Итоги заседания Совета ТПП РФ по ситуации в отраслях спецмашиностроения — проект решения

02.12.2024
201
vk.com-logo
Заседание Совета ТПП РФ по ситуации в отраслях спецмашиностроения
Заседание Совета ТПП РФ по ситуации в отраслях спецмашиностроения

Состоялось заседание ТПП РФ по промышленному развитию конкурентоспособности экономики России по теме: «О ситуации в отраслях спецмашиностроения». В адрес нашей редакции попал проект решения по итогам этого рабочего совещания. Делимся с Вами подробностями из этого документа.

Отечественное сельхозмашиностроение в России

Отечественное сельхозмашиностроение в России на сегодня представлено 115 компаниями, расположенными в 86 городах и селах. Доля российской сельхозтехники на внутреннем рынке России составляет на сегодня 57%, численность занятых в отрасли сотрудников достигает порядка 43 тысяч человек, средняя ежемесячная заработная плата —  78,3 тысяч рублей. Последние годы характеризовались достаточно резким изменением ситуации на рынке — так, с 2022 года зарубежные компании, такие как John Deere, Claas, CNH Industrial закрыли сборочные производства в России. В то же время отечественные производители продемонстрировали серьезные результаты по развитию производств. В 2023-2024 годах в производство поставлено 114 новых моделей и модификаций сельскохозяйственной техники, в период с 2019-2024 годы российскими предприятиями проинвестировано в развитие производств суммарно более 38 млрд. рублей (за счет средств ФРП, собственных средств предприятий и до 2024 г. за счет кредитных средств).

В 2024 году компания «Ростсельмаш» открыла новый тракторный завод, новое производство коробок передач. Компания «ПТЗ» в 2019 году открыла новый завод по выпуску коробок передач. Предприятие «Пегас-Агро» в 2022 году запустило ультрасовременный завод по производству опрыскивателей. Новые цеха были открыты «Рубцовским заводом запасных частей». Также в настоящее время АО «ПТЗ» осуществляет строительство завода по производству мостов, компания «Лилиани» строит предприятие по выпуску бункеров-перегрузчиков, предприятие <<Коблик Групп» строит завод по производству прицепов и перегрузчиков.

Реализуется активное внедрение системы «РСМ Агротроник» —инновационной платформы агроменеджмента и контроля операций агромашин с модулем параметрического контроля для сельскохозяйственных предприятий. Несмотря на реализованные инвестиции, серьезные меры предприятий по повышению инновационности выпускаемой техники, статистика свидетельствует о негативной динамике на рынке сельскохозяйственной техники.

Так, по данным компаний отгрузка сельхозтехники отечественными предприятиями за 10 месяцев 2024 года сократилась к аналогичному периоду 2023 года в среднем на 16,5% в зависимости от вида техники. Отрицательная динамика вызвана объективными обстоятельствами, связана с рядом межотраслевых (системных) и отраслевых (специфических) проблем, приведенных ниже.

Отраслевая проблема отрасли — пересмотр наиболее эффективной программы поддержки

В настоящее время в публичной плоскости обсуждаются возможности пересмотра главной действующей программы поддержки отрасли —  программы № 1432.

Программа была внедрена в 2012 году, она направлена на субсидирование производителям сельхозтехники скидок покупателям на российском рынке в размере 10%-15% стоимости техники. С момента введения программа показала высокую эффективность. Так, эффективность  поддержки спроса по программе № 1432 превышает эффективность поддержки льготного кредитования в три раза и льготного лизинга в девять раз. Объем поставок техники по программе составил 28 420 штук.

Программа позволяет поддерживать спрос только на российскую технику и направлена таким образом на развитие машиностроительного производства в России, в отличие от остальных приведенных механизмов, которые позволяют приобретать также технику импортного производства. Несмотря на показавшую себя эффективность программы объем бюджетных средств на её реализацию все последние годы недостаточен, более того в настоящее время обсуждается вопрос пересмотра работы механизма.

Российские заводы строительно-дорожного машиностроения

Российские заводы строительно-дорожного машиностроения отгрузили на внутренний рынок за 10 месяцев 2024 года продукции на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. В целом на динамику в отрасли негативно влияют растущие издержки производства и агрессивный импорт, что относится к межотраслевым проблемам (подробнее рассмотрены ниже).

Особенно остро ситуация обстоит в таких сегментах, как экскаваторы, фронтальные погрузчики, где доля иностранных машин превышает 90%. Доминирующее положение по этим позициям занимает продукция китайских компаний, За счет эффекта масштаба производства и государственной поддержки экспорта иностранные производители предлагают потребителю более низкие цены. Зачастую их уровень находится на грани рентабельности и в среднем ниже стоимости российских аналогов на 30-40%.

К отраслевым проблемам возможно отнести действующие правила по оплате работ на государственных строительных проектах, согласно которым застройщики фактически только в следующем году получают деньги за выполненные в этом году работы; а также проблему обилия
на рынке строительно-дорожной техники контрафактной продукции.

Рынок оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации

Рынок оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации в настоящее время показывает более положительную динамику, чем рынок сельскохозяйственной техники. Так, в период с 2019 года по 2023 год рынок пищевого оборудования вырос на 136%, за январь-сентябрь 2024 года к аналогичному периоду 2023 года рост составил 35%, что показывает растущий интерес к переработке сельскохозяйственной продукции внутри страны.

Рост рынка обеспечен как за счет внутреннего производства, так и растущего импорта пищевого оборудования.

Российские машиностроители реализуют значимые инвестиционные проекты по производству оборудования для пищевой промышленности, которые ранее не производились или производятся в недостаточном количестве. ООО «ОК-Инжиниринг» реализует проекты по строительству мощностей для производства оборудования и комплектующих для мясоперерабатывающей промышленности. ООО «Фабрика «Казаро» строительство цехов для производства молокоперерабатывающего оборудования. ООО «Протемол» возрождает производство вакуум- выпарных установок ОВУ-ПРО, предназначенных для сгущения цельного, обезжиренного молока, молочной сыворотки. ООО «Проминком» реализует проект по производству оборудования для виноделия. В целом предприятия пищевого машиностроения совершенствуют и развивают новые модели и виды оборудования в соответствии со просом рынка.

При этом несмотря на положительные тенденции последних лет рынка пищевого оборудования, негативным является факт, что при значительном росте рынка доля российского оборудования за период с 2019 года по 2023 годы выросла всего на 4,4 п.п. (при росте импорта на 66%), при этом при существенном росте рынка в 2024 году доля российского оборудования возросла всего на 10,5 п.п.

Указанные тенденции растущего рынка пищевого оборудования связаны с отложенным спросом ранних периодов и окончанием инвестиционных проектов переработчиков сельскохозяйственной продукции.

При этом следует отметить, что в настоящее время у ряда производителей пищевого оборудования наблюдается снижение спроса на продукцию. При сохранении текущей ситуации с ключевой ставкой ЦБ и ослаблением национальной валюты в 2025 году может произойти существенное уменьшение рынка пищевого оборудования из-за переноса проектов по обновлению и приобретению пищевого оборудования потребителями на более благоприятные периоды.

Соответственно текущая ситуация не позволит машиностроительным предприятиям в полном объеме реализовать инвестиционные проекты. Причина подобных тенденций кроется в рассмотренных ниже межотраслевых проблемах. Также негативным фактором развития отечественной отрасли пищевого машиностроения является высокая зависимость от импорта компонентов и материалов. На первом месте стоит отсутствие производства нержавеющих сталей требуемого качества в России. В случае введения каких-либо ограничений на импорт нержавеющего металла в Россию, производство пищевого оборудования остановится.

Еще одним негативным фактором развития пищевого машиностроения являются требования постановления № 719 и подход к выдаче заключений на пищевое оборудование.

В критериях постановления № 719 прописаны требования к обязательному использованию комплектующих, отечественное производство которых отсутствует, либо у производителей компонентов отсутствует подтверждение производства в России.

