История зерноуборочного комбайностроения Ростсельмаш

05.06.2024
1391
vk.com-logo
Зерноуборочный комбайн Ростсельмаш
Зерноуборочный комбайн Ростсельмаш

Комбайновый завод Ростсельмаш, который является основателем отечественного комбайностроения, в текущем году отпразднует своё 95-летие. Первоначально на заводе выпускали поперечные грабли, тракторные плуги и сеялки, крестьянские хода (повозки). Но в июне 1930 года здесь был собран и отправлен на испытания первый отечественный прицепной комбайн модели «Колхоз», а уже летом 1931 года Ростсельмаш выпустил на тот момент прорывную и новую модель прицепного зерноуборочного комбайна «Сталинец – 1».

Ростовский бренд ценит и знает свою историю, возможно, именно поэтому на территории самого предприятия организована масштабная экспозиция сельхозтехники, которая наглядно иллюстрирует, как именно развивалось машиностроение в этой нише. На основе именно этой выставки раритетных образцов, которую лично мы посетили ещё в марте 2024 года, наша редакция и предлагает Вам ещё раз вспомнить историю зерноуборочного комбайностроения Ростсельмаш.

Прицепной зерноуборочный комбайн «Сталинец-1» — первый эшелон

Прицепной зерноуборочный комбайн Сталинец-1
Прицепной зерноуборочный комбайн Сталинец-1

Одним из первых советских комбайнов по праву считается прицепная модель «Колхоз», однако она осталась в числе экспериментальных образцов, на основе которой уже был выпущен первый комбайн «Сталинец-1». Зерноуборочный комбайн «Сталинец-1» имел пропускную способность молотилки 2,5 кг/с, емкость бункера – 2,18 кубометра, оснащался жаткой с рабочей шириной 6,7 метра, а для привода прицепной комбайн оснащался двигателем мощностью 40 л.с. Для обслуживания данной техники требовалось пять человек, а также один человек, лошадь и повозка для отвозки зерна.

Первые два таких комбайна прошли испытания вместе с агромашинами американских марок «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер» на полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края. В ходе данных тестов отечественные машины показали лучшие результаты в работе. Кроме того, «Сталинец-1» был способен убирать как зерновые культуры, так и подсолнечник, кукурузу и даже просо (в отличие от зарубежных моделей, которые не обладали такой универсальностью). В результате уже в 1932 году на поля СССР был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец-1», а уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн этой серии.

В 1937 году комбайн «Сталинец-1» был отправлен на Всемирную промышленную выставку в Париж, где и получил высшую награду за выдающиеся характеристики для того времени — диплом Grand Prix.

Прицепной зерноуборочный комбайн «Сталинец-6» — дальнейшее развитие комбайностроения

Следующей моделью, разработанной сельмашевцами, стала модель «Сталинец-6». Она была спроектирована инженерами-конструкторами А.А. Красниченко, В.В. Прошуниным и И. И. Поповым. Первые комбайны этой модели собрали 30 апреля 1947 года на заводе «Ростсельмаш». Модель производила уборку зерновых культур, одновременно выполняя срезание хлеба, его обмолот и очистку, а также сбор соломы и половы.

Комбайн являлся усовершенствованной конструкцией комбайна «Сталинец-1» и не мог передвигаться без трактора. При этом агрегат работал на малых скоростях, а из-за большого веса и наличия двух двигателей (на комбайне и на тракторе) имел высокий расход топлива. Управляли такими машинами три человека: тракторист, штурвальный и комбайнер.

За период с 1947 по 1958 год было выпущено 161 295 таких комбайнов. Кроме того, «Сталинец-6» широко применялся при освоении целины.

Прицепной комбайн РСМ-8 — последний в линейке

Прицепной зерноуборочный комбайн РСМ – 8
Прицепной зерноуборочный комбайн РСМ – 8

Последним прицепным комбайном «Сельмашевцев» был РСМ-8, который стал приемником модели «Сталинец-6». Комбайн РСМ-8 имел большой захват жатки, пропускную способность 4 кг/с, оснащался бензиновым двигателем мощностью 52 л.с., зерновым бункером объемом 2,25 куб. метра, а также был оборудован штифтовым барабаном взамен бильного.

Комбайн выпускался с декабря 1956 по начало 1958 года, всего было выпущено 49 923 единицы, так, 15 марта 1958 года в 17:30 с главного конвейера сошел последний комбайн «РСМ-8», официально завершив эпоху прицепных зерноуборочных комбайнов.

СК-3 — первый самоходный комбайн

Самоходный зерноуборочный комбайн СК – 3
Самоходный зерноуборочный комбайн СК – 3

Основоположником линейки самоходных зерноуборочных комбайнов стала модель СК-3, обладающая пропускной способностью 3 кг/с. Машина, разработанная ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганроге. Модель выпускалась с 1958 по 1964 год не только на Ростсельмаш, но и в Красноярске и Таганроге.

Комбайн комплектовался зерновой жаткой с шириной захвата 3,2 метра с режущим аппаратом двухпальцевого типа и имел шестилопастное мотовило эксцентрикового типа. Жатка оснащалась копирующими башмаками, которые позволяли регулировать высоту среза от 10 до 18 см. Четырехтактный двигатель СМД-7 мощностью 65 л.с., установленный на комбайне, был оборудован электрическим стартером. Движение к рабочим органам передавалось через трехручьевой шкив вала сцепления, а к ходовой части — через одноручьевой шкив (расположенный впереди на коленчатом валу).

Самоходный зерноуборочный комбайн СК-3
Самоходный зерноуборочный комбайн СК-3

Кроме того, было разработано множество модификаций, среди которых:

  • СК-3 — базовая модель, выпущено 246339 шт.; 
  • СКП-3 — на полугусеничном ходу, выпущено 2265 шт.; 
  • СКГ-3 — на гусеничном ходу, выпущено 9062 шт.; 
  • СКПР-3 — полугусеничный рисоуборочный комбайн, выпущено 1011 шт.;
  • СКМ -3 — с дополнительной очисткой вместо бункера и сбором зерна в мешки, выпущено 214 шт. в 1958 – 1959 г. на экспорт.

Всего было выпущено 258891 единиц различных модификаций на всех заводах, производящих данную разработанную модель.

Самоходный зерноуборочный комбайн СК-3 был удостоен диплома Брюссельской выставки. Модель стала первым советским комбайном, оборудованным гидроусилителем руля.

Самоходный комбайн СК-4 — дальнейшее развитие и модернизация

Самоходный зерноуборочный комбайн СК – 4
Самоходный зерноуборочный комбайн СК – 4

Дальнейшим развитием линейки самоходных машин стала модель СК-4, которая превосходила предыдущую по производительности на 25%. Модель оснащалась дизельным двигателем СМД-14 или СМД-15К, который запускался при помощи двухтактного одноцилиндрового двигателя. Передача мощности от мотора на приёмный шкив осуществлялась с помощью клиноременного вариатора.

Технические характеристики: пропускная способность молотилки — до 3,8 кг/с; производительность (если урожай 1,5 т/га) — 35000 м2/ч; производительность (если урожай 3 т/га) — 17700 м2/ч; тип молотилки — с одним бильным барабаном; ширина молотилки — 1,19 м; диаметр барабана — 0,55 м; длина барабана — 1,19 м; ширина захвата жатки — от 3,2 до 5 м; тип очистки — двух решётная; длина клавиши соломотряса — 3,64 м; длина соломотряса — 2,9 м; объём зернового бункера — 1,8 куб. м; масса — 6,28 тонн. Габаритные размеры: длина рабочая — 9,8 м и ширина — 5,34 м.

В 1969 году комбайн был модернизирован, получив название СК-4А. Дека СК-4А стала двухсекционной с увеличенным углом обхвата, отбойный битер был установлен в новое положение и увеличилась его окружная скорость, был поставлен более мощный двигатель, модернизированы рабочие органы. Выпуск СК-4А был прекращён в 1973 году. Всего было выпущено 855 589 штук СК-4 и СК-4А. Выпускались и другие модификации: на полугусеничном (СКП-4 и СКПР-4) и гусеничном ходу (СКГ-4).

На международной выставке в Лейпциге в 1963 году модели СК-4 был присужден диплом I-й степени, а в Чехословакии в 1964 году модель завоевала медаль и в том же году в Венгрии получила высшую награду — «Серебряный Кубок».

Зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива» — легендарная модель, которую знают все

Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива»
Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива»

В 1973 году завод Ростсельмаш приступил к выпуску более совершенной модели СК-5 «Нива», которая стала самым массовым комбайном в стране. Комбайн имел классическую молотильную систему и комплектовался четыёхметровой зерновой жаткой. Комбайн оснащался бильным барабаном шириной 1200 мм и диаметром 600 мм, имел деку с углом охвата 128 градусов, отбойный битер, соломотряс с четырьмя клавишами, двухрешетчатую систему очистки с вентилятором, копнитель, снабжённый соломонабивателем.

В качестве силовой установки применялись дизельные двигатели СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л.с. или СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л.с. Данные технические характеристики позволяли достичь пропускной способности в 5 кг/с.

Базовая модель послужила прототипом для создания нескольких узкоспециализированных моделей, среди которых рисоуборочная модификация, а также крутосклонная для работы на склонах до 30 градусов и другие модификации, предназначенные для работы в различных природных зонах. Всего комбайнов модели СК-5 «Нива» было выпущено более 1 млн 200 тысяч штук.

ДОН-1500 — новое семейство производительных машин

Зерноуборочный комбайн Дон-1500
Зерноуборочный комбайн Дон-1500

Зерноуборочный комбайн «ДОН-1500», выпускавшийся на протяжении 20 лет, с 1986 по 2006 год, стал популярной моделью как у отечественных фермеров, так и в других странах СНГ. Первоначально комбайн оснащался 6-цилиндровым рядным двигателем СМД-31А. Затем с конца 90-х годов «ДОН-1500» комплектовались дизельными двигателями Д-260 и ЯМЗ-238АК. А поздние исполнения — двигателями ЯМЗ-6563.10 и ЯМЗ-6562.10, соответствующими стандартам Евро-3.

Комбайн имел пропускную способность молотилки от 10 до 12 кг/с и производительность до 14 т/час, объем бункера составлял 6 куб метров, техника комплектовалась пятиклавишным соломотрясом, молотильным барабаном шириной 1500 мм и диаметром 800 мм. Кроме того, комбайн оснащался копнителем, измельчителем или капотом в зависимости от модификации.

Устанавливаемая коробка диапазонов скоростей с тремя режимами движения позволяла выбирать три режима движения: два — для уборки на полях с уклоном до 8 градусов и один — для транспортного движения со скоростью до 20 км/ч. Стоит отметить, что у «ДОН-1500», как и у предшествующих моделей, были модификации, которые оборудовались жатками шириной от 6 до 8,6 метров.

В заключение отметим, что это лишь немногие модели, которые завод выпускал серийно, а ведь были ещё и мелкосерийные образцы, и опытные модели, о которых мы обязательно расскажем на портале «ГлавПахарь» в наших будущих материалах. Подчеркнем, что данные машины Ростсельмаш уже вошли в историю, оставив свой след, хотя в полях отдельных агрохозяйств нашей необъятной Родины ещё можно встретить комбайны семейства «ДОН-1500 и СК-5 «Нива», на смену которым пришли комбайны более новых моделей Acros и Vector, а затем и мощные роторные комбайны TORUM. Сегодня завод выпускает не только обширную линейку зерноуборочных машин, но и кормоуборочные модели, а также тракторы и прицепные кормозаготовительные и почвообрабатывающие орудия.

Современная линейка зерноуборочных комбайнов Ростсельмаш
Современная линейка зерноуборочных комбайнов Ростсельмаш

Столетняя история легендарных тракторов Кировского завода

Путь белорусского зерноуборочного комбайностроения

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA