В условиях, когда историю в мире переписывают в угоду своим интересам и политическим воззрениям, необходимо сохранять память о событиях, которые без преувеличения затронули каждую семью и каждый дом на просторах нашей необъятной Родины. В период кровопролитной и беспрецедентной по числу жертв Великой отечественной войны русский народ показал такой пример любви к Родине, твердости духа и самопожертвования, какого еще не знал мир. И мы сохраним эту память навсегда!
Для Победы в то тяжелое время были мобилизованы все силы, люди, материально-технические ресурсы. Однако сейчас уже 2022 год, мир потрясают совсем другие проблемы и военные конфликты, но отголоски той беспрецедентной борьбы за свободу и жизнь до сих пор находят отклики в наших сердцах.
В день Великого праздника Победы хотелось бы снова затронуть военную тематику. В прошлые годы редакция портала «ГлавПахарь» с гордостью и почтением вспоминала в основном технику — тракторы Великой Отечественной войны и современные военные тракторы, которые разрабатывались на базе сельскохозяйственных машин.
Однако на фоне того, что еще несколько лет назад казалось практически невозможным, на фоне того, что фашизм и нацизм снова пытается поднять голову и восстать из пепла в современном мире, мы подготовили для Вас особый материал.
Сегодня мы все острее понимаем и осознаем подвиг наших Великих отцов, матерей, дедов, бабушек, прадедов и прабабушек. Именно поэтому речь пойдет не о железных конях, а о людях, о тех, кто не щадя себя ковал Победу как на фронтах, так и в тылу.
В день 77-ой годовщины Великой победы, «ГлавПахарь» предлагает вспомнить подвиги трактористов и трактористок-героев времен Великой Отечественной войны.
Во времена Великой Отечественной войны для работы в артиллерийских бригадах нередко в качестве тяговой силы использовали сельхозживотных (лошадей, коров и даже ослов), при этом часто на помощь приходили и сельскохозяйственные тракторы. «Железные кони» всегда были в связке со своими рулевыми операторами — трактористами и трактористками.
Одной из самых известных личностей ВОВ, отметившийся работой на сельхозтракторе, стал Иван Иванович Красносельских.
Ивану, который был родом из Молотовской области, ныне — Пермский край, исполнилось всего 18 лет, когда его застала война. На тот момент молодой тракторист трудился в совхозе «Сепычевский» и до войны даже не догадывался о том, как помогут ему приобретенные знания и практические умения в области сельхозмашиностроения и ремонта полевых агрегатов.
Буквально за 7 дней до войны Иван Иванович стал красноармейцем, а 27 июня 1941 года отправился на фронт в составе 1 батареи 142 армейской пушечной, артиллерийской бригады 33-й армии. Уже через месяц под городом Великие Луки он был ранен, но вскоре вернулся в боевые ряды, если можно так сказать, по прямой специальности, трудясь трактористом-механиком.
За время боевых действий солдат Красносельских неоднократно удостаивался различных наград и медалей за смекалку, инициативность, верность и заслуги перед Родиной, в частности орденом «Красной Звезды» за большие заслуги в деле обороны СССР в военное время.
Как отмечал в наградном листе командир армейской пушечной артиллерийской бригады капитан Пелипас, «….товарищ Красносельских в совершенстве изучил и овладел трактором ЧТЗ С-65 «Сталинец». Во время наступательных боев, с 14 января по 06 февраля 1945 года, подобрал на поле боя трактор, отремонтировал его, используя свободное время на привалах, проделал на нем марш 450 км от Вислы до реки Одер без аварий и поломок. К слову, это была территория Германии, враги были повсюду. Марш проходил не по обычной дороге, а через поля, леса и заросли. Несмотря на тяжелые условия марша, на изношенность своей машины и отсутствие достаточного количества ремонтно-технических средств, юный солдат не имел ни одного случая вынужденных остановок и к месту сосредоточения прибывал всегда первым и в срок».
Как вспоминали боевые товарищи, Иван Иванович всегда славился высокой ответственностью и бесконечным трудолюбием. Однажды, когда 02 и 03 февраля 1945 года батарея находилась на отдыхе в д. Раккау, Иван Красносельских не спал двое суток, днем и ночью ремонтируя свой трофейный трактор.
Все знали, что трактор ЧТЗ С-65 «Сталинец» хоть и был культовым в стране, но имел целый ряд слабых мест, например, часто ломались звенья гусениц, разбалтывались все крепления и срезались болты, текли сальники. Но герой также знал все эти нюансы и все равно верил и в себя, и в сельхозмашину, раз за разом ставя технику на ход и продолжая движение по любой местности, будь то грунтовые дороги, сельхозполя, асфальт, лесные массивы, пересеченная местность — он четко знал куда, а самое главное для чего он ехал.
За время Великой Отечественной войны боец ни разу не подвел отряд, оперативно и всегда вовремя подвозил артиллерийские пушки и снаряды на нужную локацию с учетом требуемой огневой позиции.
Иван Иванович Краносельских прошел всю войну и был одним из немногих, кто проехал на своем боевом тракторе «Сталинец», нет-нет, не по Берлину, а намного круче — перед трибуной Мавзолея на Параде Победы. К сожалению Ивана Ивановича уже нет с нами.
Отметим, что солдат был далеко не единственным, кто воевал на сельскохозяйственных тракторах.
Архивы Бессмертного полка хранят информацию о многих героических трактористах. Например, о Дмитрие Алексеевиче Николаеве из села Марково, который в составе танковой бригады трактором возил пушки на позицию и вытаскивал поврежденные танки с поля боя. Как и Иван Красносельских, Дмитрий Николаев прошел всю войну на своем «боевом» тракторе. Его подпись даже есть на Рейхстаге в Берлине.
Воевал на своем тракторе и Никита Михайлович Жгунов, который служил в 947-м гаубично-артиллерийском полку. В рабочие солдатские будни механизатора входила буксировка орудий при передислокации советских войск и днем и ночью, и зимой и летом.
Еще одним известным трактористом-героем был Юнус Бикташев, который воевал и был командиром тяги на Орловско-Курском направлении в 105-м гаубичной бригаде 4-го Украинского фронта. Вместе со своим трактором он участвовал в боях за Крым, Севастополь, обеспечивал артиллеристскую подготовку на Сапун-горе. Послужной список наград героя включает ордена «Красной Звезды» и «Знак Почета», медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
(по материалам © Русская Семерка — russian7.ru и © Аргументы и Факты — udm.aif.ru)
Василий Андреевич Низовин был одним из тех, кому мирная профессия тракториста также пригодилась в военные годы. Его взяли на фронт 23 июля 1941 года, и он сразу же попал в военный гарнизон в городе Орел.
Василий Андреевич служил в технических войсках на привычном стальном коне. Однако теперь не пахота и боронование были в целях работы, а обеспечение продвижения армии СССР в условиях российского бездорожья.
В первые годы войны Орел был подвергнут сильной бомбардировке, фашистская Германия давила на всех фронтах, потери были большими, и Василий был именно тем необходимым специалистом, который долгое время помогал сохранять постоянно редеющий численный состав советских войск.
Его технический батальон пробивал дороги к нашим частям, окруженным врагом, сквозь густые леса и глубокие сугробы, обеспечивая их оружием, боеприпасами и продуктами питания.
После начала контрнаступления СССР Василий Андреевич также был на переднем фланге. В задачи уже входило многое боевых функций — от оттаскивания с поля боя боевой техники, спасения раненых, транспортировки орудий иной раз и во время боя до ремонта сельхозтехники и пробивки дорог для дальнейшего продвижения армии.
Низовин прошел всю войну и встретил День Победы в Польше. Он награжден Нагрудным знаком «Отличный тракторист» (утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1943 года) и даже медалью «За боевые заслуги».
В наградном листе командир части писал, что «…не считаясь со временем и погодой, сознавая свой долг максимальной помощи по разгрому немецких оккупантов, бессменно по 14-16 часов, а при болезни другого тракториста не слезая с трактора 24 часа, обеспечивал укатку летного поля и содержание аэродрома в отличном состоянии для полетов всех типов самолетов. Не допустил ни одного дня перерыва работы на аэродроме летной части, за что имеет неоднократные поощрения от командования части и обслуживаемого авиаполка. Любовным отношением к своей технике добился постоянной ее готовности и за два месяца сэкономил 500 килограммов горючего. В период боевых действий работал на тракторах ЧТЗ С-60 и ЧТЗ С-65. При небольшой собственной мощности таких машин в 60-65 л.с. делал все возможное для бесперебойного перемещения тяжелых артиллерийских орудий к местам назначения».
(по материалам infourok.ru).
В тяжелейшие военные годы армия СССР нуждалась не только в надежных плечах на передовой, но и в тылу, который был призван поддерживать уровни выработки и дополнительно активизировать работу на фабриках, заводах, колхозах и сельскохозяйственных предприятиях.
Важным историческим фактом является и то, что места ушедших на фронт трактористов, комбайнеров, инженеров занимали женщины. Именно жены трактористов, провожая своих мужей на фронт, сами садились за руль сельхозтехники и выходили в поля. Во всех МТС шла подготовка механизаторских кадров преимущественно из женщин с таким расчетом, чтобы создавать необходимый резерв механизаторских кадров.
Одной из самых известных женщин-трактористок Советского Союза стала Прасковья (Паша) Никитична Ангелина.
Злые американские и европейские языки нередко плодили нелепые слухи и приписывали ей якобы любовные связи с самим Иосифом Сталиным, однако для нормальных русских людей она стала настоящим эталоном силы, мужества, работоспособности и трудолюбия.
В 1930-1940 гг. имя Паши Ангелиной гремело на весь Советский Союз, что, естественно, было неудивительно, так как далеко не каждая 16-летняя девушка могла бы отказаться от традиционных женских профессий и сесть за руль сельскохозяйственного трактора. Но удивительно было не только это — Прасковья Ангелина не только лихо управляла своим агрегатом, она была родоначальницей и одной из главных советских создательниц женских тракторных бригад. Она неизменно показывала высокие результаты по сбору урожая до войны, во время войны, и после нее. В 1947 году она стала даже лучшей в России по данному показателю.
Биография Паши Ангелиной богата на события, у нее была очень тяжелая судьба, о которой подробно мы рассказывать не будем. Отметим только то, что женщина-героиня-трактористка родилась в 1913 году в селе Старобешево на Донбассе и росла в греческой семье со строгим патриархальным укладом.
Традиционно в таких семьях, как у Прасковьи Ильиничной считалось вполне нормальным, что место женщины определено заранее: она должна рожать, воспитывать детей и заниматься домашними делами. Поэтому желание Паши стать трактористкой встретило яростное сопротивление ее родных. Однако семейные распри ее не остановили и уже в 16 лет она окончила курсы трактористов и приступила к работе на машинно-тракторной станции, став первой женщиной в стране, оседлавшей «железного коня». Всего через четыре года Ангелина организовала и возглавила собственную женскую тракторную бригаду.
Женщина не просто управляла трактором, она значительно перевыполняла все нормы и ставила настоящие рекорды на сельхозтехнике. Немудрено, что слава о ней дошла даже до Кремля.
Прошло совсем немного времени как Паша Ангелина из простой сельской трудяги превратилась в настоящий символ эпохи. Ее не раз приглашали в столицу, о ней писали газеты и журналы.
Во времена войны ее тракторные бригады снабжали фронт необходимой провизией, увеличивая урожайность и выработку вопреки всему и несмотря ни на что. Доказано, что Паша Ангелина вместе со своей бригадой были отправлены в Казахстан. В Государственном архиве Донецкой Народной Республики даже хранится ее эвакуационное удостоверение. В Казахстане женщина продолжила усиленно работать на полях, а ее женская тракторная бригада передала в фонд Красной Армии 768 пудов хлеба. Как говорил сам Сталин, построенные на эти средства танки участвовали непосредственно в штурме Берлина.
Позже, когда Донбасс был освобожден и трактористки вернулись домой, практически все женщины приняли решение временно оставить работу и заняться семьей, но только не Прасковья Ангелина. Она осталась руководить бригадой, в состав которой уже вошли мужчины. Современники утверждали, что справлялась она просто на отлично, а сильный мужской пол относился к ней с высокой долей уважения и подчинялся ей практически беспрекословно.
Уже в послевоенные годы о нашей настоящей русской женщине узнали и за пределами страны – заполненная ею анкета была напечатана в издаваемой в Нью-Йорке «Мировой биографической энциклопедии».
Показательным было и то, что на клич Прасковьи Ангелиной «Сто тысяч подруг — на трактор!» откликнулось в два раза больше женщин, чем было в призыве. Вот уж действительно женщина с большой буквы!
Ангелина дважды была удостоена Звездой Героя труда «Серп и Молот», однако жизнь ее была, к сожалению, достаточно короткой. Прасковья Никитична ушла из жизни в январе 1959 года в возрасте 46 лет.
Героиню труда сгубил цирроз печени, и нет, не от употребления алкоголя, к слову женщина совсем не пила, — это была профессиональная болезнь трактористов тех лет, ведь они с утра до ночи дышали парами горючего и ртом перекачивали топливо через шланги.
Дети и внуки знаменитой трактористки уверены, что, если бы не изнурительная работа на износ, она могла прожить более долгую и счастливую жизнь.
(по материалам DONETSK.KP.RU — donetsk.kp.ru и Культорология.РФ — kulturologia.ru)
У Прасковьи Никитичны было много последователей и сторонников. Так, еще одна трактористка Елизавета Монахова из мордовского села Ямщина повторила подвиг легендарной Паши Ангелиной.
Вспоминая свою молодость, Елизавета отмечала, что никогда не мечтала работать в сельском хозяйстве. Окончив у себя в Ямщине восемь классов, она еще несколько месяцев походила в девятый и подалась в город Иваново — в ткачихи. Возможно, так бы и ткала ситчик или бязь, не начнись Великая Отечественная война. Ее отец Петр Корнеевич в мирные дни проходил службу в Красной Армии пулеметчиком, поэтому о нем вспомнили в военкомате в первые же дни войны. В это время совсем еще юную девчонку отправили на лесозаготовки. Никого в округе, да и саму Елизавету не волновало, что в 17-летнем возрасте ей придется будет выполнять рабочие нормы, с которыми не всякий мужчина справлялся. Когда она возвращалась из леса, где вполне могло придавить деревом, посылали рыть окопы на реку Суру. После лесной отрасли Елизавета долгое время вручную таскала на себе зерно — с поля на ток, оттуда — на станцию Кадошкино. Лишь после этого пришла идея пойти в трактористки. Однако работать механизатором женщине было не легче.
Сначала пришлось окончить учебу в Челябинско-Майданской МТС, после чего работать уже на своей родной Ямщине. Ее колесный трактор ХТЗ представлял из себя металлическую платформу без кабины, сиденье для тракториста — тоже железное. Но это — не самые худшие неудобства. Трактор с трудом заводился с помощью рукоятки, которую из последних сил крутили хрупкие девичьи руки. От железных колес была такая тряска, что тракторист при езде вполне мог вылететь с сидения, особенно весной, когда к колесам привязывали для лучшего сцепления с дорогой деревяшки.
Елизавета Монахова работала в две смены по 12 рабочих часов, принося пользу близкому к сердцу Отечеству. Порой приходилось приходить на тракторный стан среди ночи, заводить свой трактор и уезжать в поле. Ночная работа была особенно тяжелой. Мало того, что хотелось спать, так еще очень страшно быть одной в поле — работали-то без плугарей! У трактора не было фар, дорогу трактористу освещал лишь лунный свет. Когда не было луны — ехать приходилось наугад. Пока большинство мужчин, как Лизин отец, погибший в 43-м под Смоленском, были на фронте, Лиза работала не покладая рук на благо Родины.
Из МТС героиня труда перешла на работу в местный колхоз «Большевик», всегда остававшийся в районе на хорошем счету. Многие ямщинские мужчины после возвращения с фронта стали работать механизаторами, и только Елизавета Петровна Монахова, из бывших когда-то женщин-трактористок, не хотела никому уступать свой трактор. Уж больно она все досконально изучила и узнала, а также привязалась к сельскому хозяйству.
(по материалам Ельниковского муниципального района — elniki.e-mordovia.ru)
Героем Социалистического Труда была и Мария Степановна Парецкова, также последовательница легендарной Паши Ангелиной.
Она родилась 19 сентября 1923 года в крестьянской семье. Родители с детства прививали ей любовь к нелегкому крестьянскому труду, земле-кормилице. Мария, как и многие ее сверстники и сверстницы, живущие в деревне, рано повзрослела, получила начальное образование в местной школе — и на работу в колхоз.
Во времена войны ее голодающая деревня все лучшее отдавала фронту, а на хрупкие женские плечи легли все тяготы военного лихолетья. В трудный для Родины час Мария Парецкова поддержала Всесоюзный почин, она пахала, сеяла, убирала хлеб. В 1943 году женщина впервые повела по колхозному полю старенький трактор ХТЗ, который прослужит ей до середины 1950-х, тогда она получила уже новенький гусеничный трактор ДТ-54 и работала на нем до самой старости.
(по материалам МояОкруга.рф — moyaokruga.ru)
В отличие от своих боевых подруг по тракторному цеху, была в истории нашей страны и Дарья Гармаш, чей трудовой подвиг удалось даже увековечить не только на бумаге, но и в камне. Так, возле п. Рыбное (Рязанская область, Россия) установлен на постамент трактор «Универсал-2», символизирующий подвиг женщин в годы войны. «Универсал-2» заслужил стать памятником, будучи основным рабочим инструментом для бригады трактористок-стахановок. Работу девушек-трактористок в тылу приравнивали к ратному подвигу, потому как, работая в поле, те выполняли боевое задание.
Дарья Матвеевна так и писала на листочке из школьной тетради: «Боевое задание на 5 мая Фоминой...».
Надпись на самом постаменте гласит: «В грозные годы Великой Отечественной войны советские женщины совершили великий трудовой подвиг. Первой из первых возглавила Всесоюзное соревнование трактористок славная героиня земли Рязанской Дарья Гармаш».
Девушки-трактористки работали в поле порой и 20 часов в сутки в любую погоду, перевыполняя нормы в несколько раз. Бригада Дарьи Гармаш в 1942 г. завоевала первое место во Всесоюзном соревновании женских тракторных бригад, продемонстрировав выполнение плана работ на 256%, а полученную премию в 10 тыс. рублей девушки передали в фонд строительства танковой колонны.
Бригада Дарьи Матвеевны Гармаш была лучшей в стране и удерживала это звание до 1947 г., когда переходящее Красное знамя было оставлено в коллективе навечно.
(по материалам mediaryazan.ru).
В начале Второй Мировой войны СССР испытывал большую нехватку танков, в связи с этим было принято решение в экстренных случаях переоборудовать в танки обычные тракторы. Такой подход порождал большое количество легенд, которые рассказывали солдаты друг-другу в окопах. Например, говорят, что во время обороны Одессы от осаждавших город румынских частей были брошены в бой 20 «танков-тракторов», обшитых листами брони, а еще 60 таких же боевых единиц были использованы в боевых действиях под селом Великий Дальник на Южном секторе обороны. Основная ставка была сделана на психологический эффект: атака проводилась в ночь с включенными фарами и сиренами, и румыны обратились в бегство.
За подобные случаи, а также за то, что на эти машины часто устанавливались муляжи тяжелых орудий, солдаты прозвали их «НИ-1», что расшифровывалось «На испуг».
В 1941-1945 гг. каждый регион СССР помогал фронту, чем только помог. Особое место, помимо вооружения, всегда занимало сельское хозяйство, которое давало не только сельскохозяйственную, но и промышленную продукцию. Одним из ярких примеров стал город трудовой доблести Саратов, где в годы войны размещался штаб Приволжского военного округа, который одновременно объединил в себе и фронт, и тыл.
Помимо непрерывной гуманитарной и медицинской помощи пострадавшим и раненым, регион внес весомый вклад и по другим направлениям. В частности, именно в Саратове было выпущено около 13,5 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, десятки тысяч противотанковых ружей, значительное количество боеприпасов, 1,3 миллиона шинелей. Колхозы области безвозмездно передали армии 17 тысяч лошадей и около 5 тысяч сельскохозяйственных тракторов.
От редакции: Забыть уроки войны — значит предать тех, кто не щадил жизней ради нашего будущего. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто принес нам эту долгожданную Победу!
Редакция портала «ГлавПахарь» от всего сердца поздравляет всех ветеранов Великой Отечественной войны, а также всех наших читателей с Великим праздником, с Днем Победы! Мы помним, мы гордимся, мы никогда не забудем!
Бесконечное спасибо нашим ветеранам и людям, которых уже, к сожалению, нет с нами за мирное небо над головой! Вы и ваши боевые товарищи совершали не просто подвиги, Вы не только защищали Родину, Вы вершили великую историю и боролись за мирную и счастливую жизнь. Спасибо Вам за ваш героизм и самоотверженность, за Ваше мужество и за наш покой! С Праздником!
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru