Цифры знают все: Обзор рынка тракторов в ЕС в 2020 году

Кто бы что не говорил, но Европа всегда была ориентиром для российских аграриев в части трендов и передовых технологий, применяемых в хозяйствах. Рынок тракторов в ЕС существенно отличается от отечественного, хотя бы потому, что там лидирующие позиции не занимают популярные у нас машины производства Петербургского тракторного завода и МТЗ.

Европейский рыночный сегмент тракторов в 2020 году лишь незначительно пострадал от пандемии. Ограничения на въезд рабочей силы, временный срыв цепочек поставок и остановка производства на заводах доставили производителям сельскохозяйственной техники огромные проблемы. Сложности в поставках особенно затронули те заводы, которые в больших объемах получают компоненты с Дальнего Востока или из Италии, а также те предприятия, которые, в основном, производят продукцию в Италии. 

Но тот факт, что общий убыток, нанесенный рынкам сельхозтехники, был ограниченным, говорит о сохраняющейся высокой потребности в механизации, устойчивости отрасли и ее способности к выживанию в кризисных ситуациях. 

Редакция портала «ГлавПахарь» предлагает Вам ознакомиться с результатами комплексного исследования Ассоциации «Росспецмаш» и обзором рынка тракторов в ЕС в 2020 году.

Маневренный трактор John Deere 6110M с прицепом

Какая ситуация на рынке тракторов ЕС, США и Канады?

В целом в 2020 году на рассмотренных рынках было реализовано около 148300 машин, а по сравнению с предыдущим годом, тракторов было реализовано на 3,2% меньше.

Таблица 1. Перспективы на рынке тракторов США и Канады
Класс мощности Дельта (%), США Дельта (%), Канада
Тракторы    
 < 40 л.с. +64,3 +80,6
 40-100 л.с. +35,7 +36,5
 > 100 л.с. +18,2 +19,6
Полноприводные +52,1 +53,7
Комбайны +16,5 +18,5

По данным CEMA, после падения до самой низкой точки в апреле 2020 года и до конца года деловой климат в отрасли сельскохозяйственной техники продолжал улучшаться почти на всех европейских рынках, за исключением Великобритании и Ирландии.

* Примечание: в связи с тем, что производители тракторов, указанные в таблицах отдельных стран, известны не всем, в конце информации дано пояснение.

Таблица 2. Перечень ведущих производителей сельхозмашин по рангу значимости на основных рынках ЕС

Страна Лидеры рынка 2 Место 3 Место
Бельгия New Holland John Deere Fendt
Болгария John Deere Case Kubota
Дания New Holland Case John Deere
Германия Fendt John Deere Deutz-Fahr
Финляндия Valtra John Deere Massey Ferguson
Франция John Deere New Holland Fendt
Италия New Holland Carraro John Deere
Хорватия John Deere Carraro New Holland
Нидерланды John Deere New Holland Fendt
Норвегия Valtra John Deere Massey Ferguson
Австрия Steyr New Holland Fendt
Польша New Holland Kubota John Deere
Португалия New Holland Kubota Deutz-Fahr
Швеция John Deere Valtra Massey Ferguson
Швейцария Fendt John Deere New Holland
Словения New Holland Carraro Deutz-Fahr
Чехия John Deere Zetor New Holland
Венгрия John Deere Belarus New Holland
Великобритания John Deere New Holland Massey Ferguson

Эксперты считают, что в текущем году оборот увеличится примерно на 5%. И тогда будет видно, стабилизируется ли рынок в 2021 году или же снизится ввиду произведенных внесезонных продаж. 

Поскольку цены на сельскохозяйственное сырье постоянно растут, следует ожидать, что 2021 год станет благоприятным «годом сельскохозяйственной техники». Рост продаж, достигнутый, к примеру, в Северной Америке в первом квартале 2021 года по сравнению с тем же кварталом 2020 года, показывает, что продажи достигнут ожидаемого уровня.

Таблица 3. Перечень ведущих производителей сельхозмашин по рангу отзывов
John Deere 16 Deutz-Fahr 3
New Holland 14 Carraro 3
Fendt 6 Case 2
Massey Ferguson 4 Belarus 1
Kubota 3 Steyr 1
Valtra 3 Zetor 1

Реализация тракторов в отдельных странах ЕС

Германия

Немецкий рынок тракторов с реализацией в 32022 единицы впервые с 2017 года превысил отметку в 30000 единиц, что на 10,4% больше, чем в предыдущем году.

Флагманский трактор Fendt 1000 Vario в Германии

Производители получили выгоду как от исторически высоких цен на зерновые, так и от временного снижения НДС во втором полугодии. Примечательно то, что место, которое с большим преимуществом отстаивала и возглавляла фирма John Deere в течение почти двух десятилетий, ей пришлось уступить. При реализации машин от 51 л.с. компания видимо не зря воздержалась от участия в обычной гонке в конце года, разрыв был уже слишком велик. 

За исключением смены в 4 и 5 позициях, где фирма Case IH/Steyr обогнала и поменялась позициями с фирмой Kubota, очередность среди первой десятки производителей осталась практически без изменений, хотя фирма Branson все же смогла обеспечить себе последнее место в топ-10, потеснив фирму Iseki. 

Сегмент рынка в классе мощности от 181 л.с. до 250 л.с. увеличился на 14%, за ним следует сегмент мощности от 51 до 90 л.с., в котором появляется все больше восточноазиатских производителей. 

В сегменте стандартных тракторов увеличению продаж могут порадоваться прежде всего New Holland (49,0%), Same, Lamborghini и Huerlimann (31,1%), Case IH/Steyr (13,6%) и Deutz-Fahr (12,5%), Kubota (4,2%) и CLAAS (2,5%). 

По сравнению с лидером Fendt (19,5%), у фирмы John Deere показатели снизились (-4.6%). Незначительные изменения произошли у брендов AGCO MF (+ 9,8%) и Valtra (-2.2%). Довольно неоднозначная картина получилась у небольших и компактных машин. Здесь продажи увеличились у Carraro (+55,3%), Branson (+48,1%) и Solis (+11,1%), но снизились у Holder (-54.4%), Foton/Lovol (-49.8%) и Iseki (-17,2%). 

Таблица 4. Состояние рынка тракторов в Германии
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
Fendt 6.816 5.706 +19,5
John Deere 5.885 6.170 -4,6
Deutz-Fahr 2.653 2.358 +12,5
Case 2.256 1.986 +13,6
Kubota 2.179 2.092 +4,2
Claas 2.020 1.970 +2,5
New Holland 1.977 1.326 +49,0
Massey Ferguson 1287 1171 +9,8
Valtra 973 955 -2,2
Branson 875 591 +48,1
Solis 689 620 +11,1
Iseki 650 785 -17,2
Same-Landini 549 419 +31,1
JCB 344 375 -8,3
Carraro 317 204 +55,3
Mercedes Benz 271 375 -27,7
Foton/Lovol 236 469 -49,8
Lindner 172 197 -12,7
McCormick 114 119 -4,2
Holder 110 241 -54,4
Прочие 1649 1.008 +63,7
Всего 32.022 29.011  
       
Положение концернов      
AGCO 9076 7873 +15,3
John Deere 5885 6170 -4,6
CNHI 4233 3312 +27,8

Франция

Франция традиционно является крупнейшим в Европе рынком тракторов. В 2020 году рынок снизился на 4,4% по сравнению с предыдущим годом, и после реализации 32039 тракторов остался на первом месте.

Трактор John Deere в работе

Фирма John Deere, несмотря на незначительный спад спроса (-0,2%), как премиум-игрок на рынке, смогла сохранить свои лидирующие позиции, как и фирма Fendt (-0,6%), которая тоже удержалась в верхнем регистре. 

В то же время большинство стандартных марок тракторов зафиксировали значительные потери, в первую очередь фирмы Valtra (-20%), Landini (-17,4%), New Holland (-16,8%), Case IH (-16,7%), Kubota (-7,2%), MF (-5,9%) и CLAAS (-4,6%). 

Повышенным спросом пользовались стандартные тракторы фирм Same (+14,3%), Antonio Carraro и McCormick (обе фирмы по +8,2%), Deutz-Fahr (+6,1%). Но многие французские клиенты стали больше доверять таким не очень известным поставщикам, как Farmtrac (462,5%), Solis (+52,6%), Iseki (+40,3%) и Kioti (+11,7%). 

Таблица 5. Состояние рынка тракторов во Франции
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
John Deere 6111 6123 -0,2
New Holland 4146 4985 -16,8
Fendt 4010 4035 -0,6
Claas 2998 3143 -4,6
Massey Ferguson 2774 2947 -5,9
Kubota 2692 2902 -7,0
Case 2181 2619 -16,7
Deutz-Fahr 1444 1361 +6,1
Valtra 1408 1759 -20,0
Solis 766 502 +52,6
Iseki 762 543 +40,3
Same 480 420 +14,3
Kioti 343 307 +11,7
Landini 219 265 -17,4
McCormick 185 171 +8,2
Farmtrac 180 32 +462,5
Carrera 132 122 +8,2
Lamborghini 98 98 --
Прочие 1110 1191 -6,8
       
Положение концернов      
AGCO 8192 8741 -6,3
CNHI 6327 7604 -16,8
John Deere 6111 6123 -0,2
Claas 2998 3143 -4,6
Kubota 2692 2902 -7,2
SDF 2022 1879 +7,6

Италия

Италия является третьим по величине рынком тракторов в Европе. В 2020 году на итальянском рынке тракторов было зафиксировано умеренное снижение на 3,4% до 17944 единиц.

Трактор New Holland Т8 в работе

За исключением лидера рынка New Holland, некоторым отечественным поставщикам удалось расширить свои позиции, таким как Argo Group с McCormick (+11,8%) и Landini (+7,5%), Same Deutz-Fahr Gruppe с Deutz-Fahr (+12,6%) и Same (+1,9%), а бренд Lamborghini (-11,6%) при этом значительно отстал. 

К победителям итальянской «Серии А» относятся фирмы Antonio Carraro (+14,4%) и Valpadana (+5,9%). Твердая почва под ногами и у таких неитальянских производителей, как Steyr (+19,7%) и Fendt (+13,3%), в то время как фирмы Kubota (-16,9%), CLAAS (-8,5%) и John Deere (-5,9%) прочувствовали значительное снижение спроса. Специалисту AGCO Challenger, как и Goldoni, пришлось пережить падение спроса более чем на -70%. Меньшим спросом пользовались и тракторы Arbos (-26,7%), BCS (-13,4%).

Таблица 6. Состояние рынка тракторов в Италии
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
New Holland 3670 3901 -5,9
A.Carrera 1698 1484 +14,4
John Deere 1598 1698 -5,9
Landini 1535 1428 +7,5
Same 1472 1444 +1,9
Fendt 1252 1105 +13,3
Deutz-Fahr 1105 981 +12,6
Kubota 932 1121 -16,9
Lamborghini 703 795 -11,6
Massey Ferguson 681 684 -0,4
Claas 570 620 -8,1
Case 445 460 -3,3
Valtra 355 356 -0,3
McCormick 323 289 +11,8
BCS 271 313 -13,4
Ferrari 220 243 -9,5
Goldoni 193 730 -73,6
Arbos 184 251 -26,7
Valpadana 143 135 +5,9
Carraro 132 124 +6,5

Испания

Испания является одним из крупных рынков тракторов в Европе, которому тоже пришлось пережить трудный год. По сравнению с предыдущим годом количество продаж снизилось на 12,2%, то есть до 10676 единиц.

Трактор Deutz-Fahr 8280 TTV в работе

Падение спроса затронуло ровно две трети рынков как премиум-класса, так и стандартных и компактных тракторов.

Больше всех пострадали такие крупные производители, как New Holland (-32,1%), John Deere (-18,1%), CLAAS (-15,4%) и Case (-15,4%). 

За ними следуют MF (-10,9%), Kubota (-9,4%) и Lamborghini (-8,0%). Что касается маленьких тракторов, то спрос упал у таких фирм, как Goldoni (-85,0%), а также у брендов итальянской группы BCS-Gruppe с Ferrari (-21,1%), Pasquali (-20,4%) и BCS (-12,5%), у производителей с Дальнего Востока Kioti (-26,2%) и Arbos (-20,2%).

ТОП главных трендов на рынке тракторов: взгляд CLAAS

К малочисленным победителям на испанском рынке можно причислить бренды Argo McCormick (+40,1%) и Landini (+21,6%), а также Solis (+18,5%), Valtra (+10,0), Antonio Carraro (+8,7) и Deutz-Fahr (+3,1%).

Таблица 7. Состояние рынка тракторов в Испании
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
John Deere 2494 3046 -18,1
New Holland 1370 2018 -32,1
Deutz-Fahr 776 763 +3,1
Kubota 769 849 -9,4
Fendt 744 750 -0,8
Case 682 773 -11,8
Massey Ferguson 500 561 -10,9
Landini 479 394 +21,6
Valtra 330 300 +10,0
Claas 292 345 -15,4
Same 291 291 --
McCormick 262 187 +40,1
A.Carrera 238 219 +8,7
Solis 128 108 +18,5
Lamborghini 126 137 -8,0
Kioti 93 126 -26,2
Pasquali 90 113 -20,4
Ferrari 56 71 -21,1
BCS 56 64 12,3
Arbos 40 50 -20,0
Goldoni 3 20 -85,0
Прочие 857 981 -12,2
Всего 10676 12156 -12,2
       
Положение концернов      
John Deere 2494 3046 -18,1
CNHI 2052 2791 -26,5
AGCO 1574 1611 -2,3
SDF Gruppe 1193 1181 +1,0
Kubota 769 849 -9,4

Португалия

Португальский рынок тракторов оставался почти без изменений (-0,4%) на относительно высоком уровне с 6470 тракторами. Ряд клиентов, имеющих мелкие или специализированные хозяйства, больше полагались на дальневосточные бренды, такие как Solis (+15,2%) и Daedong/Kioti (+13,8%) или более дешевые стандартные тракторы, такие как McCormick (+33,3%), Antonio Carraro (+14,0%) или Case IH (+8,9%) и Valtra (+4,3%).

Демонстрационный показ тракторов Solis

Значительное падение продаж зафиксировано у John Deere (-20,6%), Landini (-15,6%) Huerlimann (-15,1%), за ними следуют Kubota (-12,9%) и Fendt (-12,7%). Аналогичная ситуация и у Same (-9.0%), Iseki (-7.5%), New Holland (-6.2%), Lamborghini (-6.1%), а также у MF (-5.8%), Branson (-5.7%) и CLAAS (-4.5%). У данных компаний спрос остался ниже прошлогоднего уровня. 

В 2020 году продукция премиум-класса явно пользовалась небольшим спросом в Португалии.

Таблица 8. Состояние рынка тракторов в Португалии
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
New Holland 873 931 -6,2
Kubota 694 797 -12,9
Deutz-Fahr 501 501 --
John Deere 471 593 -20,6
Daedong/Kioti 380 334 +13,8
Solis 295 256 +15,2
Same 253 278 -9,0
LS 249 250 -0,4
Lamborghini 231 246 -6,1
Hürlimann 191 225 -15,1
Landini 135 160 -15,6
Massey Ferguson 131 139 -5,8
Case 122 112 +8,9
Valtra 121 116 +4,3
Bransos 100 106 -5,7
Iseki 86 93 -7,5
McCormick 84 63 +33,3
Tym 79 79 --
Claas 64 67 -4,5
Fendt 62 71 -127
A.Carrera 49 43 +14,0
Dong Feng 31 31 --
Ferrari 19 18 +5,6
BCS 10 15 -33,3
Goldoni 2 20 -90,0
Прочие 1237 953 +29,8
Всего 6470 6497 -0,4

Австрия

С увеличением на 8,5% австрийский рынок тракторов достиг в прошлом году реализации в 5249 тракторов.

Трактор Steyr Absolut CVT в поле

Лучше всех выглядели два бренда AGCO Fendt (+32,0%) и Valtra (+21,0%), а также тракторы CNH Industrial с Case IH (+4,6%), Steyr (+11,2%) и New Holland (+4,1%). Достойны уважения и результаты компаний Same Deutz-Gruppe с Same (+51,5%), а также Lamborghini (+11,1%). Наоборот, у JCB (-57.1), Claas (-28.6%), DeutzFahr (-13.0%), MF (-8.7%) и John Deere (-7.2%) реализация снизилась. 

Что касается компактных тракторов, то здесь результаты улучшились прежде всего у BCS (+214,3%), Arbos (+148,8%), Holder (+41,2%), а также у Antonio Carraro (+28,8%). 

Таблица 9. Состояние рынка тракторов в Австрии
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
Steyr 910 818 +11,2
New Holland 760 730 +4,1
Fendt 717 543 32,0
John Deere 516 556 -7,2
Lindner 478 479 0,2
Massey Ferguson 282 309 -8,7
Valtra 265 219 21,0
Deutz-Fahr 248 285 -13,0
Same 200 132 +51,5
Case 177 142 +24,6
A.Carrera 170 132 +28,8
Claas 167 234 -28,6
Arbos 102 41 +148,8
Kubota 97 95 --
Lamborghini 30 27 +11,1
Holder 24 17 +41,2
BCS 22 7 +214,3
Landini 21 22 -4,5
McCormick 8 8 --
JCB 6 14 -57,1
Reform Mounty 6 1 +500,0
Zetor 5 2 +150,0
Прочие 40 27 +48,1
Всего 5249 4840 +8,5

Швейцария

Противоположно австрийскому рынку, швейцарский рынок тракторов с увеличением в +1,6%, то есть 2304 трактора, был чуть выше уровня предыдущего года.

Трактор CLAAS AXION 850 в поле

Наряду с компаниями CLAAS (+31,1%), Antonio Carraro (+33,3%) и местной компанией Aebi (+14,3%), достойных результатов достигли и бренды AGCO Fendt (+19,4%), Massеy Ferguson (+16,0%), а также Case IH (+18,4%) Steyr (+13,4%). Что касается брендов John Deere (+2,1%), Same (-1,9%), Reform (-1,0%), Same Deutz (-1,9%), Huerlimann (-3,3%), то здесь речь скорее идет о стагнации.

Продажи значительно снизились у местного производителя Rigitrac (-70,5%), а также у Valtra (-25,0%), Deutz-Fahr (-18,1%) и New Holland (-12.9%). 

Таблица 10. Состояние рынка тракторов в Швейцарии
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
Fendt 449 376 +19,4
John Deere 286 280 +2,1
New Holland 223 256 -12,9
Deutz-Fahr 190 232 -18,1
Massey Ferguson 152 131 +16,0
Aebi 120 105 +14,3
Claas 118 90 +31,1
Reform 100 101 -1,0
Steyr 93 82 +13,4
Lindner 91 91 --
Case 90 76 +18,4
Hürlimann 87 90 -3,3
Valtra 78 104 -25,0
Kubota 54 59 -8,5
Same 651 52 -1,9
A.Carraro 40 30 +33,3
Landinini 29 27 +7,4
McCormick 15 17 -11,8

Словения

На рынке тракторов Словении зафиксировано значительное снижение реализации: продано всего 1116 единиц, то есть на 17,3% меньше по сравнению с предыдущим годом. 

Увеличилась реализация стандартных тракторов производства Huerlimann (+61,5%), Deutz-Fahr (+25,4%), Lamborghini (+22,6%), Steyr (+18,2%), McCormick (+14,3%), Lindner (+10,5%) и Valtra (+4,8%).

Таблица 11. Состояние рынка тракторов в Словении
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
New Holland 156 253 -38,3
A.Carrera 89 89 --
Deutz-Fahr 79 63 +25,4
Steyr 78 66 +18,2
Case 74 85 -12,9
Dong Feng/Lovol 68 69 -1,4
Solis 63 91 -30,8
John Deere 60 129 -53,5
Claas 50 63 -20,6
Fendt 40 45 -11,1
Lamborghini 38 31 +22,6
Same 35 67 -38,6
Goldoni 32 35 -8,6
Kioti 31 32 -3,1
Valtra 22 21 +4,8
Lindner 21 19 +10,5
Hürlimann 21 13 +61,5
Landini 20 30 -33,3
Kubota 17 21 -19,0
Massey Ferguson 16 20 -20,0
McCormick 16 14 +14,3
LS Mitron 15 2 +650,0
Arbos 11 9 +22,2
Farmtrak 10 12 -16,7
Zetor 8 12 -33,3
Прочие 46 69 -33,3
Всего 1116 1350 -17,3
       
Концерны      
CNHI 308 404 -23,8
SDF 173 164 +5,5
AGCO 78 86 -9,3

Больше всего снизилась реализация тракторов John Deere (-53,5%), Same (-38,6%), New Holland (-38,3%), а также у Landini и Zetor (оба -33,3%), Solis (-30,8%), CLAAS (-20,6%) и Case IH (-12,9%). Очевидной слабостью поставок со стороны других производителей воспользовались более компактные южнокорейские тракторы LS-Mtron (+650,0%), пусть и в небольшом количестве. 

Норвегия

В 2020 году значительный спад наблюдался на норвежском рынке, который был относительно стабильным в течение последних трех лет. Рынок снизился на -21,5% до 2601 единицы. При этом снижение примерно одинаково жестко отразилось на большинстве поставщиков как премиальных, так и стандартных тракторов.

Таблица 12. Состояние рынка тракторов в Норвегии
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
Valtra 596 742 -19,7
John Deere 488 753 -35,2
Massey Ferguson 448 594 -24,6
Fendt 275 360 -23,6
New Holland 202 212 -4,7
Claas 136 142 -42
Case 117 96 +21,9
Deutz-Fahr 71 112 -36,6
Lovol 54 94 -42,6
Kubota 52 43 +20,9
Iseki 31 34 -8,8
Solis 20 10 +100,0
Zetor 18 18 --
McCormick 12 13 -7,7
JCB 11 7 +57,1
Branson 9 6 +50,0
YTO 7 1 +600,0
Landini 4 7 -42,9
A.Carrera 3 7 -57,1
Прочие 47 62 -24,2
Всего 2601 3313 -21,5
       
Концерны      
AGCO 1319 1696 -22,2
John Deere 488 753 -35,2
CNHI 319 308 +3,6
SDF 71 112 -36,6

Значительное уменьшение спроса затронуло в основном тракторы Lovol (-42,6%), Deutz-Fahr (-36,6%), John Deere (-35,2%), а также бренды AGCO MF (-24,6%), Fendt (-23,6%) и Valtra (-19,7%). 

Рынок не пощадил и более мелких производителей, таких как Antonio Carraro (-57,1%) и Landini (-42,9%). Менее сильно пострадали от слабости рынка Iseki (-8,8%), McCormick (-7,7%), New Holland (-4,7%) и CLAAS (-4,2%). 

Но в то же время Case IH (+21,9%) и Kubota (+20,9%) смогли увеличить свои продажи, как и Solis (+100%), реализовав пусть даже в небольших количествах, свои маленькие модели тракторов. Увеличились продажи и у специалиста JCB (+57,1%), Branson (+50%) и китайского новичка YTO (+600%).

Швеция

Шведский рынок снизился лишь на 1,8% до 2776 единиц. Среди всех производителей в плюсе оказались только два победителя: Kubota (+27,1%) и MF (+13,5%).

Таблица 13. Состояние рынка тракторов в Швеции
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
John Deere 660 663 -0,5
Valtra 443 484 -8,5
Massey Ferguson 429 378 +13,5
New Holland 325 364 -10,7
Case 264 275 -4,0
Fendt 173 194 -10,8
Kubota 89 70 +27,1
Claas 78 108 -27,8
Deutz-Fahr 68 71 -4,2
Zetor 19 19 --
McCormick 3 5 -40
Branson 41 0 --
Прочие 184 196 -6,1
Всего 2776 2827 -1,8
       
Концерны      
AGCO 1045 1056 -1,0
John Deere 660 663 -0,5
CNHI 589 633 -7,0
SDF 68 71 -4,2

На все остальные бренды спрос был скорее незначительным. Реализация McCormick снизилась на -40,0%, CLAAS (-27,85), Fendt (-10,8%). За ними следуют Valtra (-8,5%), Deutz-Fahr (-4,2%), а John Deere удалось выйти из этой истории со снижением всего лишь на 0,5%.

Финляндия

Также незначительно снизились продажи и в Финляндии (-3.4%), где в 2020 году на рынке было продано в общей сложности 1383 трактора. Далеко от них оторвалась пятерка победителей: CLAAS (+270,4%), Deutz-Fahr (+37,5%) и Fendt (+18,1%), а также бренды Case IH (+5,4%) и MF (+5,0%).

Таблица 14. Состояние рынка тракторов в Финляндии
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
Valtra 666 786 -15,3
John Deere 185 196 -5,6
Massey Ferguson 127 121 +5,0
New Holland 111 121 -8,3
Claas 100 27 +270,4
Fendt 98 83 +18,1
Case 59 56 +5,4
Deutz-Fahr 11 8 +37,5
Kubota 10 12 -16,7
JCB 9 18 -50,0
MUU 6 0 --
Zetor 1 4 -75,0
Всего 1.383 1.432 -3,4
       
Концерны      
AGCO 891 990 -10,0
John Deere 185 196 -5,6
CNHI  170 177 -4,0
SDF 11 8 +37,5

Машины отечественного бренда Valtra пользовались меньшим спросом (-15,3%), как и сравнительно небольшое количество проданных машин Zetor (-75,0%), JCB (-50,0 %), Kubota (-16,7%). Данная ситуация не обошла стороной и бренды New Holland (-8.3%), а также John Deere (-5.6%). 

Дания

Значительное снижение реализации было зафиксировано в Дании, где в 2020 году было продано 1532 трактора, что на 12,7% меньше, чем в предыдущем году. Только три бренда сумели увеличить свои продажи: Lovol/Arbos (+60,0%), Fendt (+52,6%) и Deutz-Fahr (+3,2%).

Таблица 15. Состояние рынка тракторов в Дании
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
New Holland 339 380 -10,8
Case 311 372 -16,4
John Deere 255 343 -25,7
Fendt 203 133 +52,6
Massey Ferguson 139 191 -27,2
Valtra 122 140 -12,9
Claas 100 114 -12,3
Deutz-Fahr 32 31 +3,2
Kubota 10 24 -58,3
Lovol Arbos 8 5 +60,0
McCormick 7 7 --
Landini 2 7 -71,4
Прочие 4 8 -50,0
Всего 1383 1432 -3,4
       
Концерны      
CNHI 650 752 -13,6
AGCO 464 465 -0,2
John Deere 255 346 -26,3
SDF 33 33 --

Все остальные поставщики пережили двузначное снижение продаж, в первую очередь это Landini (-71,4%), Kubota (-58,3%), MF (-27,2%), John Deere (-25,7%), Case IH (-16.4%), Valtra (-12.9%), CLAAS (-12.3%) и New Holland (-10,8). 

Польша

На новые высоты поднялся польский рынок тракторов, увеличившись на 14,1% по сравнению с предыдущим годом. На польском рынке реализовано 9893 машины. Независимо от классов мощности и уровня цен, выигравших оказалось больше, чем проигравших. 

Наибольшее увеличение продаж наблюдалось у компактных тракторов Lovol Arbos (+114,6%), Solis (+64,4%) и Farmtrac (+50,9%), за ними следуют стандартные тракторы McCormick (+50,0 %), MF (+46,3 %) и Steyr (+38,5%), а также премиум-бренд Fendt (+34,5%).

Таблица 16. Состояние рынка тракторов в Польше
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
New Holland 1818 1520 +19,6
Kubota 1224 1058 +15,7
John Deere 1199 1319 -9,1
Deutz-Fahr 980 817 +20,0
Zetor 839 825 +1,7
Case 773 601 +28,6
Massey Ferguson 591 404 +46,3
Farmtrac 403 267 +50,9
Claas 397 384 +3,4
Valtra 348 358 -2,8
Lovol Arbos 337 157 +114,6
Steyr 270 195 +38,5
Fendt 222 165 +34,5
Solis 143 87 +64,4
Tym 101 138 -26,8
Ursus 74 206 -64,1
McCormick 54 36 +50,0
Landini 38 51 -25,5
Прочие 82 86 -4,7
Всего 9893 8674 +14,1
       
Концерны      
CNHI 2861 2316 +23,5
John Deere 1199 1319 -9,1
AGCO 1161 927 +25,2
SDF 980 817 +20,0

Аналогичным образом компаниям Case IH (+28,6%), Deutz-Fahr (+20,0%), New Holland (+19,6%) и Kubota (+15,7%) удалось реализовать значительно больше тракторов, в то время как у CLAAS (+3,4%), Zetor (+1,7%) и Valtra (-2.8%) наблюдалась стагнация. Традиционные бренды Ursus (-64,1%), Tym (-26,8%) и Landini (-25,5%) пережили значительное снижение продаж. Но и на тракторы марки John Deere (-9,1%), занимающей третье место, тоже был низкий спрос. 

Наибольшим увеличением продаж отличились такие бренды, как AGCO (+25,2%), за которыми следует CNHI (+23,5%) и Kubota (+15,7%).

Чехия

В 2020 году в Чехии продано 2443 машины, что на 6,4% больше, чем в предыдущем году. Если при реализации стандартных тракторов таких производителей, как Deutz-Fahr (+27,8%), Kubota (+11,1 %) и JCB (+7,4%) увеличения реализации смог добиться только один чешский бренд Zetor (+6,9%), то увеличением спроса, наряду с национальным брендом Salek (+411,8%), похвалиться смогли в основном дальневосточные производители, такие как YTO (+550%) и DongFeng (+350%).

Таблица 17. Состояние рынка тракторов в Чехии
Бренд 2020 (штук) 2019 (штук) Разница (%)
John Deere 423 523 -19,1
Zetor 296 277 +6,9
New Holland 214 249 -14,1
Kubota 200 180 +11,1
Case 190 225 -15,6
Fendt 118 155 -23,9
Deutz-Fahr 115 90 +27,8
Solis 100 -- --
Claas 87 104 -16,3
Salek 87 17 +411,8
Massey Ferguson 80 144 -44,4
Kioti 60 73 -17,8
Valtra 57 69 -17,4
Steyr 51 54 -5,6
Tym 39 35 +11,4
Same-Lamborghini 31 53 -41,5
JCB 29 27 +7,4
Dong Fen 27 6 +350,0
YTO 26 4 +550,0
Wisconsin 24 -- --
Прочие 189 12 +1475,0
Всего 2443 2297 +6,4
       
Концерны      
CNHI 455 528 -13,8
John Deere 423 523 -19,1
AGCO 255 368 -30,7
SDF 146 143 +2,1

Премиум-тракторы Fendt (-23.9%) и John Deere (-19,1%), а также стандартные тракторы MF (-44.4%) и Same-Lamborghini (-41,5%), были менее востребованы. Таким же снижением спроса отличились Valtra (-17,4%), CLAAS (-16,3%), Case IH (-15,67 %) и New Holland (-14.1%).

Венгрия

В 2020 году в Венгрии продажи упали на 4,5% до 3034 машин. Сначала это коснулось традиционных брендов Case IH (-17,8%), Беларусь / МТЗ (-17,2%), Same (-12,9%), Fendt (-9,5%) и Deutz-Fahr (-9,2%), а затем за ними последовали производители маленьких тракторов, такие как Zoomlion (-36,7%), Foton/Lovol (-25,9%), DongFeng (-16,7%) и Landini (-15,6%). 

В противоположность им, значительного увеличения реализации тракторов добились бренды Steyr (+44,8%), CLAAS (+23,7%), MF (+18,3%), а также Sonalika/Solis и Antonio Carraro (+17,3%). Незначительно увеличились продажи тракторов Valtra (+6,1%) и New Holland (+7,6%), в то время как у тракторов Kubota (+1,5%) и John Deere (-1,4%) наблюдалась стагнация.

Болгария

Болгарский рынок тракторов понес огромные потери, снизившись на 28,7% и реализовав всего лишь 801 трактор. На плаву смогли удержаться только четыре марки тракторов: турецкий бренд Hattat (+42,9%), дальневосточная марка Marchi cinesi (+11,1%), Valtra (+5,6%) и Case IH (+3,4%), в то время как почти у всех остальных брендов мировых производителей и производителей компактных тракторов продажи снизились больше чем наполовину. Это касается марок Zetor (-85,1%), Steyr (-61,1%), New Holland (-54,3%), Landini (-51,4%). Аналогичная ситуация и у таких марок тракторов, как Ls (-44,0%), McCormick (-43,5%), John Deere (-28,3%), Fendt (-22,5%) и CLAAS (-19,4%).

Хорватия

Хорватский рынок больше всего пострадал от падения спроса, реализация снизилась на 44,1% до 981 единиц. Такой динамике смогли оказать сопротивление  маленькие тракторы местного производства Labinprogres (+1600%) и Hittner (+44,0%), а также отдельные производители с Дальнего Востока и некоторые итальянские производители, в том числе Kioti (+66,7%), Antonio Carraro (+58,0%), Sonalika (+50,0%), Ferrari (+45,8%) и Arbos (+28,5%).

Среди мировых брендов смогли увеличить свои продажи только MF (+58,3%) и CLAAS (+28,8%), в то время как большинство других брендов понесли убытки из-за снижения спроса, в том числе Fendt (-48,1%), Valtra (-55,5%), John Deere (-46,6%) и Deutz-Fahr (-41,7%). Несколько мрачновато выглядели Same (-12,7%), New Holland (-9,4%), Kubota (-2,3%). 

Бельгия

Сравнительно стабильные цифры продаж были зарегистрированы в Бельгии, где рынок снизился незначительно, всего лишь на 2,2% до 2140 единиц. Значительного увеличения реализации смогли добиться только Landini (+57,1%), Steyr (+15,7%) и Fendt (+14,5%), а реализацию John Deere (+3,8%), CLAAS (+2,3%) и лидера рынка New Holland (+1,0%) скорее можно назвать стагнирующей. 

В отличие от этих фирм, падение спроса сильнее ударило по McCormick (-60%), Kubota (-33,1%), MF (-16,7%) и Deutz-Fahr (-14,3%).

Нидерланды

В связи с тем, что по европейскому законодательству голландцам разрешается публиковать данные о продажах, связанных с брендом, только через год, то эти данные несопоставимы с другими рынками.

В 2019 году по сравнению с 2018 годом компании Valtra (+34,3%), Zetor (+28,6%), John Deere (+18,5%), MF (+12,6%) и Fendt (+8,9%) смогли увеличить свои продажи. За ними следует Deutz-Fahr (3,6%). В отличие от них, в 2019 году продажи значительно снизились у Case IH (-15,7%) и New Holland (7,1%). 

Великобритания

Согласно европейским правилам, англичане, как и голландцы, имеют право публиковать свои данные о продажах только год спустя. Таким образом, данные, приведенные в таблице ниже, не сопоставимы с другими рынками. По этой причине мы не знаем рыночных показателей 2020 года. 

Но в 2019 году CLAAS (+47,3%), MF (+23,5%), McCormick(+19,8%), Kubota (+18,9%) и Same/Deutz-Fahr (+16,3%) увеличили свои продажи за счет снижения продаж у Case/Steyr (-19,7%), New Holland (-8,6%), JCB (-7,6%) и John Deere (-5.9%).

Таблица 18. Малоизвестные бренды тракторов (по данным CEMA)
Бренд тракторов Страна-производитель Бренд тракторов Страна-производитель
Aebi Швейцария Mounty Ирландия
Armatrac Erkunt Турция Reform Австрия
Branson Kukje, Южная Корея Salek Чехия
Daedong Южная Корея Shibaura Япония
Dong Feng Китай Solis Индия
Hürlimann Швейцария Sonalika Индия
Kioti Южная Корея Tafe Индия
Labinprogress Хорватия Tym Южная Корея
Lovol Китай Ursus Польша
LS Южная Корея Wisconsin Чехия
Marchi cinesi Китай YTO Китай
Mitron Южная Корея Zoomlion Китай
Мнение редакции
Важно понимать, что задача данного обзора не «пропиарить» какие-то конкретные бренды. На основе информации Ассоциации «Росспецмаш» и статистических данных мы хотели откровенно рассказать о статистике рынка тракторов тех европейских стран, где сельское хозяйство не только есть, а где оно эффективно развивается и диктует тренд развития экономики. Структура рынка стран ЕС существенно отличается от нашего рынка как по распространенности самих производителей, так и по представителям в различных мощностных сегментах. Но одна тенденция все-таки прослеживается довольно четко — фермеры различных стран Европы ищут универсальные и производительные машины не только по громким именам и уровню сервиса (что также немаловажно при выборе сельхозтехники), но и по соотношению «цена-качество».

Бесступенчатые коробки передач тракторов: что используют фермеры Западной Европы?

Подготовлено по материалам специализированного обзора Ассоциации «Росспецмаш» и информации CEMA.