Как относиться к технике китайского производства? Для многих жителей России и аграриев, которые трудятся на широких просторах нашей страны, данные машины по-прежнему являются синонимом низкого качества, слабых технологий, неремонтопригодных одноразовых конструкций и некомпетентного сервиса.
При этом в сегодняшних условиях ситуация выглядит иным образом. Рынок тракторов китайского производства активно развивается по всему миру. В России сельскохозяйственные машины из Китая уже «плотно захватили» сегмент мини-тракторов (по состоянию на начало 2019 года более 60% на рынке), доказывая, что «Поднебесная» остается одним из лидеров машиностроения и центров глобального мирового производства.
При этом рынок собственной сельхозтехники в Китае начал формироваться еще в 1950-х годах, пройдя тернистый путь трансформаций и эволюций.
Китайское производство сельскохозяйственной техники с каждым годом набирает обороты, продукция становится все более качественной, конкурентоспособной и востребованной, а тракторы завоевывают все больше мировых рынков, в том числе в среднем и высоком классе мощности.
«ГлавПахарь» предлагает Вам ознакомиться с основными производителями и моделями тракторов китайских брендов, их характеристиками, преимуществами и недостатками, а также ответить на самый актуальный вопрос: есть ли у данной техники будущее на российском рынке?
Согласно аналитическим данным, по состоянию на начало 2020 года производством сельскохозяйственной техники в Китае занимаются не менее 120 заводов. Производители активно развивают как собственные разработки, так и проекты, которые используют европейские технологии производства.
На российском рынке представлено около 20 китайских брендов, заслуживающих внимание, но основными в классе тракторов средней и высокой мощности на российском рынке являются компании Dongfeng, Foton Lovol, CHERY, XINGTAI, YTO Group, Shandong Weituo Group, Xuzhou KAT Agricultural Equipment, SHIFENG.
Оценивая структуру российского рынка сельскохозяйственных тракторов, доля китайских машин существенно разнится условно около 60% для сектора мини-тракторов с мощностью до 49 л.с. и до менее 1,5% для сектора тракторов малой (от 50 до 99 л.с); средней мощности (от 100 до 199 л.с.) и высокой мощности (от 200 до 450 л.с.).
Безусловными лидерами на российских полях по-прежнему являются тракторы производства John Deere, ПТЗ, Ростсельмаш, МТЗ, Fendt, Deutz-Fahr, Case IH, Steyr, Claas New Holland, Massey Ferguson.
Согласно сведениям из аналитических изданий ФГБНУ «Росинформагротех» и Минсельхоза России, по состоянию на 2019 год доля импортной техники в структуре тракторов на российском рынке составляет 70,4%.
Кроме того, по данным аналитического агентства «АСМ-Холдинг», по состоянию на 2019 год около 6% занимают иномарки отечественной сборки и около 31% иномарки, импортированные на территорию России (за исключением тракторов из Республики Беларусь).
При этом необходимо акцентировать внимание на том факте, что рынок тракторов в России все еще не является насыщенным. Согласно данным официальной статистики, количество тракторов ежегодно снижается при одновременном увеличении нагрузки на каждую сельскохозяйственную единицу. Таким образом, аграриям и фермерам по-прежнему нужны одновременно качественные высокопроизводительные и доступные машины.
Ключевым преимуществом тракторов китайского производства является ценовая политика. В настоящее время промышленность КНР сумела создать оптимальное ценовое предложение для сельскохозяйственного рынка по соотношению «цена-качество». Кроме того, к преимуществам также можно отнести высокий уровень комфорта, функциональности, универсальности, простоты в работе и обслуживании.
На российском рынке предлагается широкий диапазон навесного и прицепного оборудования, увеличивающего возможности использования, для агрегатирования с тракторами китайского производства. Техника из КНР может работать с большим количеством почвообрабатывающей техники, плугов, фрез, косилок, прицепов, разбрасывателей и сеялок.
Китай, как правило, стремится производить тракторы, максимально адаптированные к различным условиям работы, техника является универсальной, многофункциональной и может применяться для выполнения большого спектра сельскохозяйственных, строительных и коммунальных работ.
При этом, учитывая сильные партнерские отношения между двумя странами — Россией и Китаем, тракторы КНР имеют отличную приспособленность к российскому климату и сравнительно экономичный расход топлива.
Кроме того, на цену тракторов влияет эффективная транспортная логистика и инфраструктура, доставка между центрами производства осуществляется оперативно, а стоимость транспортировки не высока за счет огромных объемов и высокого уровня конкуренции общенациональных курьерских и логистических компаний.
Главным недостатком является слабое доверия к Китаю как к производителю надежной и безотказной сельскохозяйственной техники.
Имидж, который сложился у брендов в России в связи с низким качеством первых машин «побороть» так и не удалось. Технические недостатки в определенных моделях все еще являются актуальным вопросом, но они не носят массовый характер и чаще всего легко устранимы в полевых условиях. Китайцы не нацелены на модернизацию и улучшение техники. Но при этом статистически в текущих российских условиях китайские тракторы «ломаются» не чаще популярных брендов.
Также к недостаткам машин из «Поднебесной» можно отнести недостаточно развитый сервис. Официальных дилерских центров и ремонтных мастерских, где можно получить профессиональную и квалифицированную помощь по ремонту, настройке и регулировке техники не так много. Зачастую в определенных регионах нашей страны возникают проблемы с поиском оригинальных запасных частей и их установкой.
При том, что техническое обслуживание, осуществляемое действующими дилерскими и сервисными центрами, проводится на высоком профессиональном уровне.
Оценив актуальность вопроса, а также рассмотрев особенности рынка, сборки, преимущества и недостатки тракторов китайского производства, остановимся на наиболее интересных брендах, пользующихся наибольшей популярностью в России.
Dongfeng Corporation является одной из крупнейшей и старейшей китайской автомобилестроительной компании. Производитель занимает 65-е место в списке Fortune Global 500. Бренд был основан в 1952 году и вышел на крупнейшие мировые рынки уже в 1969 году. По состоянию на 2020 год фирма экспортирует сельскохозяйственную технику в более чем 100 стран.
Наряду с легковыми автомобилями, компания Dongfeng поставляет в Россию мини-тракторы мощностью до 40 л.с. и тракторы малой и средней мощности до 250 л.с.
В настоящее время Dongfeng представлен на российском рынке широким модельным рядом мини-тракторов с мощностью до 40 л.с. как с закрытой, так и открытой кабиной. Наиболее популярными моделями среди садовых агрегатов являются DongFeng 240, DF-244, DF-304, DF-354D, DF-404, DF-404С.
Для аграриев и более крупных фермеров могут быть интересны модели: Dongfeng DF-504C с кабиной, Dongfeng DF-804C, Dongfeng DF-904C, Dongfeng DF-1254.
Трактор Dongfeng DF-504C является полноприводным колесным трактором общего назначения. Трактор является конкурентом в данном сегменте мощности для других китайских тракторов Zoomlion RK-504 и Lovol TB-504 третьего поколения. Трактор имеет подключаемый передний мост портального типа с с бортовыми редукторами). Техника оснащена четырехцилиндровым дизельным двигателем A498BT мощностью 50 л.с. со свечами накала на каждый цилиндр, а также реверсивной КПП 4x3x2 с понижающим редуктором.
Трактор Dongfeng DF-804C является полноприводным колесным трактором общего назначения с кабиной. Техника оснащена 4,94-ти литровым 4-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 80 л.с. Машина имеет двухскоростной ВОМ: 540/1000 об/мин и КПП 4x3x3 с понижающим редуктором.
Трактор Dongfeng DF-904C имеет вертикальный 4-х цилиндровый 4-х тактный двигатель мощностью 90 л.с. с рядным расположением цилиндров, радиаторным охлаждением и прямым впрыском. Тип сцепления — двухдисковое. Масса машины — 3,6 тонн, грузоподъемность — до 1,6 т. Минимальный радиус разворота 4,1 метра.
Тракторы Dongfeng DF-1254 имеет двигатель мощностью 125 л.с., массу 4,3 тонны и грузоподъемность до 2,6 тонн.
Компания Foton Lovol International Heavy Industry является крупнейшим производителем строительных, сельскохозяйственных машин и автотехники. На сегодняшний день в компании работают более 10 тыс. человек, общие активы составляют 6 млрд юаней. В настоящее время стоимость бренда LOVOL оценивается в 11,387 млрд юаней, что ставит компанию на 64-е место среди 500 самых дорогих марок Китая, и на 1-е место по производству сельскохозяйственной техники в регионе.
Компания Foton Lovol официально признана «Важнейшим предприятием по производству современной техники и внедрению передовых технологий в стране», «Лучшим научно-исследовательским институтом», «Предприятием, находящимся под государственным контролем», «Бренд с лучшим соотношением «цена — качество». Заняв лидирующие позиции на китайском рынке среди специальной и строительной техники, Foton Lovol всесторонне осуществляет стратегию глобализации.
Тракторы Foton Lovol продаются в 118 странах, включая Европу, США и Россию. В нашу страну компания поставляет широкий модельный ряд машин с мощностью от 25 до 185 л.с.
Для российских аграриев поставляются мини-тракторы Foton 244, Foton 254, Foton 404, Foton 554, тракторы малой и средней мощности Foton 824, Lovol TB-804 Generation III, Lovol TD-1004 Generation III, Lovol TD-1304, Lovol TD904, Foton 904 и более мощные машины Foton 1004, Foton 1254, Foton 1454, Foton 1854 и Foton 3004.
Среди наиболее интересных машин стоит отметить трактор Lovol TD904, который оснащается мощным и стабильным дизельным двигателем Perkins или Lovol мощностью 90 л.с. с большим запасом крутящего момента. Машина имеет двухдисковое сцепление, топливный бак объемом 145 литров, герметичный дисковый тормоз, раздельный для каждого колеса, полный привод и прямое соединение двигателя с коробкой передач через муфту сцепления.
«Мы хотели представить хороший современный трактор по разумной цене, но с широким спектром дополнительных опций и комфортным управлением. Сегодня аграрии могут приобрести либо трактор МТЗ, либо дорогостоящий европейский или американский бренд. Между этими вариантами нет промежуточного звена. Мы считаем, что в этой рыночной нише может найти свое место и Lovol».
Многофункциональный трактор Foton Lovol TD 1004 оснащен дизельным четырехтактным двигателем Lovol мощностью 100 л.с. Трактор имеет большой запас крутящего момента, пригодный для различных тяжелых операций. Обычно используется для работ в крупных и средних фермах и может быть использован для посадки всех видов сельскохозяйственных культур и сбора урожая, транспортировки грузов и многих других работ.
Дуга безопасности кабина выполнена по сертификатам EC и OECD. Машина использует новую кабину третьего поколения с европейским дизайном, имеет современный интерьер, простое рулевое управление, систему кондиционирования, удобное сиденье немецкого производства Grammer.
Трактор Foton Lovol 1304TD разработан специально для тяжелой работы в поле и фермерском хозяйстве. Машина оснащена 6-ти цилиндровым дизельным турбированным двигателем мощностью 130 л.с. Частота вращения ВОМ — 540/1000 об/мин. Техника имеет полный привод и КПП — 16 передач вперед и 8 назад с синхронизатором. На тракторе применена барабанная тормозная система, двухдисковое сцепление, воздушный компрессор и ресивер. Машина имеет возможность агрегатирования с широким модельным рядом прицепного и навесного оборудования за счет усиленной системы навески.
«В конструктивных решениях Lovol используются узлы и технологии ведущих машиностроительных брендов, которые по лицензии производятся на территории Китая. Сегодня трактор Lovol — это лицензионный двигатель Perkins, керамическое двухдисковое сцепление LUK, сиденье оператора немецкого качества, панорамно-эргономичная кабина по стандартам безопасности ROPS/FOPS и другие интересные решения».
Продолжение следует…