Выдача заключений занимает длительное время до 7 месяцев, независимо выдавались ранее заключения машиностроительному предприятию или нет. Для отдельных компаний затраты на получение заключения превышают эффект от мер государственной поддержки. Также важно отметить длительные сроки внесения требований для оценки новых видов машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Межотраслевые проблемы отрасли спецмашиностроения

1. Непомерно высокая стоимость кредитных ресурсов

В связи с непрекращающимся ростом ключевой ставки Банка России средняя процентная ставка по кредитам для предприятий составляет на сегодня 23% (для сравнения  3% B KHP и 4% в Канаде), что делает невозможным эффективную конкуренцию с зарубежными производителями, а также реализацию серьезных инвестиционных проектов, необходимых сегодня для обеспечения технологического суверенитета России.

Сравнение условий субсидирования процентной ставки в России и ЕАЭС также оказывается не в пользу российских предприятий. Так, например, Правительство Республики Беларусь субсидирует 3/4 ключевой ставки ЦБ РБ в рамках программы льготного кредитования белорусской техники, при этом Минсельхоз России субсидирует в рамках аналогичной программы кредитования потребителей техники только 1/2 ключевой ставки ЦБ РФ, так как сельскохозяйственная техника не входит в число приоритетных направлений рассматриваемой программы;

2. Проблема с поставкой зарубежных компонентов

К настоящему моменту в отношении нашей страны введено более 23 тысяч различных санкций, что отразилось на поставках ключевых компонентов для производства сельхозтехники. Только в 2022-2023 годы вынужденно заменено более 6000 наименований комплектующих, что потребовало проведения дополнительных стендовых испытаний, изменения КД. Смена поставщиков привела к увеличению себестоимости техники на 20%.

3. Неравные условия конкуренции в части налогов и стоимости ресурсов, сырья, материалов

Налоговая нагрузка составляет 43% в части налогов с з/п (против 0% в КНР и Канаде для ежемесячных доходов ниже 67 и 120 тыс. руб. соответственно), 20% НДС (против 13% в КНР, 5% в Канаде). Кроме того, в России сохраняется существенно более высокая, чем в приведенных странах стоимость металла и электроэнергии, что также оказывает серьезное давление себестоимость выпускаемой техники. Так, например, стоимость российских металлов для потребителей на внутреннем рынке сегодня на 20%-30% превышает стоимость аналогичного металла на зарубежных рынках.

Отдельное негативное влияние на ситуацию оказывает низкий уровень защиты внутреннего рынка (ограничен условиями членства России в ВТО). Важно отметить, что, несмотря на столь серьезное давление на себестоимость техники и неравные условия конкуренции российские производители всеми способами стараются минимизировать рост цен на конечную продукцию для потребителя, в том числе за счет скидок для потребителей продукции в рамках программы поддержки № 1432.

Данные среднегодового удорожания техники при лизинге в АО «Росагролизинг» показывают, что среднегодовое удорожание по российской технике составляет 8,3%, по китайским машинам 8,0%, по другой импортной технике — 9,8%, т.е. в рамках механизма, курируемого Минсельхозом России, импортная техника передается в лизинг по ставкам, либо близким к российским, либо ниже
(в части китайских машин).

4. Низкая эффективность ряда мер поддержки экспорта

По направлению поддержки экспорта наблюдаем неэффективность целого ряда действующих механизмов. Процентные ставки по экспортным кредитам несоизмеримо выше предложений зарубежных экспортно-кредитных Агентств (11-21% против 4-6%), по ряду значимых для предприятий экспортных рынков (отдельные страны Африки и Азии) экспортная поддержка в целом отсутствует, сохраняется невозможность получения кредитно-гарантийной поддержки при сумме экспортного контракта менее 1 млрд рублей, долгая процедура проверки иностранных покупателей (более 1 года) зачастую приводит к срыву поставок, отсутствует субсидирование затрат на транспортировку страны машинокомплектов в ключевые страны российского сельскохозяйственной техники, в которых российскими компаниями налажены совместные производства (Казахстан, Узбекистан).

5. Недостаточность механизмов поддержки кооперации в ЕАЭС экспорта

В качестве положительного примера регуляторики последних лет возможно отметить запуск программы субсидирования ставок по кредитам под кооперационные проекты за счет средств бюджета ЕАЭС.

На сегодня уже подготовлена и подана в Евразийскую экономическую комиссию первая заявка по отрасли специализированного машиностроения ЕАЭС. Речь идет о проекте по углублению локализации производства кабин для комбайнов в Республике Казахстан. Проект инициирован компанией ТОО «Казрост» (партнером ООО КЗ «Ростсельмаш» в Казахстане). Производство
реализуется при участии партнеров из Республики Беларусь (поставщиков компонентной базы), т.е. проект является трехсторонним кооперационным проектом в понимании новой программы поддержки ЕАЭС.

Вместе с тем механизмы стимулирования кооперации в ЕАЭС нуждаются в доработке по целому ряду направлений:

  • механизм поддержки реализуется компаниями не напрямую, а через банки, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в работе механизма;
  • заявки рассматриваются ЕЭК в рамках пакетного принципа рассмотрения всего дважды в год, что редко и не удобно для предприятий (с учетом ограниченного срока действия банковского одобрения по кредитной заявке);
  • критерий участия в проекте партнеров от трех и более стран ЕАЭС достаточно сложно реализуемый и требует серьезной дополнительной работы регуляторов при участии бизнес-объединений стран ЕАЭС (связи не будут образовываться автоматически).

Кроме того возмещение процентной ставки по производственным кредитам предприятий не позволяет решить проблему сбыта кооперационной техники на рынках стран ЕАЭС, которая (в связи с падением платежеспособного спроса) стоит сегодня чрезвычайно остро и требует внедрения дополнительных механизмов поддержки.

Предложения Совета, направленные на улучшение ситуации в отраслях
специализированного машиностроения

Отраслевые меры

Сельскохозяйственное машиностроение:

  • предусмотреть ежегодный объем финансирования Программы № 1432 в размере 10% от отгрузок техники на внутренний рынок и распределение субсидии пропорционально долям в отгрузке на внутренний рынок всех компаний-участников программы.
  • повысить утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику и отдельные виды строительно-дорожной техники до уровня, который обеспечит ценовое преимущество российской техники перед зарубежными аналогами и будет стимулировать создание производств в Российской Федерации.

Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности:

  • включить в постановление Правительства Российской Федерации № 468 (отсрочка от уплаты НДС) пищевое оборудование, производство которого составляет свыше 6 месяцев.
  • предусмотреть введение мер защиты рынка для ограничения импорта пищевого оборудования.
  • принять действенные меры и реализовывать государственные инвестиции в производство нержавеющих сталей на территории РФ.
  • доработать постановление № 719 в части требований к оборудованию для пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом текущих промышленных технологий производства, а также развитием компонентной базы на территории России. Повысить оперативность внесения изменений в постановление в отношении новых, разрабатываемых видов пищевого оборудования.
  • предусмотреть программы льготного кредитования потребителей машин и оборудования для пищевой промышленности, соответствующих Постановлению № 719, через Минсельхоз России.

Общесистемные меры

  1. Обеспечить предоставление предприятиям целевых инвестиционных кредитов под запуск новых проектов и модернизацию производств по ставкам 0-1%.
  2. Законодательно установить ответственность Банка России за рост производства и создание рабочих мест в экономике.
  3. Функции Налогового кодекса переориентировать с сугубо фискальных на стимулирующие посредством широкого (не только в рамках СЭЗ) применения налоговых льгот, вычетов и премий для промышленных предприятий.

В частности предлагается предоставить предприятиям-производителям льготы, аналогичные действующим в ИТ-секторе и дающим хороший результат:

  • ввести освобождение от НДС и налога на имущество на 10 лет;
  • установить льготу по налогу на прибыль с применением ставки 0% до 2026 года с обязательством по инвестициям;
  • страховые взносы за работников в производствах перечислять по пониженному тарифу в 7,6%, а после превышения единой базы для расчёта взносов 1,917 млн рублей - по нулевому тарифу;
  • снизить ставку для УСН Доходы до 1%;
  • возмещать 13% НДФЛ, перечисленных за работников предприятий;
  • установить право малых и средних предприятий на повышающий коэффициент 1,5 для амортизации основных средств.
  • предусмотреть для производителей компонентов снижение налога на прибыль на часть суммы от вложений в основные средства до 2030 года;
  • пересмотреть налогообложение энергоносителей, транспорта и сырьевых товаров с целью снижения их стоимости на внутреннем рынке.

4. Обеспечить стабильность и предсказуемость работы ранее внедренных, доказавших свою эффективность механизмов поддержки. Предлагаемый формат работы позволит поддержать стабильность на рынке специализированной техники (с горизонтом планирования для предприятий не менее чем на пять лет вперед).

5. Развивать кооперацию машиностроительных предприятий для создания производства компонентов, в том числе предусмотреть гранты на развитие производства компонентов для специализированной техники на период до 2027 года в размере не менее 10 млрд. рублей ежегодно.

6. Предусмотреть действенные программы поддержки экспортных поставок для повышения конкурентоспособности российской техники на зарубежных рынках.

7. Проработать возможности более активного использования инструментов тарифного и нетарифного регулирования для ограничений импорта оборудования, борьбы с недобросовестной конкуренцией.

8. Принять меры по обеспечению на внутреннем рынке льготных цен на электроэнергию, металлы, другое сырье и материалы, оказывающие наибольшее давление на себестоимость российской продукции специализированного машиностроения.

9. Предусмотреть обязательную сертификацию машиностроительной продукции вместо действующей сегодня системы декларирования.

Отметим, что в заседании приняли участие: Курочкин Дмитрий Николаевич — вице-президент ТПП РФ, Бабкин Константи Анатольевич — Председатель Совета по промышленному развитию конкурентоспособности экономики России, Кривцов Дени Юрьевич — генеральный директор ООО «МЗ ТОНАР», Горелый Евгений Анатольевич — основатель, генеральный директор ООО «ДСТ-Урал» (ВКС), Куцевол Константин Валерьевич — директор ООО «Фабрика КАЗАРО», Томаров Антон Сергеевич — финансовый директор ООО «ОК-инжиниринг», Тоболов Дмитрий Георгиевич — гендиректор ООО «Завод Воронеж Агромаш» (ВКС), Наумов Станислав Александрович — депутат ГосДумы, заместитель председателя комитета по экономической политике, Шипов Максим Владимирович — директор центра сельскохозяйственного машиностроения ФГУП «НАМИ», Козловский Александр Николаевич — депутат ГосДумы, первый запред комитета по промышленной политике и торговле (ВКС), Кулешов Алексей Владимирович — корпоративный директор ООО «ВЕКтор», заместитель генерального директора по развитию АО «Электронный паспорт», Черенкова Екатерина Николаевна — директор по общим вопросам ГК «Бештау» и многие другие. 

В целом на совещании обсудили следующие проблемы:

  1. Как развивались отрасли производства спецтехники на протяжении нескольких лет и какие факторы оказали ключевое влияние на их развитие?
  2. Как менялась поддержка отраслей в последние годы, какие изменения ожидаются в ближайшее время?
  3. Как  отрасли  специализированного машиностроения могут стать локомотивом развития экономики в случае смены экономической парадигмы?
  4. Потенциал совместного развития и кооперации в рамках  ЕАЭС для обеспечения технологического суверенитета – примеры проектов, доступные механизмы поддержки.

(по материалам раздаточного материала на заседании ТПП РФ по промышленному развитию конкурентоспособности экономики России по теме: «О ситуации в отраслях спецмашиностроения» / Ассоциация «Росспецмаш».

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Михаил Делягин призвал машиностроителей РФ пересмотреть свой взгляд на сотрудничество с государством

Промышленники поговорили о том, как ЦБ РФ «обнуляет» отечественное машиностроение — самые острые цитаты

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA