Столетняя история легендарных тракторов Кировского завода

18.05.2024
803
vk.com-logo
100 лет отечественному тракторостроению (источник: kirovets-ptz.com
100 лет отечественному тракторостроению (источник: kirovets-ptz.com

В 2024 году исполняется 100 лет с тех пор, как на заводе Красный Путиловец в Ленинграде приступили к производству трактора «Фордзон-Путиловец». Это был первый опыт серийного производства колёсного трактора в нашей стране. Подробностями о том, как именно развивалось отечественное тракторостроение сквозь года, поделились сотрудники Петербургского тракторного завода. Знаменательному событию предшествовала работа специалистов по определению места и объекта тракторного производства. Созданная в 1922 году при Госплане специальная комиссия провела анализ тракторной техники отечественного производства и поступающей из-за рубежа [1]. 

Слева - «Тракторный цех», 1931 г. (художник Филонов П.) и справа - «Коллективизация», 1928 г. (художник Симуков А.)
Слева - «Тракторный цех», 1931 г. (художник Филонов П.) и справа - «Коллективизация», 1928 г. (художник Симуков А.)

Необходимо отметить, что самобытные тракторы наших производителей были максимально просты в конструктивном плане и выпускались единичными партиями. Их производство носило полукустарный характер. Объяснялось это послевоенной разрухой, когда значительная часть предприятий не работало, инженерных кадров катастрофически не хватало, а снабжение металлом и необходимыми комплектующими остановилось. Ввиду этого, те немногочисленные заводы, которые в условиях НЭПа отважились производить нужную для села тяговую технику, производили её из того, что было на предприятиях. Так появились тракторы «Запорожец» из Токмака, «Карлик» из Марксштадта, «Коломенец-1» из подмосковной Коломны (рис. 1).

Рис. 1. Слева - трёхколёсный 12-ти сильный трактор «Запорожец». В центре – трёхколёсный 12-ти сильный трактор «Карлик». Справа колёсный 25-ти сильный трактор «Коломенец-1»
Рис. 1. Слева - трёхколёсный 12-ти сильный трактор «Запорожец». В центре – трёхколёсный 12-ти сильный трактор «Карлик». Справа колёсный 25-ти сильный трактор «Коломенец-1»
Все они нуждались в доводочных работах в конструктивном плане и тщательной технологической подготовки для освоения серийного производства. Всё это требовало времени и финансовых ресурсов количество которых определить было сложным.

Из зарубежной техники, самым привлекательной моделью был 20-ти сильный американский трактор «Фордзон», наиболее распространённый на тот период в мире. Это был современный трактор безрамной конструкции, работающий на керосине. Одно из важнейших его достоинств была относительно низкая цена, в Москве его предлагали по 1535 рублей (рис. 2).

Рис. 2. Слева – трактор «Фордзон» на пахоте, в центре Генри Форд.  Справа -  рисунок трактора «Фордзон»
Рис. 2. Слева – трактор «Фордзон» на пахоте, в центре Генри Форд. Справа - рисунок трактора «Фордзон»

Проведённые в 1922 году с 29 июля по 24 октября испытания на МИС ПСХА трактора «Фордзон» и 20-ти тракторов этой марки в Пермском тракторном отряде в целом показали хорошие результаты за исключением отдельных недостатков, которые рекомендовалось устранить [2]. 

По результатам опытных проверок авторитетные испытатели известные учёные В.П. Горячкин и П.М. Белянчиков дали положительное заключение, что определило перспективность данной модели трактора для воспроизводства в СССР. Немаловажным аргументом в пользу данного трактора явилось и то, что он изготовлялся в Америке на конвейере, именно эту технологию стремились освоить и в нашей стране.

Обследование тракторной комиссией Госплана предприятий, где можно было бы наладить производство сложной самоходной техники, привело к выбору в пользу завода Красный Путиловец в Ленинграде. Этому во многом способствовала активная позиция руководства, стремящегося полнее загрузить производственные мощности предприятия, получить централизованные средства на перевооружение станочного оборудования. Директором в то время был Афанасьев Степан Иванович, сумевший убедить центральные органы страны в необходимости финансирования завода по государственной программе [3].

По оригинальному образцу американского трактора «Фордзон», работники завода в конце 1923 - начале1924 года изготовили несколько тракторов, получивших название «Фордзон-Путиловец», все они подверглись испытаниям. Образцы №1 и №4 были отправлены на МИС ТСХА В.П. Горячкину, где провели их испытания в сравнении с американским трактором «Фордзон» (рис. 3) [4].
Рис. 3. Испытания трактора «Фордзон-Путиловец» на МИС ТСХА имени К.А. Тимирязева
Рис. 3. Испытания трактора «Фордзон-Путиловец» на МИС ТСХА имени К.А. Тимирязева

 Образец №3 был отправлен в агитационный пробег Москва - Нижний Новгород, где проходила традиционная Нижегородская ярмарка, на которой планировалось продемонстрировать новый советский трактор. 

Всесторонние испытания показали удовлетворительные результаты, а в протоколе Заседания посвященного их рассмотрению, проходившее под председательством В.П. Горячкина с участием заинтересованных сторон, в том числе и правительственных организаций, приведены слова сотрудника Госплана Н. Ветчинкина. Он отметил, что успешный пробег «Фордзона-Путиловца» Москва - Нижний Новгород доказал, что все существующие до сих пор опасения о том, что русским заводам не удастся получить трактор такой же прочности и выносливости, как американские не оправдались. В протоколе приведены также высказывания инженера завода Н. Власова о том, что Красный Путиловец имеет неограниченные возможности по наращиванию выпуска тракторов, а их стоимость в дальнейшем будет доведена до стоимости американской машины.

Освоение серийного выпуска колёсных тракторов на заводе Красный Путиловец осуществлялось в СССР впервые. Решая многочисленные проблемы свойственные первопроходцам, коллектив завода постепенно осваивал технологию серийного выпуска колёсных тракторов, тем самым создавая новую для нашей страны отрасль машиностроения – тракторостроительную.

С 1924 по 1933 год завод выпустил более 40000 тракторов, которые стали символом коллективизации в сельском хозяйстве, продемонстрировали силу и мощь «железного коня» на работах в селе (рис. 4).
Рис. 4. Агитплакаты с изображением трактора «Фордзон-Путиловец»
Рис. 4. Агитплакаты с изображением трактора «Фордзон-Путиловец»

С началом выпуска более мощной модели колёсного трактора СХТЗ-15/30 на заводах-гигантах Сталинграда и Харькова потребность в «Фордзонах-Путиловцах» отпала. Завод стал осваивать производство новой модели трактора, в которой остро нуждалось сельское хозяйство страны.

В СССР разворачивалось движение за снижение импортных поставок сложной техники, за полную техническую самостоятельность. Производственный опыт завода Красный Путиловец в области тракторостроения приобретал важную роль для всей страны (рис. 5).
Рис. 5. Агитплакат начала 30-х годов ХХ века.
Рис. 5. Агитплакат начала 30-х годов ХХ века.

В этом году исполняется 90 лет с тех пор как в 1934 г. из ворот завода Красный Путиловец вышли первые образцы пропашного трактора «Универсал-1». Впервые в СССР состоялось освоение серийного производства пропашного трактора, предназначенного выполнять большой объём работ в междурядьях сельскохозяйственных культур. Прообразом данной модели послужила конструкция американского трактора «Фармол» мощностью 20 л.с. массой 2050 кг, двигатель которого работал на керосине (рис. 6).

Рис. 6. Слева – трактор «Фармол». В центре – трактор «Универсал-1».  Справа – трактор «Универсал-2».
Рис. 6. Слева – трактор «Фармол». В центре – трактор «Универсал-1». Справа – трактор «Универсал-2».
Задние колёса у трактора были ведущими большого диаметра. Передние колёса были максимально сближены и имели небольшой диаметр, что придавало хорошую манёвренность на разворотных полосах при возделывании хлопка. Завод производил и тракторы «Универсал-2», отличием которого было наличие полноценного переднего моста.

Тракторы серии «Универсал», производства завода Красный Путиловец стали первыми из советских тракторов экспортироваться большими партиями за границу в Голландию, Иран, Турцию, что говорило о хорошем качестве продукции. Тракторы «Универсал» с 1945 года были освоены в производстве на новом тракторном заводе во Владимире. С 1934 по 1955 гг. на заводах в Ленинграде и Владимире было выпущено более 210000 тракторов марки «Универсал» всех модификаций.

Возросший профессионализм специалистов Ленинградского Кировского завода (до декабря 1934 г. – Красный Путиловец), позволил им заняться проектированием гусеничного пропашного трактора. В 1937 году, взяв за основу американский трактор «Катерпиллер» (R-2) ими был спроектирован трактор К-3, предназначенный для возделывания хлопка. Вслед за ним появились модификации К-4 и К-5 для обработки виноградников и посевов свеклы.

Изготовление и испытание тракторных образцов в 1938 году позволили провести их модернизацию и создать усовершенствованные модели К-5, К-6, К-7, которые прошли испытания в производственных условиях сельского хозяйства. После их доработки появись тракторы под марками К-8, К-9, К-10, которые показали хорошие результаты на испытаниях и получили положительное заключение государственной комиссии. Их можно было ставить на серийное производство, но не состоялось, началась Великая Отечественная война.

Труды конструкторов Кировского завода были востребованы в 1943 году, когда специалисты НАТИ доработав чертежи на тракторы, передали их вновь построенному Липецкому тракторному заводу. Проведя доводочные работы, ЛТЗ освоил выпуск тракторов под маркой КД-35, что означало – Кировский дизельный мощностью 35 л.с. (рис. 7).

Рис. 7. Слева – тракторы К-8 и К-9 Кировского завода на выставке в Москве. Справа – трактор КД-35 Липецкого тракторного завода
Рис. 7. Слева – тракторы К-8 и К-9 Кировского завода на выставке в Москве. Справа – трактор КД-35 Липецкого тракторного завода

С началом войны 1941 года, основная часть Ленинградского Кировского завода была перебазирована на Урал, где на базе ЧТЗ был создан Кировский завод Наркомата танковой промышленности в г. Челябинске (1941-1958 гг.). В этот период основные силы коллектива были направлены, но создание боевой техники. Тем не менее, в 1943 году директивные документы по Наркомату танкового машиностроения предприятию предписывалось начать разработку гусеничного дизельного трактора мощностью 80…120 л.с.

За основу нового трактора была выбрана американская модель D-6 фирмы «Катерпиллер», которая поставлялась в СССР по ленд-лизу во время войны. В 1945 году новый трактор получивший название «Сталинец-80» (С-80) был создан, а с 1946 года он стал выпускаться серийно (рис. 8) [5].
Рис. 8. Гусеничный трактор «Сталинец-80» в работе с грейдером
Рис. 8. Гусеничный трактор «Сталинец-80» в работе с грейдером

Это была первая модель промышленного трактора в СССР, мощностью 93 л.с. массой 11,8 т. Трактор выпускался под маркой Кировского завода до 1958 г., а затем под маркой ЧТЗ до 1961 г. Всего таких тракторов было произведено более 200000 единиц, они активно использовались не только в строительстве, но и при освоении целинных земель на пахотных работах.

В рамках Кировского завода в г. Челябинске в 1952-1958 гг. конструкторами предприятия был создан мощный гусеничный трактор Т-140, серийное производство которого было налажено на Брянском автомобильном заводе с 1958 года.

В 1947 году, впервые в мире на Ленинградском Кировском заводе был создан и поставлен на производство уникальный трелёвочный трактор КТ-12, который предназначался для вывозки леса с места рубки до склада. Это был гусеничный трактор специальной компоновки с передним расположением кабины с задним откидным щитом и механической лебёдкой, что позволяло загружать одну сторону хлыстов на платформу и волоком транспортировать до 5…6 кубометров древесины за один рейс (рис. 9) [6].

Рис. 9. Трелёвочный трактор КТ-12 Кировского завода
Рис. 9. Трелёвочный трактор КТ-12 Кировского завода
Двигатель трактора был газогенераторным мощностью 35 л.с., масса трактора составлял 5,8 т. Трактор серийно выпускался на ЛКЗ с 1947 по 1951 гг., а потом его производство было переведено на Минский тракторный завод. Разработчики трактора стали лауреатами Сталинской премии.

60 лет назад в 1964 году Кировский завод поставил на серийное производство мощный колёсный трактор 5-го тягового класса К-700 с шарнирно-сочленённой рамой, со всеми одинаковыми и ведущими колёсами большого диаметра. Двигатель трактора оснащался турбонаддувом и обладал мощностью в 200 л.с., коробка передач имела 16 передач вперёд и 8 назад (рис. 10) [6].

Скорость трактора могла варьироваться от 2,8 до 30,8 км/ч, масса трактора составляла 12 т. Трактор такого уровня мощности и такой компоновки был сделан впервые в СССР. Общее количество выпущенных тракторов К-700 за 1964-1975 годы составило 105500 штук.

Принципиальная компоновочная схема этого трактора сохранилась и в современных образцах тяговых машин, выпускаемых Кировским производственным объединением. В 1968 году «Кировец» был отмечен Золотой медалью на международной выставке в Маклееберге (ГДР), а на следующий год на выставке в Париже он был назван самым мощным сельскохозяйственным колёсным трактором в мире.

В 1975 году на производственный конвейер Ленинградского Кировского завода был поставлен модернизированный колёсный трактор К-701 (рис. 11).

Слева (Рис. 10) - колёсный трактор К-700 с шарнирно-сочленённой рамой, справа (Рис. 11) - колёсный трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-701
Слева (Рис. 10) - колёсный трактор К-700 с шарнирно-сочленённой рамой, справа (Рис. 11) - колёсный трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-701

На тракторе К-701 устанавливался двигатель с турбонаддувом (ЯМЗ-240Б) мощностью 300 л.с. коробка передач имела 16 передач вперёд и 8 назад. Скорость трактора могла варьироваться от 2,9 до 33,8 км/ч, масса трактора равнялась 13,5 т.

Одновременно с трактором К-701 на конвейер завода в 1975 году был поставлен трактор К-700А, мощностью 215 л.с. и эксплуатационной массой 12,8 т (рис. 12).
Рис. 12. Колёсный трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-700А
Рис. 12. Колёсный трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-700А

Тракторы К-701 и К-700А были унифицированы между собой и отличались главным образом конструкцией моторной установки и скоростным рядом коробки передач. Мощные сельскохозяйственные тракторы Кировского завода неоднократно выставлялись на международных выставках в 1973-1978 годах и не единожды удостаивались самых высоких наград. Тракторы К-701 и К-700А выпускались вплоть до 2002 года, пока на их смену не пришли более совершенные модели.

В 1978 году была создана промышленная модификация трактора К-701, получившая маркировку К-703. Эта модель имела реверсивный пост управления, что значительно облегчало работу оператора при перемене направления движения назад или вперёд. На базе этого трактора создавались лесохозяйственные машины: лесоштабелер ЛТ-195, фронтальный погрузчик ПФ-1, лесотрелёвочная машина МЛ-56 (рис.13).
Рис. 13. Промышленный трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-703
Рис. 13. Промышленный трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-703

В конце 1970-х годов специалисты Кировского завода собрали экспериментальные образцы нового трактора К-710, это был мощный гигант класса 8, предназначенный для работы в сельском хозяйстве.

На нём устанавливался двигатель с турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха мощностью 500 л.с., коробка передач имела 16 передач вперёд и 8 назад, масса трактора достигла 17 т (рис. 14).
Рис. 14. Экспериментальный образец трактора с шарнирно-сочленённой рамой К-710 (Ильич)
Рис. 14. Экспериментальный образец трактора с шарнирно-сочленённой рамой К-710 (Ильич)

В 1980 году трактор испытывался на полях страны и показал хорошую производительность, однако в серию он не пошёл. Возможно и из-за того, что не было на тот момент сельскохозяйственных машин способных загрузить его мощность круглый год. Такой исполин стоил дорого, и его простои могли стать большим убытком для селян. Трактор К-710 получил негласное название «Ильич», связано это с тем, что в 1980 году исполнялось 110 лет основателю Советского Союза Владимиру Ильичу Ленину (Ульянову). Естественное стремление руководителей в советское время было приурочить достижения своих предприятий к знаменательной дате, и было здорово, если удавалось это достижение увязать с эпохальным именем.

35 лет назад, в 1989 году на производственный конвейер Кировского завода был поставлен колёсный трактор нового дизайна К-701М (рис. 15).
Рис. 15. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-701М
Рис. 15. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-701М

Трактор К-701М являлся модификацией трактора К-701 и отличался установкой более мощного двигателя ЯМЗ-8423 мощностью 335 л.с., новой кабиной и новой облицовкой, а также рядом других усовершенствований.

Конструкция трансмиссии трактора предусматривала шестнадцать передач вперёд с диапазоном 3,66…30,00км/ч и восемь назад, с диапазоном 6,40…23,00км/ч. Эксплуатационная масса составляла 14,6 т.

В 1995 году специалисты Кировского завода, совместно с немецкими партнёрами подготовили для серийного производства два новых трактора отличающихся друг от друга двигателями разного уровня мощности. Новая техника стала логичным развитием конструкции трактора с шарнирно-сочленённой рамой со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колёсами.

При его модернизации разработчики по максимуму воплотили в конструкцию достижения мирового тракторостроения, т.к. новые тракторы предназначались в основном для поставки на экспорт. Одна из моделей менее мощная выпускалась под аббревиатурой К-734 (рис. 16).
Рис. 16. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-734
Рис. 16. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-734

По сравнению с предыдущей моделью трактора новые «Кировцы» отличались: более привлекательным дизайном, наличием каркаса безопасности кабины, улучшенной обзорностью с места водителя, более комфортабельными условиями работы водителя за счёт применения кондиционера и модернизированной системой отопления, лёгкостью управления за счёт эргономичного расположения рычагов и педалей и оснащением системы поворота гидрорулём, наличием гидрораспределителя фирмы BOSCH.

На тракторе К-734 устанавливался дизель с турбонаддувом мощностью 250 л.с. Коробка передач была механической с шестернями постоянного зацепления четырёхрежимная с гидравлическим переключением передач без разрыва потока мощности в пределах режима, обеспечивала шестнадцать передач вперёд в диапазоне 3,6…28,8 км/ч и восемь назад. Эксплуатационная масса равнялась 13,4 т.

Трактор К-744 был более мощным, чем К-734 на нём устанавливался двигатель с турбонаддувом в 354 л.с., немецкой фирмы «Мерседес» или близкий по мощностным показателям мотор Ярославского завода (рис. 17).

Конструкция трансмиссии трактора предусматривала шестнадцать передач вперёд с диапазоном 3,7…30,0 км/ч и восемь назад. Эксплуатационная масса равнялась 15,2 т.

В конце 90-х годов ХХ века конструкторы Кировского завода разработали ещё одну модификацию трактора, получившую наименование К-744Р литера «Р» означала «Россия», он предназначался для использования в российских условиях. В начале 2000 года обновлённый трактор был поставлен на серийное производство под маркой К-744Р1 (рис. 18).
Слева (Рис.17) - трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-744, справа (Рис. 18) - трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-744Р1
Слева (Рис.17) - трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-744, справа (Рис. 18) - трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-744Р1

Конструктивно он мало чем отличался от тракторов, поставлявшихся в 1996-1999 годы на экспорт К-734 и К-744, однако в них были усилены некоторые агрегаты, проведены мероприятия по увеличению надёжности и долговечности деталей, улучшено качество сборки, был установлен отечественный дизельный двигатель.

На тракторе К-744Р1 устанавливался двигатель Ярославского моторного завода с турбонаддувом мощностью 300 л.с. (ЯМЗ-238НД5). Конструкция трансмиссии трактора предусматривала шестнадцать передач вперёд в диапазоне 3,60…28,80 км/час и восемь назад. Эксплуатационная масса равнялась 14,9 т.

250-сильная модель трактора с двигателем ЯМЗ-238НД4 выпускалась заводом под обозначением К-744Р-05, 300-сильная под обозначением К-744Р-04. Передняя и задняя подвески у этих тракторов были жёсткими. Эксплуатационная масса составляла 13,4 т.

В 2000 году на Петербургском тракторном заводе (дочернее предприятие Кировского завода) освоили производство трактора К-744Р2.

Новый трактор был во многом унифицирован с трактором К-744Р1, но отличался уровнем мощности (рис. 19).

Рис. 19. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-744Р2
Рис. 19. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-744Р2
На тракторе К-744Р2 устанавливался дизельный двигатель Тутаевского моторного завода ТМЗ-8481.10 мощностью 350 л.с. Конструкция трансмиссии трактора К-744Р2 предусматривала шестнадцать передач вперёд диапазоном 3,70…30,00 км/час и восемь назад. Эксплуатационная масса равнялась 15,7 т.

В новом тысячелетии Кировский завод сохранил направленность в тракторостроении, одно из его дочерних предприятий Петербургский тракторный завод продолжил выпуск тракторной техники, из года в год совершенствую её конструкцию и технологию производства. В 2008 году был разработан проект сельскохозяйственных тракторов нового поколения К-9000, в котором были использованы некоторые достижения мирового тракторостроения. Это было семейство тракторов разного уровня мощности: К-9360 (354 л.с.), К-9400 (401 л.с.), К-9430 (428 л.с.), К-9450 (455 л.с.), К-9500 (510 л.с.).

На новых тракторах семейства «Кировец» устанавливались экономичные двигатели фирмы «Мерседес-Бенц», удельный расход дизельного топлива составлял 150 г/л.с.ч. Двигатели имели непосредственный впрыск топлива с электронным управлением и турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха (рис. 20).
Рис. 20. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой семейства К-9000
Рис. 20. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой семейства К-9000

Трансмиссия трактора имела механическую четырёхрежимную коробку передач с электрогидравлическим переключением под нагрузкой (на ходу) без разрыва потока мощности. Количество передач вперёд было 16, назад 8, диапазон скоростей составлял 3,6…30,0 км/час.

В 2014 году была проведена глубокая модернизация тракторов серии К-744Р. Потребителям было представлено 8 моделей тракторов в двух модификациях. Все они различались по уровню мощности, так тракторы модификации «Стандарт» оснащались отечественными двигателями Тутаевского и Ярославского моторных заводов и обозначались: К-744Р1 (300 л.с.), К-744Р2 (350 л.с.), К-744Р3 (390 л.с.), К-744Р4 (420л.с.). Тракторы модификации «Премиум» оснащались двигателями иностранного производства: К-744Р1 (306 л.с.), К-744Р2 (354 л.с.), К-744Р3 (401 л.с.), К-744Р4 (428 л.с.) (рис. 21).
Рис. 21.Трактор с шарнирно-сочленённой рамой обновлённой серии К-744Р
Рис. 21.Трактор с шарнирно-сочленённой рамой обновлённой серии К-744Р

Количество передач вперёд было 16 (имелось 4 режима работы), назад 8, диапазон скоростей составлял 3,6…30,0 км/час. Эксплуатационная масса различных марок тракторов варьировалась от 14,9 до 19,6 т.

В представленной линейке имелись модификации с гусеничными движителями. При необходимости вместо четырёх колёс можно установить четыре гусеницы треугольного типа, что обеспечивало значительное снижения удельного давления на почву.

В 2017 году Петербургским тракторным заводом выпущена новая серия погрузчиков и универсальных дорожных машин Кировец К-708, снабжённых двигателем ЯМЗ-238НДЗ мощностью 235 л.с. (рис. 22).

Рис. 22. Промышленная модификация трактора с шарнирно-сочленённой рамой К-708
Рис. 22. Промышленная модификация трактора с шарнирно-сочленённой рамой К-708

Гидромеханическая полуавтоматическая коробка передач на тракторе К-708 имела электропневматическое переключение передач и режимов и обеспечивает два режима – рабочий и транспортный. Трансмиссия обеспечивает 4 скорости вперёд и 4 скорости назад, максимальная скорость движения составляет 40 км/час. Эксплуатационная масса трактора К-708УДМ с бульдозером и погрузчиком составляет 23,0 т.

На тракторе установлена комфортабельная кабина с каркасом безопасности и реверсивным постом управления, она оснащена отопителем и кондиционером. Управление навесными агрегатами осуществляется с помощью джойстика.

В 2020 году Петербургский тракторный завод начал выпуск совершенно новых сельскохозяйственных тракторов «Кировец» серии К-7М и К-525. Тракторы К-7М Ст1 относятся к тяжёлой серии и представлены 4 моделями: К-730М Ст1 (300 л.с.), К-735М Ст1 (350 л.с.), К-739М Ст1 (390 л.с.), К-742М Ст1 (420 л.с.). Все они оснащены двигателями Тутаевского моторного завода, имеющих электронный блок управления и удельный расход топлива 157 г/л.с.ч.(рис. 23).

Рис. 23.Трактор с шарнирно-сочленённой рамой серии К-7М
Рис. 23.Трактор с шарнирно-сочленённой рамой серии К-7М
Тракторы К-7М получили изменения во внешней облицовке, а также колёса увеличенного диаметра (710/70R38), кабину повышенного комфорта, новую КПП и усовершенствованные мосты. На новых тракторах стали устанавливаться опции точного земледелия.

Новая автоматическая КПП «Т7» 16F/8R: четырёхрежимная с гидравлическим силовым переключением передач и пневмопереключением режимов. В ней оптимизирован передаточный ряд, модернизирована раздаточная коробка, сделана новая конфигурация пневматического привода с автоматизированным переключением передач. Количество передач вперёд 16, назад 8. Максимальная транспортная скорость возросла до 32,1 км/час. Эксплуатационная масса различных марок тракторов серии К-7 составляет от 15,2 до 18,8 т.

В 2023 году на ПТЗ освоили производство ещё двух новых моделей «Кировцев» из линейки К-7М, эти тракторы оснащаются китайскими двигателями Weichai мощностью 430 л.с (К-743М) и 460 л.с (К-746М).

Шестицилиндровые рядные двигатели имеют электронный блок управления и при частоте 1900 об/мин расходуют соответственно 148 и 140 г/л.с.ч. Эксплуатационная масса этих моделей равна 16,50 и 18,83 т.

Тракторы «Кировец» К-525 открывают новый ряд универсальных машин мощностью 250 л.с. (рис. 24).

Рис. 24.Трактор с шарнирно-сочленённой рамой «Кировец» К-525
Фото: kirovets-ptz.com
Рис. 24.Трактор с шарнирно-сочленённой рамой «Кировец» К-525

Это трактор класса тяги 5 массой 11,0 т с дизельным двигателем Ярославского моторного завода (ЯМЗ-53645). Компоновка и основные агрегаты тракторов данной серии максимально унифицированы с тракторами серии К-7М. В качестве опции предусматривается двухскоростной вал отбора мощности 540/1000 об/мин.

В 2024 году Петербургский тракторный завод расширил предложение для своих клиентов в линейке тракторов «Кировец» тягового класса 5. Потребителям предложены «скоростные» тракторы модели К525Т мощностью 250 л.с. (ЯМЗ-53645), а также новая модель К-530Т мощностью 300 л.с. (ЯМЗ-53715-10) [7].

«Кировец» К-525Т оснащается новой двухдиапазонной автоматической коробкой передач Т5-А, обеспечивающей 16 передач вперёд и 8 назад. В транспортном режиме этот трактор может перемещаться со скоростью 50 км/ч. В новой коробке передач два полноценных диапазона скоростей – рабочий и транспортный, переключение передач в каждом диапазоне осуществляется без разрыва потока мощности.

Обновилась в новых тракторах и система управления КОМАНДПОСТ. Для управления новой коробкой передач теперь нужно вдвое меньше кнопок выбора режимов. В новой трансмиссии предусмотрено три варианта управления – ручное, автоматическое и режим поддержания скорости «круиз». Это решение не только уменьшает нагрузку на оператора и повышает производительность, но и снижает требования к квалификации механизатора.

Трактор К-530Т выпускается с четырехдиапазонной автоматической коробкой передач, его максимальная скорость 36 км/ч.  Помимо новых моторно-силовых установок, у этой модели усилен шарнирный узел рамы, установлены новые баки и колёса с шинами 600/65R34, модифицированы передние крылья (рис. 25). 

Рис. 25. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-530Т
Фото: kirovets-ptz.com
Рис. 25. Трактор с шарнирно-сочленённой рамой К-530Т

Сегодня каждый трактор семейства «Кировец» оснащается штатной системой удалённого контроля параметров КИРОВЕЦ-АГРОМОНИТОР. В режиме он-лайн можно отследить местоположение трактора, его текущую скорость, расход топлива, основные рабочие параметры и аварийные сигналы.

Современный трактор марки «Кировец» Петербургского тракторного завода несет в своей конструкции все достижения современного технического прогресса, эффективно выполняет технологические операции в сельскохозяйственном производстве и обеспечивает комфортные условия работы тракториста.

Обзор тракторной техники, выпускаемой под брендом «Кировец» отражает значительную часть истории развития тракторостроения в нашей стране.

Коллективу легендарного завода 100 лет назад наладившему серийный выпуск колёсных тракторов «Фордзон-Путиловец» удалось тем самым создать тракторостроительную отрасль в отечественном машиностроении. Это событие имело громадное значение для молодой социалистической страны, стремящейся в сжатые сроки провести индустриализацию и стать передовой державой с развитой промышленностью. На протяжении века заводчане стремились быть лидерами новой тракторостроительной отрасли и у них это получалось! 

В 1934 году впервые в СССР работники завода Красный Путиловец наладили серийное производство пропашных колёсных тракторов «Универсал».

Перед Великой Отечественной войной специалисты Кировского завода впервые в СССР создали гусеничный пропашной трактор К-8 и его модификации К-9 и К-10.

В 1946 году специалисты Кировского завода в Челябинске впервые в СССР поставили на серийное производство гусеничный промышленный трактор «Сталинец-80» (С-80).

В 1947 году на Ленинградском Кировском заводе впервые в мире был поставлен на серийное производство гусеничный трелёвочный трактор КТ-12.

В 1964 году на Кировском заводе впервые в СССР стал серийно выпускаться мощный трактор класса 5 с шарнирно-сочленённой рамой и всеми ведущими колёсами одинакового размера. С этого времени такая схема конструкции трактора стала фирменной у Кировского завода, она со значительными усовершенствованиями выпускается до сих пор.

Из года в год, совершенствуя технологию производства, внедряя современные конструкции тракторов, повышая технический уровень персонала, коллектив Кировского объединения являются сегодня лидером отечественного тракторостроения.

Несмотря на революционные преобразования 90-х годов ХХ века, когда большинство тракторных заводов России прекратили своё существование, Кировчане сумели путём реорганизации предприятия, своевременного перевооружения станочного оборудования, грамотного совершенствования конструкции трактора и умелого выбора рынка сбыта выстоять в это тяжёлое время и уверенно присутствовать сегодня на современном рынке мобильной техники.

Специалисты завода, его руководители своим отношением к труду и достижениями в техническом прогрессе тракторной техники вселяют уверенность труженикам сельскохозяйственного производства в надёжности поставок современных мобильных энергосредств для возделывания агрокультур, что гарантирует продовольственную безопасность страны.

Реклама: АО «Петербургский тракторный завод». ИНН: 7805059867.

Марш Кировцев, или парад во главе с вековым трактором — как это было?

Тракторы КИРОВЕЦ восстанавливают земельные фонды России

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA