Трактор Т-38 — история о липецкой «гусянке»

26.06.2024
13639
vk.com-logo
Гусеничный трактор Т-38 производства ЛТЗ
Гусеничный трактор Т-38 производства ЛТЗ

Отечественное сельхозмашиностроение имеет богатую историю, и среди множества выпускаемых моделей есть тракторы, которые оставили значимый след в тракторостроении, а также теплые воспоминания у фермеров. Одной из таких моделей является гусеничный трактор Т-38, разработанный на Липецком тракторном заводе (ЛТЗ) в 1958 году, где после успешных испытаний началось его серийное производство.

Трактор предназначался для работы с трех- и четырехкорпусными плугами и другими прицепными сельскохозяйственными машинами для обработки почвы, посева, а также для междурядной обработки пропашных культур. Кроме того, трактор положительно зарекомендовал себя на уборке сахарной свеклы при работе со свеклоуборочными комбайнами, которые требуют значительных тяговых усилий.

Рождение легендарного трактора Т-38

Гусеничный трактор КДП – 35
Гусеничный трактор КДП – 35

Модель Т-38 создавалась как замена для трактора КДП-35, который производился с 1950 по 1958 годы. При разработке Т-38 были учтены все недочёты предыдущей модели. В частности были улучшены характеристики ходовой части:

  • прочность была значительно повышена благодаря использованию роликовых подшипников;
  • резинометаллические торцевые уплотнения в катках и направляющие колёса обеспечили надёжную герметизацию;
  • централизованная система смазки катков из общего масляного резервуара сократила время обслуживания ходовой части в 3-4 раза.
Гусеничный трактор КДП – 35 в Чебоксарском музее
Гусеничный трактор КДП – 35 в Чебоксарском музее

Кроме того, на тракторе была установлена торсионная подвеска, которая улучшила плавность хода, особенно при работе поперёк рядков. А изменение расположения нижних корпусов конечных передач сместило центр тяжести трактора, что повысило его устойчивость при работе с навесными орудиями по сравнению с КДП-35.

Достоинства и преимущества трактора Т-38

Гусеничный трактор Т-38 в Краснодарском крае
Гусеничный трактор Т-38 в Краснодарском крае

Трактор, относящийся ко второму тяговому классу, был оснащён дизельным четырёхцилиндровым двигателем Д-40, который развивал мощность в 40 л.с. В нём также имелась раздельная агрегатная гидравлическая система с насосом НШ-32Д, распределителем Р75-В3 и выносными цилиндрами.

Кроме того, трактор был оборудован навесным устройством, что позволяло использовать его с прицепными и навесными сельскохозяйственными машинами. Для привода рабочих органов трактор оснащался валом отбора мощности с постоянным числом оборотов.
Двигатель трактора Т-38 (вид слева)
Двигатель трактора Т-38 (вид слева)

Среди других преимуществ этой модели стоит отметить: широкую колею, двойные конечные передачи с дополнительными редукторами, которые увеличивали дорожный просвет до 610 мм, а также небольшую ширину гусениц, улучшавшую проходимость в междурядьях. Применение муфт и тормозов поворота обеспечивало необходимую маневренность.

Модель была оснащена торсионной подвеской полужёсткого типа с балансирной связью тележек. Для увеличения срока службы ходовой части использовалась гусеница с лабиринтным уплотнением и контактным зацеплением со звёздочкой. Опорные катки и направляющие колёса были установлены на роликовых конических подшипниках с торцовыми металлическими уплотнениями и централизованной смазкой.

Двигатель трактора Т-38 (вид справа)
Двигатель трактора Т-38 (вид справа)
Технические характеристики: марка двигателя – Д-40, тип двигателя – дизельный, с вихревой камерой и воспламенением от сжатия, номинальная мощность – 40 л.с., максимальная мощность – 45 л.с., максимальный крутящий момент – 16,3 кГм, пуск двигателя – пусковым двигателем ПД-10М, емкость топливного бака – 115 л, сцепление – сухое однодисковое, число передач: вперед – пять, назад – одна, диапазон скоростей: вперед – 4,05 – 9,70 км/ч, назад – 3,78 км/ч, трансмиссия – механическая, конечная передача – двухступенчатый редуктор, удельное давление на почву – 0,6 кгс/см2, дорожный просвет – 610 мм, колея – 1340 мм, габаритные размеры: длина – 3625 мм, ширина – 1640 мм, высота – 1720 мм, масса – 3950 кг.
Гусеничное шасси трактора Т-38
Гусеничное шасси трактора Т-38

Механическая трансмиссия трактора имела пять передних передач и одну заднюю. С такой трансмиссией трактор мог развивать скорость до 9,7 км/ч при движении вперёд и до 3,78 км/ч — назад.

Помимо стандартных 200-миллиметровых гусениц, трактор также комплектовался гусеницами шириной 280 миллиметров для работы на рыхлом грунте.

Производство тракторов Т-38 на Липецком тракторном заводе продолжалось до 1961 года. За это время было выпущено более 26,3 тысяч таких тракторов. В 1962 году на конвейер была поставлена модернизированная модель T-38M. Она получила более мощный двигатель и некоторые другие усовершенствования.

Т-38М – модернизация и совершенствования

В ходе модернизации мощность двигателя увеличилась с 40 до 50 л.с. Это стало возможным благодаря повышению числа оборотов коленчатого вала с 1400 до 1600 в минуту. Новый двигатель получил название Д-48Л и производился на Рыбинском моторном заводе в Ярославской области. Он обладал запасом крутящего момента не менее 12 % и удельным расходом топлива в 200 г/кВтч.

Навесное устройство трактора Т-38
Навесное устройство трактора Т-38
Технические характеристики двигателя Д-48Л: тип двигателя – дизельный, с вихрекамерным смесеобразованием и воспламенением от сжатия, мощность при 1600 об/мин – 50 л.с., диаметр поршня – 105 мм, ход поршня – 130 мм, степень сжатия – 17:1, рабочий объем цилиндров – 4,5 л, максимальный крутящий момент – 240 Нм, масса двигателя – 660 кг, пуск двигателя – пусковым двигателем ПД-10М.
Топливный бак гусеничного трактора Т-38
Топливный бак гусеничного трактора Т-38

Модель получила увеличенный дорожный просвет – 640 миллиметров, что на 30 миллиметров больше, чем у базовой модели. Это позволяет эффективно использовать трактор в условиях узких междурядий при работе с широкозахватными навесными и прицепными машинами, а также с трёхрядными свеклоуборочными комбайнами.

Проведенная модернизация также позволила повысить скорость движения, так трактор Т-38М имел диапазон скоростей от 4,32 до 10,30 км/ч при движении вперед, а при движении назад скорость составляла 4,03 км/ч.

Для электрификации внешнего освещения, звукового сигнала, а также штепсельной розетки на тракторе установлен генератор переменного Г-46.

Несколько интересных фактов о тракторах Т-38 и Т-38М

Трактор Т-38 на 200-миллиметровых гусеницах (источник: © Артем Борисов / Glavpahar.ru)
Трактор Т-38 на 200-миллиметровых гусеницах (источник: © Артем Борисов / Glavpahar.ru)

Трактор Т-38, благодаря своим характеристикам, использовался не только в сельском хозяйстве, но и в качестве транспортного средства для обслуживания дрейфующей станции «Северный полюс – 13».

Эти тракторы выпускались не только на Липецком, но и на Владимирском тракторном заводе. С 1961 по 1973 год было произведено около 103800 единиц модели Т-38М. Они использовались для различных сельскохозяйственных работ, включая возделывание технических культур в районах с орошаемым земледелием. В таких условиях особенно важны высокие сцепные качества и хорошая проходимость.

Сегодня легендарный трактор Т-38 стал частью истории, но он продолжает напоминать о своём величии с постаментов, которые можно увидеть не только в России, но и в других странах СНГ.

История зерноуборочного комбайностроения Ростсельмаш

Трактор Т-180 и модификация Д-804М — редкая универсальная гусянка

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA