«ГлавПахарь» продолжает рассказывать о том, как работают отечественные фермеры в самых разных уголках нашей необъятной Родины. Ранее мы уже говорили и о хозяйстве агрария, который вошел в ТОП-10 лучших пахарей России, и об истории успеха небольшого КФХ из Краснодарского края, и о «цвете нашей нации» — молодежи — двух самых юных главах КФХ из Тамбовской и Псковской областей, которым на двоих всего 39 лет.
Героем же нашего нового репортажа с полей стал настоящий «курский аксакал», который смог превратить небольшое хозяйство, созданное почти с нуля, в эффективно работающее КФХ с земельным банком 780 га. О Николае Степановиче Процком — главе ИП КФХ Процкий в селе Зуевка Солнцевского района Курской области — наш новый материал.
Из статьи Вы узнаете:
Николай Процкий. Добрый день, общий земельный банк нашего хозяйства составляет 780 га. Часть земли у нас находится в собственности, часть — арендуем у пайщиков, думаю, этим никого не удивишь — общеизвестная практика. За аренду даем около 2 тонн зерна (пшеница или ячмень, что пожелает сам пайщик), хотя в целом по региону принято давать около 1 тонны, но мы своих людей ценим и уважаем, поэтому немного добавили.
На данных площадях мы выращиваем традиционные зерновые культуры (озимая и яровая пшеница, пивоваренный ячмень), овес, сою, подсолнечник и сахарную свеклу. Общая база КФХ занимает площадь около 18 га. На ней располагаются открытые и закрытые стоянки техники, гаражи и боксы для ремонта и хранение машин, ЗАВ и зерновые склады в количестве 3 шт. (по 1500 кв метров каждый), подсобные помещения, склад запчастей, заправка и так далее.
Николай Процкий. Думаю, вы знаете, что стоимость свеклоуборочных машин всегда была заоблачная, а сейчас и подавно — она просто неподъемная для небольших КФХ. Тут даже нет никакой альтернативы, российских или китайских аналогов европейским высокопроизводительным агрегатам, к сожалению, нет.
Если говорить про наше хозяйство, то у нас сахарная свекла обычно занимает в севообороте площадь от 120 до 150 га (в зависимости от года). Сложив воедино все эти факторы, пока, с точки зрения экономической эффективности и целесообразности, купить себе свой личный свеклоуборочный комбайн или свеклопогрузчик не представляется возможным. Так что технику мы нанимаем. Это легче и выгоднее, даже несмотря на то, что в этом году цены на уборку сильно поднялись.
В цифрах за 1 га убранной свеклы на полях нашего КФХ мы в этом году платили около 17500 рублей, дополнительные затраты — 100 рублей за 1 тонну погрузки. Плюс перевозка и логистика, которые также среагировали в рост из-за неблагоприятных погодных условий, обилия грязи и сложности уборки, а также из-за нехватки транспортна и увеличенного расхода топлива. Перевозка на частных КАМАЗах нам обходилась около 450 рублей за 1 тонну на расстояние до 40-45 км.
Николай Процкий. Здесь ситуация немного другая. Под зерновые у нас традиционно выделяется больше всего земельных площадей, суммарно — около 550 га. Для этих целей нашему КФХ вполне хватает своих собственных двух зерноуборочных комбайнов: ACROS-595 Plus от Ростсельмаш и GS10 ПАЛЕССЕ от Гомсельмаш. Последний сейчас убирает «семечку».
Николай Процкий. Мы не гонимся за импортными машинами. Лично я — сторонник исключительно отечественной техники. У нее много плюсов. Это и цена, и бесперебойное наличие запчастей, и высокая ремонтопригодность.
Такой подход нам очень сильно помогает сейчас (в условиях логистического кризиса, проблем с запчастями и в период, когда европейские производители массового покидают Россию) и помогал всегда. Когда мы создавали КФХ, у нас был всего один трактор Беларус 82 (даже неновый, пригнали б/у из Минской области), один гусеничный трактор Т-150 и один «газон» — всё! И ничего — справились! Потихоньку, помаленьку начали развиваться, покупать землю, расширять базу, обрастать складами и другими подсобными объектами, приобретать сельхозтехнику и наращивать машинно-тракторный парк. Отечественная техника нас всегда выручала!
В результате в настоящее время в КФХ можно увидеть следующий шлейф машин:
Важно понимать, что пока все обрастали новомодными Джон Дирами, Кейсами, Холандами, избавляясь от «закаленных в полевых боях» российских и белорусских машин, мы их скупали, порой даже как металлом, но потом восстанавливали. У нас в этом плане ребята в хозяйстве отличные, мы сами делаем и коробки, и двигатели — почти всё.
Конечно же, есть прицепная и навесная техника. Все почвообрабатывающие орудия, включая предпосевные, универсальные и междурядные «свекловичные» культиваторы, дисковые и зубовые бороны, а также плуги, — у нас отечественные. Сохранились даже советские КПС. Прикатывающие катки сделали сами. Кроме того, есть воронежский прицепной опрыскиватель ГВАРТА, тоже неплохая «машинка».
Подработку сельскохозяйственной продукции осуществляем на ЗАВах. Мы их сами реконструировали, сделав именно под потребности нашего хозяйства. Там у нас собственная завальная приемная яма на 45-50 тонн, нория — «десятка», очиститель зерна фракционный ОЗФ-50 производства «Осколсельмаш», который предназначен для предварительной, первичной и вторичной очистки поступающего вороха зерновых, крупяных, бобовых и других культур от легких, крупных и мелких примесей. Работает уже несколько лет безотказно. Качество — достойное. В целом по ЗАВам конструкцию сделали так, чтобы была возможность сыпать зерно по разным сторонам, максимально заполняя, а потом высвобождая емкость, а также, чтобы не было необходимости подсобному рабочему забираться в центр и отгартывать зерно.
Из зарубежной техники только — телескопический погрузчик Manitou MLT-X 741-120, сеялка Amazone D9-60 и еще один прицепной опрыскиватель Amazone UG 3000 Nova. А так, все остальное — либо отечественное, либо белорусское. И мы об этом не жалеем!
Николай Процкий. Грузовые автомобили КАМАЗ, МАЗ и ЗИЛ, многие из них еще советских времен, но в хорошем состоянии, также есть бортовая ГАЗель, прицепы и полуприцепы отечественного производства.
В целом, несмотря на достаточно подержанный парк техники, сейчас мы плотно стоим на ногах. Мы даже готовы взять больше земли, но ее уже, к сожалению, нет, поэтому работаем с теми объемами и площадями, что есть.
Николай Процкий. Да, между прочим, в этом году взяли себе новый китайский трактор TAVOL 2204 с двигателем Weichai мощностью 220 л.с. Покупали машину у курского дилера сельхозтехники «АгроАрсенал». Собственника и директора данной компании знаю лично, поэтому опасений не было, плохого он точно не посоветует.
В стандартной комплектации данного трактора — коробка передач с 16 передачами переднего и 16 заднего хода, ВОМ на 540/1000 об/мин, 4 пары гидровыходов, трехточечная навеска 3 категории. Весит агрегат около 7 тонн, есть фронтальный утяжелитель на 780 кг, задний утяжелитель на 480 кг, гидронасос 90 л/мин, камера заднего вида, большой монитор, кондиционер. Гарантию нам дали 2 года или 1500 моточасов. Так что будем пробовать, смотреть, первое впечатление от китайцев хорошее.
Николай Процкий. А чего боятся, китайская техника уже давно избавилась от клише «ломаки», сейчас это вполне достойные машины. В нашем регионе уже работают и Lovol, и YTO, и Zoomlion, пока без нареканий.
Скажу откровенно, мы долгое время присматривались к Беларусам такого же мощностного класса, однако все-таки качество новых машин, которые сейчас делают в Минске, оставляет желать лучшего. По надежности современные белорусские агрегаты уступают легендарным тракторам прошлой эпохи. Это как раз и стало причиной того, что мы посмотрели в сторону решений из Поднебесной.
Николай Процкий. Для нас настоящей проблемой стало не столько само подорожание всех этих товаров и услуг, сколько усугубившийся диспаритет цен. Пусть все дорожает, но цена на продукты фермерского труда должна быть адекватной и достойной. По этому году складывается впечатление, что никому это не надо. Аграрии не дураки, мы понимаем, что на нас наложили санкции и есть определенные сложности, однако поддержка простых трудяг на земле быть должна. Мое мнение, что сельское хозяйство — это отрасль стратегического назначения, и она не уступает по степени важности той же оборонной промышленности.
Только представьте, буквально перед нашей встречей ко мне приехал трейдер и предложил забрать подсолнечник по цене 7000 рублей за тонну. В прошлом году цена при нормальной влажности данной культуры была около 23000-25000 рублей за тонну, вот и думайте. При этом через пару недель стоимость на подсолнечник снова поднимется из-за того, что его мало, а уборка затруднена непростыми погодными условиями. «Так и прыгаем, туда-сюда, вверх-вниз» — никакого регулирования и контроля. Ладно мы, у нас есть финансовая подушка безопасности и склады для хранения, мы можем подождать, но есть аграрии, которые все в кредитах и лизингах, у них нет времени ждать пока цена скорректируется под нужные им значения. Они вынуждены сбывать продукцию, в которую вложили огромное количество сил и энергии, фактически «по бросовым ценам». Так быть не должно.
По состоянию на 09 декабря 2022 года, у перекупов пшеница (фураж) стоит 8000-9000 рублей за тонну (в прошлом году 12000-14000 рублей за тонну), пшеница продовольственная (от 25 клейковины) — 11000-12000 руб/тонна (в прошлом году до 17000 руб/тонна), рапс — 22000 руб/тонна (в прошлом году под 30000 руб/тонна), соя (протеин до 40) — 28000-29000 руб/тонна (в прошлом году доходила до 40000 руб/тонна).
Более-менее адекватную цену сейчас предлагают официальные хлебоприемные пункты, элеваторы и базы, и то далеко не все. Можно было бы работать, однако партнерство с ними осложнено ужесточившимися требованиями к документации на происхождение, наличию ветеринарных и продовольственных сертификатов, цифровой регистрацией и увеличившимися бюрократическими процедурами.
Николай Процкий. Считаю, что у фермера должны быть не только лошадиные силы в сельхозтехнике, но и реальные сельскохозяйственные животные. В моем случае, это лошади. Любовь к животным у меня еще со студенчества, ведь я изначально получал профильное агрообразование не в инженерном ВУЗе, а в ветеринарном техникуме Зооинжинерного института.
Свое коневодческое хозяйство стараюсь вести по типу ранчо: в течение года лошади свободно гуляют в полях, летом и в теплое время питаются травой, а зимой их кормят сеном и овсом. У нас есть как обычные жеребцы и кобылы, так и настоящие рысаки. Для тех, кто не знает, это лошади, способные к бегу быстрой, устойчивой рысью.