Сразу к делу! Пришло время откровенно поговорить и подробно раскрыть тему, в которую я погружен почти 15 лет: организация закупок, производства, эксплуатации и ремонта сельхозтехники и комплектующих.
Бытует достаточно распространенное мнение, что главным тормозом нормального развития села является отсутствие частной собственности на землю. Декларации некоторых экспертов о том, что частник вмиг решит все проблемы являются свидетельством их некомпетентности, а их кивание на Запад лишь подчеркивает это.
Ошибка — не учитывать того, что на Западе частная собственность и соответствующее к ней отношение на всех уровнях — от органов госуправления до наемного рабочего — существует столетия. У нас же в западных областях собственника стали уничтожать более 70 лет назад, а в восточных — более 100 лет. Три поколения крестьян выросло под лозунгом: «Все кругом колхозное...».
И в Нидерландах, и в Польше можно стать собственником земли, лишь получив необходимый уровень знаний, который четко обозначен. Раздача и даже продажа земли без соответствующей подготовки законодательства и людей приведет к катастрофе. И за примерами далеко ходить не надо. За последние несколько лет я объездил десятки хозяйств Ленинградской, Тверской и Нижегородской областей, находящихся в частной собственности. Мягко говоря, завидовать нечему, а в сравнении с некоторыми самые «убитые» наши хозяйства выглядят не так и безнадежно. Там так же варварски эксплуатируется техника, такое же пренебрежительное, если не сказать больше, отношение к работникам. Поразительная бесхозяйственность при наличии конкретных «хозяев». И в то же время есть и очень современные хозяйства вполне европейского уровня.
Местные администрации РФ тратят серьезные ресурсы на изъятие земель у нерадивых собственников, их рекультивацию и очистку от леса, которым зарастают необрабатываемые поля. Здесь вполне уместно вспомнить поговорку: «Не важно, какого цвета кошка, главное — чтобы она ловила мышей».
У нас в стране не так много, как хотелось бы, но эффективные управляющие хозяйствами есть. Да, порой они вынуждены подчиняться диктату местной власти, взваливать на себя проблемы менее успешных соседей. Но это вполне успешные предприятия, причем не только крупные холдинги. И таких не единицы. Другое дело, что их успехи должны им гарантировать не только безбедное положение ныне, но и финансово устойчивое будущее.
А потому, на мой взгляд, главная проблема — отсутствие качественной системы подготовки кадров всех уровней — от механизатора до руководителя хозяйств. Образование всех уровней безнадежно отстает от требований сегодняшнего дня. В погоне за сохранением явно избыточного количества мест ВУЗы выдают всем подряд дипломы, не обеспеченные знаниями. Более того, принимается решение брать в аграрные ВУЗы без экзаменов, а только по направлению сельхозпредприятий! Выпускник с 20 баллами по тестированию реально не способен освоить современный уровень необходимых знаний в агрономии, животноводстве и инженерии. Он не способен усвоить даже принципиальные основы сегодняшних технологий на селе.
Тему технического обеспечения сельскохозяйственного производства продолжим с анализа вклада отечественной науки и предприятий сельхозмашиностроения. Крестьяне тратят миллионы на закупку за рубежом даже рабочих органов для почвообрабатывающей техники и других технически несложных деталей. То, что предлагает отечественный производитель, если и немного дешевле зарубежного, то по рабочему ресурсу уступает ему в разы, не говоря уж о более сложных деталях, узлах и агрегатах. Это при том, что в стране работают не менее 5 научно-исследовательских организаций, декларирующих основной целью своей деятельности разработку технологий по улучшению износостойкости изделий из металла. Например, прицеп для вывоза навоза не менее, чем на 80%, состоит из импортных составляющих. Оси, шины, редукторы, гидравлика, металл — все импортное, наша только сборка. Вопрос, как это изделие становится белорусским, остается без ответа. И таких «достижений» отечественного сельхозмашиностроения не перечесть, как и не понять ценообразования на эти «разработки».
Нет разумного объяснения, почему для вывоза навоза с фермы до поля нельзя использовать базовые детали грузовых автомобильных прицепов, которые успешно справляются с перевозкой грузов куда в более ответственных условиях, а нужно их закупать в Европе? Уверяю, адаптировать их оси под сельхозшины — задача на уровне нормального выпускника технического ВУЗа.
Реализация государственных программ возрождения и развития села, начиная с 2001 года, потребовала огромных средств для массовой закупки техники лучших мировых образцов. Что само по себе не так уж и плохо. Но в закупочной «эйфории» порой завозили сложнейшую и дорогущую технику не только без какого-нибудь анализа ее надежности, ремонтопригодности и стоимости эксплуатации и ремонта, но даже без инструкции по эксплуатации на государственных языках Беларуси.
А подготовка механизаторов? Если и была, то в большей степени ознакомительная, на уровне «как и что включается». К слову, и на сегодняшний день не создано ни одного учебного центра по качественной подготовке механизаторов для работы на современной энергонасыщенной широкозахватной технике, не говоря уже об освоении ими цифровых технологий и элементов точного земледелия. Инженерам рассказали, где можно купить запасные части, а про их ремонт и восстановление никто и не вспомнил. В итоге машина стоимостью в половину годового бюджета небольшого района обслуживается и ремонтируется в неотапливаемой мастерской, неквалифицированными работниками, на земляном полу, с помощью «русского ключа» (молотка и зубила).
Имевшиеся в хозяйствах проверенные временем «трудяги» К-700, Т-150К были директивным порядком списаны. Лишь немногим упорным руководителям удалось противостоять давлению и сохранить эту простую технику. Несмотря на солидный возраст 30 и более лет, она все еще в строю и может выполнять многие сельхозработы.
Вполне приличная и упорядоченная система агросервисов была пущена «под нож». Часть наиболее пробивных предприятий сумела получить финансирование на «отверточную» сборку импортной сельскохозяйственной техники. Остальные, распродав или сдав на металлолом оборудование, закрылись либо перепрофилировались в арендодателей... Лишь единицы выполняют свою основную функцию — ремонт и восстановление сельхозтехники и оборудования.
Уверен, что ни одна страна в мире не закупает столько запасных частей на единицу эксплуатируемой техники, как наша. Бесспорно, закупленная в то время современнейшая техника стоит тех немалых средств, которые за нее заплатили. Ее рабочий ресурс в разы превышает возможности отечественной техники. Но ее эксплуатация требует хозяйского и профессионального подхода, бережного отношения, квалифицированного своевременного ремонта и обслуживания. Лишь тогда такая покупка имеет смысл, а использование дает положительный экономический эффект. 25 лет эксплуатации этих машин — общепринятая норма. У нас в большинстве своем ничего этого нет, как и достойного результата в экономике ее использования на селе. Интересно, авторы такого «новаторского подхода» к эксплуатации техники создали эту «систему» по недомыслию или по злому умыслу?
В Европе каждая изношенная деталь проходит несколько циклов ремонта, и это обязанность поставщика техники, а у нас — сразу в металлолом. В большинстве случаев ремонтировать-то некому, нечем и негде. Мы также не имеем доступа к системе вторичного рынка деталей. Как пример, можно упомянуть программу REMAN:
«Программа промышленного восстановления компонентов и запасных частей John Deere Reman стартовала в России в 2011 году, и уже в феврале 2012 года первая партия ремфонда была выкуплена дилерами у клиентов. Сегодня John Deere Reman отправляет более 15 тонн ремфонда на переработку ежемесячно. Средняя цена выкупа бывшей в употреблении запчасти — около 20% от стоимости новой, а цена восстановленной альтернативы — на 40-50% меньше, чем новой. Компоненты восстанавливаются на заводах John Deere Reman в США и Канаде и поставляются клиентам через систему дистрибуции запасных частей. Срок гарантии на восстановленные запчасти — не меньше, чем на новые, а цена на многие запчасти даже в два раза выше» (www.deere.ru).
За последние 20 лет компания John Deere продала в Беларусь техники и комплектующих на миллионы долларов, но при этом Беларусь — единственная страна в Европе, где нет дилерского центра этой компании (чтобы в этом убедиться, зайдите на сайт www.johndeere.com).
Да, есть ряд представителей, которые работают через дилерские центры в Литве, России, Польше, но это совсем другой уровень. Почему компания не развивает ремонтно-сервисную службу в нашей стране, не ищет подрядчиков для ремонта тех же турбин, гидравлики, пневматики? Это снижало бы затраты сельхозпроизводителя и стимулировало развитие малого производственного бизнеса. А ведь только в одной Гродненской области техники John Deere работает больше, чем, скажем, в целой Эстонии, где такой дилерский центр есть.
Осталось только сопоставить сотни тонн сданных нами в металлолом ремонтопригодных деталей с указанной стоимостью и получим сумму не только потерь, но и неоправданных новых затрат.
За много лет свободную нишу вполне мог бы занять малый частный бизнес, который успешно справляется с ремонтом автомобильного транспорта различной категории и спецтехники. В сочетании с созданными в районах льготными условиями для организации производственного бизнеса это могло бы создать новые высокооплачиваемые рабочие места для мастеровых людей на селе.
Но создание льготных условий для открытия и работы производственного бизнеса никак не подкреплено льготным доступом к приобретению недвижимости производственного назначения, которой на местах достаточно много не используется. Развивать производство на арендных площадях, в условиях правовой незащищенности от самоуправства местных начальников, желающих нет. С другой стороны, предприниматель понимает, что при существующей практике администрация района «именем революции» вынудит их работать с сельхозпроизводителем по схеме оплаты «когда-нибудь»...
Для сравнения, в соседней Украине успешно работает много частных предприятий, производящих множество деталей достойного качества для импортной сельскохозяйственной техники (подбарабанья, решета, шкивы вариаторов и многое другое). Мы же почти все везем из-за границы.
У меня нет объяснения, почему страна, чьи технологии восстановительного ремонта танков, самолетов, систем ПВО, тепловозов и горного оборудования имеют мировое признание, полностью пасует во всем, что касается тракторов, комбайнов и даже тракторного прицепа. После многих лет раздумий могу высказать единственное предположение: люди, ответственные за данный сегмент экономики, никак не заинтересованы в снижении сумм, которыми они бесконтрольно распоряжаются. «Доить» бюджет проще, чем корову. В этом они достигли совершенства. С их «благословения» финансы, выделяемые на поддержку сельского хозяйства Беларуси, десятилетиями поддерживают бизнес других стран.
Беларусь — единственная страна бывшего СССР, которая сохранила производство карданных валов. Имеем лучших русскоговорящих специалистов в этой сфере и свою научную базу. Выпускаем карданные привода для автомобилей, спецтехники, железнодорожного транспорта и промышленного оборудования, а вот спектр валов для сельхозтехники очень ограничен. Причина? Отсутствие оборотных средств на разработку новых конструкций, пресловутая межведомственная несогласованность между министерствами и нежелание делиться финансами. В результате производители сельхозтехники, а позже и хозяйства закупают за рубежом десятки моделей и тысячи штук карданных валов. Уверен, что тех сумм, которые тратятся на закупку этой продукции в год, вполне хватило бы на организацию ее производства на мощностях ОАО «Белкард». А это, ко всему прочему, создание новых высококвалифицированных рабочих мест и развитие новых технологий. Но мы упорно продолжаем поддерживать производства за рубежом.
Еще больше вопросов вызывают ограничения в использовании выделенных хозяйствам средств на приобретение и ремонт деталей. Разница в затратах огромная, но данные правила существуют много лет.
Ситуация с импортной техникой мне видится так. А что отечественные производители?
Достигший мирового признания в производстве универсально-пропашных тракторов, МТЗ начал ускоренными темпами осваивать нишу энергонасыщенной техники. На мой взгляд, получается пока не очень. Многие элементы не обеспечивают требуемый уровень рабочего ресурса, некоторые выполнены откровенно небрежно. На сегодняшний день, по имеющейся у меня информации, МТЗ-3022 с немецким двигателем DEUTZ при условии хорошей эксплуатации, отрабатывает до ремонта лишь половину ресурса John Deere 8420. Недоумение вызывает и отсутствие в «одном из наиболее высокотехнологичных машин, выпускаемых Минским тракторным заводом», системы GPS и видеонаблюдения. Хозяйство вынуждено за установкой этого оборудования обращаться к различным фирмам.
То, что наши энергонасыщенные трактора еще далеки от совершенства, говорит и отсутствие к ним интереса со стороны других стран. Экспортную нагрузку тянули в основном проверенные временем машины МТЗ-80/82, разработанные более 40 лет назад. Сейчас самый популярный трактор — МТЗ-1221, но и он — слегка «подпудренный» МТЗ-142, который 40 лет назад выпускался малыми сериями. Телерепортажи это убедительно подтверждают.
Но главная проблема в том, что эти современные разработки, по неизвестным пока причинам, подвержены самовозгоранию. Сгорело уже более 110 единиц техники. Минсельхозпрод обязал пользователей страховать данные машины по программе «Каско». А это дополнительные траты для хозяйства. Разумно, конечно, но на практике не всегда работает, ведь большинство пострадавших хозяйств страховых выплат не получили.
По отзывам наших партнеров, «Гомсельмаш» вышел на приемлемое качество своих комбайнов. Нарекание вызывает лишь организация сервисного обслуживания и обеспечение запасными частями.
Много лет поднимаемый вопрос об организации фирменного капитального ремонта комбайнов, агрегатов и дорогих деталей, как это делают зарубежные производители, практического решения так и не нашел. А было ведь поручение Президента по этой задаче, решение которой дало бы значительное снижение затрат для сельхозпредприятия. В комбайне изнашивается до неремонтопригодного состояния лишь система обмолота. Трансмиссия, двигатель и другие агрегаты, в большинстве своем закупленные за валюту, утилизируются во вполне рабочем состоянии. Подобного расточительства нет нигде в мире. Комбайн после 20 и более лет эксплуатации успешно продается на рынке б/у техники. Мы же и более свежие сдаем в утиль часто лишь потому, что необходимо разгрузить склады производителя.
Справедливости ради следует сказать, что и отечественные производители техники для села не утруждают себя заботой об организации заводского ремонта. И органа, способного их принудить к этому, не находится. Нельзя не удивиться и тому, что за 20 лет клятвенных разговоров про импортозамещение и «освоенные» под это немалые ресурсы мы так и не смогли, нет, не произвести, скопировать достойного качества клон надежных импортных машин.
Активно «врезается» в сельхозмашиностроение «Амкодор», что само по себе похвально. Много новых, интересных разработок при внимательном отношении к выявляемым в ходе эксплуатации проблемам. При таком подходе заказчик у этой техники будет!
Не могу не упрекнуть наш РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства». Я не берусь исчерпывающе оценить в целом их вклад в механизацию села, поскольку на практике с их разработками встречался редко. Но модели, представляемые ими на выставках «БЕЛАГРО», изучаю внимательно. Будучи «неостепененным» инженером, все надеюсь перенять что-либо для практического применения в производстве. Десятилетний интерес к их экспозиции не обогатил меня ни идеями, ни практическими решениями. Нельзя, например, без сарказма назвать изобретением рекламируемый ими трамбовщик силоса (труба, заполненная балластом), мудрено именуемый АРУК-5? Значит, были «изобретены» еще 4 модели?
Вызывает лишь досаду и «разработанный» там же прицеп для вывоза навоза ПТ-20С, который на 80% состоит из импортных деталей, включая метизные изделия. И что интересно, так поступают все отечественные производители, чей интерес — явно в увеличении сумм закупок по импорту, а не в организации комплектующих у себя.
Знакомство с их очередным «ноу-хау» — самоходным комбайном для уборки льна выявило более чем интересные факты. Проект по разработке и производству льноуборочного комбайна с рабочей производительностью 2 га/час получил правительственную поддержку и финансирование. Ученые спроектировали и отдали его в производство на ОАО «Лидаагропроммаш». Кто давал экспертную оценку этому «чуду техники», мне неизвестно, но его история напоминает детективную.
В мае 2011 года агентство БелТА бодро рапортовало об успехах наших промышленников и их планах выпустить для нужд льноводства 10 машин «Лида-U30». Никто не захотел обратить внимание на то, что в комментариях на эту публикацию, надо полагать, сами работники завода выразили неприкрытый сарказм по поводу его востребованности и надежности.
Фанфары смолкли, и никто более про достижения наших разработчиков и промышленников не вспоминал. Хотя, на мой взгляд, следовало бы, и правоохранительным органам в том числе. Всего было выпущено 3 машины. Одна из них вскоре сгорела и «выстаивает» срок до списания. Вторая в ноябре 2011 года была передана льнозаводу в Кареличах по цене 3 млрд рублей, что по курсу на тот период было эквивалентно 350 тысяч USD! По доступной мне информации, ни одна единица этой «чудо техники» не работала и не работает. Кареличский льнозавод, после нескольких лет мучений, отказался оплачивать машину и вернул ее производителю. Сегодня новые фанфары: вместо комбайна — комплекс из 4-х машин для уборки льна. И это при острейшей проблеме с механизаторами в хозяйствах. Процесс «освоения ресурсов продолжается»...
Еще один свежий пример «научной» деятельности для села — диссертация 2017 года на соискание ученой степени «кандидат технических наук» под названием «Подкапывание моркови противофазно вибрирующими лапами при уборке комбайнами теребильного типа» (vak. gov. by).
Как на мой взгляд, эта работа — уровень хорошего диплома выпускника техникума механизации сельского хозяйства, для инженерного диплома откровенно слабо. А тут диссертация. Первый же камень эту конструкцию разрушит. К слову, механизмы подобного типа успешно производятся и работают уже несколько десятилетий (комбайн Grimme T-255 DF).
Говоря о высоких затратах сельхозпроизводителя на эксплуатацию техники, нельзя обойти вниманием порядок ее вывода из эксплуатации, списания и последующей утилизации. На мое видение, имеющийся здесь резерв мог бы дать хозяйству значительные дополнительные средства.
Начать следует с того, что дорогостоящую и надежную импортную технику амортизируют и списывают (могут списать) по тем же нормам, что и отечественную — не более 12 лет. Однако ее рабочий ресурс в разы превосходит отечественную. Мало того, что завышенные амортизационные расходы увеличивают себестоимость продукции, так это и реальная «лазейка» для нерадивых пользователей списать ее без лишних объяснений и проблем.
На мой взгляд, существующий порядок списания сельхозтехники лишает хозяйство значительных финансовых средств и только повышает размер упущенной выгоды, поощряет бесхозяйственность и безответственность. Выгоду от этого порядка получают только производители техники, продавцы запасных частей и заготовители металлолома. Кстати, кто объяснит, почему гражданину, сдающему стальной лом, платят как минимум в 2 раза больше, чем сельхозпредприятию?
Свежий пример из того же Шклова. Двадцатилетний комбайн John Deere 2264 стоит на вторичном рынке 30-40 тыс. евро. Комплектный, разумеется, но и у этого есть цена. Каждая деталь такого комбайна имеет свою цену, причем немалую. Стекло кабины, к примеру, стоит 2000 рублей, кабина — около 10 000 рублей. Каждый «кусок металла» — это высококачественная легированная сталь, которая в хозяйстве не может быть лишней.
Если предположить, что с этого комбайна получилось около 5 тонн металла, то хозяйство через месяц, может быть, получит около 1000 рублей!!! А ведь в стране десятки комбайнов этой модели и в это время кто-то ищет средства на детали к нему, на ту же кабину или лобовое стекло... Это ярчайший пример полного отсутствия координации в действиях инженерных служб всех уровней — от хозяйства до министерства. И таких примеров в стране сотни. Что одно хозяйство списывает в металл, другое хозяйство покупает втридорога.
В эйфории «наведения порядка», под давлением многочисленных проверяющих хозяйства принудили сдать в утиль тысячи пригодных к использованию деталей, еще больше ремонтопригодных, на восстановление которых пока нет средств. Уже в этом году сельхозпредприятия вынуждены будут потратить сотни тысяч рублей на покупку того, что по административной воле сдано на переплавку. В этом случае комментарии крестьян литературного способа передачи не имеют. Они ведь понимают, что массовая сдача металлолома сейчас станет планом на сдачу в следующем году. У нас ведь планирование «от достигнутого».
Странное дело: в стране существует вполне серьезный рынок бывших в употреблении деталей для легковых автомобилей, грузовиков, специальной техники. Потребители имеют возможность экономии, поставщики зарабатывают деньги и никому не придет в голову принудить их сдать все в металлолом с целью наведения порядка. Только бесправный крестьянин вынужден терпеть самодурство. Чтобы продать ненужную технику, следует оплатить услуги сертифицированного оценщика. Тот из опасения будет назначать наивысшую цену, которая не устроит покупателя. А для списания достаточно комиссии хозяйства и формального утверждения райисполкома, который будет оценивать лишь соблюдение сроков списания.
В Европе вторичный рынок сельхозтехники имеет оборот в сотни миллионов евро и сравним с рынком продаж новой техники! Но они нам — не пример. У нас путь свой: продать использованную и ненужную в хозяйстве технику нельзя — борьба с коррупцией, видите ли. А выбросить на свалку или сдать на металлолом, потеряв деньги, называется «хозяйским подходом и наведением порядка».
Даже столь поверхностный обзор одной из составляющих затрат сельхозпроизводства говорит о наличии значительного потенциала для их сокращения, который не требует никаких дополнительных финансовых ресурсов, лишь организационно-управленческие мероприятия:
Реализация этих простых мер позволит значительно сократить хозяйствам издержки на использование техники. Но вся проблема в том, что это должны понимать лица, управляющие сегодня сельским хозяйством... Или будем и дальше работать по принципу: «Што за меньшыя грошы ну нiяк немагчыма».
Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2019 г., № 17).