Легендарные тракторы советской эпохи

17.09.2024
6835
vk.com-logo
Трактор Кировец К-70
Трактор Кировец К-70

Редакция нашего портала «ГлавПахарь» неоднократно рассказывала о различных моделях отечественных тракторов разного класса, мощности и годов выпуска. В новой статье мы хотим рассказать, на наш взгляд, о некоторых самых интересных и культовых моделях, которые были созданы в XX веке. За долгие годы советские тракторостроители разработали и выпустили множество образцов и модификаций. Некоторые из них выпускались огромными партиями и получили высокую оценку во время эксплуатации. Многие до сих пор активно используются фермерами страны.

МТЗ-80 — легендарный универсал

Трактор МТЗ-80
Трактор МТЗ-80

Начать материал о легендарных моделях стоит с белорусского универсала МТЗ-80, выпускаемого Минским тракторным заводом. Этот трактор стал продолжением семейства МТЗ-50, однако он получил новую облицовку и кабину. Также были добавлены девятиступенчатая коробка передач с понижающим редуктором, дифференциал заднего моста с автоматической блокировкой, задний двухскоростной вал отбора мощности (ВОМ), шины увеличенных размеров, пневмовыводы для тормозов прицепов и другие технические опции.

Степень унификации с предыдущими моделями составляла более 85%. Серийное производство этой модели началось в 1974 году. Её разрабатывали как базовую для нового семейства унифицированных сельскохозяйственных машин как колёсных, так и гусеничных.

Технические характеристики: модель двигателя – Д-240, тяговый класс — 1,4 т, мощность двигателя – 80 л.с., количество передач вперед/назад – 18/4, габариты/размеры: длина – 3815 мм, ширина – 1970 мм, высота – 2470 мм., колея: по передним колесам – 1200-1800 мм, по задним колесам – 1350-2100 мм, масса — 3160 кг, диапазон скоростей – от 1,3 до 35 км/ч, агротехнический просвет – 470 мм, радиус поворота – 4,1 м.

Благодаря своей надёжности, комфорту, простоте и неприхотливости, МТЗ-80 стал одним из самых массовых и долгоживущих тракторов в мире. Кроме того, была разработана полноприводная модификация МТЗ-82, а также различные модификации, предназначенные для конкретных видов сельскохозяйственных и других работ, такие как МТЗ-82Р (для рисоводческих хозяйств), МТЗ-82Н (с низким клиренсом) и МТЗ-82К (для работы на крутых склонах).

За полвека трактор претерпел множество изменений и усовершенствований. Одна из последних модернизаций завершилась совсем недавно:сейчас BELARUS-80.1 является одной из самых современных и популярных моделей, выпускаемых на МТЗ.

Т-150К и Т-150 — две легенды на одной базе

Колесный трактор Т-150К
Колесный трактор Т-150К

Советские тракторостроители создали множество моделей тракторов различной мощности и назначения. Одними из самых известных также стали тракторы Т-150К и Т-150, которые выпускал Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе. Обе модели производились параллельно и были максимально унифицированы. Они отличались ходовыми системами, механизмами поворота, рамами, коробками передач (унифицированными по элементам) и системами управления.

Колёсный вариант Т-150К появился раньше и получил большее распространение. Трактор Т-150К основан на конструкции трактора Т-125, которая полностью оригинальна и не имеет предшественников.
В 1979 году трактор Т-150К успешно прошёл испытания на международном испытательном полигоне в университете штата Небраска, США. Производство последователей Т-150К продолжается уже более сорока лет, за это время он прошёл несколько модернизаций. Технические характеристики, приведённые в статье, относятся к 1975 году.

Специально для трактора Т-150К был разработан шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель СМД-60 мощностью 165 л.с. Он запускался пусковым бензиновым двигателем с электростартером. После прекращения производства двигателя СМД-60 на трактор начали устанавливать безнаддувный шестицилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-236Д3 мощностью 180 л.с.

Модернизированный трактор Т-150К
Модернизированный трактор Т-150К

Для государственных испытаний в 1971 году было произведено 500, а в 1972 году — четыре тысячи тракторов Т-150К. По сравнению с предыдущей моделью, Т-74, новый трактор оказался в два раза более эффективным при выполнении пахотных и общих сельскохозяйственных работ.

В результате в 1973 году государственная комиссия приняла решение о готовности семейства Т-150 к серийному производству. Завод начал увеличивать объёмы экспорта. С 1976 по 1990 годы заводчане отправили в США, Канаду, Австралию, страны Европы, Азии и Африки 21863 колёсных тракторов Т-150К и 1000 гусеничных моделей Т-150 в Болгарию.

На базе семейства Т-150 конструкторы разработали различные модификации: погрузчик Т-156, бульдозеры Т-150Д и Т-150ДК, военный инженерный тягач Т-155, промышленный и лесопромышленный Т-158 и Т-157, а также машину химизации ЭСВМ-7.

Т-40 — культовая липецкая «сороковка»

Тракторостроителями было разработано множество гусеничных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах, а сейчас вернемся к колесным моделям, а именно Т-40 производства Липецкого тракторного завода, который выпускался с 1961 по 1995 год в разных модификациях.

Трактор Т-40 в Чебоксарском музее истории трактора
Трактор Т-40 в Чебоксарском музее истории трактора

Данный трактор имел классическую конструкцию с полурамным устройством, включающим несущую коробку передач и задний мост. Двигатель располагался на полураме, которая жёстко соединена с картером коробки передач. Модель выпускалась в двух модификациях: полноприводной (Т-40А) и заднеприводной. Особенностью трактора является возможность регулировки колеи и дорожного просвета всех колёс. Также есть возможность установки сменных задних колёс уменьшенной ширины.

Для работы на склонах колею можно было увеличить, установив задние колёса «наизнанку». У таких колёс дисковая плоскость несимметрична. При необходимости трактор мог быть оборудован дополнительными колёсами.

На тракторы устанавливались четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели воздушного охлаждения производства Владимирского тракторного завода: Д-37 и Д-144. Мощность Д-37 составляла 37 л.с., а Д-144 — 50 л.с.

Запуск двигателя осуществлялся с помощью пускового бензинового двигателя ПДВ или электростартера (в зависимости от модели). Позднее появился двигатель Д-37М с неразделённой камерой сгорания, который обеспечивал меньшее потребление топлива. Запустить его можно было как электростартером, так и пусковым бензиновым двигателем ПД-8.

Трансмиссия была механической, полностью реверсивной. Это позволяло использовать весь диапазон скоростей как на переднем, так и на заднем ходу, а также с навесными орудиями (у других колёсных тракторов задний ход предназначен только для маневрирования).

Особенностью трактора было размещение конического редуктора сразу за муфтой сцепления и поперечное расположение валов КПП. Также была предусмотрена установка механического или гидрообъёмного ходоуменьшителя для работы на низких (менее 2 км/ч) скоростях.

Трактор имел два многорежимных вала отбора мощности — задний и боковой, что расширяло его функциональные возможности. Кроме того, он был совместим с навесными и прицепными машинами, разработанными для тракторов смежных классов.

Кировец — «желтый корабль на просторах полей»

Трактор Кировец К-701
Трактор Кировец К-701

Звание самого мощного серийного сельскохозяйственного трактора в советское время сохранял за собой трактор «Кировец», а именно модель К-701. Она стала преемницей не менее легендарной модели К-700 Кировского завода.

Первые тракторы К-701 сошли с конвейера в 1975 году. Эта модель была улучшенной версией К-700, отличавшейся от неё не только дизайном, но и новым двигателем ЯМЗ-240Б мощностью 300 л.с. вместо 220 л.с. у К-700. На К-701 инженеры установили два топливных бака по бокам вместо одного с задней части, как это было у базовой модели. Передний мост теперь был жёстко закреплён.

Отсутствие топливного бака на задней части трактора позволило установить на него фронтальный погрузчик, что заметно расширило функционал и области применения техники. При этом инженеры увеличили скорость движения трактора 35-40 км/ч. Изменения коснулись не только технических характеристик, но и обустройства кабины. Она стала просторнее, безопаснее и эргономичнее, улучшился обзор. Также появилась возможность развернуть руль и сидение на 180 градусов. Колёса на новой модели имели больший диаметр. При этом вес машин почти не изменился и составил 12500 кг.

Технические характеристики: двигатель – двенадцатицилиндровый ЯМЗ-240Б, мощность – 300 л.с., удельный расход топлива – 224 г/кВтч, тип рамы – две полурамы, количество передач – 16 переднего хода, 8 заднего хода, скорость движения – 2,6-40 км/ч, грузоподъёмность трёхтомного навесного устройства – не менее 56 кН, тяговое усилие – 50 кН, габариты трактора: длина – 7400 мм, ширина – 2880 мм, высота – 3750 мм, масса – 12500 кг.

К недостаткам трактора К-701 можно отнести те технические характеристики, которые влияют на комфорт оператора. По сравнению с современными аналогами, в нём отсутствовали системы кондиционирования, автоматизации и возможности беспилотного управления. Кроме того, в процессе работы он создавал излишний шум и вибрации.

Однако у К-701 есть и множество преимуществ, которые делают его привлекательным даже по современным меркам. Среди них: хороший угол обзора, мощность и надёжность двигателя, высокая ремонтопригодность и доступность запчастей и сервиса. Также стоит отметить широкую номенклатуру совместимого с трактором навесного оборудования.

Тракторы Кировец К-701 с фронтальным погрузчиком и К-700А
Тракторы Кировец К-701 с фронтальным погрузчиком и К-700А

Машина отлично подходит для работы на больших полях и заболоченных почвах благодаря постоянному полному приводу и шинам низкого давления одинакового размера, что обеспечивает высокую проходимость. Кроме того, дополнительное оборудование позволяет превратить трактор в универсальную дорожную машину (УДМ), а установка ковша — получить мощный фронтальный погрузчик высокой проходимости.

Подчеркнём, что производство модели К-701 осуществлялось более 25 лет. За это время было выпущено около 350 тысяч машин. Производство тракторов было прекращено 1 февраля 2002 года уступив место более современным машинам. Важно отметить, что эти тракторы экспортировались не только в страны бывшего Союза, но и в Австралию, Италию, Канаду и США.

Мы рассказали лишь о самых популярных и массовых моделях в рамках нашего материала, но не меньшей популярностью у аграриев пользовались и продолжают пользоваться такие модели как Т-25, ЮМЗ-6, а также ряд самоходных шасси типа Т-16.

Столетняя история легендарных тракторов Кировского завода

Трактор Т-38 — история о липецкой «гусянке»

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA