Российское сельхозмашиностроение и в целом сельское хозяйство РФ за последние два года столкнулись с достаточно серьезными вызовами, с которыми раньше отрасль не сталкивалась. На бескрайних просторах интернета можно найти много материалов с подведением итогов сельскохозяйственного года в нашей стране (как с положительной, так и с крайней отрицательной оценкой). Объединяет их лишь одно — это большие аналитические материалы с огромным количеством статистических данных и цифр, характеризующих уровень развития АПК в целом.
Однако редакция нашего портала «ГлавПахарь» готова предложить Вам немного другой, необычный, формат подведения итогов 2023 года. Мы не будем «грузить» Вас глубокой аналитикой и много говорить о цифрах (хотя они всё равно будут). Мы предлагаем упростить процесс и выбрать, на наш субъективный взгляд, всего по ПЯТЬ важных событий или ПЯТЬ итогов по нескольким пунктам оценки: от лучших цитат года до открытия новых производств, реализации инвестпроектов, интересных и странных новинок родом из РФ, а также появления новых законов, регулирующих и влияющих на рынок сельхозтехники. Важно, что мы будем говорить только о российском, отечественном, родном и, на наш взгляд, самом важном и актуальном...
В общем, формат крайне необычный и субъективный, но при этом интересный, так что предлагаем Вам вместе с нами попробовать подвести итоги года именно таким образом. Получится ли у нас это, большой вопрос, но вот уж скучно точно не будет..
Начнем мы с того, «кто что наговорил за этот год»... Многие эксперты, руководители и чиновники в течение всего 2023 года высказывались и давали самые разные оценки и комментарии о том, какие есть проблемы на российском рынке сельхозтехники и куда он идет. Безусловно, тезисов было очень много, но, на наш взгляд, наиболее значимыми и в совокупности определяющими и отвечающими на главный вопрос, а что в целом «у нас происходит», являются следующие.
Забегая вперед, скажем сразу, что есть как положительные моменты, так и отрицательные, есть то, чем уже можно гордиться и то, над чем ещё всем игрокам рынка предстоит подумать и поработать.
«Если мы говорим о последних 1,5-2 лет, то у нас наблюдался определенный рост промышленного производства. Причем не только в сельхозмашиностроении, а в целом в промышленности. Он был обеспечен двумя факторами. Первый — достаточно серьезный рост государственного оборонного заказа, второй — уход импорта и его замещение отечественными производителями. При этом это всё сопровождалось резким ростом импорта решений из дружественных нам стран, к примеру из Китая. Но факт роста промышленного производства имел место быть, однако он «уперся» в два вида ограничений.
Первый вид — производственные мощности. Мы 30 лет, к сожалению, «проедали» основные фонды, что привело к тому, что мы «уперлись» в потолок производственных мощностей. Второй вид ограничений — кадровый потенциал. Пока мы больше не можем расти в промышленном производстве именно по этим двум причинам. Снимать эти ограничения надо путем инвестиций, созданием новых видов производств, расширением производственных мощностей. При этом кадровый голод ведет к тому, что эти производственные мощности будут приводить к большей степени автоматизации и роботизации тех или иных технологических операций.
Дальше надо смотреть на макроэкономическую модель, в которой сейчас существует наша промышленность. Действия Центрального банка РФ привели к резкому удорожанию привлечения инвестиций и заемных средств. Ослабление курса рубля привело к тому, что инвестиционные вливания, которые лично мы делаем за рубежом, в частности в Китае, приобретая там станки, технологические линии, оборудование и иные машины, становятся ещё более дорогими. При это не покупать там мы их не можем, так как отечественное станкостроение сейчас переживает не самые лучшие времена. Собственного станкостроения практически нет, его недостаточно. Так что снимать промышленные ограничения за счет повышения автоматизации и роботизации производств становится крайне тяжело. Это замедляет темпы снятия этих ограничений и мешает росту промышленности в нашей стране.
Если же говорить о санкциях, то лично по себе на сегодняшний момент мы не видим серьезных осложнений и проблем в этом вопросе. Весь объем технологического процесса локализован на территории России, отчасти — Беларуси. Мы выпускаем тракторы, работаем в рамках продовольственной безопасности, которая во всем мире считается благом».
«После ухода с наших рынков многих зарубежных компаний, в том числе машиностроительных, настал уникальный момент. Российские и белорусские компании могут не просто занять освободившиеся ниши, но и успешно противостоять угрозам и вызовам экономического характера. Но чтобы это осуществить, крайне важно заложить прочный фундамент работы по развитию кооперационных связей и объединению дилерских сетей ряда российских и белорусских производителей, которую лично мы планируем продолжать в 2024 году. В перспективе хотелось бы объединить некоторые дилерские центры Гомсельмаша, МТЗ, Петербургского тракторного завода. В будущем это поможет создать схемы взаимных кооперационных закупок узлов и агрегатов.
В целом в объединении линеек нашей продукции и дилерской сети мы видим тот инструмент, который поможет всем — и российским, и белорусским предприятиям — выиграть в той конкурентной борьбе, которая сложилась в 2023 году. Эта работа заложит прочный фундамент, на котором предприятия смогут развиваться в дальнейшем. Осуществление совместных закупок — «каких-то тождественных, идентичных комплектующих и материалов» — сейчас крайне важно».
«В целом сельхозмашиностроение страны преодолело давление и проблемы, связанные с санкциями и логистикой. На самом деле, наш потенциал, несмотря ни на что, остается большим, но темпы роста могут и должны быть гораздо выше. Однако есть ряд проблем. Например, из-за агрессивного импорта, в том числе из Китая, доля российских игроков на рынке нашей страны по итогам года сократилась. Если говорить о плюсах, то из всех ниш отечественное прицепное машиностроение продемонстрировало самую впечатляющую динамику: отгрузки продукции заводов на внутренний рынок России выросли на 64%, в 2 раза вырос экспорт, создаются новые рабочие места, на 33% выросли зарплаты. Компании инвестируют немалые средства в производство. Отрасль полностью способна удовлетворить практически все потребности потребителей в технике. Поэтому нужно и дальше при поддержке государства развивать эти компетенции, производить компоненты и углублять локализацию, правительству — защищать рынок, а потребителям — покупать российское.
Из очевидных минусов — снижение финансирования программы 1432 в 2023 году вместе с низкими ценами на зерно привело к сокращению объема отгрузок и производства в РФ сельхозмашин. В прошлые годы реализация программы 1432 «при условии достаточного финансирования сглаживала негативный эффект от снижения цен на зерно и позволяла сохранять темпы производства и обновления парка техники». Низкая доходность фермеров тормозит темпы модернизации АПК. Именно снижающаяся доходность аграриев является на сегодня проблемой №1 для процесса модернизации отечественного АПК.
На фоне снижения финансирования Программы 1432 это привело к сокращению объема отгрузок и производства в РФ сельхозмашин. Спрос падает именно по этой причине, обновление парка техники продолжается, но уже не такими темпами, как раньше. Низкие цены на сельхозпродукцию и экспортные пошлины на зерно заставили аграриев отложить инвестиции в сельхозтехнику.
При этом в текущих реалиях дефицита сельхозтехники в России нет. Отечественные производители обеспечивают имеющийся спрос. Кроме того, несмотря на падение спроса на сельхозтехнику, долгосрочные прогнозы производителей остаются позитивными. Развитие будет как у крупных отечественных производителей, так и у малых.
Чтобы в корне изменить ситуацию, нужно предоставить российским производителям специализированной техники льготы, аналогичные действующим в IТ-секторе, направлять гранты на выпуск комплектующих в России, стимулировать развитие производства мелкосерийных и специальных сталей, внедрять дополнительные механизмы, которые позволят приобретать отечественную технику на льготных условиях, защитить рынок с помощью технического регулирования, стимулировать приток кадров на предприятия».
«Ограничения на вывоз зерна «придавили» цены на зерно до предела. При сокращении доходов первое, на чем экономят, — как раз техника, это долгоиграющая позиция. Удобрения и семена многие на текущий сезон закупили заранее, а от приобретения техники просто отказываются. У того же Казахстана показатели обеспеченности техникой на гектар выше.
Проблемой остается и производство машин нишевых сегментов для садоводства, тепличного производства и уборки корнеплодов (картофеля и свеклы. Прямых запретов на поставку подобной техники из-за рубежа нет, она все равно поступает на наш рынок, хоть и по цене в разы большей, чем раньше. Но в России нет заводов, выпускающих такую технику, а строить их нецелесообразно — товар штучный, массовое производство не требуется, а затраты на производственные линии огромны. Свеклоуборочные комбайны и на Западе — штучное производство, еще более ограниченное, чем Rolls-Royce и Ferrari».
«Объем производства специализированной техники в России по итогам 2023 года составил 560 млрд руб., что на 16% больше в сравнении с 2022 годом. Наибольший рост производства наблюдается в прицепном машиностроении (+42% к прошлому году), в пищевом машиностроении (+28%), в строительно-дорожном машиностроении (+16%). При этом для производителей сельхозтехники год стал сложным и привел к сокращению производства на 20-30% по всем видам прицепной и навесной техники.
Главные причины — сокращение в первом полугодии 2023 года финансирования Программы 1432 и снижающаяся доходность аграриев. Рынок специализированной техники в России в 2023 году вырос на 42% и составил 1,3 трлн рублей. Доля отечественной специализированной техники на внутреннем рынке РФ сократилась с 46% в 2022 г. до 38% в 2023 г. Доля российской сельскохозяйственной техники на рынке упала с 60% в 2022 году до 53% в 2023 г. Да, отечественные заводы сельхозмашиностроения направили более 20 млрд рублей на развитие производства, однако при этом доля российской техники в 2023 году сократилась на 7%.
Важно и то, что даже в таких непростых условиях российские заводы не приостановили реализацию инвестиционных проектов. Десятки компаний по всей России строят и расширяют производственные площадки, приобретают самое современное оборудование. Общий объем инвестиций превышает 66 млрд руб. Заводы также стараются решать вопросы кадрового голода. Новые модели и модификации российской сельхозтехники выходят на рынок постоянно».
Да, мы обещали, что цифр в данной статье будет крайне мало, однако совсем без них обойтись, мы, конечно же, не могли. На наш взгляд, «пятерка» самых важных статистических данных по итогам 2023 года выглядит следующим образом (выводы по этим цифрам предлагаем каждому сделать самостоятельно):
ТОП-5 проблем, решение которых позволит дополнительно простимулировать рынок сельхозтехники на период до 2030 г.
Кроме того, предметно, среди таких проблем, которые в 2023 году решить не получилось, но решение которых ожидается в 2024 году, мы бы хотели выделить следующие пять:
Да, по этому году, безусловно, основное внимание аграриев и фермеров было переориентировано на машины из Китая, Турции, Индии, Бразилии, Аргентины и других дружественных стран. И не только потому, что они сами по себе интересны, но и по тому, что по сути они «являют» собой какой-никакой, а всё-таки импорт, кроме того, таких решений на рынке было «бесчисленное» количество, они буквально «наводнили» нашу страну и не обращать на них внимание было всё-таки невозможно. Однако не получился 2023 год и «безновиночным» для российских производителей сельхозтехники. Разбираться в технических характеристиках новинок детально не будем (мы это традиционно делали в отдельных материалах), просто обозначим, что, на наш субъективный взгляд, заслужило особого внимания фермеров:
Среди главных законодательных инициатив, затрагивающих работу с сельхозтехникой, в 2023 году были приняты следующие:
Среди других важных законотворческих изменений ушедшего года: новый закон, позволяющий фермерам регистрировать КФХ без образования юридического лица и ИП, закон господдержки малых форм хозяйствования и КФХ, новый порядок получения налоговых льгот при проведении НИОКР, новый закон о дополнительных субсидиях производителям сельхозтехники, закрепление объединения двух субсидий для АПК (компенсирующей и стимулирующей) и принятие нового постановления о внесении изменений в госпрограмму развития сельского хозяйства, поправки в закон о пчеловодстве, о применении агрохимикатов при обработке полей, о борьбе с «псевдоорганикой», об особенностях сельхозрегулирования в новых регионах России, правила ввоза импортных племенных животных, правила оформления ветеринарных сопроводительных документов, новые законы в нише семеноводства, селекции, удобрений и СЗР.
«Богатым» получился год и на кадровые перестановки. Для российского рынка сельхозтехники наиболее интересными, вероятно, являются:
В 2023 году в России запустили ряд новых сельхозмашиностроительных предприятий. Отметим сразу, их было больше 10, однако мы выделим, как и обещали, только пять, на наш взгляд, самых интересных.
Новые сельхозмашиностроительные производства, которые открыли в 2023 году:
Не вошел в наш ТОП и еще один новый завод, о котором мы подробно рассказывали на страницах своего интернет ресурса. В 2023 году в особой экономической зоне «Тольятти» Самарской области состоялось открытие нового завода по производству беспилотников, агродронов и беспилотных авиационных систем.
В «пятерку» уже анонсированных, но еще не открытых производств сельхозтехники, запуск которых с нетерпением ждут на рынке агромашин РФ редакция нашего портала предлагает включить следующие:
В заключении составим еще несколько кратких ТОПов по итогам 2023 года. Например, в ТОП-5 регионов по приобретению техники в лизинг вошли:
В ТОП-5 регионов, наиболее активно приобретавших сельхозтехнику в 2023 году согласно программе реализации плана поставок сельскохозяйственных тракторов российского и белорусского производства по сниженным или фиксированным ценам:
При этом, допустим, Ростовская область сохранила лидерские позиции по объему парка сельхозтехники.
В ТОП-5 образовательных организаций высшего образования Минсельхоза России, который в том числе помогают в подготовке кадров для сельхозмашиностроителей вошли:
При этом в «десятку лучших» также попали: Ставропольский ГАУ, Донской ГАУ, Красноярский ГАУ, Башкирский ГАУ и Рязанский ГАТУ.
В ТОП-5 регионов России по цифровой трансформации АПК по итогам 2023 года вошли:
Оставляйте мнение в комментариях в наших социальных сетях, какие еще итоги года стоило бы включить в этот материал, что мы не назвали, и о чём следует написать в новых статьях по теме.