О любви нашей редакции к историческим материалам по теме сельхозтехники и сельхозмашиностроения, наверняка, знают многие постоянные читатели. В этом вопросе мы не редко находим единомышленников, которых тоже интересует история сельхозмашиностроения. Так, Андрей Никонов — руководитель комитета Союза промышленников «Прогресс» — поделился с нашей редакцией своим интересным авторским материалом об истории изобретения, которое изменило сельское хозяйство и бросило вызов экстремальным широтам. О том, как трехточечная навеска покорила поля, Генри Форда и Антарктиду — в небольшом материале эксперта.
Представьте: три крошечных красных трактора медленно ползут по бескрайним ледяным просторам Антарктиды. Температура опускается до -30°C, под колесами — трещины и снежные заносы. Это 1957 год. Экспедиция сэра Эдмунда Хиллари, покорителя Эвереста, везет 500 тонн груза к Южному полюсу. Но вместо привычных собачьих упряжек или снегоходов — модифицированные тракторы Ferguson TE-20. Оснащенные гусеницами и прозванные «Сью», они преодолели 1200 миль за три месяца, доказав: изобретение ирландца Гарри Фергюсона работает даже там, где заканчивается карта мира.
Перед экспедицией Хиллари скептики утверждали, что тракторы замёрзнут или провалятся под лёд. Но Фергюсон лично участвовал в подготовке «полярных» TE-20. Он заменил стальные подшипники на бронзовые (чтобы избежать заклинивания на морозе), добавил двойные фильтры для воздуха и топлива, а радиаторы заполнили спиртом вместо воды. И да — красная краска была не только для видимости: она содержала свинец, защищавший металл от коррозии в условиях вечной мерзлоты.
История Ferguson Type A, выпущенного в 1936 году, началась не с трактора, а с того, что скрывалось за ним. Трехточечная гидравлическая навеска — вот что потрясло индустрию. До Фергюсона орудия цепляли к тракторам на тросы или цепи, а глубина вспашки регулировалась вручную. Его система автоматически поднимала и опускала плуг, перенося его вес на ведущие колеса, улучшая сцепление и сокращая пробуксовку.
В 1938 году Фергюсон привез свой Type A в Детройт. Генри Форд, увидев демонстрацию, был ошеломлен: трактор с навеской вспахивал поле, которое его собственный Fordson не мог одолеть. Рукопожатие двух гениев породило Ford-Ferguson 9N — первый массовый трактор с трехточечной системой. За ним последовали модели 2N и 8N. Но партнерство длилось недолго. После смерти Форда в 1947 году его наследники разорвали договор, оставив Фергюсона без патентов и доходов.
История с Антарктидой — не просто курьез. Модифицированные TE-20 доказали: даже в экстремальных условиях система Фергюсона работает безупречно. Инженеры просто заменили колеса на гусеницы, утеплили двигатель и покрасили тракторы в красный — чтобы не потерять в снегу. Никакой электроники, только механика и гидравлика. «Сью» и ее «сестры» стали героями документальных хроник, а один из тракторов сегодня хранится во Франции как памятник инженерной мысли.
Секрет успеха Фергюсона — в понимании фермерских нужд. Его навеска экономила время, силы и топливо. Но главное — она демократизировала сельское хозяйство. Больше не нужны были огромные тракторы: даже маломощные модели, как TE-20 с его 21 л.с., справлялись с тяжелыми орудиями.
Сегодня 98% тракторов в мире используют модификации системы Фергюсона. Трехточечная система — обязательный элемент любого трактора, от японских мини-моделей до американских гигантов. А Ferguson TE-20, как винтажный автомобиль, коллекционируют энтузиасты. В 2023 году на аукционе в Великобритании один из «полярных» тракторов ушел за $150 000 — не как техника, а как артефакт истории.
Гарри Фергюсон не изобретал трактор. Он изобрел то, что сделало трактор по-настоящему умным. Его навеска — как колесо для автомобиля: без нее машина есть, но ехать не может. А еще он доказал, что даже в эпоху гигантов вроде Форда, маленький изобретатель с упрямством и идеей может изменить мир. И даже Антарктиду.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru