Тракторы Минского тракторного завода известны во всем мире, в первую очередь благодаря простоте своей конструкции, высокой ремонтопригодности и универсальности. Вот уже почти полвека как Минский тракторный завод приступил к серийному выпуску универсально-пропашного трактора МТЗ-80, который был создан путем модернизации трактора МТЗ-50. Модель была задумана как базовая с учетом разработки на ней нового семейства унифицированных тракторов как колесных, так и гусеничных. В конструкцию модели кроме повышенной мощности серийного двигателя было внесено значительное количество усовершенствований, что позволило увеличить количество агрегатируемых с трактором машин и орудий до 230 наименований, а высокая скорость до 35 км/ч дала возможность более рационально использовать трактор на транспортных работах.
Модель МТЗ-80 за полвека претерпела ряд модернизаций, но при этом не потеряла популярности, тракторы 80 серии активно используются в сельском, лесном, мелиоративном и дорожном хозяйствах, а также в других отраслях народного хозяйства страны.
Опыт эксплуатации МТЗ-80 в различных регионах страны выявил необходимость создания модификаций этой машины, предназначенной для определенного комплекса сельскохозяйственных и других работ.
Среди них стала наиболее популярна рисоводческая модификация МТЗ-82Р, предназначенная для комплексной механизации возделывания риса и сопутствующих культур севооборота, в том числе для обработки и планировки залитых водой поливных участков и чеков, посевов риса, ухода за ирригационной системой. Принципиальное отличие МТЗ-82Р от базовой модели заключается в том, что он имеет увеличенный до 715 миллиметров дорожный просвет под рукавами переднего и заднего мостов и остовом против 465 мм. Этого удалось достичь благодаря установке дополнительной бортовой передачи заднего моста, унифицированной с трактором МТЗ-80Х и специальными шинами большого радиуса с увеличенными по высоте почвозацепами и слабонасыщенным рисунком-протектором.
На основе базовой модели также была разработана модификация МТЗ-82К, предназначенная для работы на крутых горных склонах. Для обеспечения работы на участках с уклоном в конструкцию были введены бортовые качающиеся редукторы, механизм стабилизации и выравнивания положения остова и передний ведущий мост. Еще одной моделью для решения проблем механизации горного земледелия является низкоклиренсная модификация МТЗ-82Н, данный трактор имеет пониженный центр тяжести, и, соответственно, обладает большей боковой и продольной устойчивостью. Понижение центра тяжести достигнуто благодаря установке передних и задних колес уменьшенного диаметра.
Специализированная модификация МТЗ-80Х предназначена для выполнения работ по возделыванию хлопчатника и уборки хлопка-сырца в междурядьях шириной 90 – 460 см, а также других работ в зоне хлопководства. Эксклюзивностью модели является то, что передняя ось имеет только одно направляющее колесо, благодаря чему достигается повышенная маневренность.
Модель зарекомендовала себя не только как универсал в поле, но стала популярна и как погрузчик, на долю которого долгое время приходилась львиная доля погрузочных работ в народном хозяйстве. Разработанные погрузчики различных конструкций и адаптеры к ним позволяют выполнять различные виды работ. Благодаря своей простоте и надежности конструкции, а также небольшой стоимости такие модификации не теряют популярность у фермеров и сейчас.
Говоря о погрузчиках, стоит обратить внимание на грейферные погрузчики-экскаваторы, которые предназначены для погрузки сыпучих и малосыпучих материалов, штучных грузов, органических и минеральных удобрений, силоса, сенажа и других сельскохозяйственных грузов. Также этот погрузчик подходит для проведения экскаваторных работ на неплотных незамерзших грунтах, помимо этого, может выполнять бульдозерные работы, не требующие большого тягового усилия трактора. Данные погрузчики редко встречаются в современном сельском хозяйстве, а в 80-90-е годы прошлого столетия он был основным погрузчиком.
Кроме того, погрузчик может быть оснащен прямым, косым или поворотным механическим бульдозерным отвалом, а также набором сменного навесного оборудования для погрузки-разгрузки сыпучих и штучных грузов.
Возделывание свеклы требует наличия специализированной техники, в том числе при уборке сегодня отечественные фермеры используют в основной массе машины импортного производства. Однако в СССР были созданы самоходные машины для уборки свеклы РКС-6 и свеклопогрузчик-очиститель СПС-4,2. Последний, к слову, был единственной машинной данного класса, кроме того, в ряде хозяйств он используется и сейчас. В конструкции данных машин был использован трактор МТЗ-80 в качестве энергетической станции, а также для управления.
Применение тракторов в качестве энергетической установки набирает популярность и в современном машиностроении, среди них высококлиренсные тракторы для садоводства и опрыскиватели на базе тракторов МТЗ, данное применение обусловлено прежде всего высокой унификацией, так как позволяет применять уже разработанные узлы и детали, что позволяет снизить стоимость производимых машин.
Трактор благодаря своей универсальности нашел активное применение в мелиоративном и лесном хозяйстве. На базе трактора разработаны модификации, имеющие узкоспециализированное назначение, так в мелиоративном хозяйстве модели МТЗ-82 активно используются с универсальной мелиоративной машиной УММ-9, косилками различных конструкций и другими машинами.
Для лесозаготовителей Минский тракторный завоз также предлагает специализированные модификации на основе базовой модели МТЗ-80, среди которых машины, предназначенные для выполнения работ по лесовозобновлению и уходу за лесосекой после вырубки леса, а также при использовании навесного и прицепного оборудования для сбора, погрузки, разгрузки и транспортирования сортиментов, уборки порубочных остатков и других работ.
Модель активно используется не только сельском хозяйстве, но и в дорожном хозяйстве и строительстве. При определенных доработках базовой модели трактор можно использовать в качестве экскаваторно-погрузочной установки, а также при эксплуатации в паре с различными промышленными адаптерами и дополнительным оборудованием.Такой подход позволяет использовать тракторы в качестве дорожного катка, вышки, кранового оборудования, кроме того, при помощи специальной подкатной рамной конструкции возможно преобразовать трактор в автогрейдер. Данные технические решения позволяют расширить область применения тракторов, в том числе в коммунальном и электрохозяйстве.
К сожалению, наш формат не позволяет рассказать обо всех модификациях МТЗ-80, но в заключение хотелось бы отметить, что в Республике Беларусь функционирует единственный в своем роде милицейский трактор-эвакуатор, тоже на базе МТЗ. Идея использования машин МТЗ с буксировочным устройством не нова, но только в Беларуси данная машина работает в милицейской окраске со световыми маяками.
Отметим также, что данная модель популярна среди участников гоночных соревнований на тракторах, Трактор-шоу, чемпионатов по пахоте, не раз доказывая свои «универсальные способности». Кроме того, разработаны модели с полугусеничным и гусеничным ходом, что также положительно сказывается на тяговых характеристиках, это в очередной раз доказывает универсальность этой культовой для отечественного сельхозмашиностроения и фермерства агромашины.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru