Сегмент умных решений для сельского хозяйства был представлен на выставке АГРОСАЛОН-2022 довольно широко. Это и всевозможные цифровые терминалы и системы автовождения, и технологии роботизированного управления сельхозтехникой, и, конечно же, агродроны и беспилотники для АПК. Так, лидер китайского рынка, компания XAG, через своих дистрибьюторов на территории России решила удивить гостей и посетителей масштабной экспозицией БПЛА. Аграрии, фермеры и все профессионалы отрасли ответили взаимностью и активно узнавали о новых решениях для повышения эффективности работы в полях.
Корреспонденты портала «ГлавПахарь» взяли интервью у генерального директора DSK SUPPLY Давида Отариевича Лагвилава и узнали у него, что именно бренд привез на выставку, насколько сильно беспилотники готовы к конкуренции с традиционными опрыскивателями и почему за агродронами будущее. Об этом и не только в нашем новом материале.
Давид Лагвилава. Добрый день, мы привезли всю линейку производимого оборудования китайской компании XAG. Это 20-литровые сельскохозяйственные беспилотники P40, 16-литровый V40, дрон-разбрасыватель IP100 и 40-литровый беспилотник P100 в комплектации опрыскивателя.
Модели P40 и V40 имеют компактные габариты и прочную конструкцию, дроны являются полностью автономными для решения сельскохозяйственных задач. Сферы применения включают в себя обработку и опрыскивание полей и картографирование территорий при помощи искусственного интеллекта (ИИ).
XAG V40 оснащен 16-литровым баков для жидких удобрений и 25-литровым для сухих гранул, а также двумя распылителями и системой RevoSpray для равномерного и точечного внесения пестицидов. Интенсивность распыления составляет до 10 литров или 40 кг семян или удобрений за одну минуту.
Кроме того, мы привезли зарядные станции, аккумуляторы, батареи, боксы, беспилотные картографы самолетного типа, базовую станцию на солнечных батареях с RTK-позиционированием, а также беспилотную навигацию и систему автоматического вождения, управления и подруливания.
Давид Лагвилава. В России данный беспилотник уже активно продается, но о массовости говорить пока рано. Это действительно наша любовь и гордость, не даром мы его прозвали «любимый». Причина проста — если дроны P40 и V40 работают с КПД от 2,5 до 3,5 га в зависимости от квалификации пилота, то XAG P100 способен за один 11-минутный полет обработать от 5,5 до 6,7 га. То есть это совершенно другой уровень. Фактически, если у агрария прямо в поле имеется ремкомплект и достаточно квалифицированные пилоты, то возможно закрывать от 200 до 350 га за 12 часов рабочей смены. Такая выработка находится уже на уровне традиционных компактных самоходных опрыскивателей.
Беспилотник XAG P100 унаследовал классическую конструкцию квадрокоптера с увеличенным баком объемом 40 литров и дополнительным резервуаром для твердых удобрений на 60 кг. Ширина захвата — до 10 метров; максимальный расход жидкости — 12 литров в минуту.
Отличительной чертой является и более мощная батарея, которая обеспечивает эффективную работу на одном аккумуляторе при полете до 13,8 м/с по внесению до 280 кг удобрений. За точное равномерное распыление отвечает модернизированная система RevoSpray 2. Модуль позиционирования RTK обеспечивает P100 возможностью планирования маршрута полета и самостоятельной навигации с высокой точностью. После ввода параметров через мобильное приложение беспилотник будет работать по заданной траектории полета без промахов или перекрытий.
Давид Лагвилава. Во-первых, нужно отталкиваться от возможностей самого агрария. Во-вторых, мы привыкли усреднять и говорить, что это не полноценная замена технике, а намного более экономичная, экологичная и ресурсосбергающая технология. На отдельных культурах, например, применение дронов пока не рекомендуется из-за строгих агрономических требований невозможности проведения обработок методами ультрамалого опрыскивания, на других — это отличное решение, минимизирующее затраты фермера и повышающее эффективность. Это дополнительный инструмент, который со 100 % вероятностью необходим в любом агрохозяйстве, потому что беспилотники не уплотняют почву, а также позволяют работать во влажных условиях (тогда, когда в поле не может заехать самоходный опрыскиватель или трактор с прицепным агрегатом).
Если на обывательском уровне сравнивать процессы работы самоходных машин и БПЛА, то в первом случае — это «свадьба»: много труда, много контейнеров для воды, людей, химии, техники, своеобразный беспорядок, у нас же это называется «вечеринка». Мы приезжаем на одной «газельке», быстро «выкидываем» два дрона, «раскидываем» аксессуары, организуем ремзону и работаем-работаем-работаем, закрывая по 500 и даже по 1000 га без каких-либо проблем.
Давид Лагвилава. Повторюсь, если это флагманская модель, то за рабочую смену в 12 часов беспилотник сможет сделать от 200 до 350 га. Бак пополняется каждые 11 минут. Аккумуляторная батарея перекидывается меньше чем за одну минуту. Таким образом, всего с одним оператором и одним беспилотником площадь в 1000 га возможно покрыть за 4-5 дней, если нет сильного ветра и дождя.
Давид Лагвилава. Сейчас больше развиваются услуги. Это становится очень популярным подходом, особенно на период пока у нас недостаточное количество профессионально подготовленных пилотов и самой техники, чтобы закрыть всю потребность нашей страны уже сейчас. У нас есть необходимость дальше разиваваться, наращивать поставки, обучать специалистов, открывать новые сервисные компании и центры, чтобы оказывать подобные услуги. При этом важно понимать, что это действительно работает, беспилотники заказывают, и в следующем году с высокой долей вероятности мы будем говорить уже о цифрах применения в 2-3 раза выше, чем в этом году.
Давид Лагвилава. Не могу согласиться. Как правило, хорошее обучение занимает около 1 недели. Потом в течение месяца идет практика. Отмечу, что «набивать шишки» в данном случае вполне нормальное явление. Отдельные наши пользователи боятся уронить дрон и разбить его. Мы же спокойно отвечаем, что Вы «упадете» рано или поздно в любом случае, это неизбежно, но это опыт, а сам дрон, как правило, ударопрочный с повышенной степенью защиты, проблем не возникнет. Мы, например, в начале нашего пути уронили все 4 наших первых дрона, но они легко ремонтируются в полевых условиях. У беспилотника мало деталей, которые надо менять даже в случае какой-либо поломки, и это еще один плюс.
Кстати, с точки зрения обслуживания и сервиса, затраты по беспилотникам несоизмеримо малы в сравнении с теми же самоходными опрыскивателями. Если к этому добавить еще и то, что у нас нет проблем с поставками комплектующих и самих дронов, это становится хорошим конкурентым преимуществом на рынке для дальнейшего продвижения данной технологии.