Проблемы российской гусянки — кого это волнует?

16.10.2023
Тракторы
1745
Фото: glavpahar.ru
Гусеничный трактор АГРОМАШ-Руслан, показанный фермерам на выставке Золотая Нива 2022

В России существует проблема с высокопроизводительными гусеничными тракторами. К сожалению, это факт, который надо признать, — у нас в стране такие агрегаты почти не производят. В основном отечественные фермеры, которым ранее была нужна такая техника, приобретали её через дилеров, занимающихся небезызвестными на рынке американскими и европейскими агромашинами в данном классе. После ухода западных партнеров с российского рынка ситуация с покупкой гусеничных тракторов достаточно сильно осложнилась.

В редакцию нашего портала «ГлавПахарь» попало интересное письмо, кратко иллюстрирующее ситуацию на рынке гусеничных тракторов. Так, в Липецкой области попросили предоставить информацию о планировании приобретения импортных гусеничных тракторов в период 2024-2030 гг. в соответствии с направленной формой. Срок исполнения этого поручения для фермеров был установлен до 16 октября 2023 года (то есть до сегодняшнего дня). Об этом также сообщил фермер-блогер Владимир Плотов в своём telegram-канале.

«Управление АПК по Липецкой области скучать не даёт, аж глаз задёргался, видимо собирается инфа по потребностям — может как-то поспособствуют ввозу таких тракторов, ведь аналогов на рынке нет»,

комментирует запрос Владимир Плотов

В целом, ситуация с высокомощными гусеничными тракторами на российском рынке действительно не простая. Судите сами. Производством гусеничных тракторов на просторах отечественного рынка занимается только МТЗ и АГРОМАШ, но это маленькие тракторы BELARUS 2103 (мощностью 212 л.с.) и АГРОМАШ 90ТГ (аналог ДТ-75 мощностью 95-100 л.с.).

При этом на рынок до сих пор так и не вышел гусеничный трактор АГРОМАШ-Руслан с шестицилиндровым двигателем мощностью 340 л.с., новой гидравликой и трансмиссией с 16 передачами переднего и 3 заднего хода. Когда закончится эта эпопея, пока не ясно, однако фермеры по-прежнему терпеливо ждут эту разработку, ведь она сможет закрыть хотя бы часть потребности в таких агромашинах.

Из тех, кто еще пытается делать именно сверхмощные «тракторные гусянки», конечно же, можно привести в пример Ростсельмаш. Причем проект трактора RSM 3535 уже показывали фермерам, но пока массовым серийным производством бренд похвастаться не может. Хотя в 2022 году Ростсельмаш планировал поставить на российский конвейер гусеничные тракторы в четырех сериях машин мощностью (nom/max) от 269/291 до 583/628 л.с. с шарнирно-сочлененной рамой и классической компоновкой, среди них: новые гусеничные тракторы RSM 3000 DT (опытно-промышленную партию гусеничных тракторов RSM 3000 DT Ростсельмаш выпустил осенью 2021 года, она включала три модели: RSM 3485 DT, 3535 DT и 3575 DT).

Фото: rostselmash.com
Гусеничный трактор RSM 3000 DT от Ростсельмаш с шарнирно-сочлененной рамой и классической компоновкой

По имеющейся у нас информации, для создания этой агромашины в настоящее даже привлекли российского производителя гусениц Composit из Курской области, но пока тема с этими тракторами как-то «заглохла» и не так активно продвигается как самим заводом, так и в СМИ, хотя тракторы выпускают, но очень небольшими партиями.

Фото: Композит
Composit и первые гусеницы для сельхозтехники

«РСМ сейчас пытается делать свою гусеницу совместно с заводом Композит, очень хочется надеяться, что курские разработчики справятся с этой задачей, и страна получит свою отечественную работоспособную систему гусеничного движителя».

комментирует ситуацию Владимир Плотов

Но пока, как итог — российской техники в таком классе задач и мощности нет, с запчастями на импортную гусеничную технику также есть сложности (причем, даже тот же Composit готов делать гусеницы под замену пока только на тракторы Case IH, но еще не освоил выпуск гусеничных движителей, к примеру, под тракторы Fendt и John Deere, а их у фермеров скопилось немало). Дополнительной сложностью является стоимость гусеничных тракторов. Лучше даже «не гуглить» сколько сейчас стоят к примеру, «новенькие» Case IH Steiger Quadtrac, Fendt 1100 Vario MT с двигателем MAN, John Deere 9RT и John Deere 9RX, Challenger MT восьмисотой и семисотой серии, CLAAS Xerion Terra Track и так далее.

Какой выход? Пока, на наш субъективный взгляд, путей может быть несколько: самый быстрый, «банально выезжать» только лишь на маломощных тракторах от АГРОМАШ и МТЗ, терпеливо ожидая запуска в полномасштабную серию АГРОМАШ-Руслан и RSM 3000 DT. Кстати, можно рассмотреть и еще два российских варианта техники — новый гусеничный трактор БТЗ-190 с резиноармированным движителем от Брянского тракторного завода и недавно презентованный гусеничный сельскохозяйственный трактор FT80 от ДСТ-Урал (техника оснащается рядными 6-цилиндровыми и V-образными 8-цилиндровыми двигателями мощностью от 300 до 600 л.с.). Но по последнему пока и информации не так много, и про серийное производство и эксплуатацию в реальных полевых условиях ничего не слышно, да и у всех, кто видел этот агрегат вживую, все-таки есть вопросы к его компоновке и исполнению, ибо выглядит он больше как промышленная спецмашина, нежели сельскохозяйственная, хотя навеске позавидуют даже именитые зарубежные бренды.

Верим и в то, что Петербургский тракторный завод также подумает над созданием такой гусеничной техники. По крайней мере, это один из ярких примеров заводов, который всегда доводит все обещания до логического конца.

Среди других вариантов — снова «искать спасения в Китае», к слову, тот же YTO выпускает гусеничные тракторы и достаточно мощные (речь идет о модели YTO CH2202). Но проблемы в КНР те же — не массовость и не очень большая мощность.

Фото: mei.net.cn
Новый китайский гусеничный трактор Dongfanghong CH2202 (YTO CH2202)

Так что пока остается только наблюдать за трансформацией рынка гусеничных тракторов в России и следить за развитием ситуации в перспективе.

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Новинки 2023 — CLAAS рассекретил новый трактор XERION 12.650 и комбайн EVION

Composit и первые гусеницы для сельхозтехники — от идеи до реализации