Как воруют ГСМ и как противостоять краже топлива? Часть 1

04.03.2021
7336
vk.com-logo

Затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) — одна из самых чувствительных статей расходов сельскохозяйственного предприятия. Не всегда они занимают существенную долю в затратах, но на топливо деньги нужны каждый день и «живые» — нефтебаза не спешит расставаться с соляркой без оплаты. Поэтому перед руководителем всегда стоит задача – уменьшить расход топлива.

Вопросы воровства топлива недостаточно освещены в СМИ. Введите в поисковик запрос на эту тему и увидите статьи про пойманных трактористов и рекламу систем контроля топлива. Не рассказывают об этом в институте, не делятся на курсах повышения квалификации способами остановить воровство, не проведут учебу, семинар. Все ограничивается гневными тирадами и угрозами: «Сморите там, чтобы соляру не крали, а то отвечать придется»! Опытные руководители, набившие достаточно шишек, знают, что делать для минимизации воровства. А что делать «молодежи», только-только вставшей у руля? Давайте постараемся ликвидировать этот пробел. Исходя из собственного опыта работы руководителем хозяйства и общаясь после с рядовыми работниками села, я составил свою классификацию методов воровства ГСМ и способов его предотвращения.

Воровство топлива и как противостоять краже
Фото: glonassgps.com
Воровство топлива и как противостоять краже

Воруют ли?

Часто поймав механизатора на несоответствии выполненной работы и списываемого топлива, можно услышать гневные и обиженные слова:

— Зачем мне Ваша солярка? Я что ее, пью?

А если посмотреть в глаза, то увидишь наворачивающуюся слезу возмущения. Но не поддавайтесь. Слеза там от того, что, если не выкрутится, может лишиться «честно украденной» солярки.

Я всегда говорил: хороший механизатор сливает топливо в конце рабочей смены, когда уверен — спишется по принятым нормам, а плохой делает это в начале рабочего дня, а потом думает, как обмануть колхоз. Лично я уверен, что «подворовывать» ГСМ пробуют практически все механизаторы. Почему не все? Да потому что, если в хозяйстве налажен грамотный учет топлива (в том числе с применением современных средств контроля), то лезть в бак будут только явные глупцы.

Рассмотрим вариант рядового хозяйства, в котором о спутниковом мониторинге транспорта можно только мечтать. Хотя, к сожалению, и среди «богатеньких» хозяйств, имеющих и датчики топлива, и спутниковый мониторинг, встречаются те, кто из-за организационных просчетов пускает вопросы контроля на самотек.

Сколько воруют? Некоторые называют цифру 30%. Кто-то гневно махнет кулаком: «Да половину тырят»! Я считаю, что все скромнее и реальные объемы не превышают 20%. Много это или мало?

Например, работая руководителем в среднем хозяйстве, за год я приобретал 700 тонн дизтоплива (с учетом работы 4-х сушилок). Если похитили 20%, то речь идет о 140 тоннах. Сумасшедшие цифры — на сторону ушло без малого $100 тыс. Этой суммы хватило бы для приобретения нескольких белорусских тракторов или уплаты за «крутой» импортный комбайн. Так что из маленьких «ручейков» воруемого топлива в итоге вытекают огромные суммы.

Страшен не только факты хищения топлива. Обидно то, что нарушается технология — там не допахал, не досеял, не докормил, не допоил и т.д. Кроме этого, «легкие» деньги сводят с ума. И если в оборот попадает специалист, подписывающий путевые листы налево и направо, то вносится дисбаланс в целую отрасль — недопаханные гектары якобы засеваются зерном, которое оказывается лишним, и «приходится» воровать уже его. В общем ситуация может привести к серьезным последствиям, способным погубить даже крепкое хозяйство.

О техническом контроле расхода топлива в сельском хозяйстве

Грабь награбленное

Многие люди склонны к подбиранию того, что плохо лежит. Доказательство — нет ни одной страны без тюрем. Одним из аргументов таких «воришек» является известный лозунг: «Все вокруг колхозное — все вокруг мое»! Под воровство подведена идеологическая база:

  • в 30-е годы у наших прадедов «проклятые коммунисты» все отобрали, поэтому мы возвращаем свое;
  • нам мало платят;
  • директор со специалистами воруют, а мы что, хуже?

«Председатель как барбос

Пол колхоза в дом унес.

А мы, чо, хуже его?

Тоже тырим кой-чаво!»

Там, где работник допускает мысль, что воровство — это не преступление, а компенсация недоплаченного, бороться трудно. Но «глаза боятся — руки делают»!

Как воруют солярку?

Слив

Банальный слив топлива из бака трактора — спрятаться в укромном месте на поле и наполнить парочку припасенных канистр. Можно никуда не ехать — задержись на гараже под видом ремонта, осмотрись по сторонам и слейся. После такой операции возникает вопрос избавления от улик — канистры-то немаленькие.

Есть несколько вариантов дальнейших действий:

  1. Завезти домой самостоятельно — заехать на обед, заскочить якобы за нужной запчастью, оставить трактор на ночь дома под предлогом раннего выезда.
  2. «Звонок другу». Приезжает либо заинтересованный клиент, либо соучастник. Часто слив происходит с уже приехавшим «товарищем», доставившим канистры и шланг потолще.
  3. Припрятать до лучших времен. Чтобы не привлекать внимание подъехавшей машиной и не рисковать при транспортировке топлива, часто оставляют заполненные канистры «в поле». Для этого отведены специальные места, из которых топливо забирается вечером или через несколько дней, когда техника уходит с этого поля. Мне доводилось встречать развитую сеть таких тайников, которые были даже пронумерованы. Припрятав топливо, механизатор отправлял смс подельнику с номером, а тот, в «тихое» время, отправлялся на «сбор урожая».

Слив проводится несколькими способами:

  • шланг в горловину бака и «сосем»;
  • откручиваем обратку и запускаем ее в пристроенную канистру — медленный способ, но верный;
  • сливаем самотеком через сливной краник;
  • используем технические приспособления. Мне доводилось видеть, как в металлический бак К-700 запускали воздух из компрессора, отчего топливо буквально вылетало со скоростью 20 литров в минуту.
Слив ГСМ с трактора
Слив ГСМ с трактора

Непростая «обратка»

Так уже устроен ДВС, что неизрасходованная в цикле часть топлива должна возвращаться в бак. Его количество зависит от типа двигателя и конкретных условий работы.

Механизаторы научились доставать шланг из бака и отправлять возвращаемое топливо в припасенные емкости. Никто не ставит канистру в кабину — это рискованно. Кабины ведь практически прозрачные, да и пахнет топливом в салоне. Но находятся и те, кто так поступает. Обратите внимание на трактор, у которого закрашена нижняя стеклянная часть двери. Это признак, что там могут что-то скрывать. В некоторых моделях погрузчиков пристраивают всевозможные ящики или находят способы закрепить канистру (например, в аккумуляторном отсеке).

Когда мы думаем о сливе, то представляем пластмассовую канистру со вставленным шлангом. На самом деле в роли такой канистры может выступать любая емкость. Например, ресивер. Да, да! Умельца переделывают его под собственные нужды — туда вводят шланг от «обратки» и спокойно накапливают топливо. Особо изощренные дельцы устанавливают ресивер большего объема.

Когда я узнал про такую «обманку», искренне улыбнулся. В свое время я лазил по кабинам, открывал ящики для инструментов, искал канистры, а про ресивер никогда и не подумал.Наши ребята умеют рационализировать подходы к воровству. Нет ведь желания постоянно доставать и закреплять шланг «обратки», поэтому делают такой метод незаметным: на шланге в маловидном месте устанавливают тройник, направляющий топливо из бака в канистру. Несмотря на то, что такой метод медленнее слива через шланг, благодаря ему любой механизатор соберет без проблем в день 5-10 литров. На больших же тракторах, дав побольше оборотов, за 10-15 минут набирается 20 литров.

Необходимость оценки качества топлива

Недолив на заправке

Это новый, более высокий уровень воровства топлива, когда в дело вовлекается заправщик станции. Хищение происходит просто. В бак трактора попадает не все топливо: в путевом листе стоит 150 литров, а заливают 100. Часть солярки остается, так сказать, на месте.

Для механизаторов этот способ хорош тем, что исчезает необходимость рисковать на сливе и транспортировке украденного. Минус — придется делиться, но в массовые работы топливо «льется рекой», можно и поделиться.

Дальше ситуация развивается в двух направлениях:

  • механизатор должен самостоятельно забрать топливо (или с привлечением заинтересованных партнеров);
  • заправщик забирает топливо и рассчитывается живыми деньгами.

Накопить «лишнее» топливо на заправке — половина дела. Теперь перед заправщиком стоит вопрос, как вывезти его за пределы мехдвора. Здесь тоже придуманы варианты:

  1. Заправка «по разрешению». В любом хозяйстве имеются личные автомобили, которые заправляются с разрешения руководителя (письменное в виде договора на использование личного автотранспорта либо устное указание заправить). Обычно эти машины заправляют немного, по 10-15 литров. Так должно быть, а на самом деле заправляют полный бак, взяв с владельца оговоренную сумму (со «скидкой»).
  2. Заправка «ночующих дома». Довольно часто часть техники в хозяйстве «ночует» дома. Это реальная производственная необходимость: кормление скота, работа на отдаленных участках, в ночную смену. Те, кто работает в таком «ненормированном» графике, на заправке оказываются не в начале дня, когда внимание руководителя и специалистов напряжено до предела, а ближе к обеду, когда никого из посторонних рядом нет. Тогда им вместо 20-30 литров заправляют полный бак. Отработав положенное, механизатор смело едет домой, где за высоким забором сливает «остаток» в 120-130 литров. И так каждый день и не один трактор — ферм-то много.
  3. Недолив из бензовоза — этот вариант выводит воровство на следующий «уровень топливной мафии», когда хищения ведутся централизованно. Накопив значительное количество «лишнего» топлива (2-3 тонны), заправщик принимает у водителя бензовоза только накладную и недостающую часть топлива. Остальное же уходит по иным адресам. Разновидностью недолива из бензовоза бывает ситуация, когда в хозяйстве имеется свой бензовоз, который иногда стоит дома (выехать на нефтебазу надо пораньше, заехал на обед). Тогда схема та же.
  4. О бензовозах… Часто нечистые на руку шофера оставляют часть топлива в машине. 5-6 литров для заправщика — не большая потеря, но помножьте на год и …
Заправка сельскохозяйственной техники
Фото: stv24.tv
Заправка сельскохозяйственной техники

Сговор

К сожалению, можно встретить ситуацию, когда в воровстве топлива принимает участие один из главных специалистов (может, и сам руководитель, но ему все равно требуется доверенное лицо для подписания путевок).

Как это происходит? Одному из трактористов подписываются путевые листы. Человек ничего не делает, ему начисляют зарплату, а залитое топливо он отдает тому, кто «кормит», подписывая путевки.

Иногда такое воровство происходит неосознанно со стороны специалиста. Некоторые наглые трактористы «наезжают» на слабовольного агронома, как правило, молодого и обманом или уговорами убеждают подписать столько гектаров, сколько выгодно. Потом руководитель не может понять: по документам поля прокультивированы в 2 следа, а на самом деле даже края не обошли.

Такое воровство наиболее опасно и требует неусыпного контроля со стороны руководителя (честного).

Зерноуборочный комбайн Vector и бензовоз-топливозаправщик в поле
Фото: news-front.info
Зерноуборочный комбайн Vector и бензовоз-топливозаправщик в поле

«Левые» работы

Разновидностью воровства солярки является выполнение механизатором «левых» работ (халтуры), когда вместо колхозного поля он едет обрабатывать чужие угодья. Вред двойной: тратится и топливо, и время. Терпимый вариант, когда пашет свой участок. Криминальный варианты — работает для посторонних людей за «живые» деньги.

К подобным явлениям необходимо относиться внимательно. Система контроля топлива не покажет воровства, но хозяйство лишается топлива и не сделаны требуемые работы, упущено время. Пашет (зарабатывает) тракторист, а затраты возмещаете Вы (топливо, ремонт, зарплата).

Организационный бардак

Частая картина — большой трактор уезжает на дальнее поле (15-20 км), за час-полтора завершает неоконченную с вечера работу и едет обратно. Или до обеда пашем, затем перецепляемся и культивируем, а на завтра повторяем процесс. Вместо того, чтобы организовать два звена по кормлению КРС, возим зеленую массу за 20-30 км. И подобных примеров, когда топливо расходуется очень и очень нерационально, много. Можно из устранить? Тщательно продумывайте и грамотно организуйте работы в хозяйстве.

Конечно, в данном случае мы говорим не про воровство топлива, а про пустые потери материальных ресурсов. Но в итоге для хозяйства — это те же убытки.

Способы повышения эффективности использования топлива

Неправильные нормы

Руководителю следует осознать — механизатор не ворует, а только забирает то, что за него украл специалист, подписавший путевой лист, или же экономист, неправильно рассчитавший норму расхода топлива.

Простой пример — списание топлива при пахоте. Встречаются нормы и в 15, и в 16, и даже в 19 литров на вспашку 1 гектара. Это можно было бы объяснить разными почвенными условиями, длиной гона, контурностью полей, предшественником, моделью техники и пр. Но такая разница в нормах встречается на одинаковых работах в одно хозяйстве. Причина чаще всего — в непрофессионализме экономической службы. Опытный экономист ушел на пенсию, а на его место по распределению пришел молодой специалист, возможно отправленный «в глухомань» не по зову сердца. И вот молодая симпатичная горожанка оказывается в кабине трактора, где рядом сидит прожжённый циник, у которого одна задача — увеличить расход.

Девочка-экономист честно записывает гектары, объемы и считает топливо. Но она совершенно не разбирается в коробке передач, в «подгазовке» и прочих хитростях, а потому проведенный ею хронометраж весьма субъективен и далек от реальности. Так появляются завышенные нормы, которые по душе трактористам, но бьют по карману предприятие.

Работа сельскохозяйственной техники SV Maschinen GmbH (торговая марка «СВ Машины»)
Фото: sv-m.com
Работа сельскохозяйственной техники SV Maschinen GmbH (торговая марка «СВ Машины»)

Удобные маршруты

Многие работы связаны с транспортировкой грузов, и списание топлива ведется не только на перевозимый вес, но и на пройденное расстояние. Поэтому трактористу достаточно поставить максимальное расстояние до поля (скажем, заехать в самый дальний край и уже оттуда замерять). Можно также провезти директора по удобной, но более длинной асфальтированной дороге, а потом самому ездить короткими «партизанскими» тропами.

Кто-нибудь спросит: а как же маршрутные карты между колхозами? К сожалению, они не всегда объективны, ведь их мало кто поправляет, исходя из актуальных условий. Например, произошло объединение колхозов, построили новую дорогу, провели более короткий маршрут…

Не только солярка

Статья неспроста называется «Как воруют ГСМ», а не просто топливо.

Пример из практики. Шофер МАЗа договорился с заведующим мастерскими, чтобы тот приобрел ему для замены в двигателе не дешевое белорусское, а супер классное синтетическое масло (цену представляете?). То и рад стараться. Еще бы, под предлогом качества и заботы о технике получить в знак благодарности половину от привезенного люксового масла. А шофер купил дешевое масло у тракториста, который решил не менять (есть и такие уроды) и приготовился залить, делая вид, будто в двигатель попадет именно та самая импортная «синтетика».

Будучи руководителем, я всегда просматривал все накладные, поступившие на склад. Только это и позволило поймать «за руку» мелких мошенников. Будучи пойманным с поличным, заведующий мастерскими под гневным взглядом быстро «слил» напарника, а вот опытный шофер держался до последнего:

— Ильич, — искренне возмущался он. — Да я это тракторное масло взял, чтобы промыть систему. Вы ведь промывочное масло не покупаете!

— А какого … канистра импортная у тебя уже лежит в легковушке, которая за мехдвором стоит? — пытаюсь прижать горячими фактами.

— Так это я положил, чтобы никто не украл. У нас ведь крадут. Вы же не можете организовать нормальную охрану!

Вот так. Поймаешь воришку, а он еще тебя виноватым сделает.

Задумайтесь, когда последний раз Вы контролировали выдачу масел? Когда проверяли соответствие их расхода с нормативом? Многие руководители даже не догадываются, что такие нормативы существуют. Масло не самое дешевое, но его нужно гораздо меньше, всего 5-8 тонн на год (а солярки — сотни тонн). Поэтому в хозяйстве и не обращают внимания на тех механизаторов, которые день за днем ходят к складу ГСМ и берут канистру за канистрой. Может быть, он и не несет его домой. Но одно то, что из-за его безделья и нежелания устранить течи расходуется дорогостоящее масло, делает его «расхитителем». Хотя и воруют его не просто так. У населения достаточно автотракторной техники, которая нуждается в смазке. К слову, о Нигроле. Один мой знакомый приспособился сжигать вынесенное с мехдвора отработанное масло в специальной печке. Вроде бы, безобидное занятие, но почему тогда зимой механизаторы этого предприятия не греются сами у такой печурки?

Итак, внимательно отслеживайте движение масел, смазочных жидкостей и материалов, тосола и стеклоочистителей. А то, купив стеклоочиститель зимой для легковых машин, будете наблюдать, как специалисты снегом трут окна (в то время как заветная канистра влита в личный автомобиль).

Аграрии Забайкальского края получат скидку на топливо для сезонных работ

Продолжение следует...

Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2018 г., № 19).

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
Разработка сайтаFast&Curious
VK_DMCA