Анатолий ЛУКИН
27.05.2021

Легенды отечественного тракторостроения

Фотообзор музея истории трактора в Чебоксарах
Ранее «ГлавПахарь» рассказал об экспозиции уникального музея сельскохозяйственной ретро-техники California Agriculture Museum.

Но немногие знают, что в нашей стране также есть подобный музейный комплекс с эксклюзивной коллекций — научно-технический музей истории трактора в г.Чебоксары Республики Чувашии.

Комплекс является единственным в своем роде центром, являющимся негосударственным учреждением культуры и призванным содействовать техническому просвещению и образованию.

Экспозиция дает максимально полное представление об эволюции отечественного и мирового тракторостроения, начинавшего свой путь от примитивных орудий труда и живой тяговой силы, механизмов Леонардо да Винчи и Ивана Кулибина, паровика Николя Кюньо, трактора с двигателем внутреннего сгорания Уильяма Диринга до машины будущего с искусственным интеллектом. В настоящее время площадь музея занимает около 1,5 тысяч кв.м.

«ГлавПахарь» предлагает Вам ознакомиться с 16 наиболее интересными, по мнению редакции портала, моделями сельскохозяйственных тракторов, представленных в коллекции «легенды отечественного тракторостроения».

Кратко о музее тракторостроения в Чебоксарах

Музей истории трактора, расположенный в городе Чебоксары, создан по инициативе Концерна «Тракторные заводы» и при всемерной поддержке ГК «Ростех» и Союза машиностроителей России. Официальное открытие состоялось 29 октября 2011 года.
Демонстрация раритетного трактора ХТЗ на ходу. Фото: trackmuseum.ru
Экспозиция музейного комплекса разделена на следующие направления и подразделы:
  • «От сохи до самодвижущихся устройств»;
  • «История трактора: от паровых двигателей до мощных дизелей»;
  • «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения»;
  • «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов»;
  • «Трактор будущего»;
  • «Легенды тракторостроения».
В отдельном зале музея демонстрируется огромная коллекция из 700 моделей тракторной техники в масштабе 1:43.

Обзор экспозиции чебоксарского музея ретро-тракторов

Коллекция легендарных тракторов насчитывает более 50 раритетных колесных, гусеничных, промышленных и сельскохозяйственных машин, многие из которых до сих пор находятся «на ходу». Всего в фондах музея в настоящее время насчитывается более 5000 единиц хранения.

Трактор Fordson

Исторически одним из наиболее известных тракторов, с базы которых началось формирование отрасли отечественного тракторостроения является знаменитый Fordson. Техника имела большую популярность в начале и середине ХХ века и производилась на заводе в г. Дирборн штата Мичиган в США и г. Корк в Ирландии.
Первый трактор «Fordson». Фото: trackmuseum.ru
В СССР для аграриев была доступна точная копия данного агрегата под названием «Фордзон-Путиловец». В период с 1924 по 1933 гг. машина выходила с конвейера завода «Красный Путиловец» в г. Ленинград, ныне флагмана отечественного сельхозмашиностроения Петербургского тракторного завода. Принято считать, что именно с этого образца берет свое начало российское тракторостроение.

Fordson имеет безрамный остов: картеры двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста последовательно скреплены между собой. Такая компоновка впоследствии стала классической для всех колесных тракторов. Машина оснащалась четырехтактным четырехцилиндровым двигателем с электрическим зажиганием мощностью 20 л.с. Эксплуатационная масса составляла 1320 кг.

Трактор, как правило, эксплуатировался с двухкорпусным плугом и другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения. Он также использовался в качестве привода стационарных машин (молотилок, генераторов тока). Всего было выпущено 36100 сельскохозяйственных машин.

Трактор «СХТЗ – 15/30»

Трактор «СХТЗ-15/30» создавался как основное средство механизации сельского хозяйства в 1930-е годы и предназначался для выполнения сельскохозяйственных работ с 2-3-корпусными плугами, и другими орудиями общего назначения. Прототипом для создания техники стал один из лучших в мире сельскохозяйственных колесных тракторов на тот момент — образец McCormick-Deering 15/30 (компания «International Harvester», США).
Трактор «СХТЗ-15/30». Фото: trackmuseum.ru
Серийное производство было организовано на базе Сталинградского тракторного завода в период с 1930 по 1937 гг., Харьковского тракторного завода в период с 1931 по 1937 гг. и Второго авторемонтного завода г. Москва в период с 1948 по 1950 гг. В процессе создания трактора СХТЗ-15/30 конструкция зарубежного прототипа была адаптирована применительно к отечественным условиям, стандартнам и материалам.

Использовалась литая чугунная рама с масляной ванной для трансмиссии. Машина весила около 3 тонн и оснащалась двигателем мощностью 52 л.с. СХТЗ 15/30 стал самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в 1930-1940-е годы. Всего было выпущено 191000 единиц техники.

Трактор «Универсал У 1- 

Еще одним по-настоящему легендарным трактором стала модель «Универсал» У 1-4. Техника производилась на заводе «Красный путиловец» в г. Ленинград (1934-1940 гг.) и Владимирском тракторном заводе (1955-1955 гг.). Трактор был призван выполнять комплекс работ междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами.
Трактор «Универсал» У 1-4 завода «Красный путиловец». Фото: trackmuseum.ru
В качестве базового прототипа была взята модель Farmall F20 (компания «International Harvester», США). По многим элементам конструкции трактор «Универсал» аналогичен трактору СХТЗ-15/30.

Отечественными конструкторами были разработаны четыре модификации пропашного трактора «Универсал»:
  • У-1 со сближенными передними колесами — для междурядной обработки высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы);
  • У-2 с расставленными передними колесами — для междурядной обработки сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур;
  • У-3 — для обработки богарного хлопка;
  • У-4 — для установки на нем хлопкоуборочных машин.
Примечательным является тот факт, что данная техника стала первым из советских тракторов, направленных на экспорт в Голландию, Иран и Турцию. Машина весила около 2,1 тонны и оснащалась двигателем мощностью 22 л.с. Всего было выпущено рекордных 211500 единиц.

Трактор «КД-35» ЛТЗ

Трактор «КД-35» ЛТЗ производился на Липецком тракторном заводе в период с 1947 по 1960 гг. Машина представляла собой гусеничный агрегат средней мощности. 01 июля 1944 Липецкий тракторный завод начал производство тракторов «Кировец-35» (К-35) с карбюраторным двигателем, а с 1947 перешел на производство трактора КД-35 с дизелем. На протяжении длительного времени двигатель многократно модернизировался. В 1950 г. на базе КД-35 завод освоил выпуск пропашных тракторов КДП-35.
Трактор «КД-35» ЛТЗ. Фото: trackmuseum.ru
Основное предназначение техники направлено на работу с 3-4-корпусным плугом, а также другими прицепными сельскохозяйственными машинами общего назначения для посева и междурядной обработки пропашных культур. Трактор оснащался двигателем мощностью 37 л.с. и имел эксплуатационный вес 3950 кг.

Трактор «Т-28» ВТЗ

Данная модель трактора была создана инженерно-техническими работниками Владимирского тракторного завода в 1955 году. Через год были выпущены 10 тысяч тракторов ДТ-24 универсально-пропашной и хлопковой модификаций. Новый модернизированный ДТ-24 начал выпускаться под маркой Т-28 «ВЛАДИМИРЕЦ» с более мощным двигателем 28 л.с. (в основном за счет увеличения подачи топлива), был оснащен дизельным двигателем и колесами с резиновыми шинами.
Трактор «Т-28» ВТЗ. Фото: trackmuseum.ru
Для очистки масла в системе смазки двигателя установлена центрифуга с гидравлическим приводом. На тракторе установлена унифицированная раздельно-агрегатная гидросистема. Агрегат предназначен для междурядной обработки пропашных культур, транспортных и других сельскохозяйственных работ.

Трактор «Т-38» ЛТЗ

Трактор Т-38 производства Липецкого тракторного завода (1958-1961 гг.) был результатом модернизации КДП-35, у которого была повышена прочность ходовой системы в результате использования роликовых подшипников и резинометаллических торцовых уплотнений в катках и направляющих колесах.
Трактор «Т-38» ЛТЗ. Фото: trackmuseum.ru
Применение централизованной смазки катков от общего масляного резервуара позволило значительно сократить затраты времени на проведение смазочных работ. Торсионная подвеска тележек гусениц позволила повысить плавность хода, особенно при работе поперек рядов. В результате разворота нижних картеров конечных передач улучшено расположение центра тяжести, что повысило устойчивость трактора при работе с навесными орудиями. При модернизации был разработан трактор Т-38М, который выпускался с 1961 по 1973 гг.

Всего было выпущено 26300 тракторов серии Т-38 (1958 года выпуска) мощностью 40 л.с. и 103800 тракторов серии Т-38М (1961 года выпуска) с двигателями мощностью 50 л.с. и массой 4130 кг.

Трактор «Т-4А» АТЗ

Трактор «Т-4А» АТЗ представлял собой гусеничный агрегат 4 тягового класса общего назначения.
Трактор «Т-4А» АТЗ. Фото: trackmuseum.ru
Машина оборудовалась раздельно-агрегатной гидравлической системой с двумя выносными цилиндрами, управляемой из кабины водителя, механизмом задней навески, позволяющим подсоединять машины и орудия по двух- или трехточечной схеме, прицепным устройством и автосцепкой. Кабина металлическая, установлена на амортизаторах, двухместная, закрытого типа, обогреваемая и вентилируемая. Сиденье подрессоренное, регулируется по массе и росту водителя.

Трактор производился Алтайским тракторным заводом в период 1970-1998 гг. и оснащался шестицилиндровым четырехтактным дизельным двигателем мощностью 130 л.с. с жидкостным охлаждением и камерой сгорания в днище поршня. Запуск основного двигателя осуществлялся с места водителя при помощи пускового двигателя с электростартером.

За период своей работы предприятие-изготовитель успело выпустить 343000 тракторов данного модельного ряда. Рабочими скоростями агрегата считался диапазон 3,5-9,5 км/ч.

Трактор «Т-5» ЛТЗ (экспериментальный)

Еще одним уникальным музейным экспонатом стал экспериментальный трактор «Т-5» ЛТЗ Липецкого тракторного завода. Техника предназначалась для обработки пропашных культур с различными междурядьями, выполнения пахоты, сплошной культивации и других работ общего назначения, транспортировки сельскохозяйственных грузов.
Трактор «Т-5» ЛТЗ (экспериментальный). Фото: trackmuseum.ru
В 1961 г. был разработан трактор с двигателем мощностью 50 л.с. и массой до 2690 кг в конструкторском бюро Липецкого тракторного завода при активном участии специалистов Московского автомобильного института (МАМИ). Сотрудники кафедры «Тракторы» МАМИ под руководством А.Ф. Полетаева обосновали основные параметры трактора новой конструкции.

В 1962 г. Липецкий тракторный завод изготовил несколько экспериментальных образцов трактора.
На тракторе Т-5 устанавливались все ведущие и управляeмые колеса одинакового диаметра. Двигатель был сдвинут вперед на переднюю ось, а кабина имела центральное расположение. При этом распределение массы трактора в статике равно 60% на переднюю ось и 40% — на заднюю. Место за кабиной, над задним мостом, можно было использовать для размещения технологического оборудования.

Остов трактора был полурамным. Оригинальное рулевое управление всеми колесами осуществлялось посредством специального механизма, известного в механике как «мальтийский крест», это давало повышенную маневренность машинно-тракторному агрегату в различных условиях эксплуатации.

Особенностью трансмиссии трактора было применение многодисковой муфты сцепления со стальными фрикционными элементами, работающими в масле. Тормоз также был многодисковым, работающим в масле, устанавливался в трансмиссии и воздействовал на передний мост.
Постоянно ведущим был передний мост, имеющий обычный дифференциальный привод от коробки передач. Задняя ось имела привод от коробки передач через обгонную муфту двустороннего действия. Обгонные муфты автоматически включали задний мост при 7% буксовании передних колес.

Трактор «ХТЗ-7»

Продукция Харьковского тракторного завода известна на всем постсоветском пространстве, но немногие знают, что трактор «ХТЗ-7» имел официальный статус первого советского малогабаритного трактора. Техника имела безрамную компоновку, а все усилия воспринимали непосредственно картеры двигателя.
Трактор «ХТЗ-7». Фото: trackmuseum.ru
Агрегат был одним из первых в отечественном тракторостроении, оборудованным гидравлической навесной системой и пневматическими шинами. Машина имела бензиновый карбюраторный двухцилиндровый двигатель мощностью 12 л.с. и боковой вал отбора мощности на приводной шкив. Конструкция трактора позволяла ступенчато регулировать дорожный просвет (путем переворота бортовых редукторов) и ширину колеи (путем перестановки колес «наизнанку»). Именно на базе трактора ХТЗ-7 был создан трактор ДТ-14, отличавшийся от предшественника дизельным двигателем.

Трактор «ДТ-20» ХТЗ

Еще одна «легенда» от Харьковского тракторного завода — трактор «ДТ-20» ХТЗ. По конструкции техника во многом схожа с моделями ХТЗ-7 и ДТ-14. ДТ-20 отличается большой универсальностью. Этому способствует возможность различных эксплуатационных переналадок. Трактор может работать как на переднем, так и на заднем ходу и выполнять работы с фронтальной косилкой, жаткой, подборщиком-волокушей и некоторыми другими машинами.
Трактор «ДТ-20» ХТЗ. Фото: trackmuseum.ru
Трактор предназначен для применения в животноводстве, овощеводстве, садоводстве и на вспомогательных внутрихозяйственных работах. Машина выпускалась на заводе в период 1958-1969 гг. и имела двигатель мощностью 20 л.с.

Трактор «ДТ-54» ВгТЗ

На базе трактора СХТЗ-НАТИ был создан новый трактор повышенной экономичности и надежности «ДТ-54» ВгТЗ. На тракторе установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизель Д-54А мощностью 54 л.с. с вихрекамерным смесеобразованием, водяного охлаждения.
Трактор «ДТ-54» ВгТЗ. Фото: trackmuseum.ru
Объем топлива, подаваемого в цилиндры, регулировался центробежным всережимным регулятором с корректором. Пуск дизеля осуществлялся пусковым двигателем. Декомпрессор — двухпозиционный. В ходовой системе были применены торцовые металлические самоподжимные уплотнения.

При модернизации на ДТ-54 была установлена закрытая кабина. После установки гидравлической навесной системы трактор стал выпускаться под маркой ДТ-54А. На базе этого трактора также выпускалась болотоходная модификация ДТ-55А.

Машина имела различные места производства: Сталинградский тракторный завод (1949-1963), Харьковский тракторный завод (1949-1961), Алтайский тракторный завод (1952-1979). Общее количество выпущенных машин совсем немного не дотянуло до 1 млн и составило 957900 единиц.

Трактор «Т-74» ХТЗ

В рамках экспозиции научно-технического музея истории трактора в г. Чебоксары Республики Чувашии имеется и гусеничный трактор 3-тягового класса «Т-74» ХТЗ.
Трактор «Т-74» ХТЗ. Фото: trackmuseum.ru
Агрегат был создан как результат модификации ДТ-54А и отличался установкой четырехцилиндрового четырехтактного дизельного двигателя СМД-14А мощностью 75 л.с. жидкостного охлаждения, более совершенной конструкции. Машина была оборудована гидравлической раздельно-агрегатной системой с 2-3-точечным навесным устройством. Трактор поставлялся в четырех комплектациях сборочными единицами гидравлической системы и механизмом навески.

Помимо сельскохозяйственных работ, трактор эксплуатировался на легких дорожных, строительных и других работах. Эксплуатационная масса составляла 6070 кг. С заводского конвейера сошло более 800 тыс. единиц.

Трактор «ДТ-75» ВгТЗ

Гусеничный трактор 3-тягового класса «ДТ-75» ВгТЗ производства Волгоградского тракторного завода (c 1962) и Павлодарского тракторного завода (с 1968) имел четырехцилиндровый четырехтактный дизель СМД-14НГ мощностью 80 или 90 л.с. с непосредственным впрыском топлива жидкого охлаждения. Трактор поставлялся в трех комплектациях сборочными единицами вспомогательного оборудования трансмиссии и в четырех комплектациях (С) — гидравлической системой с механизмом навески.
Трактор «ДТ-75» ВгТЗ. Фото: trackmuseum.ru
Трактору ДТ-75 одному из немногих была присуждена престижная золотая премия на Международной ярмарке в г. Лейпциге (март 1965 г.).

Машина предназначалась для выполнения основных сельскохозяйственных работ: пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, закрытия влаги, посева, уборочных работ в агрегате с соответствующими машинами и орудиями, а также в агрегате со специальными машинами и орудиями для легких дорожных и строительных работ. Техника получила рекордный для СССР выпуск — 2520000 единиц.

Трактор «МТЗ-50 «Беларус»

Популярный трактор классической компоновки МТЗ-50 был в машинно-тракторном парке многих отечественных фермеров.
Трактор «МТЗ-50 «Беларус». Фото: trackmuseum.ru
Машина поставлялась с двигателем повышенной мощности 55 л.с., рулевым гидроусилителем, подрессоренной передней осью, гидравлическим увеличителем сцепного веса, механизмом блокировки дифференциала, закрытой кабиной. По заказу трактор комплектовался пневмосистемой торможения транспортных прицепов, ручным приводом тормозов.

На основе МТЗ-50 было создано целое семейство унифицированных модификаций различного назначения: со всеми ведущими колесами, хлопководческая, крутосклонная, полугусеничная, гусеничная-виноградниковая и свекловодческая. Техника производилась в период с 1962 по 1985 гг.

Трактор «ВТЗ 2032-10»

Трактор «ВТЗ 2032-10» для предпосевной обработки почвы, посева, ухода за посевами, междурядной обработки, работы на фермах, в садах, виноградниках, а также для транспортных работ производства ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» был не такой популярной машиной в сельском хозяйстве. Но при этом представлял собой надежный и максимально универсальный трактор, который был специально приспособлен к круглогодичному производству коммунальных работ. Грузоподъемность навесной системы (на оси) составляла до 600 кг. Трактор имел эксплуатационную массу c балластом 2020 кг и двигатель мощностью 30 л.с.
Трактор «ВТЗ 2032-10». Фото: trackmuseum.ru
В исторической ленте техника отметилась тем, что в 2005 году Василий Хацкевич (уроженец Новосибирской области) совершил на тракторе ВТЗ 2032-10 пробег от Владимира до Владивостока и обратно (21299 км), получив сертификат «Гиннес: Мировые рекорды».

Трактор «Липецкий трактор — 120»

Одним из самых молодых агрегатов выставки ретро-тракторов и уникальных машин является универсально-пропашной трактор «Липецкий трактор – 120» производства ООО «Липецкий тракторный завод».
Трактор «Липецкий трактор-120». Фото: trackmuseum.ru
Техника имела дизельный четырехцилиндровый двигатель Д-245.16 мощностью 124 л.с., шумовиброизолированную кабину, с вентиляцией и отоплением, открывающимся люком крыши, электроочистителем переднего и заднего стекол и омывателем лобового стекла, коробку передач с переключением передач на ходу без разрыва потока мощности, задний ведущий мост с электропневмоуправляемой блокировкой дифференциала и планетарными конечными передачами, гидронавесные устройства повышенной грузоподъемности, передний мост балочного типа повышенной несущей способности с планетарными конечными передачами.

В заключении отметим, что в настоящее время музей организовывает выезд выставки в Беларусь, где Минский тракторный завод к 75-летию предприятия организует выставку ретро-тракторов.

МТЗ представит в г. Минске сразу 21 уникальный ретро-трактор. В рамках праздничных мероприятий, запланированных на 29 мая 2021 года, на площадке перед многофункциональным комплексом «Чижовка-Арена» в городе Минске впервые в Республике Беларусь пройдет столь масштабная выставка раритетной сельскохозяйственной техники.
Погрузка выставки ретро-тракторов для демонстрационного показа в г. Минск. Фото: trackmuseum.ru
Отметим, что в Беларусь приедут экспонаты не только раздела «Легенды тракторостроения», но и машины других выставочных экспозиций, в частности «От сохи до самодвижущихся устройств»; «История трактора: от паровых двигателей до мощных дизелей»; «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения» и «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов».

Подготовлено по материалам trackmuseum.ru/exposition.
Читайте также: