Комбайновый завод Ростсельмаш, который является основателем отечественного комбайностроения, в текущем году отпразднует своё 95-летие. Первоначально на заводе выпускали поперечные грабли, тракторные плуги и сеялки, крестьянские хода (повозки). Но в июне 1930 года здесь был собран и отправлен на испытания первый отечественный прицепной комбайн модели «Колхоз», а уже летом 1931 года Ростсельмаш выпустил на тот момент прорывную и новую модель прицепного зерноуборочного комбайна «Сталинец – 1».
Ростовский бренд ценит и знает свою историю, возможно, именно поэтому на территории самого предприятия организована масштабная экспозиция сельхозтехники, которая наглядно иллюстрирует, как именно развивалось машиностроение в этой нише. На основе именно этой выставки раритетных образцов, которую лично мы посетили ещё в марте 2024 года, наша редакция и предлагает Вам ещё раз вспомнить историю зерноуборочного комбайностроения Ростсельмаш.
Одним из первых советских комбайнов по праву считается прицепная модель «Колхоз», однако она осталась в числе экспериментальных образцов, на основе которой уже был выпущен первый комбайн «Сталинец-1». Зерноуборочный комбайн «Сталинец-1» имел пропускную способность молотилки 2,5 кг/с, емкость бункера – 2,18 кубометра, оснащался жаткой с рабочей шириной 6,7 метра, а для привода прицепной комбайн оснащался двигателем мощностью 40 л.с. Для обслуживания данной техники требовалось пять человек, а также один человек, лошадь и повозка для отвозки зерна.
Первые два таких комбайна прошли испытания вместе с агромашинами американских марок «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер» на полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края. В ходе данных тестов отечественные машины показали лучшие результаты в работе. Кроме того, «Сталинец-1» был способен убирать как зерновые культуры, так и подсолнечник, кукурузу и даже просо (в отличие от зарубежных моделей, которые не обладали такой универсальностью). В результате уже в 1932 году на поля СССР был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец-1», а уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн этой серии.
Следующей моделью, разработанной сельмашевцами, стала модель «Сталинец-6». Она была спроектирована инженерами-конструкторами А.А. Красниченко, В.В. Прошуниным и И. И. Поповым. Первые комбайны этой модели собрали 30 апреля 1947 года на заводе «Ростсельмаш». Модель производила уборку зерновых культур, одновременно выполняя срезание хлеба, его обмолот и очистку, а также сбор соломы и половы.
Комбайн являлся усовершенствованной конструкцией комбайна «Сталинец-1» и не мог передвигаться без трактора. При этом агрегат работал на малых скоростях, а из-за большого веса и наличия двух двигателей (на комбайне и на тракторе) имел высокий расход топлива. Управляли такими машинами три человека: тракторист, штурвальный и комбайнер.
Последним прицепным комбайном «Сельмашевцев» был РСМ-8, который стал приемником модели «Сталинец-6». Комбайн РСМ-8 имел большой захват жатки, пропускную способность 4 кг/с, оснащался бензиновым двигателем мощностью 52 л.с., зерновым бункером объемом 2,25 куб. метра, а также был оборудован штифтовым барабаном взамен бильного.
Основоположником линейки самоходных зерноуборочных комбайнов стала модель СК-3, обладающая пропускной способностью 3 кг/с. Машина, разработанная ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганроге. Модель выпускалась с 1958 по 1964 год не только на Ростсельмаш, но и в Красноярске и Таганроге.
Комбайн комплектовался зерновой жаткой с шириной захвата 3,2 метра с режущим аппаратом двухпальцевого типа и имел шестилопастное мотовило эксцентрикового типа. Жатка оснащалась копирующими башмаками, которые позволяли регулировать высоту среза от 10 до 18 см. Четырехтактный двигатель СМД-7 мощностью 65 л.с., установленный на комбайне, был оборудован электрическим стартером. Движение к рабочим органам передавалось через трехручьевой шкив вала сцепления, а к ходовой части — через одноручьевой шкив (расположенный впереди на коленчатом валу).
Кроме того, было разработано множество модификаций, среди которых:
Всего было выпущено 258891 единиц различных модификаций на всех заводах, производящих данную разработанную модель.
Дальнейшим развитием линейки самоходных машин стала модель СК-4, которая превосходила предыдущую по производительности на 25%. Модель оснащалась дизельным двигателем СМД-14 или СМД-15К, который запускался при помощи двухтактного одноцилиндрового двигателя. Передача мощности от мотора на приёмный шкив осуществлялась с помощью клиноременного вариатора.
В 1969 году комбайн был модернизирован, получив название СК-4А. Дека СК-4А стала двухсекционной с увеличенным углом обхвата, отбойный битер был установлен в новое положение и увеличилась его окружная скорость, был поставлен более мощный двигатель, модернизированы рабочие органы. Выпуск СК-4А был прекращён в 1973 году. Всего было выпущено 855 589 штук СК-4 и СК-4А. Выпускались и другие модификации: на полугусеничном (СКП-4 и СКПР-4) и гусеничном ходу (СКГ-4).
В 1973 году завод Ростсельмаш приступил к выпуску более совершенной модели СК-5 «Нива», которая стала самым массовым комбайном в стране. Комбайн имел классическую молотильную систему и комплектовался четыёхметровой зерновой жаткой. Комбайн оснащался бильным барабаном шириной 1200 мм и диаметром 600 мм, имел деку с углом охвата 128 градусов, отбойный битер, соломотряс с четырьмя клавишами, двухрешетчатую систему очистки с вентилятором, копнитель, снабжённый соломонабивателем.
Базовая модель послужила прототипом для создания нескольких узкоспециализированных моделей, среди которых рисоуборочная модификация, а также крутосклонная для работы на склонах до 30 градусов и другие модификации, предназначенные для работы в различных природных зонах. Всего комбайнов модели СК-5 «Нива» было выпущено более 1 млн 200 тысяч штук.
Зерноуборочный комбайн «ДОН-1500», выпускавшийся на протяжении 20 лет, с 1986 по 2006 год, стал популярной моделью как у отечественных фермеров, так и в других странах СНГ. Первоначально комбайн оснащался 6-цилиндровым рядным двигателем СМД-31А. Затем с конца 90-х годов «ДОН-1500» комплектовались дизельными двигателями Д-260 и ЯМЗ-238АК. А поздние исполнения — двигателями ЯМЗ-6563.10 и ЯМЗ-6562.10, соответствующими стандартам Евро-3.
Комбайн имел пропускную способность молотилки от 10 до 12 кг/с и производительность до 14 т/час, объем бункера составлял 6 куб метров, техника комплектовалась пятиклавишным соломотрясом, молотильным барабаном шириной 1500 мм и диаметром 800 мм. Кроме того, комбайн оснащался копнителем, измельчителем или капотом в зависимости от модификации.
В заключение отметим, что это лишь немногие модели, которые завод выпускал серийно, а ведь были ещё и мелкосерийные образцы, и опытные модели, о которых мы обязательно расскажем на портале «ГлавПахарь» в наших будущих материалах. Подчеркнем, что данные машины Ростсельмаш уже вошли в историю, оставив свой след, хотя в полях отдельных агрохозяйств нашей необъятной Родины ещё можно встретить комбайны семейства «ДОН-1500 и СК-5 «Нива», на смену которым пришли комбайны более новых моделей Acros и Vector, а затем и мощные роторные комбайны TORUM. Сегодня завод выпускает не только обширную линейку зерноуборочных машин, но и кормоуборочные модели, а также тракторы и прицепные кормозаготовительные и почвообрабатывающие орудия.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru