Экономическое сотрудничество между Россией и Ираном в настоящее время становится все более тесным и продуктивным. Сегодня при поддержке России в Иране уже сооружён целый комплекс промышленных объектов, а в 2023 году страны продолжат укреплять партнерские отношения и инвестируют более 30 миллиардов долларов США в инфраструктуру для расширения торговых маршрутов между государствами.
Иран является дружественной страной для России. В новых реалиях взаимоотношения между странами, в первую очередь, выстраиваются по направлению торговли энергоносителями, продовольствием, оружием в обход западных санкций. Однако это далеко не полный список того, чем Иран может быть полезен для РФ. В то время, когда многие западные страны разрывают цепочки поставок, подрывая принципы доверия к себе и к своей продукции, иранские компании, наоборот, имеют огромное желание более глубоко интегрироваться в экономику России и развивать двухсторонние отношения, в том числе и в рамках еще одного перспективного направления — сельского хозяйства и сельхозмашиностроения. Так, стало известно о том, что в России официально стартовали продажи иранских тракторов ITM.
Редакция портала «ГлавПахарь» выяснила подробности о новых для российского рынка агромашинах, их характеристиках и особенностях у Евгения Жукова, представителя официального дистрибьютора Iran Tractor Manufacturing Company (ITMCO) — компании ООО «Жевель ИТМ». Вместе с экспертом мы также оценили перспективы иранского сельхозмашиностроения в нашей стране, риски, преимущества и особенности логистики.
Евгений Жуков. Добрый день, компания базируется в городе Великие Луки Псковской области, отсюда родом наши учредители, которые в частности заканчивали инженерный факультет Великолукской ГСХА, которая также расположена в регионе.
В Великих Луках у «Жевель ИТМ» есть свой собственный большой склад техники и запчастей, сервисные помещения и ремонтные цехи, офисные здания и сопутствующие территории. Компания как юридическое лицо была образована недавно, специально для того, чтобы заниматься исключительно иранскими тракторами. До этого момента один из учредителей имел опыт работы с сельхозтехникой другого бренда, так что такой сельскохозяйственный бизнес нам точно не в новинку.
Штат сотрудников пока небольшой, однако он постоянно расширяется. Так, уже 20 января 2023 года мы отправим новую большую группу специалистов на обучение в Иран по сервисному обслуживанию. В этот список войдут как сервисные инженеры компании, так и сотрудники наших дилеров. Стратегическая цель этого мероприятия: каждый дилер обязан подготовить профессиональные кадры на заводе в Иране, чтобы оказывать только качественный сервис российским потребителям.
Евгений Жуков. В ноябре 2022 года мы впервые заявили о своих планах поставлять иранские тракторы в Россию. 29 декабря мы официально получили сертификат соответствия российским стандартам ТР ТС 031/2012 и теперь смело можем продавать агрегаты от ITMCO по всей нашей стране, а также в Беларуси и Казахстане.
Тракторы ITM можно будет приобрести у наших партнеров, которых с каждым днём становится всё больше. На официальном сайте можно будет отыскать ближайшего к себе дилера и купить у него трактор — любой из представленных моделей в каталоге техники. На данный момент времени доступно более 20 исполнений машин: тракторы ITM 1500 4WD, ITM 4120 4WD, ITM 399 4WD и 2WD, ITM 800 4WD и 2WD, ITM 485, 475, 470, 455, 285, 240 в версиях 4WD и 2WD, а также ITM 950. При этом линейка однозначно будет расширяться.
В целом отмечу, что ITMCO — это новая марка техники для РФ. Иранский производитель тракторов хочет попробовать здесь свои силы, и мы готовы ему в этом помочь. После прохождения техникой сертификации Россия стала первым европейским рынком для иранского бренда, который ранее был ориентирован только на страны Ближнего и Среднего Востока.
В нашей стране заинтересованность в иранских тракторах уже проявили сельхозпроизводители Ленинградской, Псковской и других областей. В связи с этим уже есть договоренности о поставках первых машин местным дилерам.
Евгений Жуков. Тракторный завод Iran Tractor Manufacturing Company (ITMCO), расположенный в городе Тебриз на северо-западе страны, является предприятием полного производственного цикла и одним из крупнейших машиностроительных заводов Ирана. Производственные мощности составляют до 30000 единиц тракторов (мощностью от 45 до 150 л.с.) в год. При этом потенциал рассчитан на 70000 единиц сельхозтехники, так что мы смело можем закрыть любой запрос на любой объём тракторов, если такая потребность будет у аграриев России. Кроме того, на заводе в Тебризе также выпускаются дизельные двигатели — более 30 тысяч моторов ежегодно. Сама компания — государственная.
Сейчас совместно с заводом ITM мы дорабатываем тракторы, адаптируя их под требования отечественных фермеров, например, разрабатывается передний ВОМ, в плане выпуск агрегата на 200 л.с. Предприятие не стоит на месте, и мы будем сообщать о новшествах постепенно, по мере их внедрения.
Первой для нашей страны стала модель ITM 1500 4WD со 150-сильным четырехтактным мотором. Трактор ITM 1500 4WD построен с нуля в Иране. Он комплектуется шестицилиндровым 5,984-литровым двигателем «Моторосазан» MT660A-150AD с непосредственным впрыском топлива и турбокомпрессором мощностью 150 л.с. (650 Нм крутящего момента) и синхронизированной коробкой передач с 12 передачами переднего и 5 заднего хода.
Максимальная производительность ВОМ — 138 сил (540/1000 об/мин), объем топливного бака составляет 380 литров. В базовую комплектацию входят обогреватель кабины и кондиционер. Машина также оснащается вертикальной выхлопной трубой, дополнительным вспомогательным устройством для запуска мотора (встроенный обогреватель свечи зажигания), сухим двойным керамическим сцеплением, дисковыми тормозами, независимой гидравликой с рычагами, мостом Карраро с механической блокировкой дифференциала, гидростатическим рулевым управлением, трехпозиционным двухрядным вспомогательным гидрораспределителем, тандемным шестеренчатым гидравлическим насосом с максимальным расходом масла до 45 литров при давлении 220 бар.
Максимальная грузоподъемность задней навески составляет 5,5 тонны при собственной массе трактора 6430 кг. Трехточечное соединение — тип 2 с быстрым подключением. Диаметр цилиндра — 100 мм. Ход поршня — 127 мм.
Трактор ITM 4120 4WD оснащен четырехтактным шестицилиндровым двигателем «Моторосазан» MT660A-120AD с непосредственным впрыском топлива и турбокомпрессором мощностью 120 л.с. (480 Нм крутящего момента), синхронизированной коробкой передач с 12 передачами переднего и 4 заднего хода, топливным баком на 150 литров, ВОМ на 540/1000 об/мин, поршневым гидравлическим насосом и т.д. Максимальная грузоподъемность задней навески составляет 3,6 тонны при собственной массе трактора 4080 кг.
В свою очередь, трактор ITM 800 4WD оснащен четырехтактным четырехцилиндровым двигателем «Моторосазан» MT440С с непосредственным впрыском топлива мощностью 82 л.с. (360 Нм крутящего момента), коробкой передач с 12 передачами переднего и 8 заднего хода, топливным баком на 126 литров, ВОМом 540/1000 об/мин. Максимальная грузоподъемность задней навески составляет 2,2 тонны при собственной массе трактора 3480 кг.
Если говорить в целом о конкурентных преимуществах, то данная марка тракторов придется к месту для российских аграриев, это простой и удобный агрегат с эргономичными и простыми узлами механики и кинематики. Иранский трактор сможет освоить механизатор любого уровня компетенций, что особо важно в условиях кадрового голода на селе. Не секрет, что сложные компьютеризированные и напичканные электроникой машины зачастую пугают механизаторов. Иранская же техника проста и функциональна, и уже по первым отзывам фермеров мы видим, что они ценят легкость ее обслуживания и свободный доступ ко всем ключевым узлам трактора.
Отсутствие дефицитных санкционных плат и компьютерного управления делает такое предложение антикризисным в этот период глобальных запретов и кризисов по всему миру. Важно и то, что заявленная мощность соответствует действительности, здесь нет специально завышенных мощностных или тягово-сцепных параметров.
Зачастую тракторы конкурентов — это сборный конструктор из узлов, поставленных от разных заводов, иногда в одной линейке могут быть разные комплектующие даже в одной партии, шасси в одном месте купили, двигатель — в другом, и так далее, порой даже при заказе запчастей нет нормального каталога. В случае с ITM все тракторы полностью производятся на одном заводе, начиная от двигателя и заканчивая другими узлами и деталями, поэтому известных проблем с запчастями и иными составляющими частями у нас нет. Кроме того, запчасти для иранских тракторов имеют фирменную защитную маркировку с голограммой и читабельными каталогами, что позволяет гарантировано заказать то, что нужно, исключая возможности ошибок.
Короткое транспортное расстояние между Россией и Ираном гарантирует оперативные сроки доставки товара. Важным фактором является и то, что сейчас уже строят и новую дорогу для формирования более эффективного товаропотока между странами. Вероятно, что в скором времени Иран также сможет присоединиться к евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), так что будущее развитие у бренда очень даже перспективное.
Евгений Жуков. На тракторах ITM больше не ставятся двигатели Perkins. Теперь у бренда свои собственные моторы, которые выпускаются на профильном подразделении иранского Tractor Motorsazan Company («Моторосазан»). Да, до санкций завод в Иране имел лицензию на Perkins, но это было очень давно, сейчас же есть полностью свое производство, завод льёт блоки, шатуны, коленвалы, фрезерует всё сам. Перед выпуском каждый двигатель проверяется на стендах.
Открою секрет, «солярка» в Иране, мягко говоря, не очень хорошего качества, так что в России эти двигатели будут гораздо лучше работать на нашем хорошем топливе, моторы будут еще более долговечны.
Евгений Жуков. Завод сейчас дорабатывает тракторы до привычных для российских аграриев опций и функционала, например, в Иране не нужно много гидровыходов, так как сельхозтехника там простая, в России же, наоборот, необходимо как можно больше гидровыходов, и завод будет делать такое исполнение именно для пользователей из РФ. Также техника для нашей страны получит более мощный гидравлический насос и еще много чего, о чем будем сообщать дополнительно.
Евгений Жуков. Тракторы универсальны, и не только потому, что они теперь будут поставляться в зоны рискованного земледелия РФ, но и из-за природно-климатических условий на их собственной Родине. В Иране очень разная погода, например, пару дней назад там выпал мощный снегопад, морозы могут быть до -30 в некоторых районах, а на юге жара может достигать +60, так что техника изначально планировалась как агрегат, адаптивный для тяжёлых, а порой и экстремальных условий эксплуатации.
Кроме того, в Иране очень тяжёлые каменистые почвы, можно даже сказать, что тракторы работают практически по камням, при большой пыли, в условиях жары и холода. Еще одна особенность — операторы машин в Иране менее компетентны, чем в России, поэтому наш фермер может быть спокоен и уверен в том, что техника сможет работать в любом уголке нашей необъятной Родины и на любых операциях.
Евгений Жуков. Да, иранская компания по производству тракторов была создана в 1968 году как специальное акционерное общество с участием инвестиций из Румынии с целью производства различных типов сельскохозяйственных и промышленных машин марки UTB. С 1975 года производство этих тракторов стало постепенно сворачиваться, а бренд сместил фокус внимания на выпуск тракторов под маркой Massey Ferguson при непосредственном участии самой компании.
Сотрудничество с мировыми флагманами сельхозмашиностроения дало большой старт в создании собственного бренда, а санкционная политика недружественных стран сделала этот бренд по-настоящему любимым жителями Ирана, приятно наблюдать за тем, что на полях работают тракторы, которым 30 и более лет, и они реально работают.
Евгений Жуков. Скажу так, что когда мы делали экспертизу завода и получали сертификаты соответствия для РФ, специалисты, которые сертифицировали многие тракторы в России, заверили нас, что такой локализации не видели нигде. Техника локализована практически полностью, пожалуй, только резина не своя. Ввиду сложившихся санкционных особенностей экономики Ирана, завод локализовал почти 100% производства тракторов. За десятилетия эксплуатации машины ITM зарекомендовали себя как надёжные и простые в эксплуатации и ремонте, работающие в любых условиях.
Евгений Жуков. В Иране сельхозмашиностроение развито не так сильно, если сравнивать его через призму мирового масштаба, однако в стране производят и компактные посевные и почвообрабатывающие орудия, например двух-, трёхкорпусные плуги, и технику для кормозаготовки, например, барабанные косилки. Но повторюсь, завод ITMCO поистине уникален для Ирана, это полностью государственное предприятие, которое имеет возможность пользоваться всеми мерами господдержки.
Евгений Жуков. На грузовой фуре или прицепе-трале трактор доезжает до России за 3-5 дней по сухопутной границе через Азербайджан. Общее расстояние между странами составляет около 3600 км.
Сложности в работе с Ираном, конечно же есть, так как не так просто обычному человеку наладить поставки и организовать прямые контакты со специалистами из этого государства, но мы смогли наладить и настроить этот процесс благодаря своим связям и умениям. Теперь мы готовы безопасно и в полном объеме привозить в Россию тракторы и запчасти к ним.
Евгений Жуков. Россия и Иран, находящиеся под давлением западных санкций, прорабатывают различные варианты сотрудничества. Уже известно, что в нашу страну начнут поставлять легковые автомобили брендов IKCO и SAIPA, страны даже обсуждают совместное производство этих машин в РФ и выпуск запчастей. Кроме того, достаточно мощное направление в Иране — сельскохозяйственные шины. Думаю, что соотношение цена-качество позволит поставщикам данных решений эффективно работать в РФ, тем более, что ниша достаточно сильно освободилась, теперь есть где развернуться.
Также не исключаю, что российских аграриев могут заинтересовать иранские удобрения, ведь страна богата на полезные ископаемые. Удобрения из Ирана могут заинтересовать отечественных инвесторов. Так что направлений партнерства много, было бы желание.
Евгений Жуков. Знаете, Ассоциация «Росспецмаш» публикует статистику по ввозу сельхозтехники, и, как ни странно, например, в 2022 году лидером по импорту косилок стала Польша. Во вложении официальные данные. Я убежден, что импортная техника должна быть на рынке, однако российским производителям категорически нельзя покупать всё из-за рубежа, нужно что бы наша страна развивалась самостоятельно. Сегодняшние реалии дают возможность нам это осуществить, ведь не даром говорят, что «кризис для кого-то — это крах надежд, а для кого-то — новые горизонты».
И одно дело, когда мы говорим о тракторах малой мощности, которые в России не производят, а другое дело, когда мы говорим о комбайнах, которые в нашей стране выпускаются в огромных количествах. Лучше купить российское, белорусское или же что-то у дружественных стран, чем работать с теми брендами, которые ушли с нашего рынка и кинули своих клиентов.
Отвечая на вопрос о продаже комплексных технологий, отмечу, что пока мы фокусируемся только на тракторах ITMCO. Считаем, что нужно быть профессионалом в своей области, чем любителем во всём и сразу.
Евгений Жуков. Я думаю, ответ на этот вопрос лежит между строк всего интервью, — простота, удобство, доступность, ремонтопригодность, надёжность и многое другое.