Не так давно «ГлавПахарь» рассказывал об одном из самых молодых фермеров России в статье по теме: «Возраст не помеха или как работает один из самых юных фермеров в стране — интервью с главой КФХ Соколов». Да, тогда мы делились информацией о том, как Максим Соколов, который в свои 23 года живет, трудится и управляет довольно большим КФХ в Мордовском районе Тамбовской области.
Но в новом материале мы поставили задачу найти героя, который побьет все возрастные рекорды. Итак, представляем вашему вниманию Василия Корытникова — молодого фермера из Псковской области, которому всего 16 лет. Не спешите обвинять нас в незаконной эксплуатации труда молодого агрария, во-первых, Василий сам выбрал этот путь в таком юном возрасте, а во-вторых, законные ограничения в этом вопросе позволяют работать в крестьянско-фермерском хозяйстве (КФХ) именно с 16 лет (согласно действующему порядку о регистрации). Как раз столько нашему герою сегодняшнего интервью.
С юным аграрием мы познакомились на крупнейшей Международной выставке для профессионалов животноводства и кормопроизводства АГРОС-2022, которая прошла в Москве в период с 25 по 27 января 2022 года.
И именно на данном мероприятии «ГлавПахарь» взял интервью у фермера и задал ему самые актуальные вопросы по его КФХ и отношению в отрасли.
Из нашего материала Вы узнаете:
ГлавПахарь. Добрый день, Василий. Расскажите о хозяйстве и его расположении. Что Вы выращиваете и какой объем КФХ?
Василий Корытников. Добрый день, хозяйство расположено в Псковской области прямо на берегу Чудского озера. Мы выращиваем картофель, свеклу, морковь, есть зерновые культуры (пшеница и овес). Общая площадь полей составляет 350 га.
ГлавПахарь. Как пришла идея заниматься сельским хозяйством? Это семейная династия или собственное желание?
Василий Корытников. Нет, семейной династии у меня никакой нет. Изначально в 2012 году семья приняла решение сделать небольшое подсобное хозяйство, купили первый колесный трактор, как сейчас помню это был маленький и старенький Владимирец Т-25, и немного земли. Начали обрабатывать огороды. Затем купили более мощный трактор и немного скота, буквально пару голов КРС, и начали потихоньку развиваться в этом вопросе — расти, увеличивать объемы, покупать технику, машины и оборудование.
ГлавПахарь. Сейчас 350 га, — это вся Ваша земля или что-то паи и аренда?
Василий Корытников. В настоящее время практически полный объем земельных угодий и пашни в собственности.
ГлавПахарь. 16 лет — очень молодой возраст для сельского хозяйства и включения в совет правления КФХ. Не скрываем, что Вы нас очень удивили. Неужели все руководство КФХ осуществляете самостоятельно? И как такой юный возраст сказывается на работе? Наверняка же, есть проблемы коммуникации с персоналом?
Василий Корытников. Начну с первой части вопроса, естественно, в каких-то направлениях родители помогают, но в целом все решения по полевым работам, подготовке к сезону, уборке урожая, по покупке семян, удобрений, СЗР и даже сельхозтехники принимаю лично.
Касаемо второй части вопроса, у нас в КФХ на постоянной основе в машинно-тракторном парке трудятся 2-3 человека и плюс родственники. У меня лично тяга к сельскому хозяйству была с малых лет, поэтому я много читал и изучал эту тему. С 14 лет, да простят меня органы гостехнадзора, я уже сам водил сельхозтехнику. Опыт работы на тракторах есть. Родственники уже привыкли. Сторонний персонал относится также хорошо, но иногда все-таки приходится что-то объяснять по несколько раз, что нужно сделать.
Зачастую все хотят работать по старым методикам, новые методы не всегда понятны и вводят сотрудников КФХ в заблуждение. И тут моя задача не только донести свою позицию, но сделать это еще грамотно и аргументированно. Когда сам работаешь на технике, это сделать проще, плюс это вызывает большое уважение и проблем с коммуникацией в целом нет. То есть систематически такого не наблюдается, что «мол, молодой, ничего не понимаешь, не лезь». Все слушаются, выполняют и работают так как этого требует ситуация.
ГлавПахарь. Почему мы спрашиваем про коммуникацию с персоналом, так потому что знаем, что много возрастных механизаторов, когда их начинаешь переучивать, зачастую очень негативно на это реагируют. Когда так делает молодой и амбициозный руководить, скорее всего, это сложнее вдвойне. Как удается нивелировать какие-то спорные вопросы и как выходите из этой ситуации?
Василий Корытников. Мы всегда и во всех вопросах стараемся найти компромисс. Все люди на земле работают давно. Повторюсь, здесь надо просто аргументированно и на понятном для простого трудяги языке объяснить почему нужно сделать так или иначе. Важно понимать, что я все-таки руководитель, естественно, мнение механизаторов важно и я прислушиваюсь к нему, но оно не решающее. Зачастую, мы делаем так, как считаю нужным именно я.
ГлавПахарь. Какой машинно-тракторный парк удалось собрать для работы на полях, ведь 350 га это уже достаточно серьезный объем?
Василий Корытников. Здесь нужно сделать оговорку, что общая площадь 350 га, но обрабатывается в сезон где-то 150 га по повторным обработкам. Как такового севооборота у нас нет, есть, пожалуй, только на зерновых культурах (овес и пшеница). Севооборот с корнеплодами не используем, считаем его ненужным, и поэтому им пренебрегаем. Понятно, что каждый год сеять на одном и том же поле конкретную культуру не стоит, но обращать особое внимание на заточку под какие-то конкретные требования, по нашему мнению, не стоит. Разницы в урожае лично мы не наблюдали, возможно, только на наших кислых почвах и непростом агрофоне.
Тракторный парк состоит из одного ДТ-75, который мы используем при трамбовке силоса (заводится по сути два раза в сезон) и трех основных тракторов: два МТЗ-82 и один МТЗ-80. «Восемьдесят вторые» относительно новые, а вот «восьмидесятка» 90-х годов, но мы в свое время провели полный капитальный ремонт данной техники, так что по сути это тоже новый агрегат. Возраст тракторов в среднем не превышает 10 лет. Также есть своя бортовая газель NEXT.
Среди прицепных и навесных агрегатов для работы в КФХ имеется практически всё. У нас есть сеялки, в частности сеялка СПУ Зд (белорусская копия легендарной сеялки Kverneland), трехкорпусные усиленные плуги, культиваторы, дисковые бороны, косилки, ворошилки, пресс-подборщик — все отечественного или белорусского производства), польский навесной опрыскиватель Demarol (кстати, в планах купить новый навесной опрыскиватель импортного производства). Пока такого парка техники хватает и с поставленными задачами мы справляемся. По навесному опрыскивателю Demarol также отмечу, что в ближайшей перспективе сами хотим сделать оборудование более точным и технологичным, в частности, полностью заменить форсунки и поставить на него блок, чтобы было можно отключать секции из кабины.
Уборку корнеплодов осуществляем вручную. Уборку зерновых — наемным комбайном, но не потому что нет денег на приобретение нового, а больше потому, что пока не понимаем, а какой именно уборочный агрегат купить себе в хозяйство и из чего выбирать. Ждем пока на рынке появится интересное предложение. Сейчас не видим смысла покупать новый комбайн, потому что пока все очень дорогое. Б/у технику тоже не хочется приобретать. Как правило, вторичный рынок в России развит не очень, а чинить технику после каждой отработанной смены особого желания у нас нет.
ГлавПахарь. Сельхозтехнику приобретали за свои собственные денежные средства, за счет прибыли КФХ или с использования заемных финансовых инструментов или, допустим, программ Росагролизинга?
Василий Корытников. Нет, пока всю технику и машины мы покупали за свои средства. По факту КФХ только начинает свое становление, и в таком статусе мы работаем сравнительно недавно. Росагролизинг пока не использовали. В будущем, конечно, планируем рассмотреть такой способ приобретения и обновления МТП, но здесь нужно сначала со всем разобраться и понять как этот инструмент финансовой поддержки предметно работает.
ГлавПахарь. Как оцениваете развитие цифровизации в России?
Василий Корытников. Цифровизация — достаточно интересная вещь. Даже на наших масштабах ее можно внедрять. Например, мы уже сейчас планируем поставить на свои тракторы даже старого образца новые системы автоматического вождения и подруливания, или просто хорошую навигацию. Такой подход реально помогает и облегчает работу предприятия.
Цифровизация нужна и в опрыскивании. Картирование урожая, умное опрыскивание, дифференцированное и посекционное внесение удобрений и СЗР — всем этим нужно пользоваться.
Сейчас на наших полях мы стараемся вносить рабочие растворы именно в тех нормах и на тех почвах, которые мы проанализировали по составу. Мы в целом стараемся улучшать более хорошие почвы и работать на них. Более слабые по составу почвы мы тоже улучшаем, но не так активно. Комплексный анализ почвы стараемся делать в обязательном порядке 1-2 раза в три года. При этом допускается анализ в межсезонье, но только при необходимости, например, у нас есть поля с низким уровнем pH, там мы вносим известь и уже смотрим сработало/или не сработало внесение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разработка оборудования для АПК — интервью с инженером-энтузиастом Максимом Окороковым
ГлавПахарь. Вернемся к парку техники. У Вас в КФХ много российской и белорусской техники. В целом как относитесь к отечественным машинам?
Василий Корытников. Надеюсь, вставите в интервью, но скажу как есть. Отношусь ужасно. Техника в большинстве своем некачественная. Да, белорусы делают технику, но им поступает огромное количество жалоб, которые, как правило, не рассматриваются на заводе. Мне об этом говорили и другие фермеры, но и у меня лично был опыт, когда трактор пришел с завода с выбитыми стеклами и сваренными тягой распределителя и задней навеской, не комплектный и без ящика ЗИП. Никто ничего так и не сделал, пришлось восстанавливать за свой счет. Это перебор, и действительно обидно!
Опираясь исключительно на свой опыт скажу, что качество тракторов сильно падает. Трактор 90-х годов показывает себя ничем не хуже нынешних современных белорусских машин, а в некоторых аспектах даже лучше. Но прошло ведь уже 30 лет. Поэтому, честно, отношение очень негативное. При первой же возможности поменяем все на импортную технику, а эти машины продадим и вздохнем с облегчением.
Изначально мы были готовы купить импортную технику, но нас отговорили, и мы купили белорусскую, и сейчас очень об этом жалеем. Импортная техника по выработке и качеству пока, на мой взгляд, в разы лучше. Если грамотно относиться, то ремонтировать ее можно через 5 лет. Свою белорусскую технику мы, увы, ремонтируем каждый день. И это касается не только тракторов. Например, в этом году наш пресс-подборщик просто выплюнул транспортер. Ремонт затянулся на две недели.
Возможно, это мое мнение, и у коллег по отрасли все иначе. Но у меня так, и, надеюсь, на заводе меня услышат. Да, мы работаем на этой технике и в целом справляемся, но проблемы, безусловно, есть.
ГлавПахарь. Если оставить белорусскую сельхозтехнику и поговорить о новой российской, например, о флагманах Петербургского тракторного завода и Ростсельмаш?
Василий Корытников. Начну с техники Ростсельмаш. Еще год назад я был ярым фанатом техники Ростсельмаш и считал, что это достаточно хорошие и качественные машины. Но сейчас я пообщался с людьми и другими сельхозпроизводителями, и у меня сложилось двоякое впечатление. Опять же мое мнение, раньше у Ростсельмаш была дешевая и качественная отечественная техника. Vector был дешевым и хорошим, но он был таким 10 лет назад. Сейчас Vector стоит около 10 млн рублей, но в машине, по моему мнению, не поменялось ничего. Цены растут, но качество не улучшается.
Как мне сказали другие аграрии, раньше Ростсельмаш работал на клиента и на позиционирование бренда. Но сейчас компания знает и понимает, что к ней и так придут, потому что альтернативы российскому комбайну отечественного производства просто нет. У Ростсельмаш нет конкурентов в их сегменте — факт, но это, если хотите, монополия, для нашей-то большой страны. Новые тракторы Ростсельмаш — это просто адаптация канадских машин под российское производство.
В целом комбайны Ростсельмаш все равно довольно интересны и я бы купил NOVA, но если бы он стоил 4 млн рублей. Но 7 млн рублей за российский комбайн для небольших хозяйств с двигателем мощностью 175 л.с. и объемом бункера 4,9 куб метра, который по сути является старой «Нивой», отдавать нет никакого смысла. Дешевле нанимать, чем купить новую. Тем более, что может выйти из строя, допустим, гидравлика, и ее придется покупать самому за 10 тыс. долларов, так еще и ждать пока привезут с завода.
Про Кировец говорят, что техника достойная. Стоят эти тракторы недорого, но мы пока лично с ними не сталкивались, потому что бренд пока не делает машины для наших объемов. Но, наверное, если бы делали, я бы купил. Из негативного о Кировце отмечу только то, что сервис, как говорят коллеги по рынку, хромает в отдельных регионах. Несмотря на все преимущества Кировца, фермеры все равно вносят свои доработки как только техника сходит с гарантии — меняют центральную систему смазки, освещение и так далее. Но в целом у ПТЗ достойный продукт.
Все заводы в России выезжают на том, что у них нет альтернатив. Если бы, допустим, остался Красноярский завод комбайнов, у Ростсельмаш был бы серьезный конкурент, но АГРОМАШ, по моему мнению, пока не конкурент. Да, они делают технику в своем сегменте и может даже неплохую, но это не те комбайны, которые надо сравнивать с Ростсельмаш.
ГлавПахарь. Завершая разговор о хозяйстве, расскажите про базу предприятия, какие есть склады, как и где храните сельхозтехнику?
Василий Корытников. У нас есть склады для хранения корнеплодов. Зерно мы не храним, оно сразу с поля уезжает на элеваторы, или же храним, но в мешках в отдельном помещении. У нас есть свои отапливаемые гаражи, именно там в большинстве случаев мы ремонтируем технику. Зимнее хранение самоходных машин мы не осуществляем, они у нас работают. То есть в зимнее время у нас стоят только прицепные и навесные агрегаты, а вот тракторы эксплуатируются на коммунальных задачах и расчистке снега. Все строилось заново, на денежные средства, которые зарабатывали от производства.
ГлавПахарь. В этом году сферу АПК в целом потряс рост цен на удобрения, СЗР, ГСМ, семена, металл и сельхозтехнику. Как на ваше хозяйство повлияла такая рыночная ситуация? Увеличились ли затраты?
Василий Корытников. С удобрениями у нас все просто. Цена на удобрения выросла, но мы успели их закупить заранее. Этого объема нам пока хватит. Плюс у нас достаточно много органических удобрений из-за того, что мы еще дополнительно занимаемся животноводством (сейчас у нас порядка 35 голов).
Касаемо семян, ситуация непростая, покупая дорогие семена гибридов сахарной свеклы цена за 50 тыс. семян выросла на 1000 рублей, это много, и это мы сильно почувствовали, но выхода, как понимаете, особого нет. Пришлось немного понизить норму высева, но оставить ее в приемлемых значениях. Топлива мы много не потребляем, рост цен ощутим, но не критичен.
Сельхозтехника в стоимости выросла существенно, но для нас более значимо, что подорожали запчасти. На свои тракторы мы стараемся покупать не фирменные белорусские или российские запчасти, а иностранные аналоги. Сцепление, например, у нас везде уже Bosh (лепестковое). Оно реально лучше и дольше ходит. При этом мы все равно следим за ценниками на рынке техники. Но в этом году у нас будет интересный опыт, нам повезло, так как мы купили культиватор не у какого-то предприятия, а у энтузиастов-разработчиков, которые делают почвообрабатывающие орудия сами. Цена там смешная. А конструкция аналогична агрегатам Vaderstad.
Поэтому в целом по названным Вами направлениям подорожание, безусловно есть, но что мы с этим поделаем, сеять и обрабатывать же чем-то надо, поэтому приходится покупать и адаптироваться к текущим условиям на рынке.
ГлавПахарь. До какой площади планируете довести посевы свеклы?
Василий Корытников. У нас есть четкий план стать монополистами по данной культуре в своем районе. С нашей текущей техникой и кадрами мы можем убирать в сезон 30-40 га, планы довести посевы до 100 га, но тогда нам понадобиться специализированная прицепная уборочная техника. Сейчас у нас 10 га свеклы, которая убирается вручную буквально за неделю. С кадрами дефицит, но работников мы находим в своем же районе. У нас, если так можно сказать, в районе коллективизация в хорошем смысле этого слова. Принципиально не берем на работу людей, которые имеют пристрастие к алкоголю. Такие сотрудники, как правило, крайне ненадежны, они могут прийти и за целый день ничего не сделать, или же вообще не прийти.
ГлавПахарь. В чем молодой возраст помогает, а в чем мешает?
Василий Корытников. Помогает в том, что у тебя всегда много энергии, и ты не боишься учиться и узнавать что-то новое. Главный минус молодого возраста — работа с другими людьми, например, с дилерами или другими представителями отрасли. Тут просто-напросто никогда не стоит упоминать, сколько тебе лет, — и дело пойдет быстрее, и отношение будет другое. Хотя на выставке АГРОС-2022, я допустим разговаривал с дилером CLAAS. Несмотря на мой возраст, со мной договорились и пообещали привезти свою технику на демопоказ и показать ее в реальных условиях эксплуатации. То есть все индивидуально, и зависит от личного отношения тех или иных людей.
Еще одна проблема — работа на сельхозтехнике, я с детства умею водить и трактор, и автомобиль, но пока нет такой возможности делать это в каком-то открытом доступе на общедоступных трассах, приходится работать только на территории хозяйства.
ГлавПахарь. Назовите три лайфхака от молодого фермера, которые нужно знать каждому аграрию?
Василий Корытников. Зачастую многие возрастные руководители относятся ко мне с недоверием. Допустим, я единственный, кто в районе подкармливает свеклу, а не поит по старинке.
Если говорить о лайфхаках, то первое — если вы решили заняться фермерством, не стоит сразу регистрировать КФХ, поработайте один-два года для себя в режиме личного подсобного хозяйства, разберитесь и изучите тему предметно. Второе — не надо заниматься всем сразу, для старта следует выбрать что-то одно и стать профессионалом в этом, остальное придет. Третье — новое, это, конечно, хорошо, я и сам всегда за новое, но никогда не стоит забывать о старом и проверенном временем.
Например, для меня тот же революционный для многих No-Till — это просто какая-то рекламная кампания против плугов и традиционной почвообрабатывающей техники. Есть регионы, где No-Till совершенно не применим, я стараюсь работать по классике. Вспашка дает много преимуществ — мы избавляемся от сорняков, переворачиваем плодородный слой, минимизируем уплотнение и так далее. Так что новому доверять можно, но не нужно…на 100% 😃.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ: Возраст не помеха или как работает один из самых юных фермеров в стране — интервью с главой КФХ Соколов
ГлавПахарь. Два отечественных или белорусских трактора или один зарубежный?
ГлавПахарь. Растениеводство или животноводство?
ГлавПахарь. Молодость и прогрессивность или возраст и опыт?
ГлавПахарь. Высокая производительность или качество уборки?
ГлавПахарь. Глубокое рыхление, пахота или No-till?
ГлавПахарь. Тракторы ПТЗ или МТЗ?
ГлавПахарь. Комбайны Ростсельмаш или Гомсельмаш?
ГлавПахарь. Специализированный сервис у дилера или собственный ремонт в хозяйстве?
ГлавПахарь. Российские семена или импортные?
ГлавПахарь. Если бы был свободный 1 млн рублей, чтобы Вы сделали с ним?
ГлавПахарь. Большой объем фуражного зерна и маленький объем первоклассного?
Спасибо Василию за открытый диалог и откровенные ответы на вопросы! Мы желаем хороших урожаев, дальнейшего развития и воплощения всех задуманных планов на практике!
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru