У многих тракторных заводов и мировых производителей сельхозтехники в линейке присутствуют гусеничные модели, главными преимуществами которых являются повышенные тяговые характеристики и сниженные показатели давления и уплотнения почв. Как правило, такой подход позволяет работать на влажной почве ранней весной, а также при условии агрегатирования с тяжелыми глубокорыхлителями и иными широкозахватными посевными и почвообрабатывающими орудиями.
Несмотря на то, что основу машинно-тракторного парка отечественных фермеров в основном составляют колесные модели, всё большую популярность среди аграриев набирают гусеничные версии агромашин с резиноармированной гусеницей, которые позволяют беспрепятственно передвигаться как по полям, так и по дорогам общего пользования.
Стоит отметить, что современные гусеницы имеют высокую стоимость, да и к тому же сегодня достаточно проблематично приобрести качественную резиноармированную гусеницу на рынке России. Именно поэтому грамотное обслуживание и своевременный уход за гусеницами выходит на первое место. «ГлавПахарь» предлагает Вам изучить особенности гусеничной техники и ознакомиться с основными практическими советами по уходу за гусеничными лентами сельхозмашин.
Прежде чем перейти к рекомендациям по уходу за гусеницами, напомним, что первым гусеничным трактором в России стала разработка саратовского крестьянина Федора Блинова, который в 1877 году представил устройство, по типу напоминающее вагон на гусеничном ходу. Модель имела паровой двигатель, сопоставимый с моторами мощностью 12 л.с., а скорость агрегата составляла до 3,2 км/час.
В США первую гусеничную машину представили Бэст и Хольт, которые создали трактор с навешенным на него бульдозерным оборудованием, которое чуть позже стало прародителем современного трактора-бульдозера.
На мировом рынке можно найти большое количество гусеничных тракторов, и в том числе высокопроизводительных. Только за прошлый год бренды John Deere, CLAAS и Case IH презентовали новые модели в этом классе агромашин (John Deere 9RX, CLAAS XERION 12.650, Case IH Quadtrac 715).
Сегодня в России и Беларуси гусеничные тракторы выпускают не так много заводов. Среди ярких примеров: МТЗ, АГРОМАШ, Алтайлесмаш, ДСТ-Урал и несколько других. Довольно интересные прототипы, однако которые не ушли именно в массовый рынок, ранее также представляли на Петербургском тракторном заводе и Брянском тракторном заводе. Знают в отрасли и о гусеничных тракторах cерии Delta Track с шарнирно-сочлененной рамой и двигателем мощностью 460-620 л.с. от Ростсельмаш.
Одной из последних новинок отечественного тракторостроения стал гусеничный сельскохозяйственный трактор FT80 от «ДСТ-Урал», который предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями.
Трактор FT80 доступен в нескольких исполнениях. Он оснащается рядными 6-цилиндровыми и V-образными 8-цилиндровыми двигателями мощностью от 300 до 600 л.с. Тракторы FT имеют пневматическую систему с 3-сторонним подключением к ней. Пневматическая система позволяет продувать радиатор и прочие узлы от пыли, накачивать колеса прицепных агрегатов.
Тракторы оснащаются гидравлическим ВОМ со сменными хвостиками, что позволяет точно регулировать и поддерживать заданную частоту вращения.
Кабина трактора оснащена климатической системой с кондиционером, фильтром салона, регулируемым подрессоренным анатомическим креслом с подогревом (полноценное эргономическое сиденье оператора с регулировками в 9-ти направлениях). Кроме того, для безопасности кабина оснащена встроенной системой защиты ROPS/FOPS.
Другая модель, которую так ждут российские аграрии, — гусеничный трактор АГРОМАШ-Руслан с шестицилиндровым двигателем мощностью 340 л.с., новой гидравликой и трансмиссией с 16 передачами переднего и 3 заднего хода. Его выход на рынок по-прежнему остается вопросом времени.
В целом ситуация с высокомощными гусеничными тракторами на российском рынке действительно интересная и при этом не простая. Именно серийным производством полноценных сельскохозяйственных гусеничных тракторов на просторах отечественного рынка занимается только МТЗ и АГРОМАШ, но и то речь идет про среднемощные и маломощные компактные тракторы BELARUS-2103 (мощностью 212 л.с.) и АГРОМАШ 90ТГ (аналог ДТ-75 мощностью 95-100 л.с.).
И тут мы снова возвращаемся к тому, что такая рыночная конъюнктура преимущественно с импортными гусеничными агрегатами уже эксплуатирующимися в парке фермеров в паре с тем, что ни иностранных тракторов, ни официально лицензированных к ним гусениц сейчас «днем с огнем не сыщешь», да ещё и большая стоимость этих решений — всё это возвращает нас к мысли о том, что «грамотное обслуживание и своевременный уход за гусеницами сегодня выходят на первое место». И об этом мы предлагаем поговорить дальше.
Грамотное обслуживание продлевает срок службы гусениц, а также производительность машин в долгосрочной перспективе. Обслуживание гусениц следует начать с осмотра. Необходимо проверить наличие незакрепленных или отсутствующих внутренних направляющих выступов и внешних ступенек, обращая особое внимание на порезы или разрывы.
Если кординг обнажен, но не поврежден, необходимо немедленно отремонтировать путь, чтобы избежать влияния повреждения на структурную целостность движителя. Если конструкция гусеницы осталась неповрежденной, следует узнать у дилера или производителя возможности самостоятельного восстановления. Такой ремонт может потребовать замены внутренних и внешних выступов или устранения повреждений в протекторе.
При проведении обслуживания также следует проверить, нет ли ослабленных болтов и видимых повреждений катков, а также осмотреть конструкцию рамы вокруг точек крепления на предмет трещин или признаков коррозии.
Плановая проверка масла в планетарных редукторах и смазка ходовой части — залог бесперебойной работы машины во время выполнения сельскохозяйственных работ. Помните, что проблемный узел проще снять, осмотреть, очистить и сразу отремонтировать (при необходимости), чем ждать, когда он окончательно выйдет из строя и станет серьезной угрозой для эффективной эксплуатации техники.
Также стоит провести тестовую проверку и проконтролировать, как гусеницы совершают несколько поворотов, чтобы удостовериться, что они движутся прямо и нет проблем с их выравниванием.
Для коррекции выравнивания гусеничной рамы следует проверить соосность её с шасси и установить оптимальные углы передних направляющих колес.
Говоря о гусеницах, следует упомянуть, что на смену европейским компаниям, ушедшим с отечественного рынка, которые поставляли гусеничные ленты для техники таких брендов, как Challenger, Fendt, John Deere и Case IH, пришли новые поставщики. При этом выпуск гусениц, пускай и не совсем в тех объемах, в которых хотелось бы, уже налажен в России. Так, отечественный производитель Composit (ООО «НПО «Композит») недавно презентовал новые гусеницы FD762A, которые подходят для тракторов марки John Deere серий 8RX/8RT и 9RX/9RT.
Компания в сотрудничестве с Минским тракторным заводом также разработала гусеницы 500А для тракторов «BELARUS-2103». Их уникальность заключается в том, что они могут быть установлены вместо металлических гусениц без необходимости внедрения каких-либо доработок или изменения настроек ходовой части машины. Кроме того, Composit также разработал гусеницы серии 700A для зерноуборочных комбайнов Vector 250 Track.
Поставку гусеничных лент для тракторов иностранного производства c 2023 года также начали некоторые дилеры и дистрибьюторы сельхозтехники в нашей стране. В основном это решения родом из азиатских стран.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru