В рамках Российского агротехнического форума в Москве состоялось пленарное заседание «Российское сельхозмашиностроение в новой реальности». Мероприятие вызвало большой интерес и собрало много спикеров и экспертов отрасли.
Одним из участников стал «Пегас-Агро» — крупный российский производитель сельхозтехники с мощностями полного цикла, основным направлением деятельности которого является изготовление самоходных опрыскивателей-разбрасывателей серии «Туман». Есть ли в России аграрии, которые ни разу не слышали об этих машинах? Пожалуй, нет, ведь «Пегас-Агро» производит отечественные самоходные опрыскиватели-разбрасыватели для внесения минеральных и жидких удобрений, гербицидной, инсектицидной и фунгицидной обработки растений.
Сразу после окончания пленарной части сессии команда «ГлавПахарь» взяла интервью у генерального директора ООО «Пегас-Агро» Светланы Линник. Вдвойне приятно, что обсудить самые актуальные вопросы производства и развития самарского предприятия с руководителем удалось в День ее рождения, который как раз пришелся на дату проведения РАФ-2022.
О текущем состоянии бизнеса, решенных задачах, новых вызовах и планах по развитию, о конкуренции с беспилотниками и актуальных продуктах — в нашем новом материале.
Светлана Линник. Добрый день, продуктовая линейка бренда представлена сразу тремя пневмоходами различной мощности «Туман-1М», «Туман-2М» и «Туман-3» с пятью сменными модулями: штанговым и вентиляторным опрыскивателями, разбрасывателем минеральных удобрений, пневматическим высевающим модулем и мультиинжектором для точечных инъекций КАС и ЖКУ. Это уникальная техника, полностью разработанная нашими конструкторами завода.
Сейчас мы занимаем около 25% в нашем сегменте рынка в России, так что мы просто не можем, особенно в новых реалиях, позволить себе работать в «полноги». Именно поэтому сегодня и склады завода, и склады дилеров в полном объеме обеспечены всеми необходимыми запасными частями и комплектующими для всего модельного ряда выпускаемой сельхозтехники. Завод старается сохранять темпы и объемы производства.
Светлана Линник. Мое мнение, это совершенно неконкурентные ниши. Объясню почему. Наверное, многие знают, что наш бренд «Пегас-Агро» появился на рынке в 2010 году. Но история компании началась раньше. После окончания Куйбышевского авиационного института, наша команда занималась проектированием самолетов малой авиации. Это потом уже мы переключились на создание наземной техники — более продуктивной, экономичной и отвечающей требованиям времени. Но изначально мы пришли в бизнес самоходной сельхозтехники именно из авиации. Так что всё, что связано с тем, что летает, мы хорошо знаем и понимаем.
Тогда было много запросов на обработку полей с воздуха, и некоторое время мы оказывали аграриям эту услугу со своих самолетов и дельталетов. Тогда наши специалисты впервые столкнулись с большим количеством замечаний от фермеров, связанных с точностью и качеством обработок, ведь никто полностью не может контролировать такой внешний фактор, как ветер.
Что касается дронов, то недостатком этих летающих машин является то, что способны поднимать в воздух сравнительно небольшое количество жидкостей или рабочего вещества. Зачастую у аграриев есть культуры, куда стоит выливать рабочий раствор по нормам до 300 л/га, дрон при таких задачах бесполезен.
Однако, при этом беспилотники могут рассматриваться как очень хорошее дополнение к самоходной технике. Например, БПЛА чрезвычайно полезны во влажных условиях, когда традиционные агромашины не могут заехать в поле, или когда есть конкретная небольшая зона с сорняками. Да, в этом случае, во-первых, чтобы не терять урожай, а, во-вторых, чтобы не заезжать уже на поле с взошедшими или почти готовыми к уборке растениями, можно использовать дрон, чтобы долететь и точечно обработать какой-то небольшой участок, решив проблему быстро и с минимальными затратами.
Такие схемы уже используются и с нашей техникой, потому что «Туманы» достаточно умные машины, и они спокойно могут эксплуатироваться в паре и полноценно взаимодействовать с БПЛА. Такой союз даст максимальный эффект для пользователя. Но, повторюсь, говорить о том, что дроны полностью заместят самоходную технику в полях, я бы не стала.
Светлана Линник. Ситуация на предприятии на текущий момент стабильная, у нас есть решенные задачи, например, сформированы новые логистические цепочки, найдены альтернативные поставщики комплектующих и деталей в дружественных странах, запущено новое собственное высоколокализированное производство целого ряда узлов, внедрены новые инженерные и технологические решения и подходы.
К наиболее ярким примерам проведенной работы в сферах использования собственных наработок и развития поставщиков можно отнести:
Так что работа идет, но при этом по-прежнему есть ряд факторов, на которые заводу еще придется реагировать, в этом списке: увеличение себестоимости машин, чрезмерное укрепления рубля, возвращение на рынок импортной техники, сложности с обслуживанием импортного оборудования и станков, высокий риск потери ключевых специалистов из-за текущей геополитической ситуации и объявленной мобилизации для защиты Родины.
Светлана Линник. Начнем с рубля. Важно понимать, что мы сейчас говорим конкретно про текущий момент времени и не рассматриваем ситуацию в динамике на длинной дистанции. В текущих реалиях сильный рубль — это проблема, так как мы работаем в рыночной экономике, и сегодня это нам создало определенные трудности в части экспорта, например, на рынок Казахстана, поскольку для зарубежных аграриев цена стала менее привлекательной. При этом, это же создало прецедент, что нами заинтересовались на некоторых новых рынках: в Иране и странах Африки.
В целом мы уже знаем, что делать и как работать в этом направлении. Сам по себе крепкий рубль — это и ни хорошо, и ни плохо, ситуация адаптивна. Мы постоянно регулируем себестоимость, потребительский спрос, логистику и еще массу факторов, которые позволяют нам сегодня продолжать быть в этом рынке и эффективно продаваться.
Теперь по поводу компонентов. Это тоже очень сложная история, и здесь также нет однозначного ответа «за или против». Я люблю конкретику, и допустим, если говорить о нашем опрыскивателе, то у нас стоит такой тип дизельного двигателя, который на сегодняшний день на территории страны не производится. Раньше такие моторы изготавливались только на ЗМЗ, но с 2004 года их выпуск был прекращен.
Как мы только не уговаривали предприятие не останавливать производство, но всегда получали ответ, что им это нерентабельно и невыгодно. Обвинять здесь никого не стоит, ведь это завод автопрома, и чтобы сегмент был рентабелен, им нужно выпускать не менее 15000 шт. в год по соответствующей номенклатуре. Но факт остается фактом. У нас объемы около 1000-2000 единиц, они хоть и большие для сельхозмашиностроителей, но недостаточные для массового производства в автомобилестроении.
Итог — столкнулись с вполне реальной проблемой, что сами пока не освоили производство новых моторов, но и никто под нас без государственного участия не готов разрабатывать такой тип двигателя. И здесь возникает вполне логичный вопрос. Зачем тогда тратить огромные денежные средства на освоение (себестоимость инвестпроекта составит больше, чем даже сама машина плюс долгий процесс испытаний, суммарно около 3-4 лет с доведением конечного продукта «до ума»), если на рынке уже сейчас можно купить готовое подходящее решение по доступной цене?
Поэтому мы и говорим о вопросах государственного регулирования этого направления и недопущения таких ситуаций впредь. Если нам нужно, чтобы в стране появились именно такие конкретные двигатели, или такие коробки, или такие мосты, то надо смотреть общую потребность и данный рисковый по цене кусок брать на себя, определять тот период времени, который позволит выйти на рентабельную цену. Сегодня мы просим дать нам возможность что-то купить, не потому что мы не хотим или противимся импортозамещению, а потому что многие проблемы (по тем же двигателям) здесь и сейчас невозможно решить нашими отечественными заводами в максимально сжатые сроки.
Важно, что мы не боимся локализовываться и, даже наоборот, очень сильно этого хотим, но понимаем, что это не делается по щелчку пальцев, нужно определенное время. Работа идет, степень локализации у техники «Пегас-Агро» достаточно высокая. Производство целого ряда компонентов мы уже осваиваем сами.
Предприятие укомплектовано современными многофункциональными станками, и это позволяет производить некоторые группы деталей на своей площадке. Однако некоторые компоненты, повторюсь, мы вынуждены закупать. До февральских событий ряд комплектующих мы везли из Европы и США, сейчас нашли альтернативных поставщиков в дружественных странах — Турции, Иране, Китае, Беларуси.
Светлана Линник. На наш взгляд, отечественным сельхозмашиностроителям очень важна активная поддержка государства. Сейчас машины зарубежного производства, кто бы что не говорил, потихоньку возвращаются на российский рынок — их завозят из дружественных стран, в том числе из Китая. Поэтому одним из возможных шагов может стать введение заградительных пошлин на те виды импортной техники, аналоги которой производятся в России. Такая ограничительная мера поддержит российских производителей и позволит повысить спрос на отечественную продукцию.
Светлана Линник. «Туманы» очень сильно распространены на полях российских аграриев, всю произведенную технику за год мы, как правило, на 100 % продаем. Сейчас мы поставляем агромашины во многие регионы России — от Дальнего Востока до Крыма. Кроме того, продаем продукцию за рубеж: в Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Молдову, Монголию.
Важно и то, что российский завод ООО «Пегас-Агро» — постоянный участник специализированных мероприятий и желанный гость на различного рода переговорных площадках. Одним из таких мест является выставка АГРОСАЛОН, именно здесь самарское предприятие демонстрирует свои лучшие образцы техники, знакомит посетителей выставки с современными тенденциями и новинками сельхозмашиностроения.
В этом году завод представил на выставке самоходные машины «Туман-3» в вариантах опрыскиватель на узком колесе с увеличителем клиренса и разбрасыватель минеральных удобрений на шинах низкого давления, а также сменный модуль-мультиинжектор для внутрипочвенного внесения ЖКУ.
В последние годы наша компания активно развивает экспортное направление, поэтому вполне понятен интерес, который проявляет к продукции российского завода ряд иностранных государств. Так, с официальными визитами стенд «Пегас-Агро» посетили делегации из Ирана, Египта, Зимбабве, Анголы и других стран, рассматривающих приобретение современных машин для сельского хозяйства.
Отдельную категорию гостей экспозиции составили сельхозпроизводители из России и стран СНГ, которые уже не первый год используют продукцию самарского завода. При этом многие из них привели сюда своих соседей и коллег, чтобы те могли вживую увидеть технику, которая обеспечивает уверенное развитие агробизнеса.
Не даром именно на стенде «Пегас-Агро» заместитель председателя Правительства РФ — министр промышленности и торговли Денис Мантуров подчеркнул, что, «несмотря на непростые реалии, сельхозмашиностроение России продолжает показывать положительную динамику в производстве и реализации техники».
Отвечая на вопрос, почему аграрии выбирают умные сельхозмашины, могу акцентировать внимание на том, что с каждым годом все большее значение в регионах РФ придается именно интеллектуальной составляющей агрегатов — почти все «Туманы», которые завод отгружает в российские регионы, комплектуются системой дифференцированного внесения, системой автоматического отключения секций и подруливающим устройством.
Светлана Линник. Мы находимся в постоянном контакте с региональными властями — знаем о мерах поддержки, нам многие готовы помочь, например, ФРП. На федеральном уровне огромной поддержкой для производителей является программа субсидирования производителей сельскохозяйственной техники №1432, и мы надеемся, что на следующий год она сохранится в том же объеме либо будет увеличена.
Для расширения экспортных поставок высокую эффективность показали Постановление № 1269 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники и оборудования на возмещение части затрат, понесенных в связи с гарантией обратного выкупа продукции» и Постановление № 496 «О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции». Первое позволяет реализовывать товар ниже прайса, второе — компенсировать затраты на логистику.
Светлана Линник. «Туманы» — интеллектуальные машины, которые способны решать широкий спектр задач — это и работа с картами предписаний, и дифференцированное внесение, и многое другое. До февральских событий мы устанавливали американские компоненты, сейчас уже нашли другие варианты, в том числе используем навигацию российских производителей и самое главное собственные наработки в этой области.
Такой проект нами уже реализован, а первый рабочий образец показан на АГРОСАЛОН-2022. Аграрии смогли оценить эргономику системы управления, проанализировать, чем она отличается от импортных аналогов, понажимать кнопки и изучить функционал.
Все что касается программного обеспечения разработано нашими IT-специалистами. При создании оборудования мы учитывали отзывы и пожелания фермеров и сделали его адаптивным не к какому-то отдельному виду техники, а к широкому спектру типомашин. Мы, как производители модульной техники, понимаем важность такого подхода. Во-первых, потому что у нас у самих 5 разных модулей (нам не подходит вариант ставить 5 разных «коробочек» в технику), а во-вторых, потому что мы уважаем самого агрария, ценим его труд и думаем о его затратах. Мы сделали своё максимально унифицированное решение для всех задач, будь то опрыскивание или разбрасывание.
Главное отличие и конкурентное преимущество нашей системы — универсальность и многофункциональность. Мы сумели подружить все модули. Фермер может выбрать любой вид, любую конфигурацию машины (она у нас, как конструктор), и всё это будет корректно работать с необходимыми настройками, давая нужное качество. Это еще один важный момент, который мы учли при разработке. Основная проблема сегодня, пожалуй, только с железом, если ПО — это наш собственный интеллектуальный продукт, то железо для электроники сейчас дефицитный узел во всем мире.
С помощью нашей системы можно получать информацию о текущем статусе техники. Фиксируется каждая выполненная в поле операция: где, как и кем выполнялась, количественные и качественные характеристики, сроки. Также программа отвечает за построение путей навигации и треков движения машин, формирование системы учета машинно-тракторного парка с возможностью отслеживания работ вне контура поля.
Есть возможность просмотра предупреждений и уведомлений, которые появляются в случае превышения или занижения установленного расхода компонентов, низкого давления в системе, превышения времени остановки и потери связи. Ключевыми параметрами опрыскивателя для контроля также являются: объем вылитой жидкости, фактическое давление в системе, расход факт (л/мин), расход факт (л/га), расход установленный (л/га) и многое другое.
Отслеживать работу машин теперь также можно при помощи мобильного приложения, в котором отображается реальное местоположение и факт работы опрыскивателей и другой техники, карта полей агропредприятия.
Это гибкий инструмент, в котором легко построить как стандартные, так и оригинальные пользовательские отчеты. Информация подается в удобном виде за любой период работы техники. В зависимости от типа отчета он может быть сформирован в виде таблицы, инфографики или карты.
Светлана Линник. Да, в связи с высоким спросом на технику, нами было принято стратегическое решение масштабироваться. Старая производственная площадка в последние годы работала на предельных мощностях. И если раньше мы производили 1100 машин в год, то теперь сможем выпускать ежегодно до 2500 единиц техники.
Переезд еще окончательно не завершен. Площадь нового предприятия составит 20 000 кв. метров (8500 кв. метров будет введено до конца текущего года и еще 8500 кв. метров в 2023 году). Расширение производственных мощностей позволит нам увеличить кадровый состав на 35 %. Инвестиции в новое производство составили свыше 4 млрд рублей, в том числе в оборудование и станки — более 1,8 млрд рублей.
Светлана Линник. Скажу так, процесс переориентации агрохолдингов и крупного бизнеса на отечественную сельхозтехнику начался не сейчас, он был запущен двумя-тремя годами ранее и еще до текущих событий. Сегодня весь ТОП-10 крупнейших агрохолдингов России — это наши клиенты и пользователи техники «Туман».
Важно, что еще несколько лет назад мы уже слышали, что «...да, у нас есть деньги купить дорогой импортный самоходный опрыскиватель, но они у нас стоят, а работаем, мы Туманами...». Вот и ответ на ваш вопрос.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru