Забыть уроки войны — значит предать тех, кто не щадил жизней ради нашего будущего. И пускай 9 мая и День Победы остались позади, мы помним, мы гордимся и мы никогда не забудем! Сегодня редакция портала «ГлавПахарь» расскажет Вам об уникальном экспонате музея «Битва за Ленинград» — единственном в мире (сохранившемся до наших дней) легендарном гусеничном тракторе «Коммунар», который не только нашел свое применение на полях отечественных фермеров, но и помогал ковать Победу в Великой Отечественной войне.
01 мая 1924 был выпущен первый советский гусеничный трактор «Коммунар». За его производство отвечало одно из самых мощных предприятий СССР — Харьковский паровозостроительный завод. К слову, опыт в постройке машин для железной дороги очень помогал подразделению осваивать новую для себя тракторную отрасль.
Всего за период с 1924 по 1935 годы на этой производственной площадке, которая тогда носила гордое имя ХПЗ имени Коминтерна, было выпущено 3499 тракторов. Число более чем серьезное, однако до наших дней сохранился только один экземпляр. Именно он сейчас и занимает самое почетное место в экспозиции «Тракторы-тягачи военного времени» в музее «Битва за Ленинград имени З.Г. Колобанова».
Если в целом говорить о музее «Битва за Ленинград имени З.Г. Колобанова», то стоит отметить, что в его экспозиции представлено огромное количество военной техники, участвовавшей в ожесточенных боях за Ленинград. Боевые ранения на броне этих машин рассказывают о мужестве и стойкости, героизме и решимости защитников Ленинграда, о величии отечественной инженерной мысли. Каждый экспонат — подлинная история, которую удалось сохранить реставраторам, поисковикам и исследователям.
Но вернемся к «Коммунару»... Этот трактор разрабатывался с оглядкой на западные образцы техники, машина была очень похожа на немецкий тяговый агрегат Hanomog WD 50, выпускавшийся с 1920 по 1931 гг. Но точной копии не получилось, ибо «немец» не очень соответствовал требованиям отечественного АПК, поэтому конструкцию доработали таким образом, что советский образец, несмотря на внешнее сходство со своим иностранным собратом, был в разы производительнее, надежнее и мощнее, он также получил более широкие габариты и более крупные гусеницы, что было необходимо для минимизации давления на грунт.
Скорее всего, именно поэтому гусеничный трактор «Коммунар» нашел применение не только в полях советских аграриев на традиционных агротехнологических работах, но и на поле боя в качестве артиллерийского тягача. Его проходимостью и живучестью в самых экстремальных условиях восхищались даже враги, хотя и отмечали, что серьезным недостатком техники была его низкая рабочая скорость и большой вес. Хотя к скорости лично у нас претензий нет: максимальная скорость флагманского образца составляла 15 км/час — это очень даже неплохой и вполне приличный показатель для гусеничного тягача того времени, выше в СССР было только у Т-150 (17,5 км /час) и ДТ-175С Волгарь (21 км /час).
На советском «Коммунаре» можно было встретить как бензиновые моторы мощностью 50 л.с. (модификация Г-50), так и четырехтактные, четырехцилиндровые бензиновые двигатели автомобильного типа мощностью 75 и 90 л.с. (модификации Г-75 и З-90). Также тестировались и газогенераторные силовые установки, но широкого распространения они не получили. Трактор первой серии 9Г выпускался вплоть до 1930 года. Цифра 9 обозначала массу трактора в тоннах. Трансмиссия трактора имела три передачи переднего и одну заднего хода.
Да, в настоящее время все привыкли к тому, что тракторы — это сугубо мирная техника, помогающая фермерам и главам небольших КФХ и крупных агрохолдингов по хозяйству, однако, очевидно, что так было не всегда, а ближайшие родственники тракторов (особенно гусеничных) — это военные тягачи и танки. Принятые на вооружение Красной Армией тракторы «Коммунар» позволили начать перевод тяжелой артиллерии на механическую тягу.
Среди особенностей гусеничного трактора «Коммунар», ценившихся военными, можно выделить специфическое расположение топливного бака: круглая железная бочка, разделенная на 2 отсека (до 270 литров керосина — в первом отсеке и 40 литров бензина — во втором) была спрятана за кабиной механизатора.
Да, сейчас такое расположение топливохранилища было бы крайне уязвимым местом тягача, учитывая роль дронов и беспилотников в современной войне (бак очень доступен для прямого попадания), однако в то время думать об этом не было необходимости, БПЛА еще даже не придумали, наоборот, легкий доступ к баку для заправки ГСМ, его вместимость и удобство способствовали быстрому перезапуску техники в работу.
Несмотря на то, что выпуск техники был прекращен за несколько лет до начала ВОВ, во времена Великой Отечественной войны роль военных тягачей выполняли ровно 257 тракторов модели «Коммунар». Как отмечали солдаты, которым довелось поработать с этим агрегатом, машина была крайне неприхотлива в обслуживании, а ее тяговым характеристикам завидовали даже легкие танки. Например, «Коммунар» нередко можно было увидеть на фотографиях военной хроники с 203-миллиметровой гаубицей Б-4.
Да, вклад в общую победу над фашисткой Германией эта техника внесла не такой большой (хотя и использовалась на подвозе пушек, боеприпасов, транспортировке установок, подбитой техники, всевозможных грузов), однако солдаты до сих пор говорят «спасибо», впрочем как и фермеры, так как машина по сути была первопроходцем для всех гусеничных тракторов в СССР.
Конечно же «Коммунар» применяли и в сельском хозяйстве, и в лесозаготовительной отрасли, не даром это был самый мощный гусеничный трактор в СССР того времени. В поле агромашина агрегатировалась не только с шести-, но и с восьмикорпусными плугами (роскошь для Советского Союза в те годы).
При этом в лидерах отрасли техника пробыла недолго, позже трактор «Коммунар» ушел с начала с военной, а потом и с гражданской службы, так как был заменен более современными, функциональными и производительными агрегатами.
В завершении материала хотелось бы затронуть и еще один важный момент. Согласно информации на сайте Дальневосточной государственной научной библиотеки, портале soz.bio и онлайн-выставки «Сельское хозяйство в годы Великой Отечественной войны», за время войны в СССР было разорено 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Ущерб колоссальный, но наш народ выстоял.
В начале войны было призвано 70% председателей и бригадиров колхозов. После всех мобилизаций нелегкий крестьянский труд целиком лег на плечи женщин, стариков, детей и инвалидов. На каждого трудоспособного работника в сельском хозяйстве приходилось до 352 трудодня в 1942 году. Но, несмотря на все проблемы, в невероятно сложных условиях крестьяне продолжали снабжать страну продовольствием. Важно, что восстановление сельского хозяйства после войны началось именно с наращивания поголовья КРС и воссоздания механизированной сельхозтехники.
(по материалам shem33.ru, pulse.mail.ru, pervo.info, military.wikireading.ru, nacekomie.ru, soz.bio, канала Авто энциклопедии в Яндекс Дзене, bronetehnika.narod.ru, fessl.ru, YouTube-каналов БИБИП и АВТО REBEL).
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru