района компании «Сибиряк».
Важным фактором является то, что территория Красноярского завода комбайнов на протяжении долгого времени являлась «лакомым кусочком» для многих бизнесменов.
Площадки бывшего предприятия располагаются на берегу реки в исторической части города на площади около 20 га и по предварительной информации оцениваются в 70 млн долларов. Кроме того, участок находится на стыке трех ключевых транспортных артерий — автомобильной, водной и железнодорожной.
Уже в марте 2018 г. здания цехов Красноярского завода комбайнов были демонтированы и уничтожены. В настоящее время на их месте идет строительство жилого комплекса «Новоостровский» под патронажем крупного красноярского застройщика УСК «Сибиряк».
В новом микрорайоне планируется построить около 1 млн м² жилья и 400 тыс. м² коммерческих площадей. По заверению руководителей фирмы, строительство позволит обеспечить жильем и работой около 30 тыс. жителей и 10 тыс. сотрудников. Помимо жилого комплекса, также планируется создание современного технопарка «Разумный город» в районе Новоостровский.
Несмотря на масштабную застройку, красноярские активисты и историки сумели отстоять два исторических здания бывшего завода комбайнов. Это памятники архитектуры — здание «Первого Сибирского железнодорожного училища им. Императора Николая II», 1897 г. и здание Арсенала, которое предназначалось под склад-завод казенной «Винной монополии», 1917 г.
Преемником Красноярского завода комбайнов стал Волжский комбайновый завод, который входит в состав промышленного концерна «Тракторные заводы» и производит сельскохозяйственные комбайны под торговой маркой «Агромаш».
Многие эксперты считают, что «Агромаш» является точной копией марки «Енисей». А флагманская модель «Агромаш-3000» представляет собой модификацию всеми известного зерноуборочного комбайна «Енисей -950». По мнению редакции «ГлавПахарь», это не совсем правильное мнение. Безусловно, предприятие попыталось сохранить историю и главные конструкционные особенности полюбившегося российским аграриям комбайна, но в текущих комплектациях зерноуборочные комбайны «Агромаш» — это отдельная и независимая разработка Волжского комбайнового завода.
Сегодня предприятие выпускает линейку, состоящую из трех зерноуборочных машин:
Все модели предназначены для уборки зерновых, зернобобовых, крупяных культур, подсолнечника, семенников трав, сои, прямым и раздельным комбайнированием во всех зерносеющих зонах.
Зерноуборочный комбайн «Агромаш-3000» имеет дизельный, четырехтактный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 180 л.с. и зерновой бункер объемом 5000 литров. Техника может оснащаться одним или двумя барабанами, режущим аппаратом с двойными штампованными пальцами и приводом типа «Шумахер», а также ветрорешетной, двухстанной системой очистки с увеличенной сепарирующей поверхностью.
«Агромаш-4000» получил двигатель мощностью до 172 л.с., оптимизированную пропускную способность до 9,7 кг/с, позволяющую работать с производительностью до 13,5 тонн/час. Машина оснащена 4-клавишным, 4-ступенчатым соломотрясом с клавишами длиной 3660 мм.
Модель «Агромаш-5000» оснащена новыми дизельными 4-тактными двигателями Sisu Power c системой питания Common Rail, газотурбинным наддувом и жидкостным охлаждением мощностью от 184 до 304 л.с. Комбайн способен достигать производительности до 16 т/ч. При этом техника имеет молотильные барабаны: предварительного обмолота — зубовый, основной — бильный, а также автономную систему домолота зерна с распределительным шнеком.
Красноярский завод комбайнов не вернешь и, к сожалению, стоит признать, что новые комбайны именно марки «Енисей» на отечественных полях мы скорее всего больше не увидим. Работающие машины также постепенно будут выходить из строя и существенно изнашиваться с каждым годом.
При этом у зерноуборочных комбайнов «Агромаш», безусловно, есть будущее. Сегодня комбайны становятся все более востребованы и при правильном подходе смогут занять почетное место в сегменте отечественных самоходных зерноуборочных машин.