Барабаны и роторы сельхозтехники — еще есть время избежать потерь

16.03.2022
Прочее
2870

Барабаны и роторы, работающие при оборотах более 1000 оборотов в минуту, являются главной проблемной деталью кормо- и зерноуборочной техники. Подавляющее большинство из них производится за рубежом (даже для техники отечественной сборки) и стоят они очень недешево. Качественно изготовленные, тщательно сбалансированные и надежные, они имеют гарантированный ресурс более 10 лет, без учета их механического повреждения по разным причинам (попадание камней, металла, ошибки монтажа и износ элементов и т. п.).

Более 15 лет мы ремонтируем сложные детали и узлы импортной СХТ. За эти годы накопился солидный опыт, позволяющий дать практические советы по избеганию сверхзатрат по эксплуатации техники.

Поскольку сейчас в хозяйствах активная фаза подготовки кормоуборочной техники к новому сезону, то с рекомендаций по ней я и начну. Тем более что стоимость упущений при ее подготовке наивысшая. Про двигатели и гидромеханизмы, в силу недостаточной компетенции, писать не буду, остановлюсь на деталях механического привода (барабаны, роторы, шкивы).

Молотильный барабан комбайна GS12

Кормоуборочная техника

И в первую очередь, поговорим о самом дорогом, тяжелом, трудоемком при демонтаже – о ножевом барабане. Независимо от марки (John Deere, CLAAS, Krone или «Гомсельмаш»), принципов работы и их устройства, принципиальной разницы они имеют мало. Это стальной барабан диаметром до 660 мм, шириной до 800 мм и весом от 400 до 600 кг, на который резьбовым соединением крепятся ножи (24-48 штук). Он устанавливается в корпус на мощных роликовых подшипниках, с частотой вращения до 1300 оборотов в минуту.

Инерционная масса такого барабана огромна. Его обслуживание, ремонт и установка требует тщательной подготовки и контроля всех без исключения деталей и работ, дабы избежать аварий с серьезными последствиями.

Об износе опорных подшипников барабана или деталей его привода достаточно надежно сигнализирует вибрация. Необходима лишь своевременная на нее реакция механизатора и инженера. А вот надежность крепления ножей требует большого усердия и контроля, поскольку обрыв даже 1 ножа может надолго вывести из строя все детали системы измельчения и силосоудаления, с гарантией длительного простоя комбайна в ремонте и серьезными материальными потерями. Проблемы с креплением ножей можно выявить только при внимательном обследовании крепления каждого из них.

У многих комбайнов срок эксплуатации уже превысил 15 лет. И даже если исключить человеческий фактор при установке крепежа ножей, то причиной его обрыва может быть абразивный износ крепления ножа на барабане. И таких случаев с каждым годом становится все больше.

Износ и обрыв кронштейна крепления ножа John Deere и разрушение барабана и Ремонт и восстановленные кронштейны крепления ножей (источник: nsh.by)

Как пример, за сезон 2021 года только в Клецком районе Минской области по этой причине произошел обрыв ножей барабана на 2 комбайнах John Deere. Если бы не удалось их восстановить методом ремонта, то затраты хозяйств составили бы порядка 2 млн рублей, а простой комбайна – не менее 20 дней. Стоимость только нового барабана для CLAAS Jaguar составляет более 1 млн российских рублей. Сравнивая эту сумму со стоимость сельхозпродукции, вывод не утешителен, но впечатляет.

Чтобы купить один барабан, надо продать 25 коров

Ремонт

Денежные затраты: 100-150 тыс руб., временные затраты: 1-2 рабочих дня

Покупка нового

Денежные затраты: от 1,3 млн руб., временные затраты: 2 недели

Износ кронштейнов крепления ножей CLAAS Jaguar: в отверстиях видны следы от резьбы крепежного болта, которых здесь быть не должно
Кронштейны после ремонта (источник: nsh.by)

Кроме абразивного износа крепления ножей, на ресурс барабана значительно влияет использование болтов неправильной конструкции (с полной резьбой). Наличие резьбы на болте в отверстии кронштейна в разы уменьшает площадь опоры шейки болта и в столько же раз увеличивает нагрузку на стенку отверстия кронштейна, разбивая его до эллипсовидного состояния с последующим разрывом.

Ошибки крепежа ножей (источник: nsh.by)

Выявить износ кронштейнов и отверстий для крепления ножей можно лишь при внимательном визуальном осмотре. Следует понимать, что износ кронштейна крепления уменьшает и площадь опоры ножа, что увеличивает вероятность его облома со всеми вытекающими последствиями, описанными выше.

Детали крепления ножей на барабане CLAAS Jaguar (источник: nsh.by)
Рекомендация! Во избежание аварийного разрушения системы измельчения на технике, отработавшей более 15 лет, необходима тщательная диагностика всего ножевого барабана с его демонтажем и снятием всех ножей.
Динамическая балансировка барабана CLAAS Jaguar после ремонта – ОБЯЗАТЕЛЬНА! (источник: nsh.by)

Лопастное колесо, барабан ускорителя (швырялка)

Основными проблемами этого узла являются разрушения шпоночного соединения приводного соединения и посадочных мест опорных подшипников. О возникновении этих проблем достаточно информативно сигнализируют все возрастающая вибрация, ее игнорирование механизатором приводит к разрушению и облому вала или шкива. Дальнейшие последствия не столь катастрофичны, как в ситуации ножевого барабана, но тоже недешевы.

Приводные шкивы

Отсутствие контроля за надежностью их крепления на приводных валах приводит к вибрации с последующим разрушением мест посадки и аварийному разрушению как шкива, так и приводимого им механизма. В зависимости от сложности конструкции шкива, его стоимость варьируется от 30 до 300 тыс рублей.

Разрушение установочных размеров шкива из-за ослабленного крепления
Рекомендация! Все барабаны, роторы и шкивы, работающие со скоростью более 1000 оборотов в минуту, требуют систематического контроля установки и обязательной динамической балансировки после любого ремонта.
Динамическая балансировка шкива после ремонта

Барабаны, роторы и вариаторы зерноуборочных комбайнов

Тела вращения зерноуборочных комбайнов имеют большие габариты и меньший вес в сравнении с кормоуборочными. Они более чувствительны к дисбалансу, меньше подвержены аварийному разрушению. Их неисправности приводят к меньшим прямым финансовым потерям, но значительно влияют на качество уборки и потери урожая.

Зеленые полосы всходов на свежеубранном поле через пару недель после уборки и покрытые зеленью тюки соломы как раз и свидетельствуют о количестве потерянного зерна в результате неисправностей системы обмолота комбайна и его неправильной регулировки. Перечислим основные элементы системы обмолота и их неисправности.

Ускоряющий и молотильный барабаны комбайнов «Гомсельмаш» (с сайта ОАО «Гомсельмаш»)

Молотильный барабан

В большинстве случаев его подготовка к уборке заключается в замене бичей, ремонте и регулировке подбарабанья. Изредка случается износ посадки под опорными подшипниками вала.

Более сложный случай, когда деформируется подбичник (лонжерон) молотильного барабана, куда крепятся бичи. Подбичник и запасные части поставляются на практике не часто. Его нужно изготавливать или снимать с «барабана-донора». При этом необходимо учитывать, что крепится он исключительно стальными заклепками. Крепление сваркой приведет к его отрыву по причине активных вибрационных нагрузок на барабане.

Достаточно часто на молотильных барабанах комбайнов КЗК происходит разрушение сварного шва крепления ступицы вала к диску барабана. Данную неисправность можно легко предотвратить, проведя визуальный осмотр проблемной точки на предмет микротрещин. Иначе не избежать разборки в сезон уборки.

НЕ выявленные вовремя микротрещины в месте крепления ступицы вала молотильного барабана привели к разрушению соединения, вынужденной разборке, ремонту и простою комбайна в сезон уборки

Следует помнить, что после ремонта, связанного с заменой подбичника, и ступицы вала, необходимо выполнять динамическую балансировку барабана. Правильнее это делать после замены бичей.

Балансировка молотильного барабана после ремонта

Роторы обмолота

По причине больших габаритов роторов система обмолота оперативно сигнализирует вибрацией о возникающих проблемах. Основные проблемы этих деталей – это деформация элементов ротора посторонними предметами, износ предметного опорного подшипника или опоры под ним. Если в первом случае предусмотреть проблему практически невозможно, то состояние подшипника и его установку на опоре при подготовке комбайна проверить можно и нужно. Выход его из строя чреват:

– значительным простоем комбайна, если ремонт будет возможен,

– полной потерей рабочего сезона, если ротор придется заказывать у дилера и ждать доставки.

Балансировка ротора после ремонта

Ускоряющий барабан

Устанавливается перед молотильным барабаном, служит для ускорения поступающей массы через молотильный барабан. Кроме этого, зубья ускоряющего барабана равномерно распределяют массу под молотильным барабаном, уменьшая нагрузку на него и обеспечивая максимальный обмолот. Деформация зубьев или их обрыв значительно снижают качество обмолота и увеличивают потери зерна. Основные неисправности данного барабана как раз заключаются в обломе колпачков и снятии или обрыве зубьев (кронштейнов). Колпачки поставляются в запасные части всеми производителями комбайнов.

Ускоряющий барабан после окончания уборки
Ускоряющий барабан КЗС перед ремонтом

А вот кронштейн (зуб) ОАО «Гомсельмаш» не поставляет. Хозяйство вынуждено либо покупать новый барабан, если он есть (примерно 230 тыс рублей), либо смириться с потерей урожая. На мой взгляд, большинство хозяйств выбирает последний вариант.

Стоимость ремонта ускоряющего барабана КЗК с балансировкой составляет до 60 тыс рублей (зависит от количества замененных элементов).

Ускоряющий барабан КЗС после ремонта

Вариаторы

Обязательный механизм для БО комбайна, при правильном обслуживании и своевременных регламентных работах, служит надежно. Игнорирование требования ТО и регламента чревато большими финансовыми потерями и простоем техники.

Наиболее наглядно это видно на примере вариаторов CLAAS. Обслуживание заключается в своевременной замене полимерных деталей. К сожалению, в большинстве хозяйств это не делается, поэтому разбиваются корпусные детали вариаторов. Ремонт сложный, его мало кто может сделать, балансировка обязательна. А потому приходится покупать новый или ремонтировать.

Капитальный ремонт с балансировкой вариаторов

Резюме

Поговорку «Скупой платит дважды» применительно к ремонту сельхозтехники (импортной в особенности) можно перефразировать как: «Неграмотный и ленивый платит многократно!».


*Для информации: статья написана Иваном Илькевичем, инженером и директором ТОДО «Грокард», г. Гродно, все цены в материале изначально были указаны в белорусских рублях, однако для упрощения восприятия читателем было принято решение конвертировать стоимость тех или иных работ в российские рубли по текущему курсу, который на момент публикации статьи составлял 1 белорусский рубль = 33,65 российский рубль. Будьте внимательны и проверяйте цены в Вашем регионе!
 

Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2022 г., №3, февраль).

Ремонт сельскохозяйственной техники: основные требования — мнение эксперта

Готовимся к уборке: обеспечим правильную эксплуатацию зернокомбайнов — мнение эксперта