«В сельхозмашиностроении и строительно-дорожном машиностроении начался тяжелый кризис». Такое мнение высказал президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. В целом промышленники, именно присутствующие на мероприятии (это важный аспект) оценили текущую ситуацию в отрасли тезисом «с полного хода — в бетонную стену». Обсуждение получилось «жарким», именно поэтому мы собрали для Вас самые яркие и острые цитаты спикеров с мероприятия.
Константин Бабкин заявил, что в прицепном машиностроении происходит «что-то трагическое». В январе-октябре 2024 года доля наших производителей на внутреннем рынке упала аж на 47 п.п., с 77% в аналогичном периоде годом ранее, до 30%, при этом импорт за этот период вырос на 81,8%. В октябре 2024 года отгрузка отечественных тралов упала на 43,6% к октябрю 2023-го. Ситуацию на заседании Совета ТПП прокомментировал Денис Кривцов, генеральный директор машиностроительного завода «Тонар».
«В последний месяц эффект от повышения ключевой ставки дошел до нас, мы наблюдаем резкое торможение — «с полного хода в бетонную стену». Тенденция на следующий год очень тревожная, желающих обновлять парк по ставке лизинга более 30% не наблюдается, хотя предпосылки роста отрасли существуют. По перевозке автотранспортом у нас рекордный уровень, доля техники старше 20 лет очень высокая, есть все для того, чтобы обновляться дальше. Но наблюдаем падение производства примерно в четыре раза, и те инвестпроекты, которые были в отрасли, резко тормозятся. И непонятно, что мы сделали неправильно. Мы видели незаполненный рынок, подтягивали поставщиков с расчетом на то, что такая ситуация сохранится, и в моем понимании расширение предложения приводит к снижению инфляции, а не наоборот, но, видимо, моего инженерного образования недостаточно, чтобы понять, как расширение инвестиций в производство разгоняет инфляцию. По логике ЦБ, если нас всех закрыть, то в стране сразу наступит благодать и инфляция упадет. Мы все находимся в растерянности и нуждаемся в ориентирах»
При этом президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин в ходе совещания также заверил, что по его мнению «в сельхозмашиностроении и строительно-дорожном машиностроении начался тяжелый кризис».
«Помимо запретительных ставок Центробанка, убивших систему льготного кредитования, попала в кризис программа субсидирования покупки сельхозтехники 1432, и сейчас неясно, как будут распределяться субсидии в следующем году и будут ли они вообще. Нет понимания и того, повысится ли утильсбор на сельхозтехнику для защиты отечественного рынка» — подытожил Константин Бабкин.
«И если промышленники уже привыкли к тому, что представители Минфина и ЦБ не приходят на подобные обсуждения, то нынешний Совет ТПП не посетили и представители Минпромторга. Сейчас и с Минпромторгом мы теряем контакт, это очень печально».
О наступившей тяжелой ситуации в строительно-дорожном машиностроении, активно развивавшемся в 2022 году из-за ухода западных производителей, на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России также рассказал Евгений Горелый, генеральный директор ООО «ДСТ-УРАЛ».
«[В 2022 году] все поверили [в возможность развиваться], начали вкладываться в основные средства, станки, разработки. Только за 2022-2023 годы мы создали порядка восьми единиц новых машин, которых не было. К тому же отрасль строительно-дорожной техники – разработки двойного назначения, мы и в ремонтах участвуем, но в 2023 году увидели абсолютно противоположную картину по нашему рынку. Все "проголосовали" за китайский дешевый товар, настолько, что мы видим на складах запас китайской техники на 1,5 года потребления всей РФ.
Если рынок будет сжиматься благодаря ставке ЦБ, то мы как производители будем отрезаны от рынка более чем на два года, ситуация даже нельзя говорить, что плохая, а очень опасная. Мы начали видеть признаки системного кризиса, розничный рынок потеряли окончательно, мелкие компании покупают китайское, крупные корпорации начали резко сокращать объемы.
Рынок на полтора года «находится под наркозом». И даже «тот объем утильсбора, который мы пролоббируем, рынок и не почувствует, он и не будет знать, что лягушку уже медленно сварили».
Ключевой ресурс – компоненты, нет болтов – нет машин. Константин Анатольевич Бабкин правильно сказал – сейчас в России нет экономического смысла производить компоненты, а без своей компонентной базы машины не будет и технологического суверенитета не будет».
Подчеркнем, что на мероприятии также выступили ещё несколько спикеров. Напомним, что сегодня мы уже писали о том, что депутат ГосДумы РФ Михаил Делягин выступил на совещании с острым докладом, в котором призвал машиностроителей РФ пересмотреть свой взгляд на сотрудничество с государством. Эксперт высказался довольно резко сказав, что, чтобы «сегодня взаимодействовать с государством, промышленникам нужен психиатр».
(с использование материалов, опубликованных в telegram-канале МЭФ. Экономика для людей)
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru