Отечественное сельхозмашиностроение имеет богатую историю, и среди множества выпускаемых моделей есть тракторы, которые оставили значимый след в тракторостроении, а также теплые воспоминания у фермеров. Одной из таких моделей является гусеничный трактор Т-38, разработанный на Липецком тракторном заводе (ЛТЗ) в 1958 году, где после успешных испытаний началось его серийное производство.
Трактор предназначался для работы с трех- и четырехкорпусными плугами и другими прицепными сельскохозяйственными машинами для обработки почвы, посева, а также для междурядной обработки пропашных культур. Кроме того, трактор положительно зарекомендовал себя на уборке сахарной свеклы при работе со свеклоуборочными комбайнами, которые требуют значительных тяговых усилий.
Модель Т-38 создавалась как замена для трактора КДП-35, который производился с 1950 по 1958 годы. При разработке Т-38 были учтены все недочёты предыдущей модели. В частности были улучшены характеристики ходовой части:
Кроме того, на тракторе была установлена торсионная подвеска, которая улучшила плавность хода, особенно при работе поперёк рядков. А изменение расположения нижних корпусов конечных передач сместило центр тяжести трактора, что повысило его устойчивость при работе с навесными орудиями по сравнению с КДП-35.
Трактор, относящийся ко второму тяговому классу, был оснащён дизельным четырёхцилиндровым двигателем Д-40, который развивал мощность в 40 л.с. В нём также имелась раздельная агрегатная гидравлическая система с насосом НШ-32Д, распределителем Р75-В3 и выносными цилиндрами.
Среди других преимуществ этой модели стоит отметить: широкую колею, двойные конечные передачи с дополнительными редукторами, которые увеличивали дорожный просвет до 610 мм, а также небольшую ширину гусениц, улучшавшую проходимость в междурядьях. Применение муфт и тормозов поворота обеспечивало необходимую маневренность.
Модель была оснащена торсионной подвеской полужёсткого типа с балансирной связью тележек. Для увеличения срока службы ходовой части использовалась гусеница с лабиринтным уплотнением и контактным зацеплением со звёздочкой. Опорные катки и направляющие колёса были установлены на роликовых конических подшипниках с торцовыми металлическими уплотнениями и централизованной смазкой.
Механическая трансмиссия трактора имела пять передних передач и одну заднюю. С такой трансмиссией трактор мог развивать скорость до 9,7 км/ч при движении вперёд и до 3,78 км/ч — назад.
Производство тракторов Т-38 на Липецком тракторном заводе продолжалось до 1961 года. За это время было выпущено более 26,3 тысяч таких тракторов. В 1962 году на конвейер была поставлена модернизированная модель T-38M. Она получила более мощный двигатель и некоторые другие усовершенствования.
В ходе модернизации мощность двигателя увеличилась с 40 до 50 л.с. Это стало возможным благодаря повышению числа оборотов коленчатого вала с 1400 до 1600 в минуту. Новый двигатель получил название Д-48Л и производился на Рыбинском моторном заводе в Ярославской области. Он обладал запасом крутящего момента не менее 12 % и удельным расходом топлива в 200 г/кВтч.
Модель получила увеличенный дорожный просвет – 640 миллиметров, что на 30 миллиметров больше, чем у базовой модели. Это позволяет эффективно использовать трактор в условиях узких междурядий при работе с широкозахватными навесными и прицепными машинами, а также с трёхрядными свеклоуборочными комбайнами.
Для электрификации внешнего освещения, звукового сигнала, а также штепсельной розетки на тракторе установлен генератор переменного Г-46.
Трактор Т-38, благодаря своим характеристикам, использовался не только в сельском хозяйстве, но и в качестве транспортного средства для обслуживания дрейфующей станции «Северный полюс – 13».
Эти тракторы выпускались не только на Липецком, но и на Владимирском тракторном заводе. С 1961 по 1973 год было произведено около 103800 единиц модели Т-38М. Они использовались для различных сельскохозяйственных работ, включая возделывание технических культур в районах с орошаемым земледелием. В таких условиях особенно важны высокие сцепные качества и хорошая проходимость.
Сегодня легендарный трактор Т-38 стал частью истории, но он продолжает напоминать о своём величии с постаментов, которые можно увидеть не только в России, но и в других странах СНГ.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru