В 2024 году исполняется 100 лет с тех пор, как на заводе Красный Путиловец в Ленинграде приступили к производству трактора «Фордзон-Путиловец». Это был первый опыт серийного производства колёсного трактора в нашей стране. Подробностями о том, как именно развивалось отечественное тракторостроение сквозь года, поделились сотрудники Петербургского тракторного завода. Знаменательному событию предшествовала работа специалистов по определению места и объекта тракторного производства. Созданная в 1922 году при Госплане специальная комиссия провела анализ тракторной техники отечественного производства и поступающей из-за рубежа [1].
Необходимо отметить, что самобытные тракторы наших производителей были максимально просты в конструктивном плане и выпускались единичными партиями. Их производство носило полукустарный характер. Объяснялось это послевоенной разрухой, когда значительная часть предприятий не работало, инженерных кадров катастрофически не хватало, а снабжение металлом и необходимыми комплектующими остановилось. Ввиду этого, те немногочисленные заводы, которые в условиях НЭПа отважились производить нужную для села тяговую технику, производили её из того, что было на предприятиях. Так появились тракторы «Запорожец» из Токмака, «Карлик» из Марксштадта, «Коломенец-1» из подмосковной Коломны (рис. 1).
Из зарубежной техники, самым привлекательной моделью был 20-ти сильный американский трактор «Фордзон», наиболее распространённый на тот период в мире. Это был современный трактор безрамной конструкции, работающий на керосине. Одно из важнейших его достоинств была относительно низкая цена, в Москве его предлагали по 1535 рублей (рис. 2).
Проведённые в 1922 году с 29 июля по 24 октября испытания на МИС ПСХА трактора «Фордзон» и 20-ти тракторов этой марки в Пермском тракторном отряде в целом показали хорошие результаты за исключением отдельных недостатков, которые рекомендовалось устранить [2].
По результатам опытных проверок авторитетные испытатели известные учёные В.П. Горячкин и П.М. Белянчиков дали положительное заключение, что определило перспективность данной модели трактора для воспроизводства в СССР. Немаловажным аргументом в пользу данного трактора явилось и то, что он изготовлялся в Америке на конвейере, именно эту технологию стремились освоить и в нашей стране.
Обследование тракторной комиссией Госплана предприятий, где можно было бы наладить производство сложной самоходной техники, привело к выбору в пользу завода Красный Путиловец в Ленинграде. Этому во многом способствовала активная позиция руководства, стремящегося полнее загрузить производственные мощности предприятия, получить централизованные средства на перевооружение станочного оборудования. Директором в то время был Афанасьев Степан Иванович, сумевший убедить центральные органы страны в необходимости финансирования завода по государственной программе [3].
Образец №3 был отправлен в агитационный пробег Москва - Нижний Новгород, где проходила традиционная Нижегородская ярмарка, на которой планировалось продемонстрировать новый советский трактор.
Всесторонние испытания показали удовлетворительные результаты, а в протоколе Заседания посвященного их рассмотрению, проходившее под председательством В.П. Горячкина с участием заинтересованных сторон, в том числе и правительственных организаций, приведены слова сотрудника Госплана Н. Ветчинкина. Он отметил, что успешный пробег «Фордзона-Путиловца» Москва - Нижний Новгород доказал, что все существующие до сих пор опасения о том, что русским заводам не удастся получить трактор такой же прочности и выносливости, как американские не оправдались. В протоколе приведены также высказывания инженера завода Н. Власова о том, что Красный Путиловец имеет неограниченные возможности по наращиванию выпуска тракторов, а их стоимость в дальнейшем будет доведена до стоимости американской машины.
Освоение серийного выпуска колёсных тракторов на заводе Красный Путиловец осуществлялось в СССР впервые. Решая многочисленные проблемы свойственные первопроходцам, коллектив завода постепенно осваивал технологию серийного выпуска колёсных тракторов, тем самым создавая новую для нашей страны отрасль машиностроения – тракторостроительную.
С началом выпуска более мощной модели колёсного трактора СХТЗ-15/30 на заводах-гигантах Сталинграда и Харькова потребность в «Фордзонах-Путиловцах» отпала. Завод стал осваивать производство новой модели трактора, в которой остро нуждалось сельское хозяйство страны.
В этом году исполняется 90 лет с тех пор как в 1934 г. из ворот завода Красный Путиловец вышли первые образцы пропашного трактора «Универсал-1». Впервые в СССР состоялось освоение серийного производства пропашного трактора, предназначенного выполнять большой объём работ в междурядьях сельскохозяйственных культур. Прообразом данной модели послужила конструкция американского трактора «Фармол» мощностью 20 л.с. массой 2050 кг, двигатель которого работал на керосине (рис. 6).
Тракторы серии «Универсал», производства завода Красный Путиловец стали первыми из советских тракторов экспортироваться большими партиями за границу в Голландию, Иран, Турцию, что говорило о хорошем качестве продукции. Тракторы «Универсал» с 1945 года были освоены в производстве на новом тракторном заводе во Владимире. С 1934 по 1955 гг. на заводах в Ленинграде и Владимире было выпущено более 210000 тракторов марки «Универсал» всех модификаций.
Возросший профессионализм специалистов Ленинградского Кировского завода (до декабря 1934 г. – Красный Путиловец), позволил им заняться проектированием гусеничного пропашного трактора. В 1937 году, взяв за основу американский трактор «Катерпиллер» (R-2) ими был спроектирован трактор К-3, предназначенный для возделывания хлопка. Вслед за ним появились модификации К-4 и К-5 для обработки виноградников и посевов свеклы.
Труды конструкторов Кировского завода были востребованы в 1943 году, когда специалисты НАТИ доработав чертежи на тракторы, передали их вновь построенному Липецкому тракторному заводу. Проведя доводочные работы, ЛТЗ освоил выпуск тракторов под маркой КД-35, что означало – Кировский дизельный мощностью 35 л.с. (рис. 7).
С началом войны 1941 года, основная часть Ленинградского Кировского завода была перебазирована на Урал, где на базе ЧТЗ был создан Кировский завод Наркомата танковой промышленности в г. Челябинске (1941-1958 гг.). В этот период основные силы коллектива были направлены, но создание боевой техники. Тем не менее, в 1943 году директивные документы по Наркомату танкового машиностроения предприятию предписывалось начать разработку гусеничного дизельного трактора мощностью 80…120 л.с.
Это была первая модель промышленного трактора в СССР, мощностью 93 л.с. массой 11,8 т. Трактор выпускался под маркой Кировского завода до 1958 г., а затем под маркой ЧТЗ до 1961 г. Всего таких тракторов было произведено более 200000 единиц, они активно использовались не только в строительстве, но и при освоении целинных земель на пахотных работах.
В рамках Кировского завода в г. Челябинске в 1952-1958 гг. конструкторами предприятия был создан мощный гусеничный трактор Т-140, серийное производство которого было налажено на Брянском автомобильном заводе с 1958 года.
В 1947 году, впервые в мире на Ленинградском Кировском заводе был создан и поставлен на производство уникальный трелёвочный трактор КТ-12, который предназначался для вывозки леса с места рубки до склада. Это был гусеничный трактор специальной компоновки с передним расположением кабины с задним откидным щитом и механической лебёдкой, что позволяло загружать одну сторону хлыстов на платформу и волоком транспортировать до 5…6 кубометров древесины за один рейс (рис. 9) [6].
60 лет назад в 1964 году Кировский завод поставил на серийное производство мощный колёсный трактор 5-го тягового класса К-700 с шарнирно-сочленённой рамой, со всеми одинаковыми и ведущими колёсами большого диаметра. Двигатель трактора оснащался турбонаддувом и обладал мощностью в 200 л.с., коробка передач имела 16 передач вперёд и 8 назад (рис. 10) [6].
Скорость трактора могла варьироваться от 2,8 до 30,8 км/ч, масса трактора составляла 12 т. Трактор такого уровня мощности и такой компоновки был сделан впервые в СССР. Общее количество выпущенных тракторов К-700 за 1964-1975 годы составило 105500 штук.
В 1975 году на производственный конвейер Ленинградского Кировского завода был поставлен модернизированный колёсный трактор К-701 (рис. 11).
На тракторе К-701 устанавливался двигатель с турбонаддувом (ЯМЗ-240Б) мощностью 300 л.с. коробка передач имела 16 передач вперёд и 8 назад. Скорость трактора могла варьироваться от 2,9 до 33,8 км/ч, масса трактора равнялась 13,5 т.
Тракторы К-701 и К-700А были унифицированы между собой и отличались главным образом конструкцией моторной установки и скоростным рядом коробки передач. Мощные сельскохозяйственные тракторы Кировского завода неоднократно выставлялись на международных выставках в 1973-1978 годах и не единожды удостаивались самых высоких наград. Тракторы К-701 и К-700А выпускались вплоть до 2002 года, пока на их смену не пришли более совершенные модели.
В конце 1970-х годов специалисты Кировского завода собрали экспериментальные образцы нового трактора К-710, это был мощный гигант класса 8, предназначенный для работы в сельском хозяйстве.
В 1980 году трактор испытывался на полях страны и показал хорошую производительность, однако в серию он не пошёл. Возможно и из-за того, что не было на тот момент сельскохозяйственных машин способных загрузить его мощность круглый год. Такой исполин стоил дорого, и его простои могли стать большим убытком для селян. Трактор К-710 получил негласное название «Ильич», связано это с тем, что в 1980 году исполнялось 110 лет основателю Советского Союза Владимиру Ильичу Ленину (Ульянову). Естественное стремление руководителей в советское время было приурочить достижения своих предприятий к знаменательной дате, и было здорово, если удавалось это достижение увязать с эпохальным именем.
Трактор К-701М являлся модификацией трактора К-701 и отличался установкой более мощного двигателя ЯМЗ-8423 мощностью 335 л.с., новой кабиной и новой облицовкой, а также рядом других усовершенствований.
В 1995 году специалисты Кировского завода, совместно с немецкими партнёрами подготовили для серийного производства два новых трактора отличающихся друг от друга двигателями разного уровня мощности. Новая техника стала логичным развитием конструкции трактора с шарнирно-сочленённой рамой со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колёсами.
По сравнению с предыдущей моделью трактора новые «Кировцы» отличались: более привлекательным дизайном, наличием каркаса безопасности кабины, улучшенной обзорностью с места водителя, более комфортабельными условиями работы водителя за счёт применения кондиционера и модернизированной системой отопления, лёгкостью управления за счёт эргономичного расположения рычагов и педалей и оснащением системы поворота гидрорулём, наличием гидрораспределителя фирмы BOSCH.
На тракторе К-734 устанавливался дизель с турбонаддувом мощностью 250 л.с. Коробка передач была механической с шестернями постоянного зацепления четырёхрежимная с гидравлическим переключением передач без разрыва потока мощности в пределах режима, обеспечивала шестнадцать передач вперёд в диапазоне 3,6…28,8 км/ч и восемь назад. Эксплуатационная масса равнялась 13,4 т.
Конструкция трансмиссии трактора предусматривала шестнадцать передач вперёд с диапазоном 3,7…30,0 км/ч и восемь назад. Эксплуатационная масса равнялась 15,2 т.
Конструктивно он мало чем отличался от тракторов, поставлявшихся в 1996-1999 годы на экспорт К-734 и К-744, однако в них были усилены некоторые агрегаты, проведены мероприятия по увеличению надёжности и долговечности деталей, улучшено качество сборки, был установлен отечественный дизельный двигатель.
250-сильная модель трактора с двигателем ЯМЗ-238НД4 выпускалась заводом под обозначением К-744Р-05, 300-сильная под обозначением К-744Р-04. Передняя и задняя подвески у этих тракторов были жёсткими. Эксплуатационная масса составляла 13,4 т.
В 2000 году на Петербургском тракторном заводе (дочернее предприятие Кировского завода) освоили производство трактора К-744Р2.
Новый трактор был во многом унифицирован с трактором К-744Р1, но отличался уровнем мощности (рис. 19).
В новом тысячелетии Кировский завод сохранил направленность в тракторостроении, одно из его дочерних предприятий Петербургский тракторный завод продолжил выпуск тракторной техники, из года в год совершенствую её конструкцию и технологию производства. В 2008 году был разработан проект сельскохозяйственных тракторов нового поколения К-9000, в котором были использованы некоторые достижения мирового тракторостроения. Это было семейство тракторов разного уровня мощности: К-9360 (354 л.с.), К-9400 (401 л.с.), К-9430 (428 л.с.), К-9450 (455 л.с.), К-9500 (510 л.с.).
Трансмиссия трактора имела механическую четырёхрежимную коробку передач с электрогидравлическим переключением под нагрузкой (на ходу) без разрыва потока мощности. Количество передач вперёд было 16, назад 8, диапазон скоростей составлял 3,6…30,0 км/час.
Количество передач вперёд было 16 (имелось 4 режима работы), назад 8, диапазон скоростей составлял 3,6…30,0 км/час. Эксплуатационная масса различных марок тракторов варьировалась от 14,9 до 19,6 т.
В 2017 году Петербургским тракторным заводом выпущена новая серия погрузчиков и универсальных дорожных машин Кировец К-708, снабжённых двигателем ЯМЗ-238НДЗ мощностью 235 л.с. (рис. 22).
Гидромеханическая полуавтоматическая коробка передач на тракторе К-708 имела электропневматическое переключение передач и режимов и обеспечивает два режима – рабочий и транспортный. Трансмиссия обеспечивает 4 скорости вперёд и 4 скорости назад, максимальная скорость движения составляет 40 км/час. Эксплуатационная масса трактора К-708УДМ с бульдозером и погрузчиком составляет 23,0 т.
В 2020 году Петербургский тракторный завод начал выпуск совершенно новых сельскохозяйственных тракторов «Кировец» серии К-7М и К-525. Тракторы К-7М Ст1 относятся к тяжёлой серии и представлены 4 моделями: К-730М Ст1 (300 л.с.), К-735М Ст1 (350 л.с.), К-739М Ст1 (390 л.с.), К-742М Ст1 (420 л.с.). Все они оснащены двигателями Тутаевского моторного завода, имеющих электронный блок управления и удельный расход топлива 157 г/л.с.ч.(рис. 23).
Новая автоматическая КПП «Т7» 16F/8R: четырёхрежимная с гидравлическим силовым переключением передач и пневмопереключением режимов. В ней оптимизирован передаточный ряд, модернизирована раздаточная коробка, сделана новая конфигурация пневматического привода с автоматизированным переключением передач. Количество передач вперёд 16, назад 8. Максимальная транспортная скорость возросла до 32,1 км/час. Эксплуатационная масса различных марок тракторов серии К-7 составляет от 15,2 до 18,8 т.
В 2023 году на ПТЗ освоили производство ещё двух новых моделей «Кировцев» из линейки К-7М, эти тракторы оснащаются китайскими двигателями Weichai мощностью 430 л.с (К-743М) и 460 л.с (К-746М).
Тракторы «Кировец» К-525 открывают новый ряд универсальных машин мощностью 250 л.с. (рис. 24).
Это трактор класса тяги 5 массой 11,0 т с дизельным двигателем Ярославского моторного завода (ЯМЗ-53645). Компоновка и основные агрегаты тракторов данной серии максимально унифицированы с тракторами серии К-7М. В качестве опции предусматривается двухскоростной вал отбора мощности 540/1000 об/мин.
В 2024 году Петербургский тракторный завод расширил предложение для своих клиентов в линейке тракторов «Кировец» тягового класса 5. Потребителям предложены «скоростные» тракторы модели К525Т мощностью 250 л.с. (ЯМЗ-53645), а также новая модель К-530Т мощностью 300 л.с. (ЯМЗ-53715-10) [7].
Обновилась в новых тракторах и система управления КОМАНДПОСТ. Для управления новой коробкой передач теперь нужно вдвое меньше кнопок выбора режимов. В новой трансмиссии предусмотрено три варианта управления – ручное, автоматическое и режим поддержания скорости «круиз». Это решение не только уменьшает нагрузку на оператора и повышает производительность, но и снижает требования к квалификации механизатора.
Трактор К-530Т выпускается с четырехдиапазонной автоматической коробкой передач, его максимальная скорость 36 км/ч. Помимо новых моторно-силовых установок, у этой модели усилен шарнирный узел рамы, установлены новые баки и колёса с шинами 600/65R34, модифицированы передние крылья (рис. 25).
Сегодня каждый трактор семейства «Кировец» оснащается штатной системой удалённого контроля параметров КИРОВЕЦ-АГРОМОНИТОР. В режиме он-лайн можно отследить местоположение трактора, его текущую скорость, расход топлива, основные рабочие параметры и аварийные сигналы.
Обзор тракторной техники, выпускаемой под брендом «Кировец» отражает значительную часть истории развития тракторостроения в нашей стране.
Коллективу легендарного завода 100 лет назад наладившему серийный выпуск колёсных тракторов «Фордзон-Путиловец» удалось тем самым создать тракторостроительную отрасль в отечественном машиностроении. Это событие имело громадное значение для молодой социалистической страны, стремящейся в сжатые сроки провести индустриализацию и стать передовой державой с развитой промышленностью. На протяжении века заводчане стремились быть лидерами новой тракторостроительной отрасли и у них это получалось!
В 1934 году впервые в СССР работники завода Красный Путиловец наладили серийное производство пропашных колёсных тракторов «Универсал».
В 1946 году специалисты Кировского завода в Челябинске впервые в СССР поставили на серийное производство гусеничный промышленный трактор «Сталинец-80» (С-80).
В 1964 году на Кировском заводе впервые в СССР стал серийно выпускаться мощный трактор класса 5 с шарнирно-сочленённой рамой и всеми ведущими колёсами одинакового размера. С этого времени такая схема конструкции трактора стала фирменной у Кировского завода, она со значительными усовершенствованиями выпускается до сих пор.
Несмотря на революционные преобразования 90-х годов ХХ века, когда большинство тракторных заводов России прекратили своё существование, Кировчане сумели путём реорганизации предприятия, своевременного перевооружения станочного оборудования, грамотного совершенствования конструкции трактора и умелого выбора рынка сбыта выстоять в это тяжёлое время и уверенно присутствовать сегодня на современном рынке мобильной техники.
Реклама: АО «Петербургский тракторный завод». ИНН: 7805059867.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru