В ближайшей перспективе Гомсельмаш готовится выпустить первую опытно-промышленную партию универсального многофункционального энергетического средства MS-450 7-8 тягового класса. Подробнее об этой, безусловно, ожидаемой рынком новинке мы недавно рассказали в нашем новом видео на ютуб-канале «ГлавПахарь».
Видео с подробным описанием технических характеристик и конструкционных особенностей стало юбилейным пятисотым для канала, но мы решили изучить вопрос еще глубже и подготовили для Вас новый статейный материал по теме: «Создание универсального энергосредства от Гомсельмаш — путь длиной в 35 лет».
В целом создание универсального энергетического средства — это задача весьма амбициозная, ведь речь идет о машинах, которые заняты в агропромышленном комплексе круглогодично. Сегодня производством машин данного класса занимаются ряд производителей, среди которых Nexat, Holmer, «Гомсельмаш» и многие другие.
Большой рывок в области проектирования и производства не только универсальных энергетических средств, но и зерноуборочных и кормоуборочных машин «Гомсельмаш» произошел с приходом в 1987 году Шуринова В.А., который ранее работал заместителем генерального конструктора ГСКБ производственного объединения «Ростсельмаш». Шуринов В.А. пришёл руководить ГСКБ, имея за плечами годы работы в ГСКБ «Ростсельмаш», где создавались конструкции самоходных комбайнов для уборки зерновых, кукурузы, а также подсолнечника и других культур.
Проведенные реформы уже 1988 году позволили впервые в практике отечественного сельскохозяйственного машиностроения начать производство сельхозмашины нового типа — универсального энергосредства УЭС-250 и агрегатируемого с ним полунавесного кормоуборочного комплекса.
Энергосредство позволило выполнять различные сельхозработы, выполняемые в агрегате с полунавесными, навесными и прицепными машинами, и орудиями. Энергосредство получило навесное устройство для агрегатирования различных машин, реверсивный пост управления, позволяющий быстро изменять положение рабочего места оператора в зависимости от операций, благодаря гидростатической трансмистии машина могла двигаться вперед или назад с одинаковой скорости без разрыва потока мощности.
Реализованная в энергосредстве возможность передачи ста процентов мощности двигателя через валы отбора мощности позволила эффективно агрегатировать с ним машины и комбайны с активными рабочими органами, потребляющими значительную часть мощности двигателя. Наличие переднего и заднего ВОМ расширило возможности агрегатирования сельхозмашин.
Использование мощных навесных устройств позволило снизить массу навесных машин по сравнению с аналогичными прицепными, используемыми в агрегате с универсальными тракторами. Разработанный УЭС-250 прошел ряд производственных испытаний с почвообрабатывающими и посевными орудиями, а также с кормоуборочными машинами, получив положительные отзывы и рекомендации, после этого он был поставлен в серийное производство.
Дальнейшим развитием стало производство УЭС-250А и УЭС-280А, имеющих сразу два ведущих моста и обеспечивающих уборку кормов в экстремальных условиях, на тяжелых почвах и условиях затяжных дождей. Такое решение позволяло стабильно работать даже тогда, когда другие машины не могли выйти в поле.
В 1999 году «Гомсельмаш» впервые в мире создал блочно-модульный зерноуборочный комплекс на базе универсального энергосредства КЗР-10 «Полесье-Ротор», который стал родоначальникам зернового комбайностроения.
Следующим опытным проектом стала модель УЭС-350 «Полесье-350», предназначенная для работы с уборочными сельскохозяйственными машинами и комбинированными агрегатами различного класса энергопотребления. Данное энергосредство было оснащено двигателем мощностью 350 л.с., повышенным до 650 мм дорожным просветом для пропуска под машиной технологического продукта или размещения различных рабочих органов комбинированных агрегатов дополнительным гидроотбором мощности.
Машина отличалась комфортабельной кабиной, оснащенной панорамным стеклом с реверсным постом управления, рабочим местом оператора и дополнительным сидением, кондиционером-отопителем. Кроме того, она была оборудована бортовой информационно-управляющей системой на базе промышленного компьютера.
Привод ходовой системы — комбинированный, с передачей мощности в режиме гидростатической трансмиссии и в режиме двухпоточной трансмиссии. Универсальное энергосредство «Палессе 2U350» предназначено для различных видов сельскохозяйственных работ с ранней весны до поздней осени. Опытный образец мог агрегатироваться как уже с серийно выпускаемыми адаптерами для уборки кормов, зерна, сахарной свеклы, так и с предлагаемыми к разработке новыми адаптерами для уборки кормов, картофеля, зерна, сахарной свеклы и комбинированными агрегатами.
Получив опыт использования и практические наработки, в начале 2016 года стартовали испытания уже более мощной и современной следующей модели УЭС-290/450. В ноябре того же года, невзирая на погоду, поля ОАО «Комбинат «Восток» и КСУП «Урицкое» бороздила «уэска», в которой воплотились все конструкторские идеи, родившиеся при испытаниях предыдущих образцов. Были изготовлены новая двухпоточная трансмиссия, ведущий и управляемый мосты.
Энергосредство ПАЛЕССЕ-U450 предназначено для выполнения работ всех основных трудоемких задач: в составе кормоуборочного, зерноуборочного, свеклоуборочного комплексов, а также в агрегате с широкозахватными посевными и почвообрабатывающими комплексами, преимущественно с ротационными активными рабочими органами на привод, которым требуется значительное количество энергии. На машине установлен двигатель мощностью 430 л.с., который способен выполнить поставленные задачи.
Гидропривод ходовой части обеспечивает плавное регулирование скорости движения, обеспечивая стабильную работу навесных машин.
Опытный образец мобильного энергетического средства MS 350 — это воплощение идей и разработок трех десятилетий конструкторского бюро «Гомсельмаш». Машина поистине универсальная и современная, она позволяет агрегатировать себя с огромным перечнем сельхозорудий всех мировых производителей, предназначенных для широкого спектра сельскохозяйственных работ.
Машина имеет поворотную кабину с высоким расположением, которое обеспечивает отличную обзорность рабочих органов, двигатель мощностью 430 л.с., производительную гидросистему и другие технические решения, которые позволяют MS 350 стать в одну линейку с такими тяжеловесами, как CLAAS Xerion и Кировец К-7. Полевые испытания продолжаются как с почвообрабатывающими и посевными орудиями, так и с уборочными комплексами, но уже сегодня мобильное средство показывает отличные результаты на таких энергоемких операциях, как вспашка и глубокорыхление почвы.
MS 350 оборудован современной информационной системой Harvest Office, которая позволяет увидеть текущую и аварийную информацию о параметрах двигателя, тормозной системы, трансмиссии энергосредства, используемого агрегата в целом и технологических органов агрегатируемой машины, о скорости и пройденном пути, наработке с конкретными адаптерами, достижении срока проведения техобслуживания. Система также позволяет получить рекомендации по регулировке машин и механизмов, техобслуживанию и ремонту, и многое другое.
Наблюдая много лет за историей создания и развития этого класса техники, следует отдать должное конструкторскому бюро и руководству завода, ведь несмотря на ряд сложностей и трудностей, они не остановили работы по созданию универсальной машины и в ближайшей перспективе аграрии получат уже серийные машины марки MS 350 и даже MS 450, на смену уже ставшему народным «УЭС-280».
Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2023 г.), автор: Петроченко Н.О., магистр технических наук.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru