Гусеничные тракторы Т-4А «Алтай», известные в народе как «Алтаец» или «Утюг», были очень популярны в СССР и в постсоветское время в различных регионах страны. Сегодня мы хотим рассказать не только об этом легендарном тракторе и его истории, но и о самом заводе, который за годы своего существования выпустил множество сельскохозяйственных и лесных моделей техники, однако в последствие «канул в лету».
Производство тракторов в городе Рубцовске было запущено в 1942 году на базе эвакуированных мощностей Харьковского и Сталинградского тракторных заводов, а также Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения. Выбор площадки для будущего тракторного завода был неслучайным. В Алтайском крае располагались богатые месторождения железных и полиметаллических руд, а также ископаемых для производства строительных материалов. Это обеспечило завод необходимым сырьём и дало возможность практически сразу приступить к выпуску тракторной техники. Но обо всём по порядку...
Первым трактором, выпущенным из ворот завода, стал гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ. Это произошло 24 августа 1942 года, а уже в декабре 1943 года завод произвёл первую тысячу таких гусеничных тракторов. В декабре 1944 года в цехах завода был создан первый опытный образец гусеничного сельскохозяйственного трактора ДТ-54, который быстро завоевал популярность среди механизаторов не только в нашей стране, но и за рубежом.
В послевоенный период объемы производства существенно возросли, и Алтайский завод стал одним из лидеров по выпуску гусеничных тракторов. Мощностей завода было достаточно для обеспечения тракторами сельскохозяйственных предприятий Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Казахстана. На предприятии трудилось порядка 25 тыс. человек, а объем производства достигал 140 тракторов в сутки.
В истории завода особую роль сыграл легендарный трактор Т-4А «Алтай», который стал важной вехой в развитии предприятия. Этот трактор выпускался с 1970 по 1998 годы и существенно отличался от своего предшественника Т-4 более надёжными узлами и улучшенными условиями для работы механизаторов.
Трактор Т-4А был оснащён мощным шестицилиндровым двигателем А-01, произведённым на Алтайском моторном заводе. Его мощность составляла 135 л.с. при 1700 об/мин. Для запуска двигателя использовался двухтактный пусковой двигатель ПД-10У. В холодное время года, чтобы облегчить запуск, в тракторе был предусмотрен декомпрессор, который приводился в действие нажатием специального рычага.
Следует отметить, что во время работы трактор расходовал около 24 литров дизельного топлива в час. Благодаря объёму топливного бака в 320 литров, он мог работать без дозаправки в течение длительного времени.
На тракторе была установлена механическая коробка переменных передач с реверс-редуктором. Она обеспечивала 8 скоростей переднего хода и 4 скорости заднего. Ходовая часть, как и коробка передач, была полностью заимствована у предыдущего поколения. Ключевыми элементами ходовой части являются две гусеничные цепи, специальная балансировочная рессора, которая стабилизирует трактор на крутых склонах и предотвращает его опрокидывание, а также две гусеничные тележки.
В кабине появились отопитель и вентилятор, а также пассажирское сиденье, что значительно повысило уровень комфорта для водителя и его пассажира. Управление трактором осуществлялось с помощью нескольких рычагов, каждый из которых выполнял свою функцию. Переключение скоростей производилось с помощью сухой муфты сцепления, которая активировалась специальной педалью. Все датчики, расположенные на приборной панели, были исключительно аналоговыми, даже в моделях, выпущенных в последние годы существования завода.
Опыт эксплуатации трактора Т-4А выявил как его сильные, так и слабые стороны. По сравнению с аналогичными машинами, этот трактор требовал более сложного ремонта и обслуживания. Фрикционные ленты быстро изнашивались, а для их замены необходимо было демонтировать топливный бак. Гусеницы, установленные на заводе-изготовителе, не всегда отличались прочностью и надежностью.
Одним из наиболее существенных недостатков являлась полужесткая подвеска. В зимний период, когда работы выполнялись на замерзшем грунте, водитель испытывал сильную тряску. Однако самым главным минусом стала малая скорость передвижения, даже с учётом гусеничного хода. Аналогичные модели с такой же или близкой мощностью двигателя показывали гораздо лучшие результаты.
Несмотря на эти недостатки, трактор Т-4А обладал и рядом серьёзных достоинств. К ним можно отнести: долговечность; доступность запасных частей (как подержанных, так и новых), отличные ходовые качества благодаря специальной рессоре, позволяющей легко преодолевать крутые подъёмы на пересечённой местности, мощную отопительную систему, которая не позволяет замерзнуть даже в суровые морозы, отличный круговой обзор, а также доработки герметичности кабины в последние годы выпуска, что полностью исключало попадание пыли внутрь.
У трактора Т-4А была всего одна полноценная и серьёзная модификация — Т-4АП, на базе которой создавались другие модели, но с незначительными отличиями от своего прототипа. Основное предназначение Т-4АП – использование в строительстве и мелиоративных работах. Существует две разновидности этой модификации:
Кроме того, на базе трактора Т-4АП были разработаны модификации ДП-24 и ДЗ-101. Модель ДП-24 оснащалась специальным отвалом для работы на строительных объектах и решения различных задач. Нередко ДП-24 применялся для валки леса и других целей. Трактор ДЗ-101 также отличался от базовой версии наличием отвала. Он оснащался модернизированной гидравлической системой большей мощности, а на кабине были установлены два дополнительных фонаря освещения. Применялся агрегат для строительства, АПК, мелиорации и валки, уборки леса. Существовали модификации, различающиеся наличием дополнительного навесного и иного оборудования.
Наряду с производством сельскохозяйственных тракторов, Алтайский тракторный завод в 1957 году начал выпускать новую продукцию — трелевочные тракторы типа ТДТ для лесного хозяйства и уникальные транспортные тракторы ТСТ.
В сентябре 1957 года, не прерывая производство сельскохозяйственных тракторов, был собран первый трелевочный трактор на гусеничном ходу — ТДТ-60 для лесозаготовительных работ. От ТДТ-55 он отличался форсированным двигателем, который развивал мощность в 60 л.с.
Отметим, что с освоением производства трелевочных тракторов Алтайский тракторный завод превратился в одно из крупнейших предприятий на востоке страны. Конструкторы завода не останавливались на достигнутом и продолжали работу над созданием более мощных трелевочных тракторов. В результате появились такие модели, как гусеничный трелевочный трактор ТДТ-75, гусеничная транспортная машина ТСТ-80, предназначенная для перевозки грузов по бездорожью, а также трелевочный трактор ТТ-4 четвертого тягового класса, который часто использовался в качестве гусеничного бульдозера.
В 1984 году на Алтайском тракторном заводе была создана новая модель гусеничного сельскохозяйственного трактора Т-250, который должен был заменить Т-4А. Эта модель успешно прошла все испытания и, по оценкам специалистов, значительно превосходила известный американский трактор Challenger.
С началом перестройки для завода наступили трудные времена, как и для многих других предприятий того времени. Он столкнулся с приватизацией, сокращением спроса и объёмов производства, задержками заработной платы и «голодовками рабочих».
В 1997 году была запущена в производство новая модель сельскохозяйственного гусеничного трактора Т-402. Однако, несмотря на внедрение этой модели, проблемы со сбытом оставались нерешёнными, и завод не смог решить финансовые трудности.
В настоящее время производственные корпуса Алтайского тракторного завода полностью разрушены. Сложно представить, что эти руины могут быть восстановлены и использованы для каких-либо целей.
Например, Алтайский тракторный завод «Гранд» наладил выпуск универсального гусеничного трактора ТСН-4, который относится к 4 и 5 тяговому классу. Этот трактор заменил модель ТТ-4 и предназначен для использования в условиях бездорожья в качестве самоходного шасси. Алтайский завод самоходных машин «Прогресс», в свою очередь, выпускает трелевочную машину ЛП-18К, которая успешно применяется в лесной промышленности.
Отметим, что популярность применения гусеничных тракторов в сельском хозяйстве набирает популярность среди отечественных фермеров. Для употребления спроса Минский тракторный завод увеличил вдвое производство гусеничных тракторов BELARUS 2103 мощностью 212 л.с., а также освоил выпуск тракторов BELARUS 2103 на мощностях ЧТЗ в Челябинской области. Кроме того, МТЗ разработает новый гусеничный трактор BELARUS 1103.
Среди российских машиностроительных предприятий стоит отметить Челябинский завод спецтехники «ДСТ-Урал». Он разработал уникальный гусеничный трактор FT80 для сельского хозяйства, обладающий мощностью 600 л.с. Кроме того, завод «Алтайлесмаш» освоил выпуск гусеничных сельскохозяйственных тракторов ТЛС-5 «Барнаулец» мощностью 135 л.с. Однако в реальных полях обе эти модели встретить большая редкость.
(подготовлено с использованием материалов с сайта alttrac.ru / завод «Алтайский трактор»).