Редакция нашего портала «ГлавПахарь» неоднократно рассказывала о различных моделях отечественных тракторов разного класса, мощности и годов выпуска. В новой статье мы хотим рассказать, на наш взгляд, о некоторых самых интересных и культовых моделях, которые были созданы в XX веке. За долгие годы советские тракторостроители разработали и выпустили множество образцов и модификаций. Некоторые из них выпускались огромными партиями и получили высокую оценку во время эксплуатации. Многие до сих пор активно используются фермерами страны.
Начать материал о легендарных моделях стоит с белорусского универсала МТЗ-80, выпускаемого Минским тракторным заводом. Этот трактор стал продолжением семейства МТЗ-50, однако он получил новую облицовку и кабину. Также были добавлены девятиступенчатая коробка передач с понижающим редуктором, дифференциал заднего моста с автоматической блокировкой, задний двухскоростной вал отбора мощности (ВОМ), шины увеличенных размеров, пневмовыводы для тормозов прицепов и другие технические опции.
Степень унификации с предыдущими моделями составляла более 85%. Серийное производство этой модели началось в 1974 году. Её разрабатывали как базовую для нового семейства унифицированных сельскохозяйственных машин как колёсных, так и гусеничных.
Благодаря своей надёжности, комфорту, простоте и неприхотливости, МТЗ-80 стал одним из самых массовых и долгоживущих тракторов в мире. Кроме того, была разработана полноприводная модификация МТЗ-82, а также различные модификации, предназначенные для конкретных видов сельскохозяйственных и других работ, такие как МТЗ-82Р (для рисоводческих хозяйств), МТЗ-82Н (с низким клиренсом) и МТЗ-82К (для работы на крутых склонах).
За полвека трактор претерпел множество изменений и усовершенствований. Одна из последних модернизаций завершилась совсем недавно:сейчас BELARUS-80.1 является одной из самых современных и популярных моделей, выпускаемых на МТЗ.
Советские тракторостроители создали множество моделей тракторов различной мощности и назначения. Одними из самых известных также стали тракторы Т-150К и Т-150, которые выпускал Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе. Обе модели производились параллельно и были максимально унифицированы. Они отличались ходовыми системами, механизмами поворота, рамами, коробками передач (унифицированными по элементам) и системами управления.
Специально для трактора Т-150К был разработан шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель СМД-60 мощностью 165 л.с. Он запускался пусковым бензиновым двигателем с электростартером. После прекращения производства двигателя СМД-60 на трактор начали устанавливать безнаддувный шестицилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-236Д3 мощностью 180 л.с.
Для государственных испытаний в 1971 году было произведено 500, а в 1972 году — четыре тысячи тракторов Т-150К. По сравнению с предыдущей моделью, Т-74, новый трактор оказался в два раза более эффективным при выполнении пахотных и общих сельскохозяйственных работ.
В результате в 1973 году государственная комиссия приняла решение о готовности семейства Т-150 к серийному производству. Завод начал увеличивать объёмы экспорта. С 1976 по 1990 годы заводчане отправили в США, Канаду, Австралию, страны Европы, Азии и Африки 21863 колёсных тракторов Т-150К и 1000 гусеничных моделей Т-150 в Болгарию.
Тракторостроителями было разработано множество гусеничных моделей, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах, а сейчас вернемся к колесным моделям, а именно Т-40 производства Липецкого тракторного завода, который выпускался с 1961 по 1995 год в разных модификациях.
Данный трактор имел классическую конструкцию с полурамным устройством, включающим несущую коробку передач и задний мост. Двигатель располагался на полураме, которая жёстко соединена с картером коробки передач. Модель выпускалась в двух модификациях: полноприводной (Т-40А) и заднеприводной. Особенностью трактора является возможность регулировки колеи и дорожного просвета всех колёс. Также есть возможность установки сменных задних колёс уменьшенной ширины.
На тракторы устанавливались четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели воздушного охлаждения производства Владимирского тракторного завода: Д-37 и Д-144. Мощность Д-37 составляла 37 л.с., а Д-144 — 50 л.с.
Трансмиссия была механической, полностью реверсивной. Это позволяло использовать весь диапазон скоростей как на переднем, так и на заднем ходу, а также с навесными орудиями (у других колёсных тракторов задний ход предназначен только для маневрирования).
Трактор имел два многорежимных вала отбора мощности — задний и боковой, что расширяло его функциональные возможности. Кроме того, он был совместим с навесными и прицепными машинами, разработанными для тракторов смежных классов.
Звание самого мощного серийного сельскохозяйственного трактора в советское время сохранял за собой трактор «Кировец», а именно модель К-701. Она стала преемницей не менее легендарной модели К-700 Кировского завода.
Отсутствие топливного бака на задней части трактора позволило установить на него фронтальный погрузчик, что заметно расширило функционал и области применения техники. При этом инженеры увеличили скорость движения трактора 35-40 км/ч. Изменения коснулись не только технических характеристик, но и обустройства кабины. Она стала просторнее, безопаснее и эргономичнее, улучшился обзор. Также появилась возможность развернуть руль и сидение на 180 градусов. Колёса на новой модели имели больший диаметр. При этом вес машин почти не изменился и составил 12500 кг.
К недостаткам трактора К-701 можно отнести те технические характеристики, которые влияют на комфорт оператора. По сравнению с современными аналогами, в нём отсутствовали системы кондиционирования, автоматизации и возможности беспилотного управления. Кроме того, в процессе работы он создавал излишний шум и вибрации.
Однако у К-701 есть и множество преимуществ, которые делают его привлекательным даже по современным меркам. Среди них: хороший угол обзора, мощность и надёжность двигателя, высокая ремонтопригодность и доступность запчастей и сервиса. Также стоит отметить широкую номенклатуру совместимого с трактором навесного оборудования.
Машина отлично подходит для работы на больших полях и заболоченных почвах благодаря постоянному полному приводу и шинам низкого давления одинакового размера, что обеспечивает высокую проходимость. Кроме того, дополнительное оборудование позволяет превратить трактор в универсальную дорожную машину (УДМ), а установка ковша — получить мощный фронтальный погрузчик высокой проходимости.
Мы рассказали лишь о самых популярных и массовых моделях в рамках нашего материала, но не меньшей популярностью у аграриев пользовались и продолжают пользоваться такие модели как Т-25, ЮМЗ-6, а также ряд самоходных шасси типа Т-16.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru