«Кировец» — целая эпоха в истории отечественных сельскохозяйственных машин СССР, получившая признание на мировом рынке. В 1968 году он завоевал золотую медаль на выставке в Западной Германии за конструкционные особенности и характеристики, а в 1969 на парижской выставке сельхозтехники был признан самым мощным колесным трактором в мире. Эксперты уверены, что К-700 на десятилетия опередил конкурентов и превзошел иностранные аналоги по техническим характеристикам. Отрадно, что работники легендарного Петербургского тракторного завода — прародителя знаменитой сельхозмашины —совершенствуют новое поколение тракторов под брендом КИРОВЕЦ. О том, как создавалась гордость советского тракторостроения К-700, и достоин ли модернизированный трактор К-7М славы своего предшественника, читайте в нашем обзоре.
История создания трактора началась в 1959 году после первого официального визита Н.С. Хрущева в Соединенные Штаты Америки, где генсека партии особо впечатлил энергонасыщенный трактор John Deere. Никита Сергеевич живо интересовался всеми новейшими техническими разработками, поэтому посетил знаменитый завод известного бренда.
На выставочной площадке он заприметил новый колесный трактор 8010 «Голиаф» мощностью 215 л.с. Трактор впечатлил размерами, скоростью и легкостью, с которой он работал в агрегате плугом. Это был перспективный образец, который так и не стал востребованным на рынке США, но Никита Сергеевич увидел в нем то, что было необходимо Родине.
В 1954 году в стране началось освоение целины. Нужны были мощные и универсальные тракторы для народного хозяйства. До появления К-700 в колхозах и совхозах трудились ДТ-54, которые уже не отвечали требованиям интенсивно развивающегося сельского хозяйства того времени. Домой лидер привез буклет, который был передан председателю Комитета оборонной промышленности Константину Рудневу для выполнения высочайшего поручения.
Площадкой для разработки нового трактора Совмин СССР выбрал Ленинградское производственное объединение «Кировский завод». Такой выбор был не случайным. Заводчане первыми в Советском Союзе приступили к выпуску тракторов «Фордзон-Путиловец» в 1924 году, а в годы Великой Отечественной войны вели ремонт бронированной техники. На многопрофильном промышленном предприятии оборонной ориентации с богатой историей трудились целые династии высокопрофессиональных конструкторов, инженеров и рабочих.
Конструкторское бюро завода работало в засекреченном режиме под руководством известного советского конструктора танков и тракторов, Героя Социалистического Труда, лауреата 4-х Сталинских премий и создателя тяжелых танков КВ «Клим Ворошилов» и ИС «Иосиф Сталин» Жозефа Яковлевича Котина.
Есть информация о том, что прототипом отечественной энергонасыщенной машины также был немецкий трактор Wagner. Приобретенную в Европе технику разобрали и подробно изучили советские инженеры. Закупить образец у американцев так и не удалось, поскольку политические отношения с бывшими союзниками ухудшились.
На разработку мощного советского трактора из госбюджета были выделены средства, которых хватило на обустройство производственных цехов завода и социальной инфраструктуры. Для работы над новой моделью Жозеф Котин создал специальное конструкторское подразделение КБ-3, которое возглавил кандидат технических наук Виталий Поляченко. В работу с энтузиазмом включились все заинтересованные. Специалисты работали в 3 смены. Директор завода Иван Исаев и главный инженер Алексей Захарьин буквально жили своим детищем, проводя дни и ночи напролет в цехах и лабораториях. Помогали проектировать новую машину десятки других предприятий, научно-исследовательских институтов, проектных и конструкторских организаций. Новый трактор был создан в рекордно короткие сроки для советского тракторостроения: 3 года от идеи до реализации на практике.
После защиты технического проекта новой машины отдельные бригады завода готовили к выпуску сразу 12 опытных образцов. Бригадиру, который соберет трактор быстрее, предоставлялось право проехать на нем по проспекту Ленинграда. С большим отрывом по времени первую машину подготовила бригада под руководством Пилатова, но сразу после сборки трактор из цеха так и не выехал. На просторах интернета можно найти информацию о том, что взволнованный бригадир дважды врезался то в стеклянную будку мастера, то в металлическое ограждение. Поэтому после ремонта трактора в кабину его не пустили.
После торжественного митинга на заводе 13 июля 1962 года первый опытный образец отправился на испытания в соседний совхоз под управлением слесаря Сергея Катыкина. В агрегате с 8-корпусным плугом трактор проложил первые борозды, обрабатывая почву на глубину до 27 сантиметров на скорости до 10 км/ч, демонстрируя впечатляющую для того времени скорость и мощь. Гусеничный предшественник «Кировца» на то время двигался на скорости не более 6 км/час и обрабатывал 3-метровую полосу. В то время как К-700 захватывал до 6 метров. Исполинскими для того времени были и размеры нового трактора: длина — 7 метров, высота — более 3-х, вес — 11 тонн.
За год было собрано 15 машин. В следующем, 1963 году, сборочные цеха покинула первая опытно-промышленная партия — 50 сельскохозяйственных тракторов К-700. Продолжились их испытания в экстремальных условиях на труднообрабатываемых почвах Азербайджана и Казахстана.
«Разработка и создание унифицированных энергонасыщенных мощных тракторов «Кировец» диктовались, в первую очередь, необходимостью осуществления взятого партией и правительством курса на увеличение энерговооруженности средств механизации производственных процессов в различных отраслях народного хозяйства страны», — цитата из советской газеты.
Выпускаемый в годы «холодной войны» К-700 имел не только мирное сельскохозяйственное назначение. В военное время его предполагалось использовать как ракетный тягач. Конструкция нового трактора была достаточно простой. Цельнометаллическая кабина имела отопление, вентилятор, подрессоренные кресла. Дорожный (агротехнический) просвет — 440 мм, топливный бак — 450 л. Трактор имел полный привод, 2 ведущих моста и механическую трансмиссию.
Первые версии трактора оснащались экономичными и простыми в обслуживании 8-ми цилиндровыми V-образными дизельными двигателями ЯМЗ-238НБ мощностью 220 л.с., показателем крутящего момента 950 Н/м.
Скорости:
Визитной карточкой Кировца была и остается шарнирно-сочлененная рама, которая позволяет путем поворота полурам вокруг вертикального шарнира изменять направление, а вокруг горизонтального — двигаться по пресеченной местности, копируя рельеф. Повышает проходимость и маневренность: гидравлическая система управления поворотом. Машина имела трехточечную гидравлическую навеску грузоподъёмностью 2 тонны. Навесное оборудование тракторист мог менять самостоятельно.
Трансмиссия | |
Тип трансмиссии | механическая/гидромеханическая |
Подвеска и управление | |
Тип подвески | рессорная переднего моста, балансирная заднего моста |
Способ управления поворотом | поворотом полурам |
Тормоза | пневматические колесные (на ранних моделях — пневмогидравлические) |
Оборудование | |
Гидрооборудование | отдельная раздельно-агрегатная система для управления навесными и прицепными машинами, отдельные системы для управления поворотом и коробкой передач |
Пневмооборудование | для привода тормозов: компрессор, буферный резервуар, пневмораспределитель, колесные тормозные цилиндры |
Электрооборудование | бортовая сеть 12В; переключается на 24В для запуска двигателя и насоса, закачивающего масло |
Для того времени технические характеристики трактора во многом были революционными. Отечественные конструкторы в рекордно короткие сроки разработали принципиально новые решения. До этого подобных энергонасыщенных машины 5 тягового класса в Советском Союзе никто не производил. К-700 по производительности 2,5-3 раза превосходил существующие тракторы, отличалась высокой надежностью, простотой обслуживания, ремонтопригодностью и длительным сроком службы.
Так как трактор набирал популярность по всей стране, завод наращивал объемы производства. В 1964 году на предприятии собрали 1200 машин. Массовое серийное производство К-700 было развернуто в 1969 году. В 1975 году завод выпустил 100-тысячный «Кировец».
Прирост на 100 тыс. новых тракторов был зафиксирован и в 1980 г. В 1985 г. было выпущено 300 тыс. машин — мировой рекорд по производству тракторов! К началу 90-ых с помощью «Кировцев» выполнялось 40% всех сельскохозяйственных работ в стране.
Опытные К-700 из первой партии для госиспытаний окрашивались в багрово-коричневый цвет. В дальнейшем фирменным цветом стал желтый. Серийная версия К-700 выпускалась в экспортной красно-белой окраске.
В 1975 году Кировский завод прекратил выпуск машин первого поколении и полностью перешел к производству энергонасыщенных «Кировцев» второго поколения К-700А и К-701, конструктивная разработка которых велась с конца 1960-ых. Новый К-701 разрабатывался под установку 12-цилиндрового дизеля ЯМЗ-240Б (300 л.с.). Однако Ярославский моторный завод не сразу наладил массовый выпуск двигателей, в которых остро нуждались не только кировские машины, но и БелАЗ, предприятия по производству железнодорожной техники. Поэтому К-700А со старым двигателем и К-701 с 12-цилиндровым ЯМЗ-240Б сходили с конвейера одновременно до тех пор, пока все новые тракторы не были обеспечены в 1,5 раза более мощными моторами.
Конструкция обоих тракторов была унифицирована, но они сильно отличались от своего предшественника — К-700. Для удобства монтажа и демонтажа промежуточного карданного вала без разъема полурам длина базы возросла с 3050 до 3200 мм. Увеличена колея, чтобы обеспечить установку расширенных покрышек. Применение широких шин позволило отказаться от рессор и снизить давление на почву, улучшились тяга и грузоподъемность трактора.
Вместо одного установили 2 боковых топливных бака. Усиленная передняя полурама позволяла установить новый двигатель ЯМЗ-238НД с турбонаддувом. Обновленная коробка передач механического типа позволила проводить переключение без потери мощности, жестко крепились оба моста, модернизированы посадочные места для возможности установки дополнительного оборудования. Сильно изменился наружный дизайн. По мнению советских конструкторов, новые модели обрели «внешне законченные формы с учетом современных требований технической эстетики».
Модель | К-700 | К-700А | К-700Б |
---|---|---|---|
Двигатель | ЯМЗ-238НБ | ЯМЗ-238НД | ЯМЗ-238НД4 |
Мощность, кВт (л.с.) | 158 (217) | 169 (230) | 184 (250) |
Расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) | 220 (162) | 223 (164) | 220 (162) |
Скорость движения, км/ч | 2,6-33,8 | 2,6-33,8 | 2,9-33,8 |
Габариты, мм длина х ширина х высота |
7235 х 2530 х 3225 | 6820 х 2850 х 3685 | 6820 х 2850 х 3635 |
Масса, кг | 11 000 | 12 800 | 13 000 |
Необходимость разработки трактора третьего поколения назрела еще в начале 1980-х. Поэтому 70-летнему юбилею Октябрьской революции ленинградцы собрали первую промышленную партию Кировцев К-701М. Это была уже совершенно новая машина, массовый серийный выпуск которой был налажен после распада СССР.
Трактор К-700 стал праотцом целого поколения мощных советских машин, поскольку промышленникам полюбился не меньше, чем труженикам сельского хозяйства. Промышленные модификации К-702 и К-703, разработанные специалистами КБ-3, представляли базовое шасси для навесного оборудования. Привод переключения передач монтировался на рулевой колонке, устанавливалось реверсивное управление. На базе промышленных модификаций трактора советские заводы монтировали бульдозерное, погрузочное, трелевочное, снегоуборочное и другое оборудование. Поэтому он активно использовался в строительной, лесной, коммунальной, горнодобывающей и нефтяной отраслях.
На базе К-703 выпускались: лесоштабелёр ЛТ-163 (ЛТ-195), лесотрелёвочная машина МЛ-56, грейдозер ЛБ-30, фронтальный погрузчик ПФ-1, универсальная дорожная машина ДМ-15 и другое, а с 1990 г. для дорожной, мелиоративной и других отраслей — фронтальный погрузчик К-702МА-ПК6, универсальный бульдозер К-702МБА-БКУ, универсальная дорожная машина К-702МВА-УДМ, виброкаток ВК, снегоочиститель СФР, мобильные сварочные агрегаты, траншеекопатели и другое. Массово производилось оборудование для установки на заднюю полураму тракторов. Агрегатную базу трактора активно использовали и другие специальные конструкторские бюро для создания гусеничных специальных машин: сочлененных болотоходов, роторных траншейных экскаваторов, кабелеукладчиков.
Кировцы второго поколения стали самыми известными в мире энергонасыщенными тракторами из СССР, которые экспортировали не только в социалистические Кубу и Болгарию, но и в Италию, Австралию, Канаду и США. В капиталистические страны, по решению руководства Трактороэкспорт СССР, они поставлялись под экспортным названием BELARUS и с соответствующей надписью на кабине, так как эта марка была хорошо известна западным покупателям.
Заложенные в концепцию «Кировец» передовые технические решения оказались настолько удачными, что обе модели К-700А и К-701 производились до 2002-го г. Тракторы исправно работали на полях стран СНГ и Европы по 20-30 лет. Высоко ценились продолжительный ресурс службы, хорошие тяговые характеристики, возможность эксплуатации в экстремальных погодных условиях.
Бывший владелец трактора на одном из форумов пишет: «Теперь работаю на энергонасыщенном китайском тракторе, но про давно списанный К-700 вспоминаю до сих пор. Я не уверен, что новый «китаец» может выполнить хотя бы половину той работы, что сделал за 18 лет менее комфортный, но надежный «Кировец»…
С 1 февраля 2002 г. Петербургский тракторный завод прекратил выпуск классических «Кировцев» второго поколения, однако некоторые машины все еще можно встретить в хозяйствах, а основные детали приобрести в специализированных магазинах. Учитывая всенародную любовь к этим легендарным машинам, пользуются спросом услуги по их восстановлению и ремонту. Можно встретить и объявления о продаже тракторов К-700А и К-701 в хорошем техническом состоянии.
Тем не менее у трактора есть серьезные недостатки. Среди них ухудшенная проходимость из-за выступающего вперед двигателя, риск опрокидывания на крайне неровном покрытии, значительное давление на грунт, большой расход топлива по современным меркам. Специалисты также отмечают сложность работы на крутых склонах из-за высокого центра тяжести, ограниченный обзор части дорожного полотна, низкую эффективность рессорной подвески переднего моста.
Из-за значительного давления на грунт трактор подходит далеко не для всех полевых работ. Частично эту проблему можно решить установкой спаренных колес. Однако агрономы обратили этот недостаток в достоинство. «Кировец» отлично трамбует силосную массу, поэтому ему нет равных при заготовке кормов.
Механизаторы считают эти тракторы неубиваемыми. Некоторые 26-летние машины успешно проходят техосмотр, при должном уходе не требуют повышенного внимания в плане ремонта и обслуживания.
Владельцы часто дополнительно устанавливают раму по периметру, чтобы повысить безопасность тракториста в случае опрокидывания. Опытные операторы отмечают, что ветераны сельскохозяйственного производства — Кировцы первых модификаций — очень надежны, но управлять ими нелегко. В кабине шумно, нет кондиционера, все на механике.
Поэтому желающих сесть за руль еще оставшихся в строю Кировцев старого образца среди трактористов осталось немного. Ведь в последнее время все тракторостроительные компании акцентировали внимание на современном дизайне, высоком комфорте и безопасности своих машин. Позаботились об этом и конструкторы АО «Петербургский тракторный завод», разработав новые модели сельскохозяйственных тракторов под брендом «КИРОВЕЦ» с учетом современных требований, чтобы вывести производство отечественных гигантов на новый уровень.
Сейчас одно их крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий России — АО «Петербургский тракторный завод» — успешно продолжает работу в современных рыночных условиях. В группу компаний входит более 20 дочерних предприятий. В своей деятельности многопрофильный холдинг опирается на 200-летний опыт и современные технологии, производя мощные колесные тракторы, буровую технику, турбогенераторы для ледоколов, металлургическую продукцию, оборудование для тепло- и гидроэнергетики.
За все время работы на заводе было выпущено более 480 тыс. Кировцев. Теперь отечественный производитель энергонасыщенных тракторов и лидер по поставкам дорожной техники выпускает уже 8-ое поколение легендарных тракторов, совершенствуя их технические характеристики и отмечая каждый знаменательный шаг в истории Кировца.
Старейшее машиностроительное предприятие России стало одним из самых современных. На техническое переоснащение завода высокотехнологичным оборудованием и НИОКР с 2015 г. инвестировано более 10 млрд руб. 5 млрд вложений предусматривает инвестиционная программа 2019-2021 гг. 4 млрд российских руб. затрачено на реконструкцию цехов и производственных линий АО «Петербургский тракторный завод», в которых сосредоточен весь цикл производства тракторов и вспомогательные службы.
Предприятие активно принимает участие в государственных программах поставки техники в хозяйства через ОАО «Росагролизинг», по Постановлению Правительства РФ № 1432.
Важнейшим событием в истории предприятия стал запуск в серийное производство модернизированной модели трактора К-7М. Знаменитый с советских времен «Кировец» изменился до неузнаваемости. Конструкторы завода уверены, что мощные энергонасыщенные машины обладают высокой производительностью, простой конструкцией, надежностью и отличной проходимостью.
В производственной линейке К-7М представлено 11 моделей тракторов общего назначения 5-8 тяговых классов мощностью от 300 до 428 л.с. Каждая может комплектоваться двигателями ТМЗ 8481, ЯМЗ 6585 или Mercedes OM460LA. Специально для нового поколения КИРОВЦЕВ Тутаевский моторный завод внес более 20 изменений в конструкцию двигателя для продления его безотказной работы. С 2020 года К-7М оснащается обновленной автоматизированной коробкой передач Т7 с оптимизированным рядом передач и новым поколением системы управления КОМАНДПОСТ-3. Новая коробка перемены передач Т7 осуществляет передачу двигатель: КПП без редуктора привода насосов, переключение передачи на ходу без разрыва потока мощности. Практически все управление трансмиссией выведено на джойстик и клавиши рядом с ним.
На трактор устанавливаются новые ведущие мосты Т-400 с самоблокирующимися дифференциалами, дисковыми тормозами повышенной надежности и улучшенными на 27% мощностными характеристиками.
Машина сохранила свое фирменное преимущество — передний мост на полуэллиптических рессорах. Поэтому по плавности хода у неё нет конкурентов в собственном классе.
В базовой комплектации тракторы оснащаются высокопроизводительной гидросистемой рабочего оборудования, трехточечным навесным устройством категории IV N по ISO с системой быстрой сцепки и тяговым брусом. Навесное устройство может комплектоваться системой позиционно-силового регулирования (EHR).
Уделено внимание комфорту оператора: качественно улучшена шумо- и виброизоляция кабины. Уровень шума на рабочем месте не превышает 75 дБ. Кабина установлена на гидравлических опорах и не связана с рамой и такими мощными источниками шума и вибраций, как лестница и глушитель.
Кабина увеличилась в размерах, задняя стенка отодвинута на 18 см. Можно отрегулировать пневмо-подрессоренное кресло и рулевую колонку под предпочтения любого механизатора. Рядом на пассажирском сидении может разместиться помощник или агроном. Благодаря виртуальной приборной панели все параметры трактора находятся в поле зрения механизатора на цветном контрастном дисплее.
При установке оборудования дистанционного мониторинга (разъем на тракторе предусмотрен) контролировать местоположение и режим работы можно через спутниковую систему ГЛОНАСС. Также на современный трактор можно установить систему точного земледелия. В режиме автоматического управления по сигналу спутника он будет вести агрегат в поле с точностью до нескольких сантиметров.
Гарантийное и сервисное обслуживание техники осуществляют свыше 50 представительств и дилерских центров в России и СНГ. В 2018 году завод в 2 раза увеличил срок гарантии на тракторы серии К-7.
Возможности одной такой машины позволяют в течение года подготовить и засеять до 5000 гектаров с полным соблюдением агротехнических сроков и минимальной себестоимостью 1 га посева. Опционально трактор может быть дооснащен оборудованием, расширяющим его производственные возможности.
Как рассказал заместитель начальника отдела маркетинга ООО «Автобис», официальный дилер АО «Петербургский тракторный завод» в Беларуси, Виталий Курячев, обновленный «КИРОВЕЦ» завоевывает все больше доверия у белорусских аграриев, его охотно приобретают ведущие сельхозпредприятия республики.
На белорусских полях работают более 300 тракторов. Осенью в одном из крупнейших хозяйств Беларуси ООО «Василишки» трактор К-742М «ПРЕМИУМ» а агрегате с культиватором-глубокорыхлителем КГП «АМКОДОР» три месяца работал практически без остановок, обрабатывая за сутки около 80 гектаров почвы. На смену друг другу выходили 3 механизатора, заправку и обслуживание проводили прямо в поле. Отлично зарекомендовали себя машины Петербургского завода и на витебских землях, которые отличаются сложностью рельефа и разнообразием почв.
Основополагающая особенность конструкции — шарнирно-сочлененная компоновка, которая по-прежнему делает трактор К7М непревзойденным при работе в сложных условиях и на тяжелых почвах. Колеса с шинами увеличенного типоразмера 710/70R3S усиливают тяга-сцепные свойства в 1,5 раза, позволяют максимально реализовать тяговый потенциал при работе с разными агрегатами, снизив давление на почву.
История трактора «Кировец» — это впечатляющая история о мужестве, мастерстве и патриотизме наших земляков, которые приложили немало усилий, чтобы создать трактор, который знают во всем мире. И их идеи нашли свое продолжение. Растет популярностью современного трактора К-743 в странах Восточной и Центральной Европы.
Это экспортная версия К-7М с двигателем Mercedes-Benz OM470LA в 435 л.с., отвечающим экологическому стандарту Stage IV (TIER 4F). Ежегодно на экспорт в Германию, Чехию, Болгарию, США, Румынию, Венгрию, Польшу, Канаду и Австралию поставляется более 100 машин. Хочется верить, что новый знаменитый «КИРОВЕЦ» будет становиться все лучше, приумножая достижения страны, которыми можно гордиться.