Как организовать зимнее хранение сельхозтехники своего машинно-тракторного парка и какие основные правила следует соблюдать? Ответ на этот вопрос обязаны знать многие технические специалисты, задействованные в сельскохозяйственных полевых работах и на сельхозпредприятиях различной направленности.
Большинство видов сельскохозяйственной техники и машин нуждаются в грамотном и правильном хранении по завершении сезонных работ. Тем более, что природно-климатические особенности многих регионов нашей страны вынуждают аграриев организовывать комплексное длительное хранение своих машин в зимний период.
Проанализировав опыт отечественных и зарубежных фермеров, «ГлавПахарь» подготовил перечень основных рекомендаций для инженеров и сельхозпроизводителей по вопросу организации правильного хранения сельскохозяйственной техники зимой.
Соблюдение правил хранения техники зимой позволит успешно приступить к весенне-полевым работам в следующем сельскохозяйственном сезоне и эксплуатировать технику с максимальной эффективностью, не тратя время на поездки для прохождения ремонта и сервисного обслуживания.
Прежде чем сформировать перечень основных рекомендаций, поясним, что руководители хозяйств в России по-прежнему пользуются всеми тремя вариантами хранения:
1. Закрытый способ.
Преимущества: рекомендуемый в связи с тем, что отсутствует погодный фактор и необходимость подготовки техники, в части хранения или снятия определенных узлов и комплектующих для переноса их в более теплые помещения.
Недостатки: у большинства отечественных хозяйств, за исключением крупных агрохолдингов, отсутствуют крытые ангары или иные масштабные крытые площадки для хранения сельхозтехники, невозможность хранения широкозахватных почвообрабатывающих и посевных машин.
2. Открытый способ.
Преимущества: доступный и оптимальный для активного периода работы, и если хранение продолжается до двух месяцев.
Недостатки: наиболее трудозатратный способ, так как при правильной постановке требует самого большого количества подготовительных мероприятий, велико влияние погодных условий и иных климатических факторов, так как на открытых площадках, особенно после сильного дождя или снега невозможно провести техническое обслуживание.
3. Смешанный (комбинированный) способ.
Преимущества: наиболее функциональный, так как позволяет разделить стоянку самоходных и сложных машин с хранением прицепного и навесного оборудования, а также запасных частей. Данный вариант хранения обеспечивает герметичность и соответствующие условия хранения.
Недостатки: дорогостоящий вариант, требует масштабных площадей и соблюдения сроков постановки, нужно большее количество построек, сооружений, стоянок с навесами или крышами, необходим учет логистических схем и направлений работы.
Важно понимать, что постановка на зимнее хранение дорогостоящих машин является очень ответственным мероприятием, которое, чаще всего, ложится на плечи главных инженеров, механиков, мастеров-наладчиков или руководителей специализированных подразделений хозяйства.
Машину моют, топливную аппаратуру консервируют, поврежденную окраску полностью восстанавливают. Наличие на технике грязи, земли, а также пожнивных и растительных остатков способствуют притягиванию и удержанию влаги, что впоследствии может привести к образованию коррозии. Поэтому необходимо тщательно промывать технику после эксплуатации и обдувать воздухом. При этом не стоит мыть машину на улице при температуре ниже 10 °C. Вода должна быть теплой, не горячей. Дополнительно необходимо тщательно обтирать узлы, которые при остатке влаги могут выйти из строя, треснуть или лопнуть. Для таких узлов, как генератор и стартер стоит предусмотреть защитные чехлы.
Перед постановкой техники на зимнее хранение сначала нужно убедиться, что выполнены все надлежащие операции технического обслуживания. В случае необходимости нужно восстановить лакокрасочное покрытие, заменить поврежденные рабочие органы или отремонтировать их.
Специалистам при проведении технического обслуживания стоит проверить устойчивость аппаратуры, наличие прогибов, перекосов, подтеканий, смазки компонентов навески, вала отбора мощности, автоматического сцепного устройства навески (при наличии) и других узлов, момент затяжки колесных болтов и болтов крепления балласта, а также герметизацию отверстий.
При этом некоторые узлы и детали необходимо снять для складского хранения. Открытые шарнирные соединения механизмов навески, подъема, направляющих колес, рулевых тяг очищают и смазывают. Выступающие части штоков гидроцилиндров покрывают защитной смазкой. Давление в шинах снижают, а пружины по возможности разгружают.
По мнению многих экспертов, гибкие шланги стоит обертывать парафинированной бумагой. Открытые места хранения должны быть на сухих, не затапливаемых местах с водоотводными канавами по периметру.
Площадки должны быть ровными, но с небольшим уклоном для стока воды, желательно с твердым асфальтовым или бетонным покрытием.
На данном этапе технического обслуживания стоит остановиться подробнее. Снимать и демонтировать стоит только наиболее чувствительные к погодным условиям и влаге узлы и элементы. К таким элементам относятся электрооборудование, цепи и приводные ремни, детали из резины и полимерных материалов, трубопроводы, шланги и тенты, ножи режущих аппаратов, набор инструментов, прилагаемых к машине.
В случае хранения техники в закрытых складских боксах чувствительные к погодным условиям и влаге элементы можно не снимать при условии, что обеспечивается их должная консервация. Если чувствительные элементы все же пришлось демонтировать, то их дополнительно рекомендуется очистить.
Снятые с машины цепи очищают, обдувают сжатым воздухом и после этого проверяют на наличие механических повреждений и удлинений. В случае увеличения среднего шага звена более 4%, цепи выбраковывают. Допускается хранение цепей в закрытых ваннах с отработанным моторным или трансмиссионным маслом.
Многие инженеры пропускают данный этап, хотя от него зависит работоспособность и функционирование в будущем многих систем.
В-первую очередь, консервация затрагивает гидравлические шланги, которые перед укладкой на хранение очищают, закрывают заглушками, а также обрабатывают консервирующим составом. В случае хранения их без снятия с машины на открытых площадках, проводится обработка шлангов солнцезащитными составами.
Отдельное внимание следует уделить герметизации отверстий, щелей и полостей, смотровых устройств, заливных горловин, выхлопных труб и других элементов самоходной техники, хранящихся не в закрытых помещениях, исключив попадание влаги и атмосферных осадков в соответствующие полости. Для герметизации можно применить заглушки, крышки, клейкие ленты или специализированные герметики.
Топливные системы (топливные баки, фильтры, топливные трубки, топливные насосы, форсунки) консервируют рабоче-консервационным топливом, которое состоит из смеси дизельного топлива и 2-3% АКОР-1 или других присадок. Температура топлива должна быть не ниже 15 °C, а подогретой присадки АКОР-1 — не выше 60 °C.
Помимо перехода на технические жидкости для зимнего периода, необходимо заполнить топливный бак и иные емкости до максимального уровня, поскольку незаполненное пространство может способствовать образованию конденсата, который впоследствии может ухудшить работу соответствующих систем.
Резиновые уплотнители, шланги, трубки зимой могут быстро терять эластичность, поэтому их нужно обработать специальным раствором. Шины при открытом хранении также желательно покрыть специальной смазкой.
Давление в шинах при закрытом и открытом хранении снижают до 70% от номинального.
По мере развития систем электроники, терминалов, бортовых компьютеров сельскохозяйственной техники, данная рекомендация приобретает все большую актуальность.
Если машина стоит в теплом помещении, достаточно просто отключить аккумулятор, но если в холодном, то нужно снять всю электронику и отправить на хранение в теплые отапливаемые боксы. Не стоит допускать замерзание и попадание влаги в технически сложные электронные приборы, ремонт такого оборудования может обойтись хозяйству достаточно дорого.
В снятых аккумуляторных батареях нужно проверить и при необходимости дополнить уровень электролита и оставить на хранение в вентилируемом помещении. Периодически следует контролировать уровень заряда и электролита аккумуляторов даже во время хранения.
Для того, чтобы состояние АКБ зимой было рабочим, необходимо дополнительно очистить корпус аккумулятора и вентиляционные отверстия от загрязнений, которые скопились за лето, удалить окись с клемм и обработать их литолом. Условия хранения АКБ должны предусматривать низкий уровень влажности и температуру окружающей среды не ниже -10 °C.
Периодически следует контролировать уровень заряда и электролита аккумуляторов даже во время хранения. Так как при хранении АКБ может происходить разрядка естественным путем, и если аккумуляторная батарея долго будет храниться без подзарядки, то способность долгой задержки заряда будет утеряна. Проводить проверку нужно примерно 2-3 раза в месяц.
Что касается бортовой электроники, то для ее оптимального хранения нужны следующие температурные режимы:
Пользование планшетом, дисплеем или терминалом в зимнее холодное время чревато повреждениями светоотражающего слоя. На экране могут проявиться артефакты, атипичные белые либо черные пятна. Возможен вариант, что сенсор начнет «жить своей жизнью» или совсем перестанет отвечать на касания.
Немаловажным показателем для электроники является влажность: для включенных устройств она может составлять от 8% до 80%, а при хранение в выключенном состоянии — от 5% до 95%.
Незащищенные и оголенные части металлической конструкции стоит обработать специализированными средствами от коррозии, ржавчины и дальнейшего гниения. Проводить такую обработку надо систематически, согласно установленному графику, с учетом возможностей предприятия.
Данные опоры нужны во избежание неравномерной нагрузки и деформации шин. Машины устанавливают горизонтально при помощи подставок. Под стальные колеса машин подкладывают опоры. Навесные машины и агрегаты с пневматическими шинами ставят на подставки или козлы.
В обеденное время зимнее солнце достаточно активно, что влечет попадание прямых солнечных лучей на внутреннее устройство и элементы кабины. Кабина нагревается, но как только солнце заходит, резкий скачок и перепад температуры может повлечь существенные повреждения, изломы, трещины, перегибы и деформацию элементов. С целью минимизации возможности появления таких проблем кабины тракторов или комбайнов нужно укрывать тентами.
При этом отдельные виды техники требуют индивидуального подхода к обслуживанию и мероприятиям для постановки на зимнее хранение. К примеру, полевым опрыскивателям нужна наружная очистка, тщательное изучение внешнего вида, очистка кабины, промывка системы, протирка узлов.
Кроме того, обязательной рекомендацией является организация стоянки машин в закрытых помещениях, так как опрыскиватель содержит множество узлов и агрегатов, материал которых чувствителен к воздействию прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Такой подход рекомендован в целях минимизации вероятности порчи шлангов, трубопроводов, емкостей и распылителей.
Если машина планируется к эксплуатации в зимнее время, то нужно не забыть перейти на использование зимнего горючего или специализированных зимних присадок для дизельного топлива.
Кроме того, необходимо проверить характеристики и уровень технических жидкостей, при этом дополнительно подобрать именно те жидкости, которые имеют повышенную вязкость и рекомендованы при низких температурах для конкретного региона.
В большинстве регионов России при поддержке органов местного самоуправления и властей проходят специализированные конкурсы среди организаций АПК по постановке агрегатов на хранение и подготовке машинно-тракторного парка к ремонту сельхозмашин.
За счет правильной и своевременной постановки сельскохозяйственной техники и машин на длительное зимнее хранение возможно минимизировать затраты на обслуживание, снизить количество простоев и поломок агрегатов в будущем, сохраняя при этом работоспособность машин в нерабочий период.
Грамотный и ответственный подход в данном вопросе заложит прочный фундамент качественной эксплуатации машин и функциональности рабочих узлов на протяжении большего периода времени.
Необходимо помнить одно из самых главных кредо инженера — «Машина любит ласку, чистоту, уход и смазку». Если строго соблюдать все рекомендации в надлежащие сроки, агрегат обязательно ответит Вам взаимностью и прослужит долгие годы.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru