Эволюция Кировцев — всё о новой автоматической коробке передач на тракторах

24.10.2022
Тракторы
6853

В рамках выставки «АГРОСАЛОН-2022» АО «Петербургский тракторный завод» раскрыл детали обновления выпускаемых тракторов марки Кировец. Многие аграрии и эксперты рынка, в первую очередь, сделали акцент на новом отвале и уникальной системе автовождения с искусственным интеллектом от Cognitive Pilot. Да, безусловно, это действительно хорошие обновления, но команда «ГлавПахарь» обратила внимание и на другой чрезвычайно важный факт  теперь все тракторы Кировец оснащены новой автоматической коробкой передач.

Отметим, что Петербургский тракторный завод представил в своей экспозиции сразу два серийных Кировца из новейшей продуктовой линейки: тракторы К-742М и К-525Пр. Но не стоит думать, что модернизацию получат только данные версии — фактически новая автоматическая КПП доступна для всего модельного ряда сельхозтехники серий К-7М мощностью 300, 350, 390 и 420 л.с. и К-5 мощностью 250 л.с.

В данном материале мы попробуем разобраться с тем, как работает и что из себя представляет новое решение для тракторов, а также почему это настоящая эволюция на рынке отечественного сельхозмашиностроения, особенно в условиях курса на импортозамещение.

Экспозиция обновленных тракторов Кировец на выставке АГРОСАЛОН-2022

Новая автоматическая коробка передач на тракторах Кировец: хорошо или плохо?

Начнем с того, что экспозиция Петербургского тракторного завода на «АГРОСАЛОН-2022» была одной из самых посещаемых. Оно и понятно, за флагманом отрасли всегда следят более чем пристально. Директор предприятия Сергей Серебряков со своей командой представил продукцию министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, представителям Государственной Думы РФ, и конечно же, целевому потребителю — аграриям и фермерам со всех уголков нашей необъятной Родины.

Новая коробка с полностью автоматическим режимом управления и переключением передач в четырех диапазонах использует технологию электронной оценки нагрузки на двигатель. Трактор самостоятельно выбирает режим работы на конкретном поле, что позволяет оператору не отвлекаться на ручное переключение скоростей. Такой подход также предотвращает износ основных узлов и деталей, увеличивает эффективность работы.

Когда мы говорим о К-7М, то подразумеваем мощный трактор для крупных современных агрохозяйств, который позволяет производить обработку полей и посев на больших площадях с максимальной эффективностью. В свою очередь, К-5 — это универсальный фермерский трактор, который демонстрирует поразительную производительность не только в поле, но и на транспортных работах. Главный вопрос нужна ли им автоматическая КПП и готовы ли они к ней? Ответ: однозначно, да, и сейчас постараемся объяснить почему.

Первая причина кроется в том, что и тракторы, и сам завод по-настоящему «созрели». Так, по уровню своей компетенции на производстве и кадровому составу ПТЗ готов был выходить на новый уровень. Это и случилось. Цех трансмиссий был полностью модернизирован еще 4 года назад. Основная задача состояла в том, чтобы собрать самое лучшее и передовое оборудование, которое есть не только в России, но и в мире.  И это получилось реализовать в полном объеме еще до санкций и геополитических потрясений в мире. Сегодня на берегах Невы имеются как отечественные, так и импортные станки из стран дружественного поля самой высокой точности и надежности. Производство технологично и независимо.

Все производство максимально скомпоновано по группам. Мелкие рычаги и элементы находятся в одном месте, обоймы и фланцы — в другом, шестерни, валы, муфты и барабаны — в третьем и так далее. Все подчинено потоку создания ценности с постоянным отслеживанием предельного уровня качества. Цех трансмиссий на предприятии — один из самых значимых.

Вторая причина — удобство для аграриев и функциональность. Важно, что новая автоматическая коробка передач на тракторах — это не какое-то новомодное абстрактное решение для Кировцев, как говорится, маркетинга ради, это конкретное предложение, на практике помогающее операторам агромашин работать с максимальным комфортом, еще большей производительностью и эффективностью. Это первое применение на российском тракторе автоматической трансмиссии собственной разработки и полномасштабного серийного производства.

Удобство управления и высокая эффективность: о преимуществах новой автоматической КПП для тракторов Кировец

Дмитрий Мельников — бренд-менеджер управления службы маркетинга АО «Петербургский тракторный завод»

«Если говорить о преимуществах, то, в первую очередь, это удобство управления. Мы разгрузили механизатора, оторвав его от традиционного ручного труда. Теперь оператор может использовать свое время более рационально, например, для того, чтобы лучше следить за технологическим процессом, за тем, как работает почвообрабатывающее или посевное орудие. Отвлекаться на переключение передач ему больше не придется.

 

Во-вторых, это более высокая эффективность. Для того чтобы управлять трактором в ручном режиме, как правило, требуются определенные знания, навыки и понимание. Алгоритм же, который заложен в новую автоматическую коробку передач, позволяет системе всегда подстраиваться таким образом, чтобы двигатель работал в наиболее оптимальном режиме. В итоге мы получаем нужную производительность, повышаем экономичность, защищаем трактор от возможных ошибок механизатора и перегрузок в поле».

Дмитрий Мельников бренд-менеджер АО «Петербургский тракторный завод»
Новая автоматическая коробка передач для тракторов Кировец производства АО «Петербургский тракторный завод»

Тракторы Кировец К-5 и К-7М: как работать с новой автоматической КПП и как ею управлять?

От А до Я: краткое описание работы с новой автоматической КПП и руководство для оператора Кировца

Как мы знаем, перед тем как запустить двигатель, необходимо проверить исходное состояние органов управления: включен ли стояночный тормоз, находится ли трактор в «нейтрали» режимов и так далее. После этого в тракторах Кировец включается масса и непосредственно нажимается кнопка старт/стоп. При включении питания система управления запускает режим, в котором завершилась предыдущая сессия. Сама система управления имеет два режима: «Ручной» и «Автомат».

Включить/отключить режим «Автомат» возможно нажатием всего одной кнопки AUTO на панели управления справа от механизатора (смена режима). Активация режима «Автомат» сопровождается появлением специального индикатора на приборной панели, там же активируется зона отображения целевой скорости.

Скорость движения для автоматического режима выставляется  рукояткой газа и ручным акселератором, затем нажимается педаль слива, и трактор сам включает первую передачу и начинает ехать. Агрегат без проблем меняет передачи, поддерживая оптимальную заданную скорость. Кроме того, из ручного в автоматический режим возможно переключаться на ходу.

Панель управления на тракторах Кировец К-5 и К-7М, показанных на АГРОСАЛОН-2022 (источник: glavpahar.ru)

Важно и то, что теперь на правой стойке в кабине трактора нет отдельного дисплея для контроля за работой новой КПП, как это было ранее. Теперь для лучшей эргономики и удобства все параметры выводятся непосредственно на общую приборную панель и основной дисплей за рулевой колонкой. Как говорят сами механизаторы, такой подход более функциональный.

В целом порядок действий после активации режима «Автомат» следующий:

  • выбрать направление движения переключателем на рукоятке управления (№7, см.фотографию панели управления выше);
  • кнопками выбора режима движения выбрать один из доступных режимов коробки передач, I-IV — вперед, I-II — назад (№3, см. фотографию панели управления выше);
  • задать скорость движения ручным акселератором, передвинув рукоятку от себя (№5 см.фотографию панели управления выше).
Целевая скорость на приборной панели будет изменяться. Выставить можно любую скорость из диапазона скоростей доступного для выбранного режима. Дополнительно есть возможность регулировать скорость переключателем 7 в диапазоне ±2 км/ч от заданной скорости, с шагом изменения значения 0,2 км/ч. Если пропустить установку скорости ручным акселератором, то скорость и ускорение будут задаваться от педали газа, система управления будет переключать скорости в автоматическом режиме, при этом в графе целевой скорости будет прочерк.
  • снять ручной стояночный тормоз (важно, что если после выбора режима в течение 10 сек трактор не начал движение, система управления программно поставит трактор на программный стояночный тормоз, который автоматически будет выключен при начале движения);
  • выжать педаль слива, автоматически включится первая передача;
  • после автоматического включения первой передачи плавно отпустить педаль слива. Трактор начнет разгон до достижения установленной с помощью педали акселератора или рукоятки ручного газа скорости.
В случае задания скорости движения трактора с помощью рукоятки ручного газа, при кратковременном нажатии педали тормоза, система перейдет в «режим ожидания», т.е. обороты ДВС будут равны оборотам холостого хода и скорость движения снизится до минимальной скорости для данного режима. Выход из «режима ожидания» возможен отклонением переключателя 7 в любую сторону или отклонением рукоятки ручного газа 5 на угол от 15° до 20° от текущего положения.

В свою очередь, для того чтобы остановиться, необходимо:

  • выжать педаль слива совместно с педалью тормоза;
  • если в начале торможения/остановки трактор двигался на 2-4 передаче I – IV режима работы КПП, то система управления автоматически перейдёт в «нейтраль» передач. После полной остановки трактора следует отпустить педаль слива. Для перехода в «нейтраль» режимов нажать кнопку 6 на рукоятке управления КПП (№6 см.фотографию панели управления выше);
  • если при начале торможения/остановки трактор двигался на 1 передаче I – IV режима работы КПП, то при выжиме педали слива автоматического выхода в «нейтраль» передач не произойдёт. Для перехода в «нейтраль» передач следует не отпуская педаль слива нажать кнопку 9 (№9 см.фотографию панели управления выше) на рукоятке управления КПП. После выхода в «нейтраль» передач педаль слива можно отпустить. Для перехода в «нейтраль» режимов нажать кнопку 6 (№6 см.фотографию панели управления выше) на всё той же рукоятке управления КПП;
  • поставить трактор на ручной стояночный тормоз.

Для любителей вникнуть в конструкцию: о составе и назначении системы

Среди наших читателей наверняка найдутся и те, кому покажется недостаточно просто знать, как управлять и работать с новой автоматической коробкой передач. Для них мы готовы рассказать более подробно о составе и назначении системы. Так, рабочие элементы переключения режимов движения, управления механизмом переключения передач, управления приводом грузового моста расположены непосредственно на коробке передач.

Система управления коробкой передач состоит из:

  • рабочих элементов переключения режимов движения;
  • рабочих элементов управления механизмом переключения передач;
  • рабочих элементов управления приводом грузового моста;
  • рабочих элементов управления стояночным тормозом;
  • блока управления рабочими элементами;
  • дисплея, предназначенного для визуализации состояния КП;
  • панели управления, используемого для выбора режимов движения, переключения передач, включения / отключения привода грузового моста, выдачи разрешения на аварийный запуск двигателя.
Расположение цилиндров и клапанов управления на коробкой передач (источник: glavpahar.ru)

К рабочим элементам переключения режимов движения относятся пневмоцилиндры  Ц1, Ц2 и Ц3, датчики положения на цилиндрах Ц1, Ц2 и Ц3, клапаны управления Р0 - Р6. К рабочим элементам управления механизмом переключения передач относятся цилиндр Ц5, датчики положения на цилиндре Ц5 и клапаны управления Р9, Р10, Р12, Р13. К рабочим элементам управления приводом грузового моста относятся цилиндр Ц4, датчики положения на цилиндре Ц4 и клапаны управления Р7, Р8. Клапаны управления располагаются на блоках клапанов 1 и 2.

Система управления КПП предназначена для:

  • переключения муфт выбора режимов движения. Возможны 4 режима движения вперед, 2 режима движения назад и исходный режим без движения, в дальнейшем именуемый «нейтралью» режимов;
  • переключения передач. Имеются 4 передачи на каждом из режимов, таким образом комбинацией режимов движения и передач оператору доступны 16 скоростей движения вперед и 8 скоростей движения назад;
  • включения / отключения привода грузового моста;
  • управления сигналом разрешения запуска двигателя. Запуск двигателя возможен только при положении муфт КП в «нейтрали» режимов и по команде аварийного запуска двигателя;
  • включения / отключения стояночного тормоза в автоматическом режиме;
  • хранения данных о текущем состоянии и параметрах настроек КПП;
  • хранения данных о наработке, моточасах и ошибках рабочих элементов КПП и системы управления КПП.

Всё о новом интерфейсе системы управления автоматической коробкой передач на тракторах Кировец

К органам управления относятся: рукоятка управления коробкой передач (см. рисунок ниже), кнопки выбора режима движения, клавиша включения / отключения привода заднего моста, кнопки системы управления.

Внешний вид рукоятки управления на обновленных тракторах Кировец К-7М (источник: glavpahar.ru)

Назначение рукоятки управления коробки передач:

  • выбор направления движения путем нажатия двухпозиционного переключателя 2 (№2 см. фотографию внешнего вида рукоятки управления выше): краткосрочно, без фиксации в положение «F» — для движения передним ходом; краткосрочно, без фиксации в положение «R» — для движения задним ходом;  удерживать в режиме реверса — для быстрого переключения направления движения.
  • переключение передач в пределах выбранного режима путем нажатия кнопок 3, 4 (№3 и №4 см. фотографию внешнего вида рукоятки управления выше): кнопка 3 («+») — для увеличения номера текущей передачи и кнопка 4 («-») — для уменьшения номера текущей передачи.
  • выбор «нейтрали» режимов осуществляется нажатием кнопки 1 (№1 см. фотографию внешнего вида рукоятки управления выше)

При подаче питания система управления КПП отображает на общей приборной панели за рулевой колонкой основной экран состояния, на котором в соответствии с текущим состоянием исполнительных элементов отображаются:

  • направление движения (передний ход, «нейтраль», задний ход);
  • текущий режим движения (первый, второй, третий, четвертый, «нейтраль» режимов);
  • номер текущей передачи или «нейтраль» передач;
  • состояние грузового моста;
  • дополнительная информация (пиктограммы и уведомления).
Рулевая колонка и приборная панель на тракторе Кировец серии К-7М (источник: glavpahar.ru)

Кроме того, теперь также можно пользоваться дополнительным возможностями терминала и самой системы автономного управления трактором Cognitive Agro Pilot с искусственным интеллектом.

Еще одним важным фактом для механизатора станет и то, что выбор и переключение режимов движения осуществляется только на «нейтрали» передач. Доступны шесть режимов движения и «нейтраль» режимов.

В целом отображение, которое ранее было доступно на отдельном терминале управления КПП, было перенесено на приборную панель с сохранением уже привычных, понятных и доступных индикаций.

Служебные функции системы управления КПП по-прежнему распределены по четырем группам: базовое и сервисное меню, отключение программно включенного стояночного тормоза, просмотр журнала ошибок. Клавиша «Отмена» во всех ситуациях используется для прерывания процессов и/или возврата к предыдущему уровню меню.

Меню настроек на приборной панели, как и ранее, содержит 5 элементов:

  • просмотр моточасов / наработки фрикционов и шестерен;
  • просмотр счетчиков переключений фрикционов и шестерен;
  • пункт регулировки яркости подсветки дисплея;
  • пункт смены отображения (внешнего вида) основного экрана;
  • просмотр версии программного обеспечения системы управления КП.

С более подробным описанием работы с новой автоматической коробкой передач можно ознакомиться в профильной нормативной документации — Система управления КП «КОМАНДПОСТ» версия 4А тракторов типа К-5. Инструкция по монтажу, пуску, регулировке и обкатке изделия  525-37.72.000 ИМ.

Петербургский тракторный завод продолжит совершенствовать серийные тракторы Кировец: то ли еще будет

Петербургский тракторный завод продолжит совершенствовать серийные тракторы Кировец — это главное, что сегодня нужно понимать аграриям и фермерам. Верится в этот лозунг с большой охотой, так как пока завод ни разу не дал повод усомниться в данных обещаниях. За последние 5 лет по качеству и надежности тракторы Кировец шагнули далеко вперед, и это неоспоримый факт. Завод дорабатывает агромашины даже в самых мелочах.

Отметим, что 2022 год стал юбилейным для Петербургского тракторного завода, ведь 13 июля знаменитому Кировцу стукнуло 60 лет. Да, именно тогда 60 лет назад был выпущен первый трактор Кировец — сельскохозяйственный К-700. Его возможности позволили увеличить эффективность сельскохозяйственных работ и обеспечили необходимые условия роста урожайности зерновых культур в то непростое время. С тех пор утекло много воды. Однако за последние 60 лет с конвейера завода сошло более 500 000 машин под маркой Кировец, а по итогам прошлого года завод укрепил свою позицию лидера российского рынка энергонасыщенных тракторов мощностью свыше 250 л.с.

Благодаря грамотной стратегии руководства и самоотверженному труду многотысячного коллектива Петербургский тракторный завод в условиях санкционного давления продолжил развитие и в 2022 году на 20% увеличил выпуск техники Кировец в сравнении с прошлым годом, продолжил улучшать сельхозтехнику и готов совершенствовать ее и дальше.

Уже в ближайшее время «Петербургский тракторный завод» с привлечением займа Фонда развития промышленности на сумму 5 млрд рублей запустит новое производство ведущих мостов для сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники. В настоящий момент завод частично использует в сборке тракторов и спецтехники комплектующие трансмиссионной группы иностранного производства, преимущественно из Европы и Юго-Восточной Азии.

Мощность собственного производства составит 7,5 тысяч мостов в год. Реализация проекта позволит минимизировать зависимость от импорта отрасли, а также повысить компетенции в создании современной техники. Уровень локализации составит 99,5%. При производстве будет использоваться только отечественное сырье. Проект будет реализован до 2024 года.

Передние и задние мосты будут устанавливаться на тракторы «Кировец» серии К-5 и К-7М, фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры и другую спецтехнику. Ведущие мосты передают крутящий момент от коробки передач к ведущим колесам трактора, также в них размещаются тормозные и другие вспомогательные механизмы. В ходе реализации проекта будет создано 566 рабочих мест, из них 436 высокопроизводительных.

Напомним, что ранее с привлечением двух займов ФРП на сумму порядка 1 млрд рублей завод успешно реализовал как раз-таки проект по выпуску автоматизированных трансмиссий для сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники российского производства.

Еще одним глобальным проектом на самую ближайшую перспективу станет полностью беспилотный трактор. К 2024-2025 годам на рынок должна выйти самая умная машина Кировец с ИИ Cognitive Agro Pilot.

Главное отличие от нынешних образцов будет заключаться в существенном повышении уровня автоматизации. Как сообщается, техника будет способна не просто работать в полностью автономном режиме, но и выполнять полевые агрозадачи и технологические операции в группе во главе с лидером машинно-тракторного парка. 

Реклама АО «Петербургский тракторный завод».

Обновленные тракторы Кировец были в центре внимания на АГРОСАЛОН

Самый русский, самый отечественный — обзор Петербургского тракторного завода, часть 1