Согласно официальным статистическим данным, в хозяйствах России и Беларуси около 50% сегмента почвообрабатывающей техники являются оборотными плугами для гладкой вспашки. В период подготовки к весенним полевым работам необходимо проверить техническое состояние плугов и устранить накопившиеся недостатки. В умелых руках плуг может работать долгое время, обеспечивая качественную обработку почвы и создавая условия для нормального развития растений.
Ремонт и приемка отремонтированных плугов, предварительная установка на заданные условия работы, а также замена отдельных деталей и узлов в процессе эксплуатации (например замена лемехов) требуют полной или частичной проверки технического состояния орудия.
Проверку проводят на бетонной, деревянной или земляной площадке, выровненной и хорошо укатанной. Размеры площадки должны быть такими, чтобы на ней мог разместиться наибольший пахотный агрегат.
Плуг устанавливают с помощью опорных колес и регулировочных механизмов таким образом, чтобы его рама была параллельна поверхности площадки.
На стенде-площадке проверяют комплектность плуга, правильность установки его рабочих органов, жесткость крепления деталей и другие параметры. При рабочем положении в правильно собранном плуге лезвия лемехов, концы полевых досок, пятка задней полевой доски, регулировочные колеса должны лежать в одной плоскости.
Отклонения от параллельности полевых обрезов отвалов и лемехов допускаются только в сторону борозды, но не более 10 мм. Носки и пятки корпусов должны лежать на одной прямой с отклонением не более ±5 мм. Просвет между пяткой лемеха или задним обрезом полевой доски и плоскостью контрольной плиты допускается до 10 мм. Расположение носка лемеха выше пятки или полевой доски не допускается. Отвал и лемех должны плотно прилегать один к другому, а лемех выступать над поверхностью отвала в месте стыка не более, чем на 1 мм.
Не допускается выступание поверхности и полевой кромки отвала над поверхностью и кромкой лемеха. Винтовые механизмы плуга должны свободно проворачиваться, если к штурвалу приложено усилие не более 150-200 Н. Требования к состоянию оборотных плугов аналогичны.
Рабочий орган | Показатель |
Лемех (ширина) | 90 мм |
Лемех долотообразный | Ширина лемеха — 90 мм, толщина лемеха у отверстия — 7 мм |
Лемех предплужника | Толщина — 5-6 мм, ширина лемеха — 50 мм |
Нож дисковый плугов общего назначения | Диаметр — 290 мм |
Рама плуга в собранном виде не должна иметь прогибов и перекосов более 3 мм, а скрученность и трещины распорок, грядилей и балок жесткости должны быть полностью устранены. При этом полосы рамы должны быть параллельными, с отклонениями, не превышающими ±5 мм. Загнутые концы грядилей должны соответствовать шаблону, снятому с нового плуга.
Прогиб балки жесткости до установки на раму не должен превышать 5 мм для трехкорпусного плуга и 10 мм — для пятикорпусного с установкой выпуклой частью вверх. Раму плуга проверяют до и после ремонта на контрольной плите с помощью линеек, угольников, отвеса и шнура. Просвет между рамой и плоскостью плиты в местах крепления корпусов допускается до 5 мм, а в остальных — не более 10 мм. Прогиб деталей рамы — не свыше 3 мм.
Деформированные брусья рамы обычно правят вхолодную или с местным нагревом, применяя приспособления винтового типа, прессы или домкраты. У разборных элементов рам плугов следует проверить и подтянуть все болты.
В навесном устройстве плугов зачастую изгибаются и местно деформируются продольная тяга, раскос и поперечина, изнашиваются и сминаются отверстия в деталях и соединительные болты. Изгибы и деформации деталей более 3-х мм по всей длине устраняют правкой в холодном или горячем состоянии. Трещины заваривают с наложением накладок. Изношенные отверстия заваривают и рассверливают на нормальный размер или приваривают накладку с нормальным размером отверстия.
Корпусы плугов могут иметь следующие неисправности и износы:
Часты случаи поломок лемеха и выкрашивание его рабочей части в результате ударов о камни при вспашке. У скоростных плугов отвал состоит из двух деталей — груди и крыла. У груди отвала при изнашивании изменяется форма полевого обреза, скругляется его кромка, истирается рабочая поверхность и обламывается носок, а у крыла истирается рабочая поверхность. Цельный отвал может иметь все эти дефекты. Полевая доска изнашивается со стороны стенки борозды и снизу.
В собранном виде необходимо проверять на контрольной плите правильность крепления корпусов. Предельный зазор между лемехом и отвалом должен быть не более 2 мм, а разница в длине лемеха над отвалом со стороны борозды — не более 10 мм. Зазоры между лемехом и стойкой, а также между отвалом и стойкой не должны превышать 3 мм.
Полевая доска должна плотно прилегать к стойке. Головки болтов, крепящих лемех, отвал, полевую доску со стойкой и полевую доску, должны быть заподлицо с поверхностью и не утопать более, чем на 1 мм.
Полевой обрез отвала и лемеха должен лежать в одной вертикальной плоскости с допустимым отклонением в сторону борозды не более 10 мм.
Просвет между задним концом полевой доски и плоскостью контрольной плиты не должен быть более 10 мм. Расположение носка выше полевой доски не допускается.
Отклонение носка лемеха от конца полевой доски, лежащих в одной вертикальной плоскости, в сторону поля может быть не более 5 мм. Предельный выступ носка долотообразного лемеха в поле — 5-10 мм.
Обыкновенные лемеха корпусов и предплужников после оттяжки кузнечным способом должны иметь форму и размеры, соответствующие новым.
Проверку проводят с помощью шаблона, снятого с нового лемеха. При накладывании шаблона обязательно совмещают отверстия под болты крепления лемеха к стойке. Носки шаблона и лемеха должны совмещаться. Допустимые отклонения лемеха от шаблона по длине лезвия (за счет задней части) в сторону уменьшения — не более 5 мм, в сторону увеличения — не более 10 мм.
Ширина лемеха может быть шире или уже шаблона не больше, чем на 5 мм. После оттяжки лемехов их лезвия с рабочей стороны затачивают на наждачном станке. Толщина лезвий после заточки должна быть не больше 1 мм. Лемеха требуют ремонта или замены, если ширина лемеха с прямым лезвием уменьшилась на 10 мм или если длина носка долотообразного лемеха уменьшилась на 25 мм.
В ремонтных мастерских применяют несколько способов восстановления изношенных лемехов: кузнечную оттяжку, наплавку износостойкими сплавами, приварку полос и другие способы. Кузнечной оттяжкой восстанавливают форму и размеры лемеха за счет металла в его нерабочей части – магазине.
Для этого затупившиеся лемеха нагреваются в горне или в кузнечной печи до светло-желтого цвета каления, то есть до температуры 1150-1200°С. Причем зона нагрева должна составлять не менее 2/3 ширины лемеха. Для ускорения работ оттяжку производят пневматическим молотом со специальными бойками. Нагретый лемех кладут лицевой стороной вниз и сначала оттягивают носок, а затем прямолинейный участок. Оттяжку заканчивают при потемнении лемеха до вишневого цвета, так как при дальнейшей ковке могут образоваться трещины. После оттяжки лемех рихтуют, а размеры и форму лезвия в поперечном сечении контролируют шаблоном.
Перед закалкой лезвие затачивается до толщины лезвия 0,5-1 мм и ширины фасок — 5-7 мм. Для закалки в воде лемех нагревают до светло-вишневого или красного цвета (780-820 °С) и после этого погружают в ванну с водой на 5-6 секунд при температуре воды не ниже 30-40 °С. Отпуск проводят, нагревая лемех до 300-350 °С (полное выгорание масла с поверхности лемеха) и охлаждая на воздухе.
Более эффективна изотермическая закалка, когда лемех нагревают до температуры 880-920 °С и охлаждают лезвие до 350 °С в течение 3,0-3,5 с в подогретой до 30-40 °С 10%-ной соленой воде. После этого его охлаждают на воздухе.
Оттяжку лемеха можно проводить не более четырех раз. При короблении лемеха правят спинку до соответствующей кривизны, добиваясь соответствующей формы и параметров лезвий.
После износа до ширины менее 108 мм (проверяют шаблоном) лемех восстанавливают кузнечной оттяжкой до нормального профиля с отклонением по ширине не более 5 мм, а по длине — не более 10 мм.
Для повышения износоустойчивости лезвие лемеха делают самозатачивающимся, наплавляя его тыльную сторону твердым сплавом. Перед наплавкой у лемеха оттягивают полосу шириной 25-30 мм со стороны лезвия и участок шириной 55-65 мм у носка долотообразного лемеха. Толщина слоя наплавки должна быть 1,4-2,0 мм. Наплавку ведут на установке ТВЧ сплавом сормайт №1, ацетиленокислородным пламенем прутком из сормайта №1, электродами марки Т-590 и порошковыми проволоками.
При износе до ширины менее 92 мм лемех восстанавливают приваркой полосы, делая его также самозатачивающимся. Для восстановления изношенной режущей кромки лемеха и для повышения ее износостойкости применяют наплавку специальными сплавами В-9 или сормайт №1.
Подобным образом можно восстанавливать долота, но на многих оборотных плугах применяют поворотные долота, которые после износа можно переустанавливать до четырех раз.
Отвалы изготавливают из малоуглеродистой стали с последующей цементацией наружного слоя или из трехслойной стали. В последнем случае материалом верхнего и нижнего слоев должна быть средне-углеродистая сталь, позволяющая при закалке получать высокую твердость, а материалом среднего слоя — малоуглеродистая не хрупкая сталь. Твердость отвалов после термообработки должна составлять 50-62 HRC.
Форма рабочей поверхности изношенного отвала при проверке шаблоном не должна отклоняться от новой более, чем на 6 мм.
При обломе носка груди отвала восстановление проводят приваркой отломанной части. Вначале выравнивают край груди отвала. Из старого отвала вырубают по шаблону заготовку соответствующего профиля, предварительно нагревая ее до 800 °С. Подгоняют стыки, затачивают с тыльной стороны у заготовки и отвала фаски 3×45°. Заготовку вновь нагревают в горне до 800-950 °С (светло-красный цвет), калят в воде, еще раз нагревают до 220 °С и отпускают на воздухе. Заготовку приваривают встык к отвалу электродами толщиной 3-4 мм. После приварки шов зачищают с рабочей стороны. Для отвода тепла при сварке участки рядом со швом обмазывают раствором глины с асбестом. Под швом ставят прокладку из красной меди толщиной 5 мм, а под прокладку подкладывают ветошь, смоченную водой.
При износах полевого обреза отвала его наплавляют последовательным наложением валиков, обеспечивающими износостойкость материала. Во время наплавки отвал следует предохранять от отпуска. Наплавленный металл зачищают, проверяя правильность формы шаблоном, и затачивают полевой обрез под углом 45-50° к рабочей поверхности.
Для корпусов захватом 350 мм предельная длина лезвия лемеха предплужника – 340 мм. Отверстия в стойке должны обеспечивать установку предплужника на 100, 120, 150 и 170 мм от опорной плоскости основного корпуса.
Выступление лемеха за отвал в сторону поля допустимо до 3 мм, а выступление отвала над лемехом в сторону поля – не более 7 мм.
Носок лемеха предплужника должен располагаться на линии полевого обреза основного лемеха с отклонением в сторону поля не более 15 мм. Лемех должен быть параллельным опорной плоскости с отклонением пятки над носком не более 10 мм.
Лемех предплужника имеет такой же характер износа, что и лемех основного корпуса, и восстанавливают его так же, как и основной. Лемех предплужника можно изготовить из выбракованного основного лемеха, при его ширине не менее 105 мм, обрезав его по шаблону, изготовленному по размерам нового лемеха предплужника.
У дисковых ножей по мере работы затупляются, коробятся лезвия и сам диск, изнашиваются подшипники, деформируются стойки.
Смятие лезвия допускается не более, чем в трех местах глубиной до 1,5-2,0 мм и длиной до 15 мм. Коробление диска допускается не более 3 мм. Осевое перемещение вилки при свободном поворачивании относительно стойки не должно превышать 3 мм.
Дисковый нож должен свободно вращаться на втулке, а его стойка прочно прикрепляться к раме. При этом ось дискового ножа должна располагаться на одной вертикальной прямой с носком предплужника, а нижняя кромка ножа – ниже носка предплужника на 25-30 мм.
Покоробленные диски правят на плите в холодном состоянии. Затачивают их до толщины лезвия 0,5 мм на установке для заточки дисковых ножей и на приспособлениях к токарному станку резцами с пластинами из твердых сплавов. Осевое и радиальное биение диска допускается не более 3 мм.
Полевые доски изготавливают из стали типа Ст. 6 и калят задний рабочий конец от начала второго отверстия или на длине 100-120 см до твердости 444- 601 НВ. Полевые доски при небольших износах можно восстанавливать наплавкой с последующей зачисткой поверхности и закалкой. Можно использовать и неизношенную сторону полевой доски, переворачивая ее. Для этого следует изготовить отверстия в полевой доске с другой стороны, закалить доску по всей длине и при креплении между корпусом и полевой доской поставить металлические подкладки, компенсирующие износ.
Деформированные стойки правят с местным нагревом. После правки стойку калят при 800-850 °С (светло-вишнево-красный цвет) в воде и подвергают отпуску, нагревая до 500-550 °С и охлаждая на воздухе. При ремонте грядилей и других крепежных деталей восстанавливают прилегающие поверхности и наваривают обломанные части.
У колес плугов изнашиваются конические роликовые подшипники, появляются дефекты: изгиб обода, износ покрышки, проколы камеры, износ отверстий под болты, крепящие ступицу. У самоподвижных манжетных сальников изнашивается уплотняющая кромка, на которой могут появиться трещины, разрывы, выемки и наплывы резины.
При зазоре в конических роликовых подшипниках более 0,2 мм его регулируют корончатой гайкой. Правильность регулировки проверяют или по нагреву подшипников (при большом натяге), или по продольному люфту ступицы колеса.
Сломанную щетку кронштейна приваривают встык и ставят накладки, в которых просверлены отверстия для установки болтов большей длины. Скобу кронштейна при небольшой трещине по месту сварки заваривают вновь или при обрыве в местах перегиба и у отверстия под болты упора заменяют новой с последующей приваркой.
Отремонтированные плуги покрывают эмалевой краской, а их рабочие поверхности смазывают одним из антикоррозионных составов.
Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2015 г., № 19).