На базе МВЦ «Крокус Экспо» в Москве состоялось масштабное рабочее совещание — Российский Агротехнический Форум-2020.
Мероприятие из года в год является одним из ключевых событий для сектора отечественного сельхозмашиностроения.
«ГлавПахарь» присутствовал на форуме и предлагает Вам ознакомиться с основными итогами работы и актуальными вопросами локализации производства сельскохозяйственной техники.
06 октября 2014 года прошел первый Российский агротехнический форум, в рамках которого были рассмотрены ключевые меры по технической и технологической модернизации сельского хозяйства.
В текущем году форум в седьмой раз собрал профессионалов отрасли для обсуждения наиболее актуальных и проблемных вопросов.
Площадка стала местом для обсуждения введения новых механизмов господдержки, построения планов по реализации продукции на мировых рынках, обсуждения трендов по развитию искусственного интеллекта и его внедрения в современные агромашины.
В рамках текущего форума профессионалы и специалисты отрасли обсудили:
Мероприятие собрало более 250 человек, среди них: руководители органов государственной власти, владельцы агрохолдингов и машиностроительных предприятий, руководители сервисных и дилерских организаций, эксперты отрасли и СМИ.
Форум включал в себя два ключевых события:
В рамках форума эксперты обсудили, как видят ближайшее будущее машиностроители, сельхозтоваропроизводители и их потребители, а также наиболее острые и актуальные проблемы АПК.
В форуме приняли участие:
«Коронакризис в меньшей степени сказался на сельском хозяйстве: в отрасли сельхозмашиностроения и сельского хозяйства статистика позитивная. За восемь месяцев этого года производство сельхозмашин выросло на 13%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
«В 2020 году российскими производителями поставлены в производство более 120 новых моделей комбайнов, тракторов, прицепной и прочей техники. Также в 2020 году прогнозируется увеличение экспорта сельхозтехники в России до 13,6 млрд руб., что в 3,4 раза больше чем в 2014 году».
«Надежная и качественная сельхозтехника — это основа модернизации агропромышленного комплекса. Для решения задачи по вводу в оборот залежных земель потребуется существенно увеличить объемы приобретения сельхозмашин. Своевременные поставки сельхозтехники необходимо продолжать для соблюдения всех агротехнических сроков».
«Бизнес-процессы компании ушли в цифровую платформу. Удалось нарастить поставки сельхозтехники до рекордных значений и расширить базу клиентов, в том числе за счет нового онлайн-маркетплейса. В период пандемии Росагролизинг вышел с антикризисным предложением для аграрного бизнеса, благодаря чему сельхозтоваропроизводители смогли приобретать средства производства на еще более выгодных условиях».
«Сегодня основным механизмом поддержки производителей сельхозтехники является Программа № 1432. В условиях кризиса необходимо сохранить действующие меры господдержки, а также снизить налоговую нагрузку».
Ключевым событием в рамках форума стала тематическая сессия: «Локализация сельхозтехники: стресс-факторы и необходимые меры».
Главные вопросы для обсуждения:
Модератором мероприятия выступил генеральный директор АО «Евротехника» Вадим Смирнов.
В сессии приняли участие:
В ходе рабочего совещания участники мероприятия пришли к общему мнению, что развитие отечественного рынка комплектующих играет решающую роль в процессе локализации сельхозмашиностроения в России.
Генеральный директор АО «Евротехника» Вадим Смирнов в своем выступлении рассказал о слабых точках ПП №719 и ПП №1432.
Российское сельхозмашиностроение, по словам спикера, на протяжении последних лет демонстрирует существенный рост. Дальнейшее развитие упирается в конкурентоспособную компонентную базу.
«Государство запускает различные стимулирующие мероприятия по развитию производства компонентов, в том числе через требования к производителям сельхозтехники. Это повышение локализационных требований по ПП № 719 для создания спроса на российские компоненты и прямые меры поддержки инвесторов. В то же время отрасль имеет свою специфику, отличие от тех же автомобилестроителей: много небольших предприятий, разнородность продукции и другие. Существуют риски, связанные с внедрением новых стимулирующих механизмов и выработкой вариантов их снижения».
Генеральный директор АО «Евротехника» убежден, что система должна быть в большей степени не «тянущая», а «толкающая». Производители компонентов должны получить стимулы: субсидии, льготные программы на техническое перевооружение. Тогда они сами в большей степени будут искать своего потребителя, который будет заинтересован не только из-за жестких требований государства, но и в цене и качестве.
В ходе своего выступления Вадим Смирнов также выделил главные стресс-факторы для направления:
По мнению эксперта, главными рисками для реализации эффективных программ локализации по-прежнему остаются: снижение доли российской техники на рынке и экспорта этих машин, отсутствие инвестиционной привлекательности и неприход на рынок зарубежных локализаторов техники и производителей компонентов.
Помимо общей оценки ситуации с направлением локализации производства, генеральный директор АО «Евротехника» дополнительно рассказал о собственном опыте и результатах работы в данной сфере компании Amazone.
В своем докладе генеральный директор ООО «Пегас-Агро», Светлана Линник, рассказала, что в связи с пандемией все российские производители оказались в зоне риска, так как значительная доля комплектующих поставляется из-за рубежа. Поэтому, по мнению Линник, введение ПП № 719 является своевременной мерой, поскольку производство комплектующих должно быть локализовано на территории нашей страны.
«На сегодняшний день локализация основных моделей «Пегас-Агро» составляет 52% по балльной методике расчета. Неустранимым импортом является, в первую очередь, двигатель и гидравлика. Удалось произвести импортозамещение гидроцилиндров, гидроблоков, амортизаторов и узких тракторных колес. Но по-прежнему есть компоненты, не имеющие российских аналогов. Проблема заключается в том, что отечественный рынок потребителей данных компонентов имеет небольшую емкость, а создание производства окупается только при значительных объемах выпуска. Также само качество компонентов российских производителей оставляет желать лучшего».
По мнению эксперта, для решения этих проблем необходимо создать благоприятный инвестиционный климат и разработать программы, стимулирующие обновление станочного парка и внедрения новых технологий.
Руководитель проекта по новой технике ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», Михаил Денисов, в своем выступлении от имени группы компаний «Ростсельмаш» рассказал об опыте локализации компонентов в России.
«В течение последних 5 лет Ростсельмаш активно реализует программу по локализации производства компонентов в РФ по 68 направлениям. Некоторые компоненты удалось локализовать, что позволило без потерь пережить пандемию и гибко перестраивать цепочки поставок, но есть и те компоненты, которые до сих пор не получается производить в России. Это компоненты гидравлических систем, редукторы и трансмиссии, подшипники и многие другие».
По мнению эксперта, одна из проблем, препятствующих локализации некоторых компонентов на российском рынке, — это небольшой объем производства. Для решения этой проблемы необходимо консолидировать потребителей узлов и компонентов, на уровне Министерства привлекать потенциальных инвесторов и производителей к проектам по локализации в РФ. Также необходима экономическая поддержка со стороны государства в виде льгот по налогам и предоставлению субсидий.
По мнению участников сессии, качество компонентов можно повысить только при условии стабильного заказа, кроме того, необходимо внедрение современных технологий.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru