Продолжение...
Установленный факт — в сфере сельского хозяйства воровство топлива является одним из самых распространенных преступлений. Но не так страшно оно, как то, что это приводит к нарушению технологии и негативно отражается на работе всего предприятия. Можно ли искоренить воровство топлива, если все убеждают — крали и будут красть? Я уверен — можно! И готов рассказать как.
Руководителю необходимо настроиться на упорную ежедневную борьбу, в которой нет победы. Вы не сумеете искоренить воровство на 100%, но вот уменьшить до минимальных значений сможете!
Начать придется в первую очередь с себя, любимого. Только кристальная честность дает право требовать того же от подчиненных. Не может руководитель, заправляющий личную (жены, любовницы, друга) машину на колхозной заправке, требовать честности от коллектива.
Кстати, это касается не только топлива. Только честность и принципиальность руководителя могут заставить трактористов задуматься над собственным поведением.
В этом, как и в других вопросах, не противопоставляйте себя коллективу — не выстраивайте работу так, словно это нужно только Вам. Вовлекайте в работу, в том числе и по противодействию воровству, всех работников. Старайтесь создать такие условия, чтобы специалист, увидев слив топлива, не отворачивался и не проходил мимо. Такое возможно в том случае, если работа идет не из-под палки, а на общий результат.
Оказавшись на новом рабочем месте, борьбу с расхитителями колхозного топлива необходимо начать с разъяснений и доброй беседы. Надо объяснить доходчиво каждому трактористу, шоферу, что поимка «злодеев» является делом чести и будет вестись неустанно. Соберите механизаторов и ознакомьте с ответственностью, которая ждет их в случае воровства топлива. Подробно распишите наказания за воровство, приведите конкретные цифры, чтобы они почувствовали — потерять можно больше, чем приобрести.
Законодательная база Российской Федерации и Республики Беларусь выступает на стороне руководителя и четко определяет, что делать с отпускаемым для нужд сельского хозяйства топливом и что будет с тем, кто на него покусится.
К примеру, в Беларуси еще в декабре 2012 года вышло постановление Совета Министров РБ № 1917 «О некоторых вопросах использования горюче-смазочных материалов в организациях». Согласно этому документу, нефтепродукты, отпускаемые сельскохозяйственным организациям, должны окрашиваться в следующие цвета:
«Ну, покрасили и что?», — могут спросить некоторые. — «Что, кто-то на это смотрит?». Смотрят, поверьте. Ведь теперь достаточно взглянуть на цвет топлива в канистре, как станет ясно, откуда оно. Чтобы закрепить ответственность рядовых граждан в случае их участия в хищении или использовании окрашенного (читай: украденного) топлива, в «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» была добавлена отдельная статья:
Статья 12.30. Незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь:
П. 6. Приобретение, хранение, использование или реализация физическими лицами окрашенного нефтяного жидкого топлива, поставляемого в установленном порядке в организации, выполняющие работы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, если в этих деяниях нет состава преступления и за исключением совершения нарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.
Так что любой, у кого будет обнаружено окрашенное топливо, понесет ответственность, а тот, кто совершил хищение (или попытался), будет нести ответственность согласно того же кодекса, но по другой статье:
Статья 10.5. Мелкое хищение:
1. Мелкое хищение имущества (хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния) путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение — влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин или административный арест.
Схожим образом ситуация обстоит и в нашем государстве.
Распечатайте эти законы и после прочтения вслух раздайте каждому. Проводите подобные собрания регулярно, особенно при поимке кого-либо на хищении топлива. Срочно собирайте народ и, как говорится, «перед строем» устраивайте разнос. Но на этом не останавливаетесь: выговор, заявление в милицию и т.д. Без жалости. Без компромиссов. Невзирая на заслуги, погоны и звания. При повторной поимке немедленное увольнение.
Первое, что необходимо сделать руководителю или неравнодушному специалисту — померить поля и перемерить расстояния между ними. Одно это наведет на глубокие размышления. Если Вы — руководитель, то учтите, что «померить» — это значит не дать команду агроному сделать это, а принять личное участие. Если Вы — «продвинутый пользователь», доставайте планшет и с помощью специальных программ, линеек померяйте поля на электронных картах (но со временем все равно необходимо сверить спутниковые снимки с реальностью). Если же больше доверяете фактическим замерам, то привезите на поле бригадира с «кавылкой» и внимательно понаблюдайте за его работой.
В «плохом» хозяйстве гектары считают по привычке: до дуба это 25 гектар, а за лесом — 30. Если работает «старый» агроном», неоднократно перемерявший эти поля, то это еще относительно терпимо, но вот стоит появиться новому, как тут же начинается «война». Механизаторы наседают: «Здесь всегда было 30 гектаров», «Это поле подписывали 100 гектар»! А ведь кто, как ни они, знают о реальных размерах полей.
В «среднем» хозяйстве сверяются с картами. К сожалению, карты эти были изданы много лет назад и могут отличаться от нынешней ситуации по ряду причин, например:
Карты редко учитывают эти особенности.
Найдите время и лично убедитесь в соответствии карт с фактическими размерами угодий. Так Вы лучше изучите хозяйство в натуре, да и свежий воздух не повредит.
Следующий важный шаг — установка датчиков контроля топлива и систем спутникового мониторинга. Несомненно, это самые совершенные инструменты контроля на текущий момент. Однако и в этом случае не советую расслабляться, так как уже найдены «фишки», позволяющие обходить даже самые умные «электронные мозги».
1. Слив через обратку (но это долго и нудно, 5-10 литров в день работы) и делать это нужно с первого дня установки и постоянно, иначе увидят разницу.
2. «Глушилка» — вещь получше. Включается в прикуриватель, сбивает мозги системе: показывает сливы, залив, огромный или малый расход, местонахождение пропадает или показывает неверно. Правда, это устройство простому колхознику найти сложнее. Продается в России, цена — около $50. Но у нас есть те, кто всегда готов прийти «на выручку» трудовому крестьянству — катаются по хозяйствам ребята и предлагают подобные устройства. Причем сперва дают на неделю пройти тест-драйв, а уже потом берут деньги.
3. Не все трактора можно оборудовать системой навигации. Часто именно самые большие трактора не могут быть оборудованы датчиками уровня расхода топлива — из-за особенностей устройства баков. Также не всегда можно ставить подобное оборудования на трактора, находящиеся на гарантии.
Ну и самое интересное при установке «продвинутых» систем: часто можно наблюдать картину, когда за ее работой следит не руководитель, не его доверенное лицо, а совершенно случайный человек. Порой контроль транспорта через спутники поручают одному из экономистов, который использует эту систему как модернизированный спидометр — раз в месяц сверяет пробег из путевых листов с пробегом, подсчитанным компьютером.
Устанавливая дорогостоящее оборудование, относитесь к нему со всей ответственностью. Мониторинг транспорта — это не только профилактика воровства топлива, но и мощный инструмент в оперативном управлении хозяйством. Пользуйтесь этим, обучайте этому и специалистов.
Вопрос вроде бы неоднозначный и поначалу дорогостоящий — колонку надо купить, установить, но, поверьте, «овчинка выделки стоит». В старой «механической колонке» уровень отклонений может достигать 500-600 мл на 10 литров. А теперь посчитайте, если в сезон заправлять по 3000 литров в день, то окажется, что недолито 100-150 литров. Именно из-за этого руководитель может наблюдать картину, когда некоторые механизаторы заправляют трактор через канистры — сперва набирают в них, а лишь затем переливают топливо в бак (они ведь не хотят уже на старте отдавать «свою» солярку).
Давайте подсчитаем: 100 литров, оставшихся из-за погрешности на заправке, — это $60. Умножьте на 200 дней (для усреднения, ведь не каждый день заправляют такое количество топлива) и получится сумма в $12 тыс. И это лишь за один год! Этого хватит и на колонку, и на зарплату заправщику. Установив современную электронную колонку, Вы уменьшите подобные потери в разы.
Но даже если нет возможности поменять колонку, а тем более 2 или 3, то хотя бы проводите их поверку в срок и постарайтесь присутствовать при этом. Это может показаться паранойей. Но речь идет о крупных суммах, и человек, вешающий пломбу, может соблазниться на предложенную взятку или обещание заправлять «по первому звонку».
Устанавливайте камеры видеонаблюдения. Начните с мехдвора, а затем распространите возможности онлайнового мониторинга повсеместно. Установка видеокамер на заправке сделает невозможным воровство на ней. Теперь, показывая на видеокамеру, и Вы сумеете найти в себе силы отказать вышестоящему руководству в очередной заправке.
Видеокамеры — очень сильный инструмент управления хозяйством. Развешенные в правильных местах, они не позволят сливать топливо на стоящей технике. Выстраивайте на ночь трактора на просматриваемую площадку, и уже никто не подумает подбираться к ним с канистрой и зажатым во рту шлангом. Установите камеры в ремонтных боксах, и ни у кого не мелькнет мысль сливать топливо с техники, заехавшей на ремонт.
Камеры должны быть высокоточными – расплывчатый силуэт с неясными очертаниями лица Вам не нужен. Кроме того, не экономьте при установке оборудования и выбирайте максимально доступный объем памяти, чтобы не вышло так, что записи удаляются на 2-3-й день.
Купите бинокль. Причем чем больше он будет по размеру, тем круче. Обязательно сделайте так, чтобы об этом знал все хозяйство: у директора есть оптика, и он часто, затаившись в кустах, высматривает тех, кто не хочет честно работать. Бинокль в машине директора — мощный сдерживающий фактор. Теперь, чтобы «слиться», придется ехать не в дальний край поля, а искать укромное, не просматриваемое место. Вам того и надо. Увидели, как трактор выезжает из лесополосы — все, можно ехать искать канистры.
Одним из инструментов, с помощью которых происходит хищение колхозного топлива, являются пластмассовые канистры из-под средств защиты растений. Это очень удобная упаковка — 5, 10, 20 литров. Ежегодно их завозят в огромном количестве и после использования пестицидов в прямом смысле слова раздают. Механизаторы знают — топливо надо куда-то сливать, бочку же возить с собой не будешь. Вот и идут в ход канистры из-под ядов.
Остановите приток такой тары и увидите: на какое-то время с воровством наступит затишье. Просто некуда будет сливать, а пока придумают что-то новое, пройдет время. Как это сделать?
Для начала поставьте их все на учет. Например, пришла тонна глифосатов в канистрах по 20 литров, значит, пусть на складе в итоге и окажется 50 штук. Затем их необходимо при вести в негодность, но делать это надо по закону, ведь там были яды, а тара из-под них утилизируется в соответствии с инструкциями. Не нарушайте ее.
К сожалению, норма расхода топлива — показатель субъективный. Экономическая служба большинства хозяйств представлена хрупкими женщинами, которые заперлись в стенах своих кабинетов и считают, будто начисление заработной платы на основании сданных путевых листов и есть их работа. Когда же возникают спорные вопросы, они стараются не выискать правду, а найти «золотую середину». Их можно понять. Директор год-два и ушел, а вот им дальше жить и работать с теми механизаторами, которым «резали» расход топлива.
Но ничего не поделаешь, руководителю требуется проработать и этот вопрос. Начните с ознакомления с установленными нормами списания в соседних хозяйствах. Сопоставьте распечатки с «богатых» и «бедных» хозяйств. Не удивляйтесь, если увидите, что в крепких хозяйствах нормы расхода топлива меньше. Сравните со своими и смело принимайте «на вооружение» наименьшие из увиденных.
Затем ищите знакомых трактористов, с которыми Вы общались еще до назначения на руководящую должность. Свяжитесь с ними и в откровенном разговоре узнайте о фактическом расходе топлива. Проконсультируйтесь у опытных руководителей, зайдите в РИК к заму по механизации. В общем, собирайте как можно больше информации.
И в конце концов, начинайте хронометрировать. Привлекайте инженерную и агрономическую службу и сами день на поле присутствуйте. Но никогда не доверяйте результатам — приняли к сведению и через пару дней с другим трактористом повторили.
Задача — не «закашмарить» людей, а максимально приблизиться к правде. Она ведь нам нужна?!
Важных элемента два — контроль и зарплата. Я не могу сказать, что что-то важнее. Оба элемента равнозначны и должны дополнять друг друга, а не взаимно исключать.
При слишком сильном контроле и низкой зарплате Вам придется столкнуться с противостоянием всего коллектива. Вы не сможете постоянно находиться на производстве — райисполкомы, совещания, личная жизнь в конце концов, поэтому при первом же отсутствии руководителя сливать бросятся все дружно. При слишком высоких зарплатах и отсутствии контроля Вы столкнетесь с тем, что не только некоторые механизаторы «полезли» в баки, так еще и упали объемы и качество работ.
Поэтому Вы должны дать такой уровень заработной платы, чтобы механизатор был заинтересован поработать побольше, и за это ему заплатят так хорошо, что и смысла рисковать, сливаясь, нет. Но при этом нельзя пускать процесс на самотек — регулярно и неуклонно следует контролировать. При этом не объезжайте мимо прославленных трактористов. Кто знает, может, и они не устоят иногда воспользоваться отсутствием контроля, завоеванным ударным трудом.
Если Вы — опытный руководитель и трудитесь на одном месте не первый год, то вопросы недоверия к специалистам, скорее всего, у Вас отпали. Но вот молодому руководителю, который согласился на уговоры принять колхоз и еще верит, что молодость и задор смогут переломить ситуацию, стоит быть очень недоверчивым. Таким руководителям я посоветую не спешить с добротой и верой в человечество. Беспощадность и последовательность — вот Ваши друзья. К сожалению, мотивированность многих специалистов оставляет желать лучшего. Уважайте их, но проверяйте! Лишний раз проехать на поле — только на пользу. Специалист должен знать — все равно проверят, не сегодня — так завтра.
Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2018 г., № 19).