У МТЗ действительно очень «самолетное» прошлое. Завод был построен на территории 453-го авиационного завода.
В сентябре 1939 года Комитет обороны СССР принял постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов». Предусматривалось также проектирование и выбор площадок для возведения еще 9 новых объектов самолетостроения.
В январе 1940 года наркомом авиационной промышленности был назначен А. Шахурин. При его непосредственном участии в начале 1940 года состоялись контакты с немецкой стороной, в ходе которых в Германию были командированы советские специалисты для знакомства с германской авиа-индустрией. Конструктор А. Яковлев, директор московского самолетостроительного завода П. Дементьев и другие побывали на немецких предприятиях, ознакомились с производством боевых самолетов.
Один из заводов начали строить в Минске. Постановлением СНК СССР от 17 октября 1940 года предусматривалось построить авиазавод № 453, рассчитанный на выпуск 3000 машин в год.
Выделялось 365 дней на строительные работы, монтаж оборудования и освоение производственных мощностей. Это потребовало небывалой концентрации сил и средств. Строительство, которым регулярно интересовался лично сам Сталин, было начато в чрезвычайных условиях без утвержденных технического проекта и сметы. О грандиозности стройки говорят архивные данные о количестве работников. На 21 июня 1941 года на стройке задействовано свыше 10,5 тысяч человек.
Но грандиозные планы были прерваны Великой Отечественной войной. Дирекции строящегося в Минске важнейшего объекта военного значения — авиационного завода № 453 и стройуправлению № 1 было разрешено вывезти «в адреса, по указанию Наркомата авиационной промышленности: станки, материалы, секретные документы, имущество, строймеханизмы, квалифицированных рабочих и ИТР…».
Маршруты за пределы БССР были предусмотрены только для Госбанка и авиазавода. Ценности Белорусской республиканской конторы Госбанка были вывезены на рассвете 25 июня и направлены в Тамбов. Что касается оборудования и другого имущества авиазавода, его эвакуацию осуществить не успели. Смогла уехать в Москву лишь часть коллектива.
Что происходило на недостроенном заводе с лета 41-го до лета 44-го? Достоверно известно, что гитлеровцы решили использовать корпуса цехов для ремонта своих транспортных самолетов. Во время войны 60% производственных площадей было разрушено.
После освобождения Минска 22 сентября 1944 года был подписан приказ, по которому завод №453 восстанавливал свою деятельность как авиационный.
Предстояло собирать самолеты Як-9. В 1944-1945 году завод собрал 136 самолетов ЯК-9, которые отправлялись сразу на фронт. На 1 января 1945 года на заводе трудилось 1500 человек.
В планах трудящихся были агрегаты бомбардировщика ТУ-2, но 29 мая 1946 года Иосиф Сталин определил тракторную судьбу и завода, и трудящихся, подписав постановление «О строительстве Минского тракторного завода» и обязав выйти в 1948 году на выпуск 50 гусеничных тракторов 37 л.с. в день.
Вот такая авиационная биография у Минского тракторного завода.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Facebook и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru