История Челябинского тракторного завода корнями уходит к 1933 году, именно тогда предприятие официально заработало и практически сразу приступило к выпуску гусеничных тракторов С-60 «Сталинец». Это были компактные машины, оснащенные четырехцилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 60 л.с. Прототипом для их создания послужила американская модель агрегата Caterpillar 60 (Caterpillar Sixty). Особенность данной модели заключалась в наличии двигателя, работающего в том числе на лигроине, это такой вид «тяжелого» бензина.
В настоящее время первая серийная модель ЧТЗ занимает почетное место на постаменте у главной проходной и является неотъемлемым символом города. На постаменте укреплена бронзовая мемориальная доска с надписью: «Первый трактор С-60. Установлен 1 июня 1983 г. в честь 50-летия завода».
Сегодня 09 мая 2024 года, а это значит, что вся наша большая и многонациональная страна отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, и именно сегодня мы бы хотели вспомнить и рассказать Вам о том, как «маленькие, но крайне выносливые» тракторы С-60 «Сталинец» помогли советской армии в битве за Кавказ в предгорье Эльбруса.
Гусеничный трактор С-60 «Сталинец», в первую очередь, был предназначен для сельскохозяйственных работ и эксплуатации в строительстве и на лесозаготовках. Однако 1941 год изменил всё. Модель нашла своё применение в рядах Красной Армии уже в качестве компактного, но при этом крайне эффективного артиллерийского тягача.
Для достижения победы в Великой Отечественной войне были мобилизованы все ресурсы и силы. Не остался в стороне и трактор С-60 «Сталинец». Как вспоминали очевидцы тех тяжелых и страшных сражений ВОВ, особо хорошо эти модели показали себя на Эльбрусе. Именно здесь, на высоте около 2 км над уровнем моря, в годы войны проходил высокогорный фронт и разворачивались исторические события битвы за Кавказ, которые изменили ход войны в этой части нашей необъятной Родины.
Решение нужно было принимать быстро, ситуацию надо было срочно исправлять, был необходимым кардинальный перелом, и он, к счастью, случился, правда ценой огромного числа наших погибших воинов в ходе тяжелейших и кровопролитных боев. Серьезную помощь солдатам советской армии на этом участке фронта оказывали именно тракторы С-60 «Сталинец». Они могли буксировать тяжелые орудия и не боялись высокогорной местности. Особенности конструкции и технические параметры техники пришлись к месту.
«Сталинец» действительно выручал. Ветераны ВОВ вспоминают, что данная техника чуть ли не единственная могла уверенно «шагать» по горным перевалам и тащить за собой артиллерийские установки, стратегические грузы, прицепы со снарядами, а также иную военную технику. Как итог — освобождение Нальчика, позорное бегство нацистов дивизии вермахта «Эдельвейс», победоносное шествие Советской армии, летящие вниз нацистские флаги с предгорья Эльбруса — трактор С-60 «Сталинец» всё это не только застал, но и активно помогал в этом нашим солдатам.
Отметим и тот факт, что трактор «Сталинец» С-60, а позже и чуть более продвинутая модель «Сталинец» С-65 трудились и на других участках фронта. Например, они снабжали продовольствием и ресурсами блокадный Ленинград, по всем известной ледяной и труднопроходимой «Дороге жизни» через Ладожское озеро.
Где же сейчас эти «железные герои»? Где можно встретить тракторы С-60 «Сталинец»? Ответ очевиден — только на постаментах в виде памятника, в музеях боевой славы и истории сельскохозяйственной техники. До наших дней сохранилось не так много моделей. Самые известные были увековечены сразу в пяти российских регионах:
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru