Продолжение...
Владимирский тракторный завод
В 1943 году на северной окраине города Владимира в условиях тяжелого военного времени была начата ударная стройка нового тракторного завода. Официальной датой пуска предприятия считается апрель 1945 года, когда было завершено строительство первой очереди завода.
В тот же год с главного конвейера сошли первые 500 тракторов, а в 1948 году общий объем выпуска составил уже 10000 тракторов. Однако этого было ничтожно мало для нужд сельского хозяйства, пострадавшего за годы войны. Строительство завода продолжалось, и в конце 1949 года была досрочно завершена его вторая очередь.
Изначально поставленный на серийное производство трактор «Универсал» Владимирский завод выпускал в течение 10 лет. Затем были начаты и успешно завершены работы по созданию тракторов ДТ-24 и Т-28 «Владимирец» с новым дизельным двигателем.
На предприятии сложилась хорошая школа двигателестроения и постоянно велась работа по совершенствованию конструкции тракторных дизелей. В этот период завод является одним из крупнейших в мире производителем дизельных двигателей с воздушным охлаждением.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе трактору Т-28 была присуждена первая премия и Большая золотая медаль. Всего было выпущено более 250 тыс. таких тракторов, а с 1970 года их производство было передано на Ташкентский тракторный завод.
Всего же для колхозов и совхозов страны было поставлено более 400 тыс. тракторов. Почти 40% выпускаемой продукции экспортировалась в 60 стран мира.
С 1971 года Владимирский тракторный завод перешел на производство самого известного своего трактора типа Т-25, который стал базовой моделью для создания большого числа модификаций.
Рекордного объема производства предприятие достигло в 80-х годах: каждый пятый трактор, выпускаемый в СССР, был оборудован дизелем Владимирского завода, а в 1988 году был выпущен миллионный трактор и четырехмиллионный двигатель.
В постсоветский период, в условиях падения спроса на технику и роста цен на сырье и материалы, завод стал приходить в упадок. Одной из последних моделей техники, разработанной и выпускавшейся на предприятии, стал универсально-пропашной трактор ВТЗ-2032, премьера которого состоялась в 1996 году.
В дальнейшем предприятие претерпело несколько реорганизаций и переименований, на нем менялись собственники, оно фигурировало в уголовных делах, однако это не только не спасло, а только усугубило и без того критическую ситуацию.
Последние работники Владимирского моторо-тракторного завода были уволены в 2018 года. Тогда же рассматривалась возможность организации производства двигателей для чешских тракторов Zetor, которые собирают в г. Ковров, однако никакого решения принято не было.
В 2019 году имущество Владимирского тракторного завода, включая 48 гектаров земли со всеми цехами и оборудованием, было реализовано на аукционе липецкой компании, связанной с концерном «Тракторные заводы».
Вполне возможно, что холдинг аккумулирует необходимые активы и планирует возродить производство двигателей и сельскохозяйственных тракторов во Владимире.
Ну а пока Владимирский тракторный завод является местом проведения экстремальных экскурсий, а также его постепенно разбирают на …сувениры. Предприниматели предлагают ностальгические магнитики из осколков облицовочной плитки цеха с небрежно изображенным трактором и символикой ВТЗ.
Липецкий тракторный завод
Липецкий тракторный завод берет свое начало с машиностроительного производства «Станкострой», основанного на окраине города еще в 1932 году. За относительно короткий период там были сооружены основные производственные корпуса, включая литейный, механообрабатывающий, ремонтно-механический, кузнечный и инструментальный цеха.
К началу Великой Отечественной Войны завод «Станкострой» являлся одним из крупнейших предприятий города. В 1943 году на его базе был создан Липецкий тракторный завод и уже в середине 1944 года с конвейера сошел первый трактор средней мощности «Кировец-35», оснащенный бензиновым двигателем.
В послевоенные годы в соответствии с потребностями сельского хозяйства на заводе был выпущен первый в СССР гусеничный трактор КДП-35 для механизации возделывания сахарной свеклы, который в дальнейшем был модернизирован в части улучшения конструкции ходовой системы (модель Т-38).
Позже было освоено производство новых гусеничных и колесных тракторов, самоходных шасси, а самой известной моделью стал легендарный Т-40.
По результатам испытаний 1970 г. этот трактор был признан одним из лучших по надежности среди техники, выпускаемой предприятиями стран-членов СЭВ, и удостоен многочисленных наград на международных выставках. Производство модельного ряда Т-40 продолжалось до 1995 г.
Линейка продукции предприятия постоянно расширялась: в 1967 году на заводе даже было создано обособленное подразделение, которое выпускало гусеничное шасси для зенитно-ракетных комплексов «Круг» и других военных машин.
В 1970 году общий объем выпуска тракторов на Липецком заводе достиг 500 тыс. единиц. Завод был оснащен современными поточными полуавтоматическими и автоматическими линиями, что позволяло ежегодно обеспечивать выпуск до 50 тыс. тракторов. Такой объем производства поддерживался вплоть до 1991 года.
В 1980 г. липецкими конструкторами был предложен инновационный для своего времени трактор интегральной схемы ЛТЗ-155. Машина имела центрально расположенную кабину с круговым остеклением, реверсируемый пост управления, колеса одинакового диаметра.
Летом 1998 года Липецкий тракторный завод был признан банкротом. За последующие годы сменилось несколько собственников, которым не удалось возродить и стабилизировать производство тракторов. Были попытки выделения отдельных специализированных производств для выпуска военной техники, в частности, модернизированных самоходных гусеничных тягачей для зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ. Однако даже такие решения не позволили спасти предприятие и фактически завод прекратил свое существование.
С 2018 года на части производственных площадей бывшего липецкого тракторного завода располагается Липецкий механический завод, основным видом деятельности которого является производство военных боевых машин.
Основные корпуса и вспомогательные сооружения снесены или находятся в аварийном состоянии.
Кировский тракторный завод
Крупнейшая в России машиностроительная компания, которая включена в Перечень системообразующих предприятий Российской Федерации, ведет свою историю с 1801 года. Предприятие было основано как Кронштадтский чугунолитейный завод, в дальнейшем было переименовано в Путиловский, Кировский завод, а ныне — Петербургский тракторный завод.
Именно оно послужило родоначальником отечественного тракторостроения, поскольку первым освоило выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец», в дальнейшем — «Универсал» в 1924 году.
Всесоюзную известность и славу завод получил после освоения производства знаменитых тракторов «Кировец» в 1963-1964 годах. Инициатором создания такой мощной техники стал Н.С. Хрущев, который во время визита в США в 1959 году по достоинству оценил работу аналогичной техники компании John Deere. После возвращения в СССР им была поставлена задача в кратчайшие сроки организовать производство принципиально новых современных тракторов общего назначения мощностью 200-220 л.с.
В 1964 году с конвейера сошли 1200 машин, которые мгновенно стали популярными. Темпы роста производства стали расти ежегодно — в 1975 году Кировский завод произвел уже 100 тыс. тракторов, 1980 — 200 тыс., 1985 — 300 тыс. ед. К началу 90-х годов ежегодный выпуск тракторов достиг небывалых объемов, не имеющих аналогов в мире — более 23 тыс. машин.
Можно смело сказать, что тракторы К-700 послужили мощнейшим толчком развития крупнотоварного производства и в период позднего СССР они обеспечивали выполнение до 40% всех полевых операций. «Кировцы» получили заслуженное признание на международных выставках, где были по достоинству оценены их высокие эксплуатационные показатели и оригинальные конструктивные решения.
Продукция завода экспортировалась более чем в 30 стран мира, в том числе Германию, Францию, Австралию, Канаду, США и др.
Глубокий кризис 90-х годов не обошел и Кировский тракторный завод. В этот период резко сократился выпуск техники, были проведены организационные преобразования. Учитывая возрастающие требования к качеству и возможностям техники и несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию, Петербургский тракторный завод совместно с немецкой компанией Land- und Kraftfahrzeugtechnik GmbH в 1995 году создает и ставит на производство новую модификацию «Кировца» К-744 с двигателем мощностью 350 л.с.
В 2012 году выполнено радикальное обновление серии машин, подготовлены и запущены в серию рестайлинговая версия линейки К-744Р и новое поколение «Кировцев» серии К-9000.
В 2019 году на Петербургском тракторном заводе торжественно запустили в серийное производство обновленную модель сельскохозяйственного трактора «Кировец К-7», которая соответствует всем современным требованиям и способна конкурировать с лучшими зарубежными аналогами.
Таким образом, Петербургский тракторный завод является единственным из рассмотренных предприятий, сумевшим не просто выжить в условиях рыночных преобразований, но и успешно модернизировать производство, освоить выпуск новых моделей техники, отвечающих современным требованиям. Тем не менее, сельское хозяйство России остро нуждается в тракторах и то количество техники, что может предложить один, даже относительно успешно функционирующий завод, ничтожно мало.
Перспективы развития тракторостроения России
Сегодня потеря бывших индустриальных гигантов компенсируется созданием новых производств путем интеграции с ведущими мировыми компаниями. Это обосновывается тем, что современное производство требует совершенно нового оборудования, технологических процессов, организационных решений, чего уже невозможно достичь, используя наследие прошлого.
Очень кратко отметим несколько примеров такого сотрудничества и хотя объемы производства новых совместных предприятий несопоставимы с заводами СССР, это позволяет хотя бы надеяться на новый толчок в развитии отечественного машиностроения.
В настоящее время производство тракторов в России организовано на нескольких предприятиях, среди которых как действующие заводы, так и созданные практически «с нуля».
Программой развития отечественного тракторостроения занимается известный производитель грузовой автомобильной техники ОАО «КАМАЗ», которое на первом этапе предлагало аграриям модельный ряд из пяти универсальных тракторов, изготовленных по лицензии компании McCormick. В их числе — тракторы малой мощности CMAX-85 и CX-105 (62 и 75 л.с.), предназначенные для небольших хозяйств, тракторы средней мощности XTX-185 и XTX-215 (199 и 224 л.с.), а также модель Т-215, построенная, преимущественно, на импортных комплектующих.
В 2009 году «КАМАЗ» организовал совместное предприятие с компанией CNH Industrial для производства наиболее популярных моделей тракторов и зерноуборочных комбайнов в соответствии с потребностями российского рынка. На предприятии была осуществлена серьезная модернизация, внедрены новейшие технологические процессы, включая автоматизацию производственных участков и применение компьютерных систем.
Если на первом этапе завод занимался, в основном, сборочным производством, то сегодня концепция предприятия заключается в росте локализации продукции.
В 2020 г. предприятие планирует начать изготовление тракторов серии Magnum 310 и 340, провести дополнительные мероприятия по локализации производства, в том числе кабин тракторов, мини-погрузчиков Case, пневматических бункеров Flexi-Coil.
Один из флагманов отечественного сельхозмашиностроения «Ростсельмаш» планирует в 2022 году ввести в эксплуатацию новый тракторный завод, который будет осуществлять выпуск мощных тракторов Versatile, ныне производимых в Канаде.
Открытие завода позволит компании увеличить производство и расширить модельный ряд тракторов с учетом потребностей и емкости рынка России. Сегодня дефицит планируемых к выпуску тракторов составляет порядка 25 тыс. ед. Предполагаемая мощность завода составит 15 тракторов в сутки.
В 2015 году на производственных мощностях Голицынского автобусного завода было организовано совместное предприятие с корпорацией AGCO по выпуску тракторов Challenger MT585D и MT685D. В дальнейшем линейка техники была дополнена тракторами средней мощности Massey Ferguson 6713 и обновленных моделей MF 7600 и MF 8600. Если первоначальный уровень локализации производства составлял 10-15%, то к 2020 году этот параметр должен возрасти до 50%. Предприятие способно выпускать до 5 тыс. тракторов в год.
Компания Claas работает на российском рынке с 1992 года и логичным развитием сотрудничества с российским АПК стало строительство завода по производству зерноуборочных комбайнов и тракторов в г. Краснодар в 2005 году.
За время существования завода «КЛААС» существенно расширился модельный ряд выпускаемой техники. Сегодня для российского рынка по немецким стандартам в Краснодаре производятся зерноуборочные комбайны и тракторы, а завод является одним из крупнейших машиностроительных предприятий Краснодарского края.
Продукция, произведенная на заводе, официально имеет статус «товар, произведенный на территории РФ». Таким образом, закупка техники может осуществляться при финансовой поддержке государства. Тем не менее, компания продолжает осуществлять дальнейшую локализацию производства и расширять модельный ряд производимых машин.
Американский машиностроительный гигант John Deere осуществляет выпуск сельскохозяйственной техники на производственной площадке в г. Оренбург, где идет строительство цехов для сборки тракторов и комбайнов, а также испытательного полигона.
Завершение стройки планируется уже в 2020 году, что позволит локализовать производство техники, ранее рассредоточенного по нескольким регионам России, в одном месте. В 2021 году здесь будет осуществляться сборка тракторов и комбайнов, а в перспективе посевных и почвообрабатывающих машин.
Подводя итог, заметим, что стихийные реформы, бесконтрольная приватизация, разрушение организационных и производственных связей нанесли отрасли сельскохозяйственного машиностроения России ущерб, намного более серьезный, чем Великая Отечественная война. Тогда восстановление производства было выполнено собственными силами, сейчас на такой шаг страна уже практически не способна.