Вопрос-ответ: о работе нового автопилота на тракторах Кировец К-7М

23.12.2022
1369
vk.com-logo

Сфера сельского хозяйства достаточна консервативна, однако отрасль не стоит на месте и с каждым годом в ней всё активнее используют  достижения цифровизации, автоматизации и роботизации. Тренд ли это? Безусловно! Хотим мы этого или нет, но АПК будет двигаться в этом направлении в ближайшие годы. 

Стремление представить на рынок беспилотную тракторную технику на основе искусственного интеллекта (ИИ) сегодня наблюдается практически у всех ведущих мировых производителей. В России лидирующая роль в этом вопросе возложена сразу на два отечественных бренда  крупнейшего российского производителя энергонасыщенных тракторов АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) и ведущего разработчика систем ИИ для роботизированной сельхозтехники Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies).

В рамках подписанного между ними соглашения на российском и зарубежном рынках теперь продвигаются обновленные модели тракторов Кировец К-7М, оснащенные системами автопилотирования на базе ИИ Cognitive Agro Pilot. Важно, что это происходит не в каком-то обозримом будущем, а уже здесь и сейчас — на наших с вами глазах!

В адрес нашей редакции поступает много вопросов о том, как именно работает новый автопилот на «умном» тракторе Кировец. Сегодня «ГлавПахарь» ответит на самые часто задаваемые и интересные из них.

Трактор Кировец К-7М, оснащенный системой автопилотирования на базе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot
Фото: glavpahar.ru
Трактор Кировец К-7М, оснащенный системой автопилотирования на базе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot

Разбираемся в нюансах: кратко об автопилоте Cognitive Agro Pilot на тракторах Кировец К-7М

Напомним, что АО «Петербургский тракторный завод» является 100-процентной «дочкой» ПАО «Кировский завод». Основной профиль предприятия связан с производством тракторов для сельского хозяйства. В последние годы объемы производства и реализации неуклонно растут. Этого удается достигать, в том числе за счет некоторых уникальных особенностей предприятия. В частности, ПТЗ — единственный отечественный производитель энергонасыщенных тракторов мощностью от 250 л.с. Завод выпускает около 65% всех российских тракторов в этом сегменте.

Продукция Петербургского тракторного завода экспортируется в 14 стран мира. Мощности завода позволяют ежегодно выпускать более 3000 машин. В этом году впервые за 30 лет была преодолена историческая отметка — с главного конвейера сошло 4300 сельскохозяйственных тракторов.

В свою очередь, Cognitive Agro Pilot — это первая в мире промышленная система автономного управления сельскохозяйственной техникой на базе технологий искусственного интеллекта. Система анализирует поступающие с видеокамеры изображения, определяет типы и положения объектов по ходу движения, и сама строит траекторию движения техники, передавая команды для выполнения необходимых маневров.

В отличие от уже привычных систем параллельного вождения Cognitive Agro Pilot или просто «агропилот», представляет собой визуальный автопилот: система «видит» и «понимает» обстановку по ходу движения комбайна или трактора, как это делал бы человек за рулем.

Если говорить о новом сотрудничестве Петербургского тракторного завода с Cognitive Pilot, то стоит отметить, что целью проекта является создание полностью автономного трактора-робота. Разработка займет несколько лет, на данный момент завершен первый этап разработки. Его задача — создание трактора для точного земледелия (трактора с «автопилотом»). Она, к слову, уже выполнена.

Впервые в России создана собственная система автовождения по сигналам спутниковых глобальных навигационных систем (ГНСС). При этом, в отличие от зарубежных аналогов, «Агро-Пилот» использует не только координаты со спутников ГЛОНАСС и GPS, но и дополнительно обрабатывает видеопоток с камер системы машинного зрения. «Агро-Пилот» позволяет существенно повысить производительность, снижает утомляемость механизатора, обеспечивает безопасность и способствует повышению урожайности.

Важно и то, что Петербургский тракторный завод задолго до того, как начал работать с Cognitive Pilot, проделал колоссальную работу, связанную с тем, что машина получила коробку передач с электронным управлением и узлы трансмиссии, к которым можно подключаться электронно. Новая компоновка позволяет достаточно быстро реализовать схему управления в автономном режиме.

Поэтому, как говорится, звёзды сошлись, чтобы на практике получился действительно крутой проект. По сути, подобная комплектация Кировцев является первым случаем в России серийной, заводской установки автопилота на основе ИИ на тракторную технику.

Установка системы Cognitive Agro Pilot в кабине обновленного трактора  Кировец К-7М
Фото: glavpahar.ru
Установка системы Cognitive Agro Pilot в кабине обновленного трактора Кировец К-7М

Есть вопрос? У нас есть ответ! Даем комментарии по самым популярным вопросам от аграриев об автопилоте Cognitive Agro Pilot на тракторах Кировец

Вопрос. Нужны ли фермеру какие-либо специальные навыки для работы с автопилотом Cognitive Agro Pilot на тракторах марки «Кировец»?

Как и с любым другим новым техническим устройством нужно изучить руководство по эксплуатации и освоить работу. При необходимости можно будет обратиться за консультацией к специалистам технической поддержки в дилерских центрах.

При этом фактически специальных навыков для работы с автопилотом не требуется. Настройка проходит легко и просто в интуитивно понятном интерфейсе. Например, при старте работы на начальном экране системы можно увидеть, какое выбрано орудие, параметры маршрута с перекрытием или без, а также параметры автопилота. Режим автопилота может быть как ручной, так и автоматический. Работать можно с поправками или без них.

Все параметры, которые отображены на начальном экране системы, задаются в «Мастере настроек». Здесь же выбирается орудие. При необходимости существующее орудие корректируется или же добавляется новое. Далее указываются параметры ширины перекрытия. И в завершении задаются параметры автопилота.

Затем автопилот переходит к режиму вождения. Для запуска автопилота необходимо будет подъехать к краю поля, нажать кнопку «Автопилот», отпустить педаль газа и руль, далее система сама выведет трактор на гон. Стоит отметить, что во время вождения механизатор может изменить траекторию и скорость движения трактора, а также остановить агрегат в любое время.

Вопрос. Сохранила ли компания планы по выпуску к 2024-2025 годам полностью беспилотной версии умного трактора Кировец на основе искусственного интеллекта (ИИ). Если да, то на какой стадии сейчас находится эта идея? Это будет уже максимально полная автономия?

Проект развивается, и компании поэтапно продвигаются к поставленной цели, в целом они находятся в намеченном графике. Итоговое соглашение предусматривает три основных этапа реализации проекта и выпуск соответствующих им трех версий системы автономного управления сельхозтехникой Cognitive Agro Pilot.

Роботрактор с первой версией Cognitive Agro Pilot, устанавливаемой на технику Кировец в настоящее время, способен двигаться по траектории в автономном режиме с автоматическим контролем оптимальной скорости, параметров передач, пробуксовки и загрузки двигателя, останавливаться перед препятствиями, работать в условиях недостаточной видимости.

Важной особенностью решения Cognitive Agro Pilot для тракторов является наличие в системе управления, помимо возможностей компьютерного зрения, дополнительного механизма высокоточного позиционирования GNSS. Он необходим для выполнения операций в зонах, где нет визуальных ориентиров, в местах разграничения полей разных хозяйств и т.п.

На втором этапе проекта функционал системы пополнится возможностями автономных разворотов, автоматического расчета оптимального маршрута для выполнения работ, уточнения курса по визуальным ориентирам (кромка обработанной почвы, технологическая колея и прочее), автоматического управления заданным набором прицепных орудий (плуги, косилки, бороны, опрыскиватели и так далее), а также автоматизированными функциями видео-анализа и контроля поля (картирование камней, оценка вегетации растений, повреждений растений болезнями или вредителями). Наконец, оснащение трактора пополнится комплексом сенсоров бокового обзора — будет реализована функция контроля боковых зон в ходе движения. Серийное производство тракторов с этой системой планируется начать в августе 2023 года. Присутствие человека в кабине на первых двух этапах реализации проекта является обязательным.

Третий этап реализации проекта предусматривает полностью беспилотный режим управления трактором, без участия человека. Он включает возможности групповой автономной работы с «лидером», движение группы беспилотных тракторов по дорогам необщего пользования, автономное движение роботрактора в паре с комбайном, не оснащенным системой автономного управления, а также использование расширенного набора сельхозорудий с автоматизированным управлением и функционалом контроля их состояния в процессе работы.

Серийное оснащение тракторов К-7М системой Cognitive Agro Pilot с возможностью полной автономности и беспилотности запланировано на 2024-2025 гг. При этом, по словам главы ассоциации «ИнтерАгроТех» Натальи Филипповой, в ближайшие годы такие решения будут реализованы в РФ раньше, чем в других странах мира.

Первый беспилотный трактор Кировец в России
Фото: glavpahar.ru
Первый беспилотный трактор Кировец в России
Вопрос. Какие ключевые этапы включает в себя процесс установки и сколько времени занимает монтаж автопилота Cognitive Agro Pilot на трактор Кировец?

Система КИРОВЕЦ-АГРОПИЛОТ будет устанавливаться как в заводских условиях, это так называемый полнофункциональный комплект, так и комплектом дополнительного оборудования на уже готовые тракторы в сервисных центрах. Во втором варианте у системы будет меньше возможностей в автоматизации управления трансмиссией. В первом случае монтаж полностью вписан в технологический цикл производства трактора.

Установка в дилерском центре в целом не сильно отличается от монтажа «обычного» гидравлического автопилота, что устанавливались на трактор КИРОВЕЦ уже много лет. Оборудование можно установить буквально за 1-2 дня.

Вопрос. Если у меня есть 3 Кировца К-525 и 1 Кировец К-7М. Есть ли уже возможность их групповой работы в совместной бригаде, могут ли они управляться так называемым лидером машинно-тракторного парка?

Пока такой возможности нет, однако этот вопрос активно прорабатывается. На Петербургском тракторном заводе утверждают, что такой функционал, как мы уже писали ранее, появится в третьей версии автономности трактора.

Высокий уровень маневрирования и разворот трактора Кировец К-7М
Высокий уровень маневрирования и разворот трактора Кировец К-7М
Вопрос. Недавно  Cognitive Pilot заявил о реализации в системе автономного управления сельхозтехникой Cognitive Agro Pilot нового навигационного модуля, включающего спутниковый приемник и инерциальную навигационную систему. Доступно ли уже данное обновление для тракторов марки Кировец?

Да, с 2023 года тракторы Кировец будут комплектоваться автопилотом уже с новым типом навигационного модуля.

Вопрос. Автопилот Cognitive Agro Pilot устанавливается на новые тракторы Кировец в качестве опции или уже серийно? На каких моделях?

Пока в производстве находятся опытные машины, порядка 20 тракторов для отработки технологии сборки и «обкатки» в реальных условиях. В 2023-м году планируется серийное производство для всей линейки К-7М ориентировочно с февраля и для К-5 во второй половине года.

Меньше чем за полтора года разработчики не только создали опытный образец трактора, но и провели его полевые испытания. Для калибровки оборудования и отработки различных сценариев и технологий трактор работал более 600 моточасов на полях машинно-испытательной станции с разными типами агрегатов. В результате испытаний проверены и настроены алгоритмы управления в автоматическом режиме. Испытаниями подтверждена точность движения с перекрытиями в пределах 5 см, а при использовании высокоточных РТК-станций (RTK-поправок) возможно ее повышение до 2,5-3 см.

Во второй половине 2022 года Петербургский тракторный завод уже предлагал клиентам, покупающим новые тракторы «Кировец», получить систему «Агро-Пилот» бесплатно. Со своей стороны, потребитель обязуется загрузить трактор по согласованному плану работ и передавать на завод отчеты о работе системы, обеспечить представителям завода беспрепятственный доступ к трактору и оказывать содействие для контроля работы оборудования. После испытаний «Агро-Пилот» останется в собственности клиента либо же будет демонтирован по соглашению сторон.

Вопрос. Возможно ли систему установить на машины Кировец старого образца? До каких модификаций машин это возможно сделать? Например, на К-424 «Кирюшу» или старый К-700 пойдет?

Пока такая возможность со стороны завода не прорабатывалась, однако потребность в этом есть, предприятие постарается рассмотреть все варианты.

Вопрос. Какой процесс является самым трудоемким и энергозатратным при установке Cognitive Agro Pilot на тракторы Кировец?

Монтаж гидравлики рулевого управления. Также достаточно трудоемким процессом является установка стереорейки, которая монтируется на крышу трактора и состоит из двух видеокамер. Камеры служат для трёхмерного восприятия окружения также, как человеку нужны два глаза, чтобы оценить глубину пространства. Также стереорейка позволяет видеть в 3D и точно обнаруживать различные объекты и препятствия, оценивать целевые объекты, например, высоту культуры.

Камеры сделаны на заводе Cognitive в Томске на базе современной цветной матрицы, разработаны специально для задач транспорта, отлично приспособлены для быстро меняющихся условий освещенности, теней, пыли и всего, что мешает отлично видеть.

Вопрос. Как автопилот уживается с новой автоматической коробкой передач на тракторах Кировец, и то, и то ведь новые решения для агромашин?

Работы по системе управления АКПП и системе автономного управления были синхронизированы, рабочие группы работали в постоянном контакте, поэтому проблемы совместимости нет.

Вопрос. Отечественный рынок насыщен и другими предложениями систем автовождения и автопилотов. Почему Петербургский тракторный завод выбрал в качестве партнера именно Cognitive Pilot. Можете назвать причины?

Во-первых, недавно Cognitive Pilot получила заключение Минпромторга России о подтверждении производства на территории Российской Федерации и была включена в реестр российской импортозамещающей радиоэлектронной продукции. Таким образом, компания стала первым сертифицированным отечественным поставщиком автопилотов на основе ИИ на рынке умной сельхозтехники.

Кроме того, разработчик является ярым сторонником инноваций. Так, фирма разработала и внедрила в промышленные системы автономного управления сельхозтехникой новый подход с использованием нейронных сетей, который позволил одновременно в рамках одной сети решать сразу несколько различных задач, тем самым сократить до 4 раз время обработки данных и вычислительные ресурсы, значительно экономить трудозатраты, а также расширить границы его применимости.  Такого решения не предлагает больше никто.

В-третьих, более чем успешный опыт применения систем на уборочной технике. Например, в ходе сезона уборки урожая 2021 года более 500 комбайнов, оборудованных системой Cognitive Agro Pilot, в 35 регионах России в автономном режиме обработали свыше 200 тыс га площадей и собрали более 1000 тыс тонн урожая. Кроме того, Cognitive Pilot заключила 47 зарубежных контрактов на поставку агропилотов. Продукция также включена в перечень поставщиков Росагролизинга.

Еще один важный фактор — сильная дилерская сеть. Только за этот год отделения Cognitive Pilot были открыты в Центральном (Воронеж, Курск, Белгород); Южном (Ростов, Краснодар, Волгоград), Приволжском (Уфа, Самара), Уральском (Тюмень), Сибирском (Барнаул, Томск, Омск), Северо-Кавказском (Ставрополь) федеральных округах. Цель компании в этом направлении состоит в обеспечении оффлайн-охвата всех регионов за счет расширения географии собственных офисов и поддерживающих партнерских сетей. Главный девиз: «До 3-х часов в дороге, и мы у вас!». 

Такой подход в совокупности с мощнейшей дилерской и сервисной сетью Петербургского тракторного завода даст аграриям уверенность в завтрашнем дне и обеспечит непрерывную поддержку.

Вопрос. Что включает себя комплект от Cognitive Pilot для тракторов Кировец? Нужно ли аграрию что-то докупать дополнительно? Или, как говорится, сел и поехал?

Сел и поехал, дополнительно докупать ничего не нужно. Комплект Cognitive Agro Pilot включает в себя блок автоматического управления, видеокамеру, сенсоры, датчики, стереорейку, дисплей, набор соединительных кабелей и других элементов системы управления. Интерфейс пользователя реализован в виде мобильного приложения для смартфона или защищенного планшета на базе ОС Android.

Комплектация системы автопилота для тракторов Кировец К-7М (источник фото: glavpahar.ru)
Комплектация системы автопилота для тракторов Кировец К-7М (источник фото: glavpahar.ru)
Вопрос. Куда именно на Кировцах устанавливается датчик угла поворота? Насколько его монтаж сложен?

Датчик установлен на шарнирном узле. Монтаж не представляет трудностей, хотя изначально установка датчика представляла определенные вопросы компоновочного характера — нужно было обеспечить защиту от повреждений, совместить с опциональной муфтой механизма отбора мощности. Сейчас все вопросы решены.

Вопрос. Есть ли функция контроля пробуксовки колес трактора?

Есть.

Вопрос. Если фермер все-таки купил умный трактор Кировец с системой автопилота, то с какими прицепными и навесными орудиями он сможет работать, какие задачи выполнять более оперативно и точно? Есть ли ограничения?

Принципиальных ограничений нет.

Возможности трактора Кировец К-7М с автопилотом (источник фото: glavpahar.ru)
Возможности трактора Кировец К-7М с автопилотом (источник фото: glavpahar.ru)
Что позволяет делать интегрированный в решение искусственный интеллект? Есть ли у него конкретная задача и функция при работе с Кировцами?

Автопилот видит участки, кромку, людей и другую технику в поле. Если по ходу движения возникает препятствие, система в автоматическом режиме останавливается при угрозе столкновения. Расстояние, на котором система может первоначально заметить препятствие, составляет до 70 метров. После устранения препятствия система сама принимает решение о возможности продолжения движения. В случае необходимости оператор легко может перехватить управление, слегка повернув руль.

Кроме того, для системы не важно — подвижно препятствие или нет. Если оно в зоне видимости и оно находится в опасной зоне, то будет отдана команда на остановку. Если кто-то выскакивает сбоку, все будет зависеть от взаимного расположения, скорости трактора.

Технология на тракторах Кировец стабильно функционирует даже в сложных погодных условиях (снег, туман, пыль) и при любом уровне освещенности (работает ночью). Основным преимуществом совместного решения является то, что оно позволяет агрохозяйствам достичь принципиально иного уровня качества и эффективности выполнения сельхозработ, когда ИИ управляет основными процессами: движением трактора, сельхозорудиями с функционалом контроля их состояния и так далее.

Система уже в текущей версии позволяет автоматически передавать в мессенджеры владельцев тракторов отчеты о ходе работы, а также транслировать в системы управления предприятиями агрохозяйств телематические данные о состоянии машины, ходе работ с подтвержденными фото и видео данными и т.д.

Тракторы Кировец с системой Агро-Пилот обеспечивают:

  • автоматическое управление работой двигателя и трансмиссии;
  • автономное движение по параллельным линиям;
  • высокую точность движения по сигналам ГНСС с дополнительной корректировкой с камер машинного зрения;
  • контроль фронтальной зоны с помощью видеокамер, предупреждение о препятствиях и автоматическая остановка трактора;
  • контроль пробуксовки колес трактора;
  • настройку параметров агрегатируемых сельхозорудий и контроль соблюдения агротехнологических требований во время работы;
  • предотвращение аварий и простоев;
  • экономию труда, времени и топлива до 7%.
Преимущества работы с умным беспилотным трактором Кировец К-7М (источник фото: cognitivepilot.com)
Преимущества работы с умным беспилотным трактором Кировец К-7М (источник фото: cognitivepilot.com)
Вопрос. Как происходит процесс покупки трактора Кировец с автопилотом, что для этого нужно фермеру и долго ли придется ждать свою умную машину?

Пока тракторы продаются в хозяйства по заявкам клиентов, подавших заявку на участие в программе тестирования нового оборудования в полевых условиях. Одновременно дилерские центры знакомят клиентов и формируют предварительный портфель заказов на 2023-й год.

Вопрос. Сколько умных Кировцев планируется к реализации в 2023 году? Машин хватит всем?

В 2023-м году ориентируемся на 15-20% от общего объема поставок сельхозтракторов. Все клиенты, заинтересованные в системе КИРОВЕЦ-АГРОПИЛОТ, получат свой трактор.

Отличия Cognitive Agro Pilot от базовых систем с техническим зрением и систем параллельного вождения (источник фото: cognitivepilot.com)
Отличия Cognitive Agro Pilot от базовых систем с техническим зрением и систем параллельного вождения (источник фото: cognitivepilot.com)

От замысла к делу — Сергей Серебряков и Ольга Ускова о новом умном тракторе Кировец с системой автопилота

«Имея в своем арсенале прорывные решения на основе искусственного интеллекта, наша страна имеет все шансы стать законодателем мод на мировом агро-рынке в технологической зоне. Уверен, что наше совместное с Cognitive Pilot решение позволит российским и зарубежным агрохозяйствам существенно повысить свою эффективность, сэкономить ресурсы, перейти на принципиально новый уровень управления».

Сергей Серебряков - генеральный директор АО «Петербургский тракторный завод»

«Обновленный трактор Кировец К-7М  – это высочайший показатель качества, современные технологии, мировой уровень. Объединение усилий двух российских разработчиков - лидеров рынков сельхозтехники и искусственного интеллекта позволит нам создать уникальный, прорывной национальный продукт, широко востребованный не только на российском, но и на зарубежном рынке».

Ольга Ускова - генеральный директор Cognitive Pilot

В заключении отметим, что управление роботами и повышение уровня автоматизации техпроцесса в поле не только решает глобальную задачу облегчения труда механизаторов и повышения уровня интеллекта сельскохозяйственных тракторов. Такой подход отвечает требованиям и еще одной очень важной задачи — он интересен молодым людям, что, возможно, в перспективе повлияет на то, что они будут оставаться на селе и работать в АПК.

Профессиональный опыт в такой сфере и при таком подходе позволит им больше зарабатывать, что также является важным фактором. Так что, да, за умной сельхозтехникой будущее, и, да, Петербургский тракторный завод как лидер отечественного сельхозмашиностроения со своими Кировцами тут на первых ролях — был, есть и будет! 

Реклама АО «Петербургский тракторный завод».

Эволюция Кировцев — всё о новой автоматической коробке передач на тракторах

Новым тракторам Кировец — новые моторы ЯМЗ

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA