Сегодня вся отрасль АПК столкнулась с поистине историческим и беспрецедентным в новейшей истории кризисом логистики. Аграрии по всему миру получают сельхозтехнику и запасные части с рекордными сроками задержки. Да, это, безусловно, создает определенные трудности, однако сельское хозяйство — процесс непрерывный, так как работа в поле, как правило, никогда не останавливается. Логистика здесь непоколебима, а ее роль и значимость незыблема.
Один из самых важных производственных процессов сельского хозяйства — это сбор урожая. Аграрий хочет собрать максимальный урожай за короткий период времени при минимальных затратах и потерях. При этом транспортировка сельскохозяйственной продукции и перевозка зерна являются не менее значимой задачей для достижения желаемых целей. Для аграриев и фермеров этот вопрос всегда был актуальным и до сих пор остается на особом контроле. Зерно — достаточно сложный груз, и в данном случае даже из-за самого маленького отверстия в кузове транспорта часть может быть утеряна, а ведь от грамотной организации доставки зависит немного-немало обеспечение продовольственной безопасности. Транспортировка зерна — непростой процесс, организация которого требует определенных знаний, немалых усилий и материальных затрат.
Сегодня все главные игроки российского агрорынка предлагают ускоренными темпами развивать не только само сельское хозяйство, но и отрасль сельхозмашиностроения. И если по отдельным видам и типам сельскохозяйственной техники такая работа действительно необходима, то по сегменту прицепных и полуприцепных машин, грузового транспорта и зерновозов, наша страна готова к любым возможным вызовам уже сейчас.
Ярким примером является российский машиностроительный завод BONUM — крупнейший в стране поставщик полуприцепов для топливных, строительных, сельскохозяйственных и транспортных компаний России и СНГ.
«ГлавПахарь» взял интервью у ведущего специалиста завода BONUM по агронаправлению Артема Балабанова и узнал у него о том, как работает предприятие в новых реалиях, как планирует развиваться дальше, где и какие новинки производит, как поддерживает фермеров, а также о том, какие видит тренды в перевозке и транспортировке сельхозпродукции в РФ. Об этом и не только в нашем новом материале.
ГлавПахарь. Добрый день, что из себя представляет завод BONUM, и чем он может гордиться?
Артем Балабанов. Добрый день, BONUM — это современный российский машиностроительный завод полного цикла. Компания была основана в 2014 году. Название BONUM в переводе с латинского означает «благо» и «добро».
Завод специализируется на выпуске широкой гаммы полуприцепов и спецтехники различного назначения: шторных, шторно-бортовых полуприцепов, бортовых открытых полуприцепов, контейнеровозов, полуприцепов-цистерн для перевозки топлива, цемента, битума, зерновозов, бункеров-перегрузчиков и другой тракторной техники для сельхозпродукции. Каждая единица техники, произведенная заводом, проходит строгий контроль качества: от выбора поставщиков сырья и комплектующих до тщательной проверки готовой продукции.
Благодаря современному оснащению предприятия, непрерывному совершенствованию по принципам бережливого производства Кайдзен и 5S, внедрению инновационных разработок, опытной команде инженеров и профессиональным работникам производства, компании удается ежегодно увеличивать производительность не менее чем на 25% и запускать в производство новые модели и усовершенствованные технические решения.
Завод BONUM имеет широкую производственную базу:
Сейчас BONUM ежемесячно выпускает более 100 единиц техники. При этом с августа 2022 года компания увеличила выпуск зерновозов в 2,5 раза — с 9 до 23 единиц в месяц. Время, затрачиваемое на производство единицы техники, сократилось на 71% — с 56 до 16 дней. В результате чего запасы незавершенного производства снизились на 35%. Сельхозтехника производится преимущественно на базе Новочеркасского завода BONUM.
Популярность техники обусловлена надежной и легкой конструкцией, качественными комплектующими, стильным дизайном и стойкой окраской. Часть комплектующих у нас были импортными, но мы сейчас активно ищем и уже находим альтернативных поставщиков в Российской Федерации, а также занимаемся самостоятельно локализацией производства. По части комплектующих уже ведется работа по импортозамещению. Что-то проектируется, что-то уже изготавливается. Проблем в этом вопросе мы не замечаем и работаем в штатном режиме.
Для поддержания высокого уровня эффективности и производительности во всей структуре предприятия применяется практика Кайдзен, известная еще по автомобильном концерну Toyota. Это японская философия, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. «Кайдзен» в бизнесе — это постоянное улучшение, начиная с производства и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель Кайдзен — производство без потерь.
Насколько он эффективен на практике? — у нас уже есть положительный опыт. Например, сокращение времени установки теплоизоляции на цистерну. Ранее установку осуществляли 4 человека, и на это уходило 70 минут. После проведения видеосъемки и анализа, были разработаны Кайдзен-предложения. После их реализации на работу стало уходить уже 40 минут.
Еще один яркий пример Кайдзен — операции удаления отходов на участке плазменной раскройки. При работе 1 человека уходило 16 часов, при работе 2-х — 8 часов. После изготовления емкости для приема отходов и ее использования мы смогли сократить время работы 1 человека до 2-3 часов (удалось сократить муда по времени на 68%). Так что Кайдзен поменял наши показатели в лучшую сторону.
ГлавПахарь. В чем Вы видите основные тренды в перевозке и транспортировке сельхозпродукции в РФ в настоящее время?
Артем Балабанов. В России предпринимается ряд мер для сохранности федеральных дорог, в том числе и введение строгих весогабаритных норм для грузового транспорта и ужесточение наказаний за их нарушение. В ближайшие несколько лет основные трассы будут полностью оборудованы автоматизированными системами взвешивания грузовиков, которые не получится обмануть. Перед перевозчиками стоит непростая задача: как перевозить больше груза в рамках весового контроля. Наша задача как машиностроительного завода — помочь клиентам сделать перевозку груза максимально рентабельной и эффективной.
ГлавПахарь. Какие модели зерновозов производятся для агрорынка, и в какие российские регионы реализовывается основной объем сельхозтехники?
Артем Балабанов. Мы выпускаем:
Техника для агросектора в большей степени пользуется спросом в южных регионах России. Чуть меньше потребность в Приволжском и Центральном федеральных округах. Северные регионы также проявляют интерес.
ГлавПахарь. Вернемся к информации о том, что BONUM увеличил выпуск зерновозов в 2,5 раза. Что это даст компании и почему было принято такое решение? Какие еще есть планы по развитию производства в ближайшей перспективе? Расскажите про новый завод.
Артем Балабанов. Сельскохозяйственная отрасль развивается в России стремительными темпами. Современные методы обработки, ухода и сбора урожая, позволяют выращивать качественную продукцию в больших объемах.
У аграриев есть потребность в качественной надежной технике для перевозки сельхозгрузов. Мы расширили производственные мощности с целью обеспечить рынок современными, эргономичными, эффективными полуприцепами на благо развития агрохозяйств и экономики страны.
В начале 2022 году запущен новый завод BONUM в Аксайском районе. Предприятие оснащено новейшим оборудованием, что дает возможность производить технику высокого качества. Благодаря дополнительным мощностям увеличилась производительность завода и появилось много новых рабочих мест. На предприятии есть все стратегически важные отделы производства: от сварки до сборки. Есть конструкторский отдел, отдел снабжения, отдел маркетинга и само производство.
ГлавПахарь. Подробно расскажите о новинках сегмента BONUM AGRO LINE, какая техника в этой линейке считается самой востребованной сегодня на отечественном рынке? Какие есть преимущества и характеристики?
Артем Балабанов. Техника для перевозки сельскохозяйственных грузов, самосвальные и бортовые зерновозы, пользуется большей популярностью, чем техника для работы в поле. Но причина в том, что машины имеют разное назначение, и потребность рынка по ним сильно отличается. Если подробнее говорить о новинках этого года, то стоит отметить следующие модели.
Артем Балабанов. В начале 2022 года завод разработал и выпустил новый самосвальный полуприцеп-зерновоз. Техника успешно прошла испытания и показала высокую эффективность. Эта модель вошла в линию BONUM AGRO LINE. Агрегат выделяется на фоне аналогов рядом преимуществ: эффективностью (максимальным ссыпанием груза), скоростью (быстрым и равномерным подъемом кузова, гидравлика Binotto), безопасностью (встроена защита от опрокидывания кузова).
Угол подъема кузова самосвального зерновоза до 45 градусов делает выгрузку зерна быстрой по сравнению со многими другими аналогами. Кузов Бонума выполнен из профилированной стали. Для дополнительной прочности внутри он оснащен косынками-усилителями и ребрами жесткости.
Для сохранности геометрии кузова использованы тяги в виде металлических труб: диагональные и поперечные. Это актуально для перевозки больших объемов груза. Резиновые уплотнители по периметру бортов предотвращают просыпание груза. Рама полуприцепа состоит из двух лонжеронов двутаврового сечения, соединенных усиленными поперечными балками. Для защиты груза от дождя предусмотрен полог из ПВХ с фиксацией натяжными ремнями на кузове. Сматывающее устройство полога выполнено из алюминиевого профиля с вращающейся ручкой.
Для удобства и безопасности водителя предусмотрен гидравлический ограничитель хода и страховочные стропы, которые ограничивают ход кузова и предотвращают его опрокидывание.
Артем Балабанов. Компания также представила рынку рестайлинговую модель бортового зерновоза. Полуприцеп облегчили на 500 килограмм. Результат оказался достигнут благодаря использованию высокопрочной стали и собственных инженерных разработок. Надежность конструкции при этом сохранилась. В целом бортовой полуприцеп-зерновоз — полуприцеп с откидными бортами, предназначенный для перевозки сельскохозяйственных грузов, преимущественно зерна, но он подходит также для семечек, гороха, сои и других агропродуктов.
Техника позволяет перевозить большой объем груза, при этом сам полуприцеп легкий, надежный и эргономичный:
Артем Балабанов. Нельзя оставить без внимания и спецтехнику, входящую в семейство BONUM AGRO LINE. Например, тракторные полуприцепы БОНУМ незаменимы во время посевной кампании и сбора урожая. Они принесут максимальную пользу и прибыль хозяйству, так как помогают облегчить и ускорить процесс уборки. Их можно использовать не только для зерна, но и для почти любых сельхозгрузов, таких как силос, навоз и т.д.
Самосвальный тракторный полуприцеп серии СТПП позволяет перевозить и очень быстро осуществлять полную выгрузку груза за счет угла подъема кузова до 55 градусов. Бренд использует на своей сельскохозяйственной технике флотационные VF шины низкого давления. Они не вредят почве, а значит будущим урожаям.
Модификаций достаточно, допустим, новый сельскохозяйственный 2-осный самосвальный тракторный полуприцеп СТПП-2000 имеет снаряженную массу 6800 кг, стандартный объем кузова 20-кубометров и грузоподъемность до 26000 кг. При этом опционально доступны надставные борта кузова, позволяющие увеличить объем до 30-кубометров. Разъемная с шасси конструкция стального кузова ковшеобразной формы имеет заднюю выгрузку на верхней навеске и оборудована лестницей на передней стенке.
Еще один тип техники — бункер, который позволяет сделать уборку урожая быстрее и экономичнее. Он на 30% увеличивает производительность уборочных работ. С данным оборудование комбайн может работать без остановки на выгрузку. Бункер BONUM сконструирован таким образом, что подходит для всех сельскохозяйственных культур: зерна, семечки, рапса и даже таких требовательных, как горох и рис.
Сельскохозяйственная спецтехника BONUM обладает особым преимуществом — универсальное шасси. Это позволяет эксплуатировать технику круглый год для разных нужд. Аграрии самостоятельно быстро и легко могут поменять надстройки в зависимости от сезона и проводимых работ.
Завод BONUM планирует продолжать развитие линии техники для сельскохозяйственного направления, это касается как расширения модельного ряда, так и рестайлинга существующих полуприцепов.
ГлавПахарь. Будет ли донской бренд выставлять экспозицию на выставках АГРОСАЛОН-2022, Сибирская аграрная неделя и ЮГАГРО?
Артем Балабанов. Завод примет участие в выставке ЮГАГРО 2022 (22-25 ноября 2022 года). В этом году на экспозиции в ВКК «Экспоград Юг» в г. Краснодар будет представлена эффективная техника для аграрного сектора: трехосный бункер-перегрузчик объёмом 40 куб метров, универсальный самосвальный тракторный полуприцеп и облегченный, но при этом прочный, зерновоз.
ГлавПахарь. Как санкции затронули BONUM и его дилеров? Расскажите о показателях работы за первые 8 месяцев.
Артем Балабанов. На начало сентября мы произвели более 800 единиц техники различного назначения. Определенные проблемы с поставками комплектующих есть, но мы делаем все, что в наших силах, чтобы это никак не отразилось на сроках производства. Сегодня проблем нет и не прогнозируется. Также нет проблем и с сервисным обслуживанием. У нас есть сервисные партнеры, которые осуществляют гарантийное и постгарантийное обслуживание техники без перебоев и независимо от регионов.
ГлавПахарь. Есть ли проблемы с поставками и отгрузками новых машин? Если нет, то какие защитные мероприятия этому способствуют?
Артем Балабанов. Проблем с отгрузками нет и их отсутствие обосновано знанием рынка и потребностей клиентов. Мы не просто производим технику, которая отвечает всем требованиям современных компаний — мы обеспечиваем решение их бизнес-задач. На технику BONUM хороший спрос, потому что клиенты выбирают наше качество, у нее высокая остаточная стоимость и низкая стоимость владения, а также хорошие комплектующие, поэтому динамика спроса неплохая.
ГлавПахарь. Какая работа проводится с кадрами? Много ли молодежи на предприятии, и есть ли программы ее поддержки?
Артем Балабанов. Кадры — ценный ресурс завода. Развитию кадрового состава уделяется очень много внимания. Компания способствует повышению квалификации и развитию персонала. Сотрудники постоянно проходят обучения и имеют возможность перенимать опыт специалистов ведущих машиностроительных предприятий. На данный момент на заводе БОНУМ трудится более 500 работников. Штат постоянно увеличивается в связи с расширением производства.
Молодых специалистов мы тоже привлекаем, проводим дни открытых дверей для студентов, сотрудничаем с университетами и училищами, принимаем студентов на практику, способствуем их профессиональному росту.
ГлавПахарь. Сейчас фермерам и аграриям России приходится непросто. Как завод планирует поддержать отечественных сельхозтоваропроизводителей?
Артем Балабанов. Наша техника попадает под все субсидии как российский производитель. Например, под субсидию № 1432. Мы надеемся, что субсидии продолжат работать в полную силу, а государство выделит дополнительное финансирование.
Кроме того, мы планируем нарастить производственные мощности, чтобы увеличить производительность завода и количество выпускаемой техники. Зарубежные производители сельхозтехники ушли с рынка, а сельское хозяйство — важнейшая отрасль нашей страны, которая нуждается в качественном оборудовании. Мы сделаем все, чтобы покрыть потребность аграриев в надежной сельхозтехнике.
ГлавПахарь. Зерновоз или бункер-перегрузчик?
ГлавПахарь. Внутренний рынок или внешний?
ГлавПахарь. Европейское или китайское?
ГлавПахарь. Что легче перевозить: рис или горох?
ГлавПахарь. Рекордное производство или рекордные продажи?
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru