2022 год стал временем глобальных мировых потрясений — энергетических, военных, логистических, продовольственных — в нем было всё! Для России он также был непростым и ознаменовался периодом самых беспрецедентных и масштабных экономических санкций в отношений нашей страны. Однако, как оказалось на практике, последствия затронули не столько российскую экономику, сколько сказались на самих «европейцах».
В прошлом году мы часто слышали о неподъемных тарифах на газ, электричество, фермерских протестах в странах ЕС, о сложностях с господдержкой, производством сельхозтехники, трудностях логистики и порой даже о временных остановках производства. Главные игроки рынка и мастодонты мирового сельхозмашиностроения, конечно же, справились с новыми вызовами, однако были и те, кто не пережил новые реалии и уклад, печально и бесславно закрыв книгу своей истории.
Редакция портала «ГлавПахарь» составила для Вас рейтинг главных разочарований ушедшего года и ТОП-5 самых громких банкротств производителей сельхозтехники в Европе.
Да, более чем символично, что многолетняя эпопея с банкротством культового польского производителя тракторов Ursus закончилась именно в 2022 году — в одном из самых тяжелых временных периодов за последние 50 лет мировой истории.
Несмотря на многочисленные анонсы, присутствие на главных выставочных ярмарках, разработку новых мощных машин, появление трансмиссии CVT, обеспечение контрактов на поставку тракторов в Эфиопию, Танзанию, Замбию, а также на несколько попыток реструктуризации бизнеса, польский производитель сельхозтехники Ursus все-таки официально объявил о своем банкротстве. Всё!
Жирная точка в истории бренда на рынке была окончательно поставлена в марте 2022 года, когда о своем банкротстве сообщил не только сам бренд, но и крупнейший акционер Ursus S.A. — фирма Pol-Mot Holding. Компанию поглотили финансовые проблемы дочерних фирм, кредиты которых были гарантированы и обеспечены холдинговой группой. После банкротства Ursus компания Pol-Mot Holding находилась в стадии реструктуризации. Однако попытки восстановить потенциал не удовлетворили кредиторов, и суд объявил о банкротстве в конце марта 2022 года. Отметим, что Pol-Mot Holding являлся крупнейшим акционером Ursus S.A. Вся группа, включая дочерние подразделения, владела 26106996 акций Ursus, что составляло 40,41 % доли в уставном капитале некогда культового польского бренда.
Если вернуться к истории самого Ursus, то стоит обратиться к финансовым показателям. Так, тракторный завод, расположенный около Варшавы и специализирующийся на производстве тракторов, разбрасывателей, пресс-подборщиков и граблей, закончил 2021 год с рекордными убытками, которые превысили 12 млн евро. Такие неудовлетворительные финансовые долги положили конец истории завода, которая насчитывала более 125 лет.
Согласно данным статистики, за время своего существования производитель изготовил порядка 1,5 млн тракторов, половина из которых до сих пор используется в Польше.
Бельгийский производитель цистерн для навоза и машин для транспортировки и внесения полужидких и жидких органических удобрений Ipsam объявлен банкротом. Окончательное решение об этом было принято 24 февраля 2022 года.
Напомним, что компания Ipsam Technology последнее время находилась в тяжелом финансово-экономическом положении. В деле о банкротстве фигурируют данные о том, что еще в мае 2020 года уже была предварительная приостановка деятельности из-за невозможности отвечать по своим кредитным обязательствам и платежам.
В целом Ipsam имел достаточно разностороннее прошлое в качестве разработчика и производителя сельскохозяйственных орудий и агрегатов. Еще в 1952 году Крист Вандекейбус, сын фермера из Эссена в Бельгии и основатель Ipsam, разработал первый насос для отрасли животноводства. Тогда оборудование пользовалось на рынке огромным спросом, за 20 лет более 10 тыс. единиц было продано по всему миру. Однако позже Ipsam стал заниматься разработкой цистерн, разбрасывателей, транспортных контейнеров в дополнение к вакуумным резервуарам. В последние 10 лет на рынке было замечено несколько поглощений бренда. Однако спасти бизнес это не помогло. Еще одна жирная точка и история с грустным концом о европейском производителе сельхозтехники.
Спустя более 30 лет производство культовых итальянских двигателей Lombardini для сельскохозяйственной и строительной техники было прекращено в Мартине, что в Словакии. Май 2022 года стал роковым для подразделения.
Завод Martin итальянского производителя дизельных двигателей Lombardini, вероятно, стал первым словацким предприятием, закрытым из-за конфликта между Россией и Украиной. Да-да, Вам не показалось, главной причиной закрытия предприятия стало введение санкций и потеря ключевых клиентов из Беларуси и России. Однако, справедливости ради, отметим и тот факт, что производству двигателей Lombardini также давно угрожали и все более строгие требования к стандартам выбросов.
Напомним, что итальянская компания Lombardini была одним из первых иностранных инвесторов, пришедших в Словакию после ноября 1989 года. Уже в 1990 году бывший машиностроительный завод Martin начал лицензионное производство своих дизельных двигателей для строительной и сельскохозяйственной техники, а также для кораблей и автомобилей. Это была одна из замен снятого с производства оружия. Но история и в данном случае подошла к концу.
Ах, сколько же было разговоров о поглощении обанкротившейся еще в 2020 году группы MTT Tractors, о возрождении производства инновационных агромашин, новом исполнении дизель-электрических тракторов под громким названием EoX и о водородной версии этих агрегатов. К сожалению, похоже, что всё в пустую. Мы сами были одними из тех, кто верил в эту идею и концепт «электрического быка» от братьев Пола и Петера-Яна ван Хэмов из Арнема до самого конца, и рассказывали о данных разработках на страницах нашего информационного ресурса, но похоже история снова повторяется, как и в случае с нидерландской компанией MTT Tractors, занимавшейся созданием агромашин серии Multi Tool Trac.
Тогда нидерландская компания H2Trac поглотила MTT, признанную банкротом, однако теперь и новая фирма повторила печальную судьбу своего прародителя MTT Tractors. 23 ноября 2022 года нидерландским судом в Гелдерланде было официально объявлено о том, что производитель дизель-электрических и водородных тракторов H2Trac из Арнема стал банкротом. Помимо H2Trac, банкротом была также признана и материнская компания бренда Eox.
Сообщается, что производство техники было остановлено на шесть недель, после чего главный акционер-инвестор прекратил свои инвестиции, сославшись на слишком медленное производство и недостаточные рыночные возможности в качестве аргументов. Впоследствии и инвестор подал заявление о банкротстве.
Напомним, что в 2021 году в H2Trac заявили, что планируют не только восстановить серийный выпуск дизель-электрических тракторов Eox-175, но и собирается построить современный водородный трактор вместе со своим новым инвестором Дирком Куикеном, совладельцем машиностроительной группы Hencon. Однако теперь стало известно о том, что этим планам не суждено сбыться.
Важно, что в отличие от других ситуаций, описанных в нашей подборке, в данном случае, все-таки возможен «хэппи энд». Вероятно, будет и третья попытка, не даром говорят «Бог любит троицу». В начале 2023 года на страницах многих европейских СМИ уже прошла информация о том, что с разрешения судьи по надзору новые инвесторы Хилбранд Куикен и Энн Джолдерсма выкупили H2Trac за 790 тыс. евро (согласно публичному отчету о торгах и покупке), так что разработка тракторов должна продолжиться. К чему это приведет, покажет время, но мы надеемся и верим, идея действительно отличная.
Французский производитель сельскохозяйственной техники с почти 100-летней историей — компания Delaplace — сообщила о полной ликвидации производства и закрытии завода. В свойственной Европе манере излишней бюрократизации процедура банкротства была завершена только в 2022 году, затянувшись почти на два года с момента публичного заявления о нем в СМИ.
С декабря 2019 года компания начала испытывать серьезные трудности и столкнулась с прекращением платежей. 23 августа 2020 года на своей официальной странице в социальных сетях компания подтвердила, что Арбитражный суд Сен-Кантена принял решение о закрытии производств в принудительном порядке. В 2022 году процедура банкротства была оформлена окончательно.
В заявлении бренда говорится: «С большим сожалением сообщаем Вам о том, что компания SAS Delaplace была ликвидирована по решению Арбитражного суда. В настоящее время вся деятельность полностью остановлена, и в сегодняшних условиях мы не можем положительно отвечать на Ваши запросы по обслуживанию и приобретению нового оборудования и техники. Мы приносим глубокие извинения...»
Напомним, что фирма на протяжении многих лет занималась производством баков, транспортного оборудования, прицепов и полуприцепов, разбрасывателей навоза и компоста, сеялок и техники для обработки почвы. Развитие бренда долгое время содействовало эффективному функционированию фермерских хозяйств во Франции, в частности производителей свеклы и картофеля